Урок литературы в 7 классе "Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Ф.И.Тютчева"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Никольская Ольга Валентиновна

         В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие.

         К работе привлекается компьютерная презентация, которая помогает детям составить алгоритм работы над сочинением.

         Использование сопоставительных вопросов помогает учащимся лучше понять содержание поэтического текста и его идею.

         Во время урока учитель опирается на знание учащимися  структуры анализа поэтического текста. Научно-теоретический уровень соответствует программе литературы 7 класса. Изучаются понятия выразительных средств языка:  текст, поэтический текст, строфа, размер стиха, рифма мужская и женская, инверсия, метафора, эпитеты, аллитерация и ассонанс, лирический герой, углубляется понятие поэтического образа.

         Домашнее задание исходит логически из целей, поставленных на уроке. В качестве дополнительного задания  одно дано на сопоставление чернового и окончательного варианта стихотворения, что дает возможность учителю на следующем уроке закрепить знания, приобретенные на настоящем занятии и начать работу по сопоставительному анализу стихотворного текста.

После серии подобных уроков у школьников должно быть сформировано ясное представление о  том, из каких звеньев может складываться изучение лирического стихотворения.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Рифма:
12
Перекрестная:
АБАБ
чередуются

/ /
мА - я
//-
игрА
-я –
женская

/
/
грОм
– голу-
бОм


мужская
Для чего поэт использует этот прием?
Передает звуковое сопровождение весенней грозы.
17
Какой главный вывод мы можем сделать, обращая внимание на наличие языковых средств в стихотворении?
В стихотворении нет ни одного случайного слова.
Каждое из них направлено на выражение основной мысли произведения, создание литературного образа.
25
ВЕСЕННЯЯ
ГРОЗА

2
Найдите примеры
инверсии
и объясните её роль в стихотворении
в небе
голубом
Гремят раскаты…
раскаты молодые…
перлы дождевые…
поток проворный…
Делает акцент на приеме
олицетворения
20
Повисли перлы
дождевые,
И солнце нити золотит…
6
Размер стихотворения:
люб-ЛЮ
|
гро-ЗУ
| в
на-ЧА
|
ле-МА|
я
ЯМБ
4-стопный ямб
11
Найдите пример
аллитерации

в стихотворении Тютчева.


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся
и играя,
Грохочет в небе
голубом
.
16


Люблю
гр
озу в начале мая,
Ко
г
да весенний, пе
р
вый
гр
ом,
Как бы
р
езвяся
и и
гр
ая,
Гр
охочет в небе
г
олубом.
Найдите и выпишите пример
метафор
…Повисли перлы дождевые…
…солнце нити золотит…
…Громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила…
24
Времена года
1
Зима
Лето
Весна
Осень
Определите выразительное средство языка

Л
ебедь уп
л
ы
л
в по
л
у
м
г
л
у,
Вда
л
ь, под
л
у
н
ою бе
л
ея
.
15
Что такое инверсия?
Обратный порядок слов
19
Вот дождик брызнул, пыль летит…
5
Определите главную мысль произведения :

Ощущение восторга от природной стихии
10
23
Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы?
Метафора
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся
и играя,
Грохочет в небе
голубом
.
4
Определите выразительное средство языка

Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея
.
14
Почему олицетворение становится здесь одним из ведущих приемов?

Речь идет о природе и эмоциях, которые гроза вызывает у поэта. Но явления природы так явно наделены человеческими свойствами, что мы понимаем: стихотворение не только об этом. Оно раскрывает мир сложных чувств лирического героя. Гроза -
иносказание (аллегория)
– это страсть, любовь, какое-либо другое чувство.
22
27
Урок учителя
высшей
категории
ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением предметов
области

«Искусство»
Никольской Ольги Валентиновны
Определите тему стихотворения:
Описание весенней грозы
9
Найдите и выпишите
ЭПИТЕТЫ
:
Весенний
гром,
в небе
голубом
,
раскаты
молодые,
поток
проворный,
вторит
весело
,
ветреная
Геба,
Громокипящий
кубок
Инверсия
Олицетворение
18
3
Федор Иванович Тютчев
8
ГРОМОКИПЯЩИЙ КУБОК с НЕБА
Составим план по содержанию стихотворения
1 строфа:

отражает ощущения и чувства лирического героя, подготавливает читателя к восприятию грозы
2 – 3 строфы:

последовательно описывают этапы природного явления
4 строфа:
окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем.
13
На какой прием в стихотворении указывает большинство эпитетов?
раскаты
молодые,
поток
проворный,
вторит
весело
,
ветреная
Геба,
громокипящий
кубок
21
Олицетворение
Домашнее задание:
оформить анализ стихотворения письменно.
Сравнить две редакции стихотворения и ответить на вопрос:

« Какие исправления и дополнения поэт внес в текст стихотворения и что дала такая переработка?»

26
И гам лесной,
и шум нагорный
Все вторит весело громам
7


Предварительный просмотр:

Урок учителя высшей категории

ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением предметов области «Искусство»

Никольской Ольги Валентиновны

Урок

литературы

в 7 классе

Тема:  «Анализ стихотворения

 «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева»

Урок

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева

«Весенняя гроза»

Цель урока:

  • Расширить представление учеников о русской пейзажной лирике;
  • Показать, как через пейзаж переданы чувства, настроение поэта или лирического героя;
  • Продолжить развитие навыков анализа поэтического текста.
  • Повторить известные учащимся литературные тропы и приемы создания лирического произведения.
  • Совершенствовать умения учащихся находить эти тропы и приемы в тексте.
  • Выработать схему работы над лирическим произведением. Научить детей самостоятельно оформлять письменный анализ. (Работа, направленная на развитие устной и письменной речи).

Методические приемы:

  • Выразительное чтение произведения учителем или актером (аудиозапись)
  • Демонстрация  видеоряда репродукций картин и фотографий, отражающих данное явление природы (реализация межпредметных связей с изобразительным искусством).
  • Воспроизведение музыкальных произведений (Чайковский «Май» или А.Вивальди «Гроза»)
  • Воспроизведение звукового файла «звуки грозы и дождя».

Оборудование урока:

  •  Компьютер, с помощью которого воспроизводится презентация с вышеперечисленными файлами.

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Выразительное чтение стихов наизусть, анализированных на предыдущих уроках. ( с обсуждением выразительности чтения в классе, с анализом и собственными ощущениями учащегося от прочитанного стихотворения) – 5 мин.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

Подготовительный этап работы по теме урока

Слово учителя.  Природа – неисчерпаемый благодатный источник поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения,  переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Но помните о том, что являясь вдумчивыми читателями, и мы становимся  соавторами поэта в создании им лирического образа, виртуального живописного полотна.

 

   Демонстрируется слайд № 1

   

    Давайте попробуем вспомнить произведения поэта, посвященные временам года.

 («Чародейкою зимой околдован лес стоит», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», ….)

        Темой нашего сегодняшнего урока будет уже известное вам из курса начальной школы стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», но только на данном уроке мы с вами будем его рассматривать не только как произведение литературного искусства, а как произведение словесного мастерства поэта-пейзажиста.

Демонстрируются подряд слайды 2, 3

Проблемный вопрос:

  • Какие чувства и эмоции может испытывать человек при звуках грозы?

(чувство страха, тревоги, даже ужаса или чувство восторга, торжественности, необъяснимой радости)

(В этот момент можно продемонстрировать музыкальные отрывки Чайковского и Вивальди и сопоставить их).

ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

Послушаем же  стихотворение  Тютчева и представим себе те чувства и эмоции, которые испытывает лирический герой этого произведения. Представим  в своем воображении пейзажные зарисовки.

Демонстрируется звуковое сопровождение слайдов 4, 5, 6, 7, 8, (аудиозапись стихотворения в исполнении профессионального актера)

  • Что является основной темой произведения?

( описание природного явления, грозы)

  • Что является  главной идеей произведения?

(радость и восторг, которые испытывает лирический герой во время этого природного явления)

  • Как автору удается передать это чувство восторга и неудержимой радости?

( ритм стихотворения, звукопись, поэт словно желает перекричать гром, чтобы его голос достиг божественных небес, чтобы боги  услышали его восторг) – Здесь можно отметить и обращение поэта к мифологическим персонажам. Кроме того, отметить торжественность лексики.

3. ОПРЕДЕЛЯЕМ  РАЗМЕР И ТИП РИФМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Демонстрируются 9 и 10

Размер стихотворения: 4 – стопный ямб

         /           /             /           /

лю-ЛЮ|гро-ЗУ |в на-ЧА |ле-МА|я          

 Слайд 11

 рифма перекрестная, чередуются стихи Ж/М рифмы

    /                /

мА - я   - игрА-я – женская

     /                /

грОм – голу-бОм – мужская                        Слайды 12

4.  ОПРЕДЕЛЯЕМ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

 (Стихотворение состоит из 4 строф).

  • Является ли строфное разделение стихотворение  разделением на микротемы?  Демонстрируется      слайд 13

(частично, т.к.:

1 строфа: отражает ощущения и чувства лирического героя, подготавливает читателя к восприятию грозы.

2 – 3 строфы: последовательно описывают этапы природного явления

4 строфа: окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем.

  • Скажите, какую картину рисует это стихотворение? К какому жанру  изобразительного искусства вы могли бы отнести её, если бы это действительно было бы живописное полотно?

(пейзаж)

  • Какие признаки жанра пейзажного вы можете найти в стихотворении?

(«живописные слова», пространство, не просто пространство, а даже огромное, бесконечное пространство).

5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ:

Давайте попробуем обозначить языковую палитру поэта-художника.

  • Определите языковое явление:

                                                 Слайд 14-15

  • Найдите пример аллитерации в стихотворении Тютчева и объясните, для чего поэт использует этот троп.

                                                   Слайд 16-17

        

  • Работа с эпитетом. Выпишите словосочетания с эпитетами в том порядке, в каком они идут в стихотворении. На какой авторский прием указывает большинство эпитетов?      

(инверсия, олицетворение)

Слайд 18

  • Работа с синтаксисом предложения (прием инверсии). Найдите приемы инверсии в данном стихотворении.    

                                                                   

               Слайды 19-20

  • Какую роль играет инверсия у Тютчева?  
  • Определите ее роль в создании лирического образа.

                                      (делает акцент на приеме олицетворения)

                                                       

   Слайд  21

  • Работаем с одним из главных выводов по лирическому произведению: Почему олицетворение становится одним из ведущих приемов в этом стихотворении?

Слайд 22

  • Работа по ассоциациям, направленная на воображение ребенка, на его умение работать с  переносным значением слова (МЕТАФОРА).

Демонстрируется слайд 23, на котором изображены фотографии, иллюстрирующие метафоры стихотворения. Задается проблемный вопрос:

  • Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы?  (Метафора)
  • Выпишите метафоры, которые иллюстрируют данные фотографии.

                                                           Слайд 23-24

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА

Подведем итог всей проделанной нами работы.

  • Есть ли в стихотворении хоть одно ненужное или неправильно употребленное слово?

*(каждый эпитет или метафора создает образ счастливой природы, которая радуется первому весеннему грому, пейзажная зарисовка поэта обращает внимание читателя на внутренний мир лирического героя)

** ( каждое слово направлено на то, чтобы раскрыть мир человеческих чувств и эмоций, т.е. на создание мира лирического героя).

                                                                            Слайд 25

Из подведенного итога урока логически вытекает и домашнее задание:

                                                                             Слайд 26

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. оформить анализ стихотворения письменно.
  2. Сравнить две редакции  стихотворения и ответить на вопрос:  

    « Какие исправления и дополнения поэт внес в текст стихотворения и что  дала такая переработка?»

АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  УРОКА.

Тип урока: анализ лирического произведения.

Метод: частично-поисковый, проблемный, направленный на визуальные и звуковые ассоциации учащихся.

Форма: урок-презентация.

Цели урока:

Учебные – см. начало урока.

Воспитательные – 1. Привить любовь к родной природе.

                          2. Привить любовь к родному языку.

Развивающие -    1. Развитие образного и ассоциативного

                                 мышления.

                             2. Развитие устной монологической речи с

                                 использованием выразительных средств  

                                 языка.

СТРУКТУРА УРОКА (логика)

Фронтальная работа

  • Привлечение слухового и зрительного внимания;
  • Актуализация  прежних знаний;
  • Работа с поэтическим текстом;
  • Подготовка к написанию домашнего сочинения.

Аналитическая работа

  • Умение работать с содержанием текста;
  • Умение находить в тексте изобразительные средства языка и сопоставлять их с визуальным и аудиорядом.

         В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие.

        К работе привлекается компьютерная презентация, которая помогает детям составить алгоритм работы над сочинением.

        Использование сопоставительных вопросов помогает учащимся лучше понять содержание поэтического текста и его идею.

         Во время урока учитель опирается на знание учащимися  структуры анализа поэтического текста. Научно-теоретический уровень соответствует программе литературы 7 класса. Изучаются понятия выразительных средств языка:  текст, поэтический текст, строфа, размер стиха, рифма мужская и женская, инверсия, метафора, эпитеты, аллитерация и ассонанс, лирический герой, углубляется понятие поэтического образа.

        Домашнее задание исходит логически из целей, поставленных на уроке. В качестве дополнительного задания  одно дано на сопоставление чернового и окончательного варианта стихотворения, что дает возможность учителю на следующем уроке закрепить знания, приобретенные на настоящем занятии и начать работу по сопоставительному анализу стихотворного текста.

После серии подобных уроков у школьников должно быть сформировано ясное представление о  том, из каких звеньев может складываться изучение лирического стихотворения.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беляева Н.В.. «Уроки изучения лирики в школе». (Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся). Москва. «Вербум». 2004.
  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва. «Просвещение». 1978.
  3. Медведев В.П.. «Изучение лирики в школе». Москва. «Просвещение». 1985.
  4. Поспелов Г.Н. «Проблемы исторического развития литературы» . Москва. «Просвещение». 1972.

Редакция Г.И.Беленького. Москва. «Мнемозина». 2003

  1. Учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс. Начальный курс»

  1. Интернет ресурсы использовались в качестве иллюстративного материала (фотографии, репродукции, звуковые и музыкальные файлы)
  2. Автор разработки урока и ИКТ приложения- презентации к уроку Никольская О.В. ( учитель высшей категории ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением предметов области «Искусство"

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....