Урок литературы в 7 классе "Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Ф.И.Тютчева"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие.
К работе привлекается компьютерная презентация, которая помогает детям составить алгоритм работы над сочинением.
Использование сопоставительных вопросов помогает учащимся лучше понять содержание поэтического текста и его идею.
Во время урока учитель опирается на знание учащимися структуры анализа поэтического текста. Научно-теоретический уровень соответствует программе литературы 7 класса. Изучаются понятия выразительных средств языка: текст, поэтический текст, строфа, размер стиха, рифма мужская и женская, инверсия, метафора, эпитеты, аллитерация и ассонанс, лирический герой, углубляется понятие поэтического образа.
Домашнее задание исходит логически из целей, поставленных на уроке. В качестве дополнительного задания одно дано на сопоставление чернового и окончательного варианта стихотворения, что дает возможность учителю на следующем уроке закрепить знания, приобретенные на настоящем занятии и начать работу по сопоставительному анализу стихотворного текста.
После серии подобных уроков у школьников должно быть сформировано ясное представление о том, из каких звеньев может складываться изучение лирического стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.zip | 1.78 МБ |
urok-analiz_vesenyaya_groza_kopiya_nikolskaya_o.v.gou_sosh_no_242.docx | 39.44 КБ |
Подписи к слайдам:
12
Перекрестная:
АБАБ
чередуются
/ /
мА - я
//-
игрА
-я –
женская
/
/
грОм
– голу-
бОм
–
мужская
Для чего поэт использует этот прием?
Передает звуковое сопровождение весенней грозы.
17
Какой главный вывод мы можем сделать, обращая внимание на наличие языковых средств в стихотворении?
В стихотворении нет ни одного случайного слова.
Каждое из них направлено на выражение основной мысли произведения, создание литературного образа.
25
ВЕСЕННЯЯ
ГРОЗА
2
Найдите примеры
инверсии
и объясните её роль в стихотворении
в небе
голубом
Гремят раскаты…
раскаты молодые…
перлы дождевые…
поток проворный…
Делает акцент на приеме
олицетворения
20
Повисли перлы
дождевые,
И солнце нити золотит…
6
Размер стихотворения:
люб-ЛЮ
|
гро-ЗУ
| в
на-ЧА
|
ле-МА|
я
ЯМБ
4-стопный ямб
11
Найдите пример
аллитерации
в стихотворении Тютчева.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся
и играя,
Грохочет в небе
голубом
.
16
Люблю
гр
озу в начале мая,
Ко
г
да весенний, пе
р
вый
гр
ом,
Как бы
р
езвяся
и и
гр
ая,
Гр
охочет в небе
г
олубом.
Найдите и выпишите пример
метафор
…Повисли перлы дождевые…
…солнце нити золотит…
…Громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила…
24
Времена года
1
Зима
Лето
Весна
Осень
Определите выразительное средство языка
Л
ебедь уп
л
ы
л
в по
л
у
м
г
л
у,
Вда
л
ь, под
л
у
н
ою бе
л
ея
.
15
Что такое инверсия?
Обратный порядок слов
19
Вот дождик брызнул, пыль летит…
5
Определите главную мысль произведения :
Ощущение восторга от природной стихии
10
23
Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы?
Метафора
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся
и играя,
Грохочет в небе
голубом
.
4
Определите выразительное средство языка
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея
.
14
Почему олицетворение становится здесь одним из ведущих приемов?
Речь идет о природе и эмоциях, которые гроза вызывает у поэта. Но явления природы так явно наделены человеческими свойствами, что мы понимаем: стихотворение не только об этом. Оно раскрывает мир сложных чувств лирического героя. Гроза -
иносказание (аллегория)
– это страсть, любовь, какое-либо другое чувство.
22
27
Урок учителя
высшей
категории
ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением предметов
области
«Искусство»
Никольской Ольги Валентиновны
Определите тему стихотворения:
Описание весенней грозы
9
Найдите и выпишите
ЭПИТЕТЫ
:
Весенний
гром,
в небе
голубом
,
раскаты
молодые,
поток
проворный,
вторит
весело
,
ветреная
Геба,
Громокипящий
кубок
Инверсия
Олицетворение
18
3
Федор Иванович Тютчев
8
ГРОМОКИПЯЩИЙ КУБОК с НЕБА
Составим план по содержанию стихотворения
1 строфа:
отражает ощущения и чувства лирического героя, подготавливает читателя к восприятию грозы
2 – 3 строфы:
последовательно описывают этапы природного явления
4 строфа:
окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем.
13
На какой прием в стихотворении указывает большинство эпитетов?
раскаты
молодые,
поток
проворный,
вторит
весело
,
ветреная
Геба,
громокипящий
кубок
21
Олицетворение
Домашнее задание:
оформить анализ стихотворения письменно.
Сравнить две редакции стихотворения и ответить на вопрос:
« Какие исправления и дополнения поэт внес в текст стихотворения и что дала такая переработка?»
26
И гам лесной,
и шум нагорный
Все вторит весело громам
7
Предварительный просмотр:
Урок учителя высшей категории
ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением предметов области «Искусство»
Никольской Ольги Валентиновны
Урок
литературы
в 7 классе
Тема: «Анализ стихотворения
«Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева»
Урок
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева
«Весенняя гроза»
Цель урока:
- Расширить представление учеников о русской пейзажной лирике;
- Показать, как через пейзаж переданы чувства, настроение поэта или лирического героя;
- Продолжить развитие навыков анализа поэтического текста.
- Повторить известные учащимся литературные тропы и приемы создания лирического произведения.
- Совершенствовать умения учащихся находить эти тропы и приемы в тексте.
- Выработать схему работы над лирическим произведением. Научить детей самостоятельно оформлять письменный анализ. (Работа, направленная на развитие устной и письменной речи).
Методические приемы:
- Выразительное чтение произведения учителем или актером (аудиозапись)
- Демонстрация видеоряда репродукций картин и фотографий, отражающих данное явление природы (реализация межпредметных связей с изобразительным искусством).
- Воспроизведение музыкальных произведений (Чайковский «Май» или А.Вивальди «Гроза»)
- Воспроизведение звукового файла «звуки грозы и дождя».
Оборудование урока:
- Компьютер, с помощью которого воспроизводится презентация с вышеперечисленными файлами.
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Выразительное чтение стихов наизусть, анализированных на предыдущих уроках. ( с обсуждением выразительности чтения в классе, с анализом и собственными ощущениями учащегося от прочитанного стихотворения) – 5 мин.
- РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
Подготовительный этап работы по теме урока
Слово учителя. Природа – неисчерпаемый благодатный источник поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Но помните о том, что являясь вдумчивыми читателями, и мы становимся соавторами поэта в создании им лирического образа, виртуального живописного полотна.
Демонстрируется слайд № 1
Давайте попробуем вспомнить произведения поэта, посвященные временам года.
(«Чародейкою зимой околдован лес стоит», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», ….)
Темой нашего сегодняшнего урока будет уже известное вам из курса начальной школы стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», но только на данном уроке мы с вами будем его рассматривать не только как произведение литературного искусства, а как произведение словесного мастерства поэта-пейзажиста.
Демонстрируются подряд слайды 2, 3
Проблемный вопрос:
- Какие чувства и эмоции может испытывать человек при звуках грозы?
(чувство страха, тревоги, даже ужаса или чувство восторга, торжественности, необъяснимой радости)
(В этот момент можно продемонстрировать музыкальные отрывки Чайковского и Вивальди и сопоставить их).
ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
Послушаем же стихотворение Тютчева и представим себе те чувства и эмоции, которые испытывает лирический герой этого произведения. Представим в своем воображении пейзажные зарисовки.
Демонстрируется звуковое сопровождение слайдов 4, 5, 6, 7, 8, (аудиозапись стихотворения в исполнении профессионального актера)
- Что является основной темой произведения?
( описание природного явления, грозы)
- Что является главной идеей произведения?
(радость и восторг, которые испытывает лирический герой во время этого природного явления)
- Как автору удается передать это чувство восторга и неудержимой радости?
( ритм стихотворения, звукопись, поэт словно желает перекричать гром, чтобы его голос достиг божественных небес, чтобы боги услышали его восторг) – Здесь можно отметить и обращение поэта к мифологическим персонажам. Кроме того, отметить торжественность лексики.
3. ОПРЕДЕЛЯЕМ РАЗМЕР И ТИП РИФМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Демонстрируются 9 и 10
Размер стихотворения: 4 – стопный ямб
/ / / /
лю-ЛЮ|гро-ЗУ |в на-ЧА |ле-МА|я
Слайд 11
рифма перекрестная, чередуются стихи Ж/М рифмы
/ /
мА - я - игрА-я – женская
/ /
грОм – голу-бОм – мужская Слайды 12
4. ОПРЕДЕЛЯЕМ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
(Стихотворение состоит из 4 строф).
- Является ли строфное разделение стихотворение разделением на микротемы? Демонстрируется слайд 13
(частично, т.к.:
1 строфа: отражает ощущения и чувства лирического героя, подготавливает читателя к восприятию грозы.
2 – 3 строфы: последовательно описывают этапы природного явления
4 строфа: окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем.
- Скажите, какую картину рисует это стихотворение? К какому жанру изобразительного искусства вы могли бы отнести её, если бы это действительно было бы живописное полотно?
(пейзаж)
- Какие признаки жанра пейзажного вы можете найти в стихотворении?
(«живописные слова», пространство, не просто пространство, а даже огромное, бесконечное пространство).
5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ:
Давайте попробуем обозначить языковую палитру поэта-художника.
- Определите языковое явление:
Слайд 14-15
- Найдите пример аллитерации в стихотворении Тютчева и объясните, для чего поэт использует этот троп.
Слайд 16-17
- Работа с эпитетом. Выпишите словосочетания с эпитетами в том порядке, в каком они идут в стихотворении. На какой авторский прием указывает большинство эпитетов?
(инверсия, олицетворение)
Слайд 18
- Работа с синтаксисом предложения (прием инверсии). Найдите приемы инверсии в данном стихотворении.
Слайды 19-20
- Какую роль играет инверсия у Тютчева?
- Определите ее роль в создании лирического образа.
(делает акцент на приеме олицетворения)
Слайд 21
- Работаем с одним из главных выводов по лирическому произведению: Почему олицетворение становится одним из ведущих приемов в этом стихотворении?
Слайд 22
- Работа по ассоциациям, направленная на воображение ребенка, на его умение работать с переносным значением слова (МЕТАФОРА).
Демонстрируется слайд 23, на котором изображены фотографии, иллюстрирующие метафоры стихотворения. Задается проблемный вопрос:
- Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы? (Метафора)
- Выпишите метафоры, которые иллюстрируют данные фотографии.
Слайд 23-24
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА
Подведем итог всей проделанной нами работы.
- Есть ли в стихотворении хоть одно ненужное или неправильно употребленное слово?
*(каждый эпитет или метафора создает образ счастливой природы, которая радуется первому весеннему грому, пейзажная зарисовка поэта обращает внимание читателя на внутренний мир лирического героя)
** ( каждое слово направлено на то, чтобы раскрыть мир человеческих чувств и эмоций, т.е. на создание мира лирического героя).
Слайд 25
Из подведенного итога урока логически вытекает и домашнее задание:
Слайд 26
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- оформить анализ стихотворения письменно.
- Сравнить две редакции стихотворения и ответить на вопрос:
« Какие исправления и дополнения поэт внес в текст стихотворения и что дала такая переработка?»
АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКА.
Тип урока: анализ лирического произведения.
Метод: частично-поисковый, проблемный, направленный на визуальные и звуковые ассоциации учащихся.
Форма: урок-презентация.
Цели урока:
Учебные – см. начало урока.
Воспитательные – 1. Привить любовь к родной природе.
2. Привить любовь к родному языку.
Развивающие - 1. Развитие образного и ассоциативного
мышления.
2. Развитие устной монологической речи с
использованием выразительных средств
языка.
СТРУКТУРА УРОКА (логика)
Фронтальная работа
- Привлечение слухового и зрительного внимания;
- Актуализация прежних знаний;
- Работа с поэтическим текстом;
- Подготовка к написанию домашнего сочинения.
Аналитическая работа
- Умение работать с содержанием текста;
- Умение находить в тексте изобразительные средства языка и сопоставлять их с визуальным и аудиорядом.
В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие.
К работе привлекается компьютерная презентация, которая помогает детям составить алгоритм работы над сочинением.
Использование сопоставительных вопросов помогает учащимся лучше понять содержание поэтического текста и его идею.
Во время урока учитель опирается на знание учащимися структуры анализа поэтического текста. Научно-теоретический уровень соответствует программе литературы 7 класса. Изучаются понятия выразительных средств языка: текст, поэтический текст, строфа, размер стиха, рифма мужская и женская, инверсия, метафора, эпитеты, аллитерация и ассонанс, лирический герой, углубляется понятие поэтического образа.
Домашнее задание исходит логически из целей, поставленных на уроке. В качестве дополнительного задания одно дано на сопоставление чернового и окончательного варианта стихотворения, что дает возможность учителю на следующем уроке закрепить знания, приобретенные на настоящем занятии и начать работу по сопоставительному анализу стихотворного текста.
После серии подобных уроков у школьников должно быть сформировано ясное представление о том, из каких звеньев может складываться изучение лирического стихотворения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Беляева Н.В.. «Уроки изучения лирики в школе». (Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся). Москва. «Вербум». 2004.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва. «Просвещение». 1978.
- Медведев В.П.. «Изучение лирики в школе». Москва. «Просвещение». 1985.
- Поспелов Г.Н. «Проблемы исторического развития литературы» . Москва. «Просвещение». 1972.
Редакция Г.И.Беленького. Москва. «Мнемозина». 2003
- Учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс. Начальный курс»
- Интернет ресурсы использовались в качестве иллюстративного материала (фотографии, репродукции, звуковые и музыкальные файлы)
- Автор разработки урока и ИКТ приложения- презентации к уроку Никольская О.В. ( учитель высшей категории ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением предметов области «Искусство"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроклитературы 5 класс
Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....