Урок ЛИТЕРАТУРЫ 10 класс ГРОЗА
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок литературы в 10 классе ГРОЗА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_literatury_v_10_klasse_po_teme_groza.docx | 44.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия | А.Н. Островский. Драма «Гроза» |
класс | 10 |
Цель занятия | Формирование коммуникативной компетенции на материале драмы А.Н. Островского «Гроза», формирование навыка говорения (способность вести дискуссию); |
Обучающие задачи |
|
Развивающие задачи |
|
Воспитательные задачи |
|
Тип занятия | Комбинированное занятие. |
Технологическая карта учебного занятия по теме
драма «Гроза» А.Н. Островского.
Раскрытие литературного характера через диалоги персонажей.
№ этапа, время | Наименова ние этапа | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Формы контроля |
1. 3 мин. | Орг. момент | Познакомить студентов с целями и задачами учебного занятия, мотивировать к работе над материалом | Рассказывает о целях, задачах занятия, предъявляет технологическую карту | Слушают преподавателя, изучают технологическую карту занятия | Ответы на вопросы преподавателя |
2. 8 мин. | Контроль знаний по теме "Жизнь и творчество А.Н. Островского | Активизировать знания студентов об особенностях и новаторстве драматургии А.Н. Островского. | Предъявляет тестовые задания (Приложение 1) | Выполняют тестовые задания | Тестовые задания |
3. 6 мин. | Презентация студента "Новаторство и особенности драматургии А.Н. Островского". | Познакомить студентов с новаторством драматургии Островского, выявить особенности творчества драматурга. | ССлушает выступление студента, при необходимости исправляет речевые (языковые) ошибки | Демонстрирует слайды, рассказывает об особенностях драмы «Гроза». Слушают, записывают информацию в виде тезисов, отвечают на вопросы | Взаимопроверка: ответы на вопросы |
4. 12 мин. | Презентация преподавателя "Творческая история создания «Грозы», основной конфликт, тематика, проблематика и система героев произведения». Метод. рекомендации. | Рассказать студентам об истории создания драмы «Гроза», об особенностях расстановки действующих лиц. | Демонстрирует слайды, рассказывает об истории создания драмы «Гроза», об особенностях характеров героев, расстановка персонажей. | Слушают, записывают информацию в виде тезисов, составляют кластер (ключевое слово «Гроза»). | Кластер – графическая организация материала |
5. 4 мин. | Предъявление проблемного вопроса, сравнение с другими литературными произведениями | Мотивировать студентов к проведению филологического анализа текста монологов героев. | Создает проблемную ситуацию (Приложение 2) | Знакомятся с высказываниями Н. Добролюбова и А. Григорьева, определяют суть каждой позиции | Взаимопроверка, ответы на вопросы |
6. 22 мин. | Самостоя- тельная работа. Комплексный анализ текста монологов героев | Совершенствовать лингвистическую текстовую, интерпретацион- ную, социокультурную компетенции студентов | Консультирует студентов при проведении анализа текста | Работают в группах, анализируют текст монологов, делают вывод | Групповое задание: подготовка устного выступления, презентующего результаты анализа текста (Приложение 3,4) |
7. 22 мин. | Предъявление результатов анализа. | Совершенствовать коммуникативную, информационную компетенции студентов | Слушает, при необходимости исправляет речевые (языковые), фактические ошибки | Предъявляют результаты анализа текста; слушают выступления товарищей, записывают информацию в виде тезисов | Ответ на проблемный вопрос (ответ должен включать не менее 3-х аргументов в поддержку позиции автора) |
8. 10 мин. | Подведение итогов | Развивать логическое мышление студентов и навыки интерпретации художественного текста | Слушает выводы студентов | Зачитывают, слушают выводы, подводят общий итог урока | |
9. 3 мин. | Орг. момент | Оценить деятельность студентов на занятии, познакомить студентов с домашним заданием | Выставляет оценки, объявляет домашнее задание | Слушают преподавателя, получают оценки, записывают домашнее задание | д/з: эссе: само убийство Катерины- бунт или соперничество? |
Приложение 1.(тест)
- Определить, кого из писателей II половины ХIХ века называли «Колумбом Замоскворечья»?
- И. Тургенев, 2. А. Островский, 3. Л. Толстой, 4. Ф. Достоевский.
- Определить, какое из произведений принесло автору известность.
- «Банкрот», 2. «Гроза», 3. «Бесприданница», 4.«Лес».
3.Указать, какое имя принадлежит героине из пьесы «Гроза».
1.Анна Петровна, 2.Катерина Львовна, 3.Анастасия Семеновна, 4.Марфа Игнатьевна;
Приложение 2.
Проблемный вопрос:
Как понят и выражен «сильный русский характер»
в драме А.Н. Островского «Гроза»?
1. Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве»: «Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения».
2. А. Григорьев «После грозы»: «Слово Островского – обличение самодурства нашей жизни…слово самодурство слишком узко, и имя сатирика и обличителя отрицательно мало идет к поэту, который создает…страстно – трагическую задачу личности Катерины…»
Нужно отметить, что не все пьесы Островского имеют правдоподобный, реалистический финал. Счастливое разрешение конфликта иногда выглядит нарочитым, не вполне соответствующим характерам героев, как, например, в пьесах «Бедность не порок», «Наливные яблоки». Однако подобные утопические «хэппи-энды» не снижают высокого художественного уровня пьес Островского. Однако одним из известнейших произведений Островского стала драма «Гроза», которую вполне можно назвать трагедией. На самом деле эта пьеса глубоко трагична не только из-за гибели главной героини в финале, но в силу неразрешимости конфликта, показанного Островским в «Грозе». Можно даже сказать, что в «Грозе» не один, а два конфликта: антагонизм Катерины и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи), а также внутренний конфликт Катерины. Обычно Катерину литературоведы вслед за Н. А. Добролюбовым называют «лучом света в темном царстве», противопоставляя ее Кабанихе и другим героям пьесы. Несомненно, что в характере Катерины есть достойные качества. Однако эти качества становятся причиной внутреннего конфликта героини Островского. Катерина не в состоянии ни безропотно смиряться со своей участью, терпеливо ожидая того времени, когда она смогла бы стать второй Кабанихой и дать волю своему характеру, ни наслаждаться тайными встречами со своим любимым, внешне являя образец покорности мужу и свекрови. Главная героиня «Грозы» отдается своему чувству; однако в душе она считает это грехом и мучается от угрызений совести. У Катерины недостает сил удержаться от шага, который сама она считает греховным, но ее добровольное признание в своем проступке в глазах свекрови ничуть не уменьшает ее вины.
Но так ли уж отличаются характеры Катерины и ее свекрови? Кабаниха, конечно, являет собой тип законченного самодура, который, несмотря на показную набожность, признает лишь свою собственную волю. Однако ведь и о Катерине можно сказать, что она в своих поступках ни с чем не считается - ни с приличиями, ни с благоразумием, ни даже с законами религии. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой», — искренне признается она сестре своего мужа. Главное отличие Катерины в том, что она не хочет скрывать своих поступков. «Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — удивляется Варвара. Но вряд ли девушка сама это придумала. Очевидно, эту житейскую «мудрость» она уловила в лицемерной обстановке материнского дома. Тема крушения традиционного уклада жизни в «Грозе» звучит особенно остро — и в зловещих предчувствиях Катерины, и в тоскливых вздохах Кабанихи, посвященных уходящей «старине», и в грозных пророчествах сумасшедшей барыни, и в мрачных рассказах странницы Феклуши о приближающемся конце света. Самоубийство Катерины это тоже проявление краха патриархальных ценностей, которым она изменила.
Приложение 3.
Содержание комплексного анализа.
- Определите особенности речи персонажей.
- Проследите, как с помощью речевых характеристик автор раскрывает характеры героев.
- Приведите цитаты, которые помогают в создании образов персонажей.
- Определите, какими лексическими средствами пользуется автор, как они способствуют раскрытию авторской идеи.
- Охарактеризуйте синтаксис цитат, например Дикого, Кулигина или Бориса.
- Определите, какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для построения образов.
- Сравните мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева о характерах персонажей в драме «Гроза» и дайте обоснованный ответ на проблемный вопрос занятия.
Итак, учебное занятие было полностью посвящено подготовке и проведению комплексного филологического анализа. Завершающему этапу анализа –интерпретации, посвящена внеаудиторная самостоятельная работа.
Приложение 4
Н.А. Островский «Гроза»
Монологи Катерины, (сцена 2, действие1) Дикого (брань, обращенная к Борису и Кулигину), (сцена 3, действие 4) протест Тихона (последний монолог Тихона), (сцена 5, действие 6) высказывания Варвары, другие реплики по выбору студентов.
Вопросы и задания для проведения комплексного анализа:
1.Какие типы текста использованы в данном произведении?
2. Как называются авторские комментарии в драматических произведениях, отступление от сюжетного повествования? (ремарка) Как введение такого отступления в текст характеризует жанр произведения?
3.Произведите синтаксический разбор монолога, прокомментируйте расстановку знаков препинания. Прокомментируйте роль предложения в композиции фрагмента.
4. Определите, как в монологе Дикого, обращенного к Борису и Кулигину, (действие 4, сцена7)отражается комически сниженный отзвук русского богатырства, иронически обыгранные общенациональные мотивы. Приведите примеры такой лексики.
5. Как называется изменение порядка слов в предложении? Какова функция этой стилистической фигуры?
6. Характеризуя выразительность русского языка, Островский использует эстетически приподнятую лексику. Найдите в репликах персонажей лексику, очищенную от бытовой приземленности. Что достигает Островский таким способом? Какова художественная функция таких слов? Как использование синонимов и антонимов расширяет границы повествования?
7.Найдите в тексте олицетворение. Объясните функцию тропа?
8. Найдите в репликах образные выражения, объясните их значение. Проанализируйте их функцию в тексте. Составьте несколько предложений-характеристик героев пьесы, используя для этой цели образные выражения, фразеологизмы или пословицы и поговорки.
9. Объясните, использование приема олицетворения в монологе Катерины. Как дополняют и раскрывают характер Катерины обращения к явлениям природы?
10.Найдите в тексте архаизмы и историзмы. Выпишите 2-3 в тетрадь, объясните их написание. Выполните морфемный разбор слова одного из выписанных слов.
11. На основе проведенного анализа подготовьте развернутый устный ответ на вопросы: каковы особенности лексики героев произведений Н.А. Островского? Как лексические средства языка помогают в построении характеров героев?
При подготовке заданий для комплексного анализа были использованы следующие источники:
1. А.Н. Островский Н.А. «Гроза»: Анализ текста. Основное содержание.
3. Островский А.Н. «Гроза». Подготовка к урокам литературы: произведение, анализ, сочинения». - «Стрекоза-пресс», 2004 г.
4. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. «Просвещение» 2007 г.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. __________________________________________________________
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ | СПОСОБ ОЦЕНКИ | КОЛ-ВО БАЛЛОВ |
УЭ-1(вводный тест) | взаимопроверка, преподаватель | |
УЭ-5 (самостоятельное выполнение тренировочных упражнений) | самооценка, преподаватель | |
Всего баллов: |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - более 21 балла; «4» - от 16 до 21 баллов; «3» - от 11 до 16 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
конспект урока 10 класс Гроза New Millenium
Тема урока «Poverty. Fighting for the “high” life? »Цель урока:Развивать навыки чтения с поиском заданной информации (поисковое чтение)Способствовать развитию навыков говорения по теме «Бедность...
Урок литературы в 10 классе. Тема: "Мысль семейная" в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Методическая разработка урока литературы по теме: "Мысль семейная" в пьесе А.Н.Островского "Гроза". 10 класс...
Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».
Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...
Преподавание пьесы Островского "Гроза" на уроках литературы в 10 классе
Преподавание пьесы Островского "Гроза" на уроках литературы в 10 классе...
Урок литературы в 7 классе "Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Ф.И.Тютчева"
В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие....
Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»
На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...