Программа курса "Литературный клуб"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еланцынская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей русского языка и литературы __________________ Протокол № _____ от «___» ______ 2019г | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _________/Климова Е.К./ от «___» ______ 2017г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора ________/Жербакова И.А./ От «___» ______ 2019г.
|
Рабочая программа курса
«Литературный клуб» 5 класс
Составила: учитель русского языка
и литературы Харнутова Т.Б
2019-2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Читательский клуб» составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования, методического конструктора внеурочной деятельности школьников, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы – создание социокультурной среды для воспитания квалифицированного читателя с ценностным отношением к прекрасному, сформированным эстетическим вкусом, потребностью непрерывного духовно-нравственного развития.
Задачи:
- формировать у детей потребность в систематическом чтении через использование активных методов обучения, включая организацию классной библиотеки, развитие семейного чтения;
- развивать способность участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать досуговое чтение;
- объединить читателей, популяризировать отечественную и мировую зарубежную литературу;
- развивать навыки художественного (выразительного) чтения;
- знакомить участников клуба с творчеством томских писателей.
Центральным направлением реализации данной программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования является духовно-нравственное развитие личности. Преобладающим видом внеурочной деятельности в рамках реализации программы является проблемно-ценностное общение.
Основная форма организации внеурочной деятельности в рамках данной программы – клуб, то есть форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Клуб является добровольным формированием, объединяющим педагогов и обучающихся, проявляющих интерес к чтению художественной литературы.
Приоритетные формы проведения занятий клуба – круглый стол, творческая мастерская, дискуссия, беседа, экскурсии (в том числе, и виртуальные), литературные поездки. Основные формы деятельности участников клуба – самостоятельное чтение, комментированное чтение, семейное чтение, «чтение в кружок», декламация, беседа, проектирование, участие в инсценировках, конкурсах, викторинах, олимпиадах, выставках, выпуск газет, сборников, ведение читательских дневников, другие формы, способствующие интеллектуальному, нравственному и творческому развитию участников клуба.
Данная программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных, универсальных учебных действий, основным из которых является смысловое чтение, подразумевающее овладение приемами вычитывания, осмысления, интерпретации и оценивания информации.
Программа позволяет достигнуть воспитательных результатов трёх уровней в соответствии с классификацией Д. Григорьева, П. Степанова:
- приобретение участниками клуба социальных знаний в творческой читательской деятельности;
- практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, формирование позитивного отношения участников клуба к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом в условиях равноправного взаимодействия на уровне клуба, гимназии, то есть в защищенной, дружественной, просоциальной среде.
- опыт самостоятельного общественного действия во время заседаний городского клуба любителей художественного слова «Открытая книга», межрегионального тематического конкурса чтецов, встреч с томскими писателями, регионального конкурса «Читательский дневник» и др.
Тематика читаемых и обсуждаемых на занятиях произведений способствует реализации межпредметных связей, в первую очередь, с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, география, музыка, иностранные языки и др.
Рабочая программа читательского клуба реализуется через учебный план гимназии, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса; является сквозной, так как рассчитана на 5 лет обучения с 5 по 9 класс и составлена на 170 часов, то есть на 34 часа в год (1 занятие в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, потребность в самовыражении через слово;
- освоение художественной литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание курса
«Я – читатель» (5 ч.)
Понятие «читатель». Виды читателей. Тестирование. Читательские предпочтения. Летний читательский дневник. Организация «книжной полки» в кабинете или школьной библиотеке. Экскурсии и запись в городские библиотеки. Прогноз чтения на год.
«Почитаем вместе» (10ч.)
Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. Обсуждение прочитанного. Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы.
«Читальный зал» (4ч.)
Час самостоятельного чтения книг по своему выбору. Комментарий прочитанного. Ведение читательского дневника (структура и содержание определяется самостоятельно). «Семейное чтение». «Экран семейного чтения».
«Мой читательский дневник» (3ч)
Творческая презентация книг, прочитанных самостоятельно и совместно с родителями. Круглый стол с приглашением родителей. Конкурс на самую читающую семью.
«Клуб «Открытая книга» (6ч.)
Подготовка к тематическим заседаниям. Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения.
«Читательский проект» (6ч.)
Что такое «читательский проект»? Творческие, интеллектуально-познавательные, социально-творческие читательские проекты. События для представления проектов: тематический конкурс чтецов, фестиваль ученических проектов.
Тематическое планирование
Раздел | Всего часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
«Я – читатель» | 5 | 1 | 4 | Определяют, к какому виду читателей относятся. Представляют свой «Летний читательский дневник». Оформляют «книжную полку» в кабинете или школьной библиотеке. Совершают экскурсии и записываются в городские библиотеки. Составляют прогноз чтения на год. |
«Почитаем вместе» | 10 | - | 10 | Читают вслух фрагменты художественных произведений малых жанров с использованием приёмов «чтение в кружок», «комментированное чтение», «диалог с автором», «чтение по ролям» и др. Обсуждают прочитанное. Участвуют во встречах с «интересными читателями», в читательских конкурсах (по желанию). |
«Читальный зал» | 4 | - | 4 | Читают книги по своему выбору, в том числе совместно с родителями. Комментируют прочитанное. Ведут читательский дневник. Заполняют «Экран семейного чтения». |
«Мой читательский дневник» | 3 | - | 3 | Выполняют творческую презентацию книг, прочитанных самостоятельно и совместно с родителями. Участвуют в круглом столе с приглашением родителей, в конкурсе на самую читающую семью. |
«Клуб «Открытая книга» | 6 | - | 6 | Читают книги и выполняют задания к тематическим темам. Участвуют в заседаниях клуба в роли ведущего, собеседника, слушателя. |
«Читательский проект» | 6 | 3 | 3 | Знакомятся с понятием «читательский проект». Выполняют, представляют читательские проекты. |
№ | Тема и содержание занятия | Кол-во занятий |
1 | Я – читатель» (5 ч.) Понятие «читатель» | 1 |
2 | Виды читателей. Тестирование. | 1 |
3 | Читательские предпочтения. Экскурсии и запись в библиотеки. | 1 |
4 | Летний читательский дневник. | 1 |
5 | Организация «книжной полки» в кабинете или школьной библиотеке. Прогноз чтения на год. | 1 |
6 | «Почитаем вместе» (10ч.) Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. «Чтение в кружок» | 1 |
7 | Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. «Диалог с автором» | 1 |
8 | Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. «Чтение по ролям» | 1 |
9 | Обсуждение прочитанного | 1 |
10 | Обсуждение прочитанного | 1 |
11 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
12 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
13 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
14 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
15 | Читательские конкурсы. Викторина по прочитанному. | 1 |
16 | «Читальный зал» (4ч.) Час самостоятельного чтения книг по своему выбору. | 1 |
17 | Час самостоятельного чтения книг по своему выбору. Комментарий прочитанного произведения. | 1 |
18 | Ведение читательского дневника (структура и содержание определяется самостоятельно). | 1 |
19 | «Семейное чтение». «Экран семейного чтения». | 1 |
20 | «Мой читательский дневник» (3ч) Творческая презентация книг, прочитанных самостоятельно и совместно с родителями. | 1 |
21 | Круглый стол с приглашением родителей. | 1 |
22 | Конкурс на самую читающую семью. | 1 |
23 | «Клуб «Открытая книга» (6ч.) Подготовка к тематическим заседаниям | 1 |
24 | Подготовка к тематическим заседаниям. Подбор книг | 1 |
25 | Подготовка к тематическим заседаниям. Распределение на группы | 1 |
26 | Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения. | 1 |
27 | Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения. | 1 |
28 | Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения. | 1 |
29 | «Читательский проект» (6ч.) Что такое «читательский проект»? События для представления проектов: тематический конкурс чтецов, фестиваль ученических проектов. | 1 |
30 | Творческие, интеллектуально-познавательные, социально-творческие читательские проекты. | 1 |
31 | Планирование проекта, цели, задачи проекта | 1 |
32 | События для представления проектов: тематический конкурс чтецов | 1 |
33 | События для представления проектов: защита ученических проектов | 1 |
34 | События для представления проектов: защита тематических проектов | 1 |
Приложение 1
Система оценки результатов
Реализация курса предусматривает безотметочную систему оценивания.
Степень конкретного участия каждого участника клуба определяется и фиксируется с помощью «читательской карты», предполагающей построение индивидуальной траектории развития («Планирую», «Реализую») и включающей элементы самооценки («Добиваюсь результата»).
Оценивание активности и эффективности участия в работе читательского клуба происходит в рамках конкурсов, викторин, организуемых в рамках заседаний клуба.
«Читательская карта»
Планирую | Реализую | Добиваюсь результата |
Я хочу прочитать | ||
Мои читательские конкурсы | ||
Я читаю сам | ||
Я читаю с родителями | ||
Моя (семейная) презентация книги | ||
Мой «читательский проект» |
Список информационных источников:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк. А.М. Кондаков. В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24с. (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ под ред. Сафроновой И.А. – М: Просвещение, 2014. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы:
- http://www.rusreadorg.ru/ Официальный сайт Русской ассоциации чтения.
- http://read-analytic.ru/choice-text/ Программный комплекс «Аналитик чтения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы Клуба любителей исторических открытий
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Рабочая программа спортивного клуба "Олимпионик"
Внеурочная деятельность....
программа семейного клуба "Кенгуру"
Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...
программа работы Клуба "7-Я"
Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей - совместное выполнение домашних работ. Но также очевидно, что воспитание ребенка в семье это не только личное дело родителей, но и...
Программа занятий клуба французского языка для учащихся начальной школы
Программа представляет собой методическое пособие для внеклассной работы по французскому языку. Стихи, песенки, сказки для театральной постановки. Темы "Времена года" и "Город"....
Программа семейного клуба "Содружество"
Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)
Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...