УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ «Любить всё живое на земле» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)
учебно-методический материал по литературе

Болдырева Нина Владимировна

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ

«Любить всё живое на земле»

 

(ПО РАССКАЗУ   А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)

 

 

Тип урока:

                 -урок формирования нравственных ценностей;

                 -формирование   читательской, познавательной, информационной,

                   коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

 

Форма урока: урок-размышление.

 

 

Методы и технологии, используемые на уроке:

                         -диалоговая технология;

                         -методика исследовательских заданий,

                         -личностно-ориентированнное обучение;

                         -технология развития критического мышления,

                         -элементы технологии проблемного обучения,

                         -ИКТ.

                   

                       

Приёмы деятельности учителя:

                   -эвристическая беседа,

                   -вызов к размышлению,

                   -работа со словом,

                  -использование презентации в качестве

                    иллюстративного материала.  

 

Основные виды деятельности учащихся:

               -диалог,

               -анализ текста,

               -самостоятельная работа

              - работа в группах

               -работа со словарём,

               -написание синквейна

 

Оборудование урока:

               -учебник-хрестоматия «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина,

               -презентация (приложение №1).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Любить всё живое на земле» Урок-размышление по рассказу Андрея Платонова « Юшка»

Слайд 2

Цели урока: образовательные: -совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением; -формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения; - на основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание».

Слайд 3

Чтобы понять авторский замысел, мы сегодня постараемся вместе ответить не только на вопрос, почему так назван рассказ, но и решим много непростых задач: определим тему урока, подберём эпиграф, составим план наших совместных действий. Давайте разделимся на творческие группы, и каждая группа выберет своё задание.

Слайд 4

Группа№1. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «юшка», попробуйте объяснить, почему такое прозвище получил главный герой рассказа? Найдите толкование имени и отчества главного героя. Удачен ли был выбор имени автором? Группа №2. Найдите в тексте портрет Юшки и портрет его приёмной дочери, чем они похожи? Группа№3. Подберите синонимы к слову «осерчал». Почему из синонимичного ряда Платонов выбрал именно это? Группа№4. Найдите в тексте слова «чай» и «сахар» . Сколько раз они употребляется в рассказе? Какое значение имеют в каждом эпизоде? Группа№5. Выберите эпиграф, который подошёл бы к прочитанному рассказу. Группа №6.Какие изобразительно-выразительные средства использует автора в эпизоде «Юшка по дороге в деревню»?

Слайд 5

Группа №5. Выберите эпиграф, который подошёл бы к прочитанному рассказу. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Библия Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. Р. Роллан Добро из добра приходит. (Пословица) «Побеждай зло ДОБРОМ». (Из Библии) Добрые умирают, да дела их живут (Пословица) «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз )

Слайд 7

Ю́шка , ю́ха — уха, навар, бульон. Ю́шка , ю́ха — просторечное название крови. Герой рассказа Какое значение, по-вашему, вкладывали в это слово жители города? А автор?

Слайд 8

Нужен ли был жителям города Юшка?

Слайд 9

Юшка и дети

Слайд 10

«Боже прости их, ибо не ведают, что творят». Дети … Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой?... И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался злом и развеселил их…Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка « Он знал , отчего дети смеются над ним и мучают его . Он верил , что дети любят его , что он нужен им , только они не умеют любить человека и не знают , что делать для любви , и поэтому терзают его ».

Слайд 11

Юшка и взрослые

Слайд 12

«Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему – враждующему к тебе, но должно любить его, и , сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа ». Преподобный Серафим Саровский Взрослые _ Да что ты такой блажно́й , непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? — Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно! Юшка - Меня, Даша, народ любит ! — Он меня без понятия любит, — говорил Юшка. — Сердце в людях бывает слепое.

Слайд 13

Юшка и природа

Слайд 14

Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Слайд 15

«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас», - Евангелие от Матфея. Весёлый прохожий Ишь, разговорился, я тебя выучу уму! — Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться... И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни. — А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя... Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него: — Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный! — Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны ...

Слайд 16

Юшка и приёмная дочь

Слайд 17

… кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца... — Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.

Слайд 18

Домашнее задание (по выбору) 1.Напишите сочинение-миниатюру «Что значит любить человека?» 2. Нарисуйте иллюстрации к рассказу. 3.Расскажите о главном герое рассказа от лица -кузнеца, -Даши, -приёмной дочери, -цветов на лугу.



Предварительный просмотр:

                                                        УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ

«Любить всё живое на земле»

(ПО РАССКАЗУ   А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)

Тип урока:

                 -урок формирования нравственных ценностей;

                 -формирование   читательской, познавательной, информационной,

                   коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

Форма урока: урок-размышление.

Цели урока:

образовательные:

                    -совершенствовать навыки анализа художественного текста и

                      самостоятельной   работы с литературным произведением;

                    -формировать   читательскую   культуру и навыки осознанного

                      чтения художественного произведения; на основе содержания рассказа и    Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;

развивающие:

                     -совершенствовать   навыки   устной и письменной творческой

                       деятельности;

воспитательные:

                        -формировать   нравственные   качества личности учащихся,

                          умение оценивать поступки людей с нравственных позиций, воспитывать чувства милосердия, любви к ближнему;

Форма организации учебной деятельности:

                         -индивидуальная,

                         -фронтальная,

                         -в парах.

Методы и технологии, используемые на уроке:

                         -диалоговая технология;

                         -методика исследовательских заданий,

                         -личностно-ориентированнное обучение;

                         -технология развития критического мышления,

                         -элементы технологии проблемного обучения,

                         -ИКТ.

                   

                       

Приёмы деятельности учителя:

                   -эвристическая беседа,

                   -вызов к размышлению,

                   -работа со словом,

                  -использование презентации в качестве

                    иллюстративного материала.  

Основные виды деятельности учащихся:

               -диалог,

               -анализ текста,

               -самостоятельная работа

              - работа в группах

               -работа со словарём,

               -написание синквейна

Оборудование урока:

               -учебник-хрестоматия «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина,

               -презентация (приложение №1).  

Ход урока

       Мобилизующий этап. Целеполагание.                                

 Учитель. Когда вы только впервые прочли название рассказа «Юшка», какие появились ассоциации с этим словом? Смогли   бы вы только по названию рассказа определить, о чём он? А вы уже знаете, что случайным название произведение быть не может. Как и не может быть неточного слова, незначительного эпизода в произведении, если его написал настоящий мастер. Но вы также хорошо помните, что каждый писатель надеется, что его произведение прочтут внимательные читатели и не только прочтут, а пропустят через душу и сердце. Вас равнодушными рассказ, конечно же, не оставил.   Какое впечатление произвёл? Какие чувства вы испытали?? (Рассказ вызывает чувства жалости, сочувствия к главному герою).

Чтобы понять авторский замысел, мы сегодня постараемся вместе ответить не только на вопрос, почему так назван рассказ, но и решим   много непростых задач: определим   тему урока, подберём эпиграф, составим план наших совместных действий. Давайте разделимся на творческие группы, и каждая группа выберет своё задание. (Слайд №3)

Группа№1. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «юшка», попробуйте объяснить, почему такое прозвище получил главный герой рассказа? Найдите толкование имени и отчества главного героя. Удачен ли был выбор имени автором?

Группа №2. Найдите в тексте портрет Юшки и портрет его приёмной дочери, чем они похожи?

Группа№3 Подберите   синонимы к слову «осерчал». Почему из синонимичного ряда Платонов выбрал именно это?

Группа№4 Найдите в тексте слова «чай» и «сахар». Сколько раз они употребляется в тексте? Какое значение имеют в каждом эпизоде?

Группа№5 Выберите эпиграф, который подошёл бы к прочитанному рассказу.

Группа №6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автора в эпизоде «Юшка по дороге в деревню». (Слайд№4,5)

 Работа в группах в течение 5-7 минут.

Когда происходили события, о которых рассказывает нам   Платонов? Почему же эту старую историю он   не забыл, а   решил рассказать нам, читателям? Значит то, о чём   повествует рассказчик, не имеет срока давности, и время не   стёрло из памяти ни имён, ни событий…  Постарайтесь назвать главных и второстепенных действующих лиц рассказа.

Характер литературного героя раскрывается разными   приёмами и средствами. Одним из главных- проследить взаимоотношения с другими персонажами произведения. Вы перечислили почти всех, но есть в рассказе безмолвный герой, наедине с которым Юшка становится совсем другим и забывает о своей болезни. И это безмолвный герой без слов расскажет нам об истинном Юшке гораздо больше. Кто же это? Это природа. Вот мы и составили план нашего урока. Мы увидим главного героя глазами детей и взрослых и попробуем посмотреть на этот мир глазами Юшки.

План исследования:

1.Юшка и дети.

2.Юшка и взрослые.

3.Юшка и природа.

4.Юшкаи весёлый прохожий.

5.Юшка и приёмная дочь. (Слайд№6)

2.Момент осознания учениками недостаточности знаний.

Беседа по тексту произведения.

Что мы узнали о главном герое рассказа?  Кто он? Как его звали? Как называли люди? Когда людям дают прозвище? Что означает слово «юшка»? (Слово первой группе) Слово имеет два значение(Слайд№7). Какое значение, по-вашему, вкладывали в это слово жители города? А автор? Юшка-что-то незначительное, несущественное, второстепеноое. И то, без чего не может жить ни одно живое существо. Потеря крови равноценна потери жизни. Вот мы и подошли к одному из проблемных вопросов: Нужен ли был жителям города Юшка? (Слайд№8) Каким же видят Юшку они?   Сколько ему лет? Почему казался старым?  Найдите в тексте его портрет (Слово второй группе).  Какое   впечатление произвёл бы на вас этот человек, если бы вы его однажды встретили?   Как же относятся к нему жители города? Почему его так терзают дети? Кому подражают? Почему же Юшка   считал, что дети его любят? Как он объяснял их насмешки и жестокие шалости? (Работа с текстом) «Боже прости их, ибо не ведают, что творят». (Слайд№9,10) Учили ли их родители любить?    Что говорили   о Юшке детям взрослые? (Работа с текстом) Жить плохо, как считали взрослые,- ходить   босым, пить   воду, а не чай с сахаром. В тексте несколько раз упоминаются эта важная деталь-чай с сахаром. (Слово четвёртой группе) Чай с сахаром-символ сытости. Пить чай с сахаром- предел человеческих желаний. Взрослые не говорят с детьми о духовных ценностях, библейских заповедях. Они только   смеются над Юшкой, но   не учат детей состраданию и милосердию. В отличие от Юшки они не ходят босыми летом, не носят одни и те же валенки, чай пьют с сахаром. Но делает ли их сытая жизнь добрее и счастливее?  Ведь не хлебом единым жив человек…

Почему взрослые сами обижали   Юшку?  Чего не могли ему простить? Почем же молчал Юшка? Почему считал, что народ его любит? Найдите   диалог Юшки   и Даши. Как вы понимаете   смысл фразы «сердце в людях бывает слепое»?

 Преподобный Серафим Саровский говорил: «Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему – враждующему к тебе, но должно любить его, и , сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа».(Слайды11,12)

«Слепое сердце» не умеет любить ближнего.

 Чем   же непохож был Юшка на жителей города?  Найдите   эпизод   в тексте, где Юшка не скрывает своей любви ко всему живому. Почему   вдали от людей Юшка забывает о немощи и болезни? (Выразительное чтение эпизода) Как удалось автору передать состояние умиротворённости   героя? (Слово шестой группе) Каким   вы   теперь   увидели Юшку? (Слайд13,14)

 Когда впервые «осерчал» Юшка? (Слово третьей группе) Почему именно это слово использует Платонов? Какой упрёк не вынесло его смиренное сердце? (Слайд15)

(Работа с эпизодом) ​ Чем помешал Юшка веселому прохожему? (Чего ты землю топчешь, божье чучело?)

 Как назвал прохожий Юшку? («Юродом», «юродивым»)

На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

​ Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

​ Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

​ «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился, и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

​ Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

​ - Помер, - вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

 Кто или что погубило Юшку?

 Почему пришли проститься с Юшкой все, кто потешался   и мучил его при жизни?

Изменились ли люди после смерти Юшки? Стали ли жить лучше без него,» божьего чучела «, человека, непохожего на других?

Когда узнали люди города, ради чего Юшка ходил босым летом, никогда не ел сахара?

Почему   о Юшке жива помять? (Слайд16,17)  Чем похожа дочь на своего приёмного отца?(Слово группе№2)

Попробуйте определить тему нашего урока. Какие строчки   станут эпиграфом?  Почему так   назван рассказ?

У   меня в руках хрупкая свечка, огонь вдохнул в неё жизнь, и вот она   дарит нам   тепло, покой, уют и свет. Но от лёгкого дуновения ветерка, небрежного движения руки свеча может погаснуть. Вот и человеческая жизнь так же хрупка, как это свечка. Её может оборвать жестокое слово, злая насмешка, сердечная рана.   Весёлый прохожий толкнул Юшку- и его не стало. (Свеча гаснет). Но о Юшке помнят жители города, называя теперь его добрым, о Юшке помнит рассказчик, поведавший нам эту давнюю историю. О Юшке будем   помнить мы. Какие уроки   жизни преподал   нам Юшка, маленький тщедушный человек с добрым сердцем, умеющим любить всё живое на земле?

Ученики дают ответы.

Давайте вернёмся к началу урока. Попробуйте определить тему урока.  Как бы вы назвали наш урок? Какой эпиграф подобрали? (Слово пятой группе)  

Нужен ли был Юшка людям?

Домашнее задание (по выбору )(Слайд18)

1.Напишите сочинение-миниатюру «Что значит любить человека?»

2. Нарисуйте иллюстрации к рассказу.

3.Расскажите о главном герое рассказа от лица

-кузнеца,

-Даши,

-приёмной дочери,

-цветов на лугу.

Рефлексия

Составьте секвойны.

  1. Тема (Юшка, взрослые, дети, приёмная дочь)
  2. Какой? Какие? (Два прилагательных)
  3. Что делали? (Три глагола)
  4. Моё мнение о герое. (Одно предложение)                                                        

       Литература.                 1. «Уроки литературы- уроки нравственности».   Методическое
                пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город  

                 Сыктывкар, 2006 год.

            2. Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru  

                                                     http://www. nsportal.ru

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация

Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся  с  рассказом А. Платонова «Юшка»;           2) углуб...

открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".

Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...

Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"

Урок обобщения и систематизации знаний...

Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Тема урока:  «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...

Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...

Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).

Цель:Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».Задачи:Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображен...