программа семейного клуба "Кенгуру"
рабочая программа по теме
Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с учётом обновления содержания и тематики занятий по парциальным программам. Занятия с детьми и родителями вполне способствуют социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе, успешному взаимодействию с окружающим миром, укреплению российской семьи через совместную семейную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semeynogo_kluba.docxnnnnnnnnnnn.docx | 126.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Программа семейного клуба «Кенгуру»
Разработчики:
методист раннего эстетического
направления Булыгина М.А.,
педагог-психолог Лопатина А.В.,
педагог дополнительного
образования Пучкова Г.Н.
о. Муром
2010г.
Паспорт программы
Наименование программы | Комплексная программа семейного клуба «Кенгуру» |
Основание для разработки программы | Изучение запроса родителей, востребованность данной формы взаимодействия с родителями и детьми |
Разработчики программы | Методист раннего эстетического направления МОУДОД «ЦВР» Булыгина М.А. Педагог – психолог МОУДОД «ЦВР» Лопатина А. В. Педагог дополнительного образования МОУДОД «ЦВР» Пучкова Г.Н. При участии администрация МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Адрес: 602254 Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д. 91. Контактные телефоны: 8 (09234) 4-49-24, 4-28-44 |
Срок реализации | 1 год |
Цель программы | создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений, повышение психолого- педагогической культуры родителей, достижение оптимального уровня взаимодействия МОУДОД «ЦВР» и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства. |
Задачи программы | - всестороннее (творческое, эмоциональное и личностное) развитие ребёнка младшего дошкольного возраста; - реализация наиболее эффективных способов решения этой проблемы, включающая в себя поиск новых путей взаимодействия, определяющих содержание и формы психолого - педагогического развития детей и просвещения родителей; - социализация детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых; -развитие креативных способностей детей и родителей в результате совместной деятельности; - развитие мотивации к творчеству и самостоятельности; -активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс работу ранней эстетической студии развития в рамках семейного клуба; -психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей; -формирование конструктивного взаимодействия между родителями и педагогами клуба; -психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании и развитии детей; -поддержание популярности деятельности раннего эстетического развития детей дошкольного возраста; - повышение роли дополнительного образования в развитии семейного досуга. |
Направления деятельности: | - просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей); -практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, полноценное эмоциональное общение); -укрепление детско-родительских отношений; -коммуникативное (создание и сплочение родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности); - содержательное ( решение проблем). |
Участники программы | Дети младшего дошкольного возраста в возрасте 3-4, не посещающие детские дошкольные учреждения, родители детей либо законные представители, педагоги дополнительного образования, педагог – психолог. |
Ожидаемые результаты реализации программы | -социально-психологическая адаптированность детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых; -активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе; -повышение психолого-педагогической культуры родителей; -возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания; -объединение интересов семьи в вопросах адаптации детей к новым социальным условиям (поступление детей в детские дошкольные учреждения). |
Содержание
- Пояснительная записка
- Общий план работы семейного клуба «Кенгуру»
- Программа психологических развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста «Я открываю свой мир»
3.1. Учебно-тематический план
3.2. Содержание курса
3.3. Тематический план заседаний семейного клуба «Кенгуру»
- Программа творческой мастерской «Я и Мама»
4.1.Учебно-тематический план
4.2. Содержание курса
- Методическое обеспечение программы
- Список литературы
Приложения
1.Пояснительная записка
Сегодня для педагогов, психологов и родителей тема раннего всестороннего развития ребёнка представляет особый интерес. Это неслучайно, ведь, в первые годы жизни происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии ребёнка. Очень важно не упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда невозможно. Ребёнок гармонично развиваеться лишь тогда, когда он вовлечён в активную деятельность. Необходимо заложить ребёнку «прочный фундамент» его будущего.
На формирование личности ребенка оказывают влияние как генетические факторы, так и окружающие его обстановка и люди. До начала систематического посещения детского дошкольного учреждения ребенок чаще всего проводит большую часть времени с родителями. Поэтому мама и папа ребенка – порой единственные взрослые люди, которые обладают полной информацией о его развитии и поведении и которым ребенок безоговорочно доверяет.
В связи с этим, на наш взгляд, развитие, социализация ребенка младшего дошкольного возраста, его адаптация в обществе сверстников и взрослых, будет проходит более плодотворно только в условиях совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Такие условия созданы в рамках деятельности семейного клуба «Кенгуру» для родителей и детей 3-4 лет на базе МОУДОД «Центр внешкольной работы».
Обязательными участниками семейного клуба «Кенгуру» являются дети младшего дошкольного возраста, родители детей (либо законные представители), педагоги дополнительного образования и педагог- психолог.
Только в условиях совместной деятельности всех членов клуба возможно достижение необходимых результатов развивающего обучения, личностного и творческого развития детей.
В рамках семейного клуба «Кенгуру» осуществляет свою деятельность студия раннего эстетического развития, включающая в себя занятия в творческой мастерской и развивающие занятия с психологом.
Родители и малыши, не посещающие детские дошкольные учреждения, приходят за знаниями и учатся вместе. Родителям предоставляется свободный выбор и возможности для творческого, интеллектуального и духовного развития ребёнка, его быстрейшей адаптации в условиях современной жизни. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они становятся союзниками, что позволяет лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров.
Для родителей важно получить ответы профессионалов на вопросы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, что читать, как справиться с его капризами и непослушанием? А самое главное – как интересно провести время вместе с ребёнком.
Учитывая актуальность проблемы, мы считаем, что работа семейного клуба направлена на оказание психолого-педагогической поддержки родителей в осознании своей воспитательной роли, в создании полноценных условий для всестороннего развития ребёнка. Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребёнка в первых его социумах – семье и группе раннего эстетического развития в рамках семейного клуба.
Занятия с детьми и родителями, вполне способствуют социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе, успешному взаимодействию с окружающим миром, укреплению российской семьи через совместную семейную деятельность.
Отличительной особенностью программы является работа «педагог – ребёнок – родитель». В данной обстановке все дети чувствуют себя естественно, комфортно, защищено – так как рядом с детьми есть близкий человек.
Новизна программы заложена в систематизации форм, средств и методов эффективной деятельности педагогов – специалистов разработанных специально для занятий в студии семейной деятельности и творчества.
В процессе обучения родители не только помогают своим детям выполнять творческие задания на занятиях, но и сами учатся новому, что сближает их с детьми. Совместная творческая и развивающая деятельность помогает родителям понять внутренний мир ребенка, увидеть скрытые потенциальные возможности и творческие способности своего ребёнка, стать ему ближе и роднее, а каждому воспитаннику - приобретать необходимые знания, умения и навыки для личностного и творческого развития в обстановке психологического комфорта.
Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с учётом обновления содержания и тематики занятий по парциальным программам.
Семейный клуб ставит перед собой цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений, повышение психолого- педагогической культуры родителей, достижение оптимального уровня взаимодействия МОУДОД «ЦВР» и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Задачи программы работы семейного клуба:
- всестороннее (творческое, эмоциональное и личностное) развитие ребёнка младшего дошкольного возраста;
- реализация наиболее эффективных способов решения этой проблемы, включающая в себя поиск новых путей взаимодействия, определяющих содержание и формы психолого - педагогического развития детей и просвещения родителей;
- социализация детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых;
- развитие креативных способностей детей и родителей в результате совместной деятельности;
- развитие мотивации к творчеству и самостоятельности;
- активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс работу ранней эстетической студии развития в рамках семейного клуба;
- психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
- формирование конструктивного взаимодействия между родителями и педагогами клуба;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании и развитии детей;
- поддержание популярности деятельности раннего эстетического развития детей дошкольного возраста;
- повышение роли дополнительного образования в развитии семейного досуга.
Приоритетными направлениями деятельности педагогического коллектива в рамках программы являются:
- просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
- практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, полноценное эмоциональное общение);
- укрепление детско-родительских отношений;
- коммуникативное (создание и сплочение родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности);
Модель организации работы семейного клуба «Кенгуру»
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст воспитанников 3-4 года, это дети, не посещающие детский сад, а так же их родители или лица их заменяющие. При формировании группы учитываются интересы всех участников образовательного процесса. Родители являются незаменимыми помощниками педагогов. В конце каждого занятия родителям выдается «домашнее задание», которое выполняется ими вместе с детьми с удовольствием.
Форма занятий: групповая. В педагогическом процессе участвуют 6-8 пар (взрослый – ребёнок). В случае набора большего количества пар, к работе подключается ещё один педагог, работа ведётся по подгруппам. Занятия проводятся в оборудованных кабинетах.
Комплексные развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю, в утреннее время. Всего 36 занятий в течение учебного года в комплексе. Продолжительность каждого занятия составляет 15-20 минут, между занятиями обязательные переменки (10 минут) с организацией подвижных игр. Все комплексное занятие не превышает 1 часа работы.
С целью выявления запроса участников воспитательно-образовательного процесса и получения дополнительной информации от них проводится анкетирование. С родителями детей заключается договор о взаимном сотрудничестве.
1раз в месяц педагогом – психологом проводятся лектории для родителей, на которые приглашаются родители без детей. Дети в это время являются участниками подвижных игр или театрализованных представлений.
Если ребёнок, после первого года обучения, продолжает, по каким-либо причинам, не посещать дошкольное учреждение, то по заявлению родителей он зачисляется в семейный клуб «Оберег» (для детей 4-6 лет)
Ожидаемые результаты и показатели результативности реализации программы:
Ожидаемые результаты | Результативность |
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. | Активизация интереса родителей к мероприятиям, личная инициатива. Увеличение мотивации обоих родителей ребенка на совместное посещение занятий в рамках семейного клуба. |
Повышение психолого-педагогической культуры родителей. | Расширение запроса обсуждаемых тем на заседаниях родителей. Обмен мнениями, рекомендациями, развивающей литературой между родителями в рамках клуба. Применение родителями получаемых знаний по воспитанию и развитию своих детей на практике: урегулирование конфликтных ситуаций с учетом возрастных особенностей детей. |
Социально - психологическая адаптированность детей младшего дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых. | Увеличение количества детей и родителей, желающих продолжить обучение в рамках семейного клуба «Оберег» (с 4, 5 до 6 лет). Успешная социальная адаптация детей в других микросоциумах (студиях, кружках, секциях), а также благоприятная адаптация в условиях дошкольных учреждений. |
Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания. | Создание презентаций семейных увлечений. |
Объединение интересов семьи в вопросах адаптации детей к новым социальным условиям (поступление в дошкольные учреждения). | Выполнение родителями рекомендаций педагогов и психолога по вопросам развития и воспитания каждого ребенка в отдельности. |
Активность и творческая самостоятельность детей, передача своих чувств, с помощью различных чувств выразительности. | Отзывы и инициатива родителей. Оформление видеоматериала «Наши работы». |
Выставка совместного семейного творчества «Я и мама». | Статистика посещения выставок, пожелания. Увеличение количества награждённых детей и родителей. |
Перспективное участие в окружных, областных и Всероссийских выставках изобразительной деятельности в категории 3-5 лет. | Трансляция программы. 1 место по Владимирской области - Всероссийский конкурс детских рисунков «Кузнечик». |
Данная программа апробирована в МОУ ДОД «ЦВР», в течение двух лет, вносились дополнения и изменения по тематике занятий, учитывался социальный запрос родителей и их пожелания.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития малыша.
Происходит совершенствование общей моторики и моторики рук, зрительно-двигательной координации действий. Усложняется предметно-игровая деятельность ребенка. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность, память и внимание. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Происходит интенсивное развитие речи и понимание речи.
В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем мире, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.
Правильное психологическое и физическое развитие ребенка возможно при активном взаимодействии родителей, сверстников и педагогов. Самое главное в этом возрасте - максимальное погружение ребёнка в деятельность. Ещё одно условие - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.
2. Общий план работы семейного клуба «Кенгуру»
Раздел | Занятий |
Развивающие психологические занятия « Я открываю свой мир» | 36 |
Творческая мастерская «Я и мама»: - Аппликация, лепка - Рисование | 36 18 18 |
Заседания родительского клуба | 9 |
3. Программа психологических развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста «Я открываю свой мир»
Пояснительная записка
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и эмоций. Эмоции, в свою очередь, показывают состояние ребенка и влияют на его личностное и интеллектуальное развитие, поведение, определяют направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира.
Дошкольники часто не могут управлять своим чувственным миром, что приводит к импульсивности в поведении, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми. Только по мере личностного развития у детей постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние свое и окружающих, развивается произвольность поведения.
Психологически сложным для младших дошкольников оказывается период адаптации детей к условиям вне дома: студии развития, детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, незнакомым для него сверстникам и взрослым.
Адаптация к изменяющимся условиям окружения часто сопровождается повышением личностной и ситуативной тревожности, нежеланием общаться со сверстниками и взрослыми, общей физической и психической пассивностью.
Мама и папа ребенка – это единственные взрослые люди, которым ребенок доверяет полностью, это люди, которые, безусловно, только способствуют правильной социальной адаптации своих детей в обществе, т.к. обладают полной информацией о его развитии и поведении. Поэтому присутствие родителей на развивающих занятиях предполагает снижение тревожности ребенка в условиях обучения и развития, увеличение позитивной мотивации ребенка и повышение качества развивающей работы.
Актуальность программы: приобретенный детьми в условиях совместной работы « ребенок – взрослый – педагог» опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, включающий развитие эмоционально-чувственного мира и навыков коммуникации, способствует адекватной социальной адаптации ребенка в обществе.
Направление программы: социально-педагогическое.
Программа направлена на личностное, эмоциональное развитие дошкольников, на социальную адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды.
Цель программы: через создание психологически благоприятной атмосферы совместной деятельности ребенка и взрослого способствовать психическому и личностному росту детей, его социальной адаптации в обществе.
Задачи программы:
- раскрытие эмоционально-чувственного мира дошкольников;
- повышение уверенности в поведении и развитие самостоятельности;
- развитие навыков социального поведения;
- развитие основ коммуникативных навыков;
- формирование позитивного отношения к своему «Я»;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию сверстникам и взрослым;
- формирование позитивного отношения к окружающим сверстникам.
Учебно-тематический план развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста «Я открываю свой мир»
№ | Тема развивающих занятий | Количество занятий |
1 | Давайте познакомимся друг с другом! | 1 |
2 | Я, ты, он, она – вместе дружная семья. | 1 |
3 | Школа чувств и эмоций | 1 |
4 | Радость – грусть | 2 |
5 | Робость | 2 |
6 | Удивление | 2 |
7 | Злость и недовольство | 2 |
8 | Я умею мириться | 2 |
9 | Страх живет…. | 2 |
10 | Я не буду боятся | 1 |
11 | Стыд и вина | 2 |
12 | Я умею извиняться | 2 |
13 | Отвращение | 1 |
14 | Любовь и забота | 2 |
15 | Я могу заботиться о тебе | 1 |
16 | Обида | 1 |
17 | Я не буду обижаться | 2 |
18 | Восторг | 1 |
19 | Я могу узнать чувство по голосу | 1 |
20 | Я могу узнать чувство по лицу человека | 2 |
21 | Я люблю играть с тобой | 2 |
22 | Чувства другого человека | 1 |
23 | Я учусь дружить с тобой | 1 |
24 | Я буду скучать по тебе. Заключительное занятие | 1 |
Всего | 36 |
Содержание курса развивающих занятий «Я открываю свой мир»
Содержание курса программы развивающих занятий направлена на постепенное психологическое, эмоционально-чувственное и личностное развитие ребенка.
Психологические игры, используемые на занятиях, не только помогают детям осознать основные человеческие чувства, такие как радость, грусть, страх, злость, любовь, но и учат контролировать свое эмоциональное состояние, распознавать эмоции и чувства по внешним сигналам, помогают снизить эмоциональное напряжение и тренируют психомоторные функции детей. Психологические этюды и упражнения помогают в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность.
В курс занятий по программе включены игры и упражнения на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. У ребенка формируется понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые), окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Постепенно ребенок подходит к самому сложному – пониманию своего места в семье, в социуме и своих взаимоотношений с близкими и другими людьми.
Занятия по программе позволяют корректировать поведение с помощью ролевых игр, дают ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком, формируют адекватные формы поведения и регулируют поведение в микросоциуме.
В программу занятий включены игры и упражнения на развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности, чувства общности; на формирование внимательного отношения друг к другу, социального доверия; формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания.
3.3.Тематический план заседаний семейного клуба «Кенгуру»
№ | тема | Краткое содержание | месяц |
1 | «День открытых дверей » | Знакомство с учреждением. Программа «Кенгуру», правила посещения. Экскурсия по задействованным кабинетам. Знакомство с педагогами. | сентябрь |
2 | « Физическое и психическое здоровье вашего малыша» (с приглашением врача – педиатра) | Диета. Составление меню на день (игра). Физическое воспитание, гимнастический комплекс для малышей. Психологический микроклимат. Закаливающий массаж подошв. | октябрь |
3 | «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста» | Физиологические и психологические особенности детей 3-4 лет. Тесная взаимосвязь нервно-психического и физического здоровья. Роль взрослого в развитии ребёнка. | ноябрь |
4 | «Играйте вместе с детьми» | Значение игры в дошкольном возрасте, критерии выбора игрушек. Понятие игротерапия. Компьютерная игра «Польза уму или вред здоровью».Игра – тренинг «Сладкая проблема». «Давайте поиграем» - игры с родителями. | декабрь |
5 | «Психологический климат семьи» | Совместная выработка правил по налаживанию психолого-эмоционального контакта. Создание проектов по превращению режимных моментов в праздник. Создание оберега «Домовёнок». «Поговорим о порядке». | январь |
6 | «Сказкотерапия» | Сказочные уроки. Понятие сказкотерапии. Сказка в подарок малышу. Развитие воображения. | Февраль |
7 | «Всестороннее развитие маленького гения» | Одарённость? Психологические характеристики, свойственные одарённому ребёнку. Развивающая среда, игры, игрушки, способствующие развитию одарённости. Психологические характеристики, свойственные одарённому ребёнку. | Март |
8 | «Как подготовить ребенка к посещению детского сада» | Особенности психологической адаптации ребенка к условиям детского сада, нарушения социальной адаптации. | апрель |
9 | «Подведём итоги» | Ответы на вопросы, интересующие родителей. Планирование совместной деятельности на следующий год. Анкета «Взаимодействие родителей и педагогов» . | Май |
4. Программа творческой мастерской «Я и мама»
Пояснительная записка
В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития ( ).
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, cвязанным с самостоятельной практической и творческой деятельность ребёнка к которой не надо принуждать, но важно стимулировать, открывая перед ним новые творческие возможности.
Данные занятия раскрывают перед ребёнком красоту окружающего мира и красоту человека, воспитывают нравственно эстетические идеалы. Художественно-творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное состояние ребёнка. Кроме этого у малышей развивается речь - идёт усвоение названий предметов, геометрических форм, цвета и их оттенки, обогащается словарь.
Большое внимание уделяется развитию мелкой мускулатуре рук, пальцев, включены пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики.
С первых занятий дети вместе с родителями, в паре, знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, аппликации и лепки, где используются игровые моменты и обязательное музыкальное сопровождение.
Для малыша и родителя существует большой выбор изобразительного материала.
Дополнением к раскрытию темы занятия является введение музыкальных и литературных отрывков, загадок. Музыка служит фоном и способствует расширению духовных связей ребёнка и взрослого с искусством.
Цель:
- раскрытие и развитие творческих способностей, фантазии, воображения заложенных в ребёнке, используя нетрадиционные техники в изобразительной деятельности.
Задачи.
Обучающие:
-знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- научить изображать разнообразные формы несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
- учить работать в паре, вместе, помогать, подсказывать.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, любознательность, фантазию, зрительную память, творческую активность и инициативу;
- развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета;
- развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги, совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка;
- развитие мотивации к творчеству и самостоятельности;
- развивать у детей чувство формы, учить различать и называть объёмные и плоские формы;
- развивать координацию движений левой и правой руки.
Воспитывающие:
- адаптировать ребёнка к окружающему миру через изобразительную деятельность;
- воспитывать культуру деятельности, аккуратность, формировать навыки сотрудничества, самостоятельность в работе;
- радоваться успехам при создании работ.
Ожидаемые результаты:
Рисование:
- уметь работать в технике штриховки, работе в карандаше, фломастером, масляным мелком, акварелью и гуашью;
- закрашивать разные детали, фигуры знакомыми приёмами;
- накладывать цвет на цвет, смешивать цвета, добиваться чистоты цвета;
- сочетать различные смешанные техники в одном задании;
- регулировать работу кисти при рисовании краской;
- работать различными инструментами (штампиками, тычками, поролоновой губкой, кисточками).
Аппликация:
- создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и различные техники работы с бумагой;
- работать с различным материалом;
- осваивать последовательность работы, аккуратность работы с клеем, кисточкой;
- правильно держать ножницы при работе.
Лепка:
- закреплять знакомые способы лепки и осваивать новые, включающие работу пальцев;
- соединение нескольких частей в один образ.
4.1. Учебно – тематический план творческой мастерской «Я и мама»
№ | Тема занятия | Цель | Материал | Кол-во заня-тий. | |||
1 | «Наши помощники – карандаши и кисточки». Рисование. Пальчиковая гимнастика «Кисточка». | Познакомить с изобразительными материалами, палитрой, правилами работы с кисточкой, карандашом, со свойствами краски. | Альбомные листы, кисточки, карандаши, краски акварельные, баночки для воды. | 1 | |||
2 | «Заборчик». Лепка. Пальчиковая разминка «Цыплёнок».
| Познакомить со свойствами и правилами работы с пластилином. Учить раскатывать пластилин «колбаской», располагать на картоне, расплющивая колбаски. | Доска для лепки, пластилин, картон с изображением курицы и цыплят, салфетка для рук. | 1 | |||
3 | «Фрукты». Рисование на бумажной тарелке. Массаж пальчиков. | Учить детей составлять несложную композицию. Знакомить с новым жанром – натюрморт. Пользоваться масляными мелками, красками, передавая основные признаки и цветовую гамму предмета. | Репродукция натюрморта с фруктами, Кисти, акварель, гуашь, масляные карандаши, салфетки. | 1 | |||
4 | «Фрукты на тарелке». Аппликация на бумажной тарелке. | Располагать знакомые предметы в круге, подбирать цвет и называть фрукты. Аккуратно пользоваться клеем, салфетками. | Заготовки фруктов из цветной бумаги, клей, кисточки, бумажная тарелка. | 1 | |||
5 | «Дождик». Рисование с элементами аппликации. Пальчиковая гимнастика «Дождик». | Аккуратно наклеивать выбранного героя в определённое место (зонтик). Учить рисовать масляными карандашами наклонные палочки, не рисуя дождик под зонтом. Закрашивать всю поверхность листа акварелью, промывать кисть. | Лист бумаги с изображением зонтика, а под зонтик наклеивается мальчик или девочка. Масляный карандаш синего цвета, кисть широкая, краски, клей. | 1 | |||
6 | «Воздушные шары». Лепка на плоскости. Пальчиковая гимнастика «Шарик». | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шар в овальную форму прямыми движениями ладоней. Прикреплять готовую форму на плоскость – расплющивать и дорисовывать ниточки маркером. | Прямоугольник синего цвета с изображением детей или сказочных героев, маркер для прорисовывания ниточек. | 1 | |||
7 | «Воздушные шары». Рисование. Пальчиковая гимнастика «Шарик». | Учить отображать в рисунке содержание прочитанного стихотворения. Закреплять умение рисовать круглую и овальную форму масляными карандашами, закрашивать их красками, меняя цвета. | Иллюстрации детских праздников, альбомные листы голубого тона, гуашь, кисти. На листы заранее наклеены или нарисованы сказочные герои, дети. | 1 | |||
8 | «Гусеница». Аппликация. Пальчиковая гимнастика «Бабочка». | Учить последовательно наклеивать круги разного диаметра на лист бумаги, получая туловище гусеницы, самостоятельно подбирать цветные круги по размеру. Закреплять название геометрической формы. Приучать к аккуратности. | Образец работы, заготовки круглой формы, клей, салфетки. Картон 2-3 оттенков. | 1 | |||
9 | «Осенний парк» Рисование на засушенных листьях с последующим поролоновыми трафаретами (овальной формы). Пальчиковая гимнастика «Листики осенние». | Познакомить с новым приёмом – рисование на засушенных листьях с использованием поролоновых трафаретов. Аккуратно наносить гуашь, накладывая цвет на цвет, получая оттиск на плоскости. Правильно пользоваться трафаретами, «шагая по дорожке», называть выбранную геометрическую форму. Поощрять дополнение в работе. | Полоса бумаги голубого, сиреневого оттенка; кисти, гуашь, поролоновые трафареты (круг, овал, треугольник); листья клёна, берёзы, вишни. Иллюстрации с осенними деревьями. | 1 | |||
10 | «Весёлая гусеница» Лепка. | Учить отщипывать кусочки пластилина от целого, скатывать круглую форму приблизительно одинакового размера, располагать их на плоскости, расплющивать. | Картонка зелёного цвета (трава), с изображением гриба, цветка; пластилин, дощечки для лепки, влажные салфетки. | 1 | |||
11 | « Ёжик». Рисование. | Учить отображать в рисунке увиденное на картине. Пользоваться карандашами и акварелью. Дополнять рисунок необходимыми элементами (дорожка, листья, яблоко) | Картина «Ёж», масляные карандаши, краски, кисти. | 1 | |||
12 | «Золотые рыбки в аквариуме». Лепка с использованием пайеток. | Учить раскатывать пластилин между ладоней, добиваясь овальной формы, расплющивая на картоне, передавая сходство. Научить вдавливать пальцем (палочкой) на готовую основу – пайетки. Поощрять использование дополнительного материала – ракушки, мелкие декоративные камешки. Воспитывать бережное отношение к живым существам. | Доска для лепки, стеки, палочка, пайетки; картон синего цвета в виде аквариума; салфетки для рук. | 1 | |||
13 | «Аквариум с рыбками». Рисование в круге. Пальчиковая игра «Рыбки». | Учить передавать форму рыбки, рисовать овал и другие мелкие детали масляным карандашом, уметь наносить изображение по кругу, использовать дополнения в работе; развивать самостоятельность, аккуратность. | Лист синего цвета, гуашь, масляные мелки, краски, блёстки, кисть, баночки для воды. | 1 | |||
14 | «Рыбки в аквариуме». Аппликация с частичным использованием рваной бумаги. Пальчиковая игра «Рыбки». | Учить составлять форму рыбки из геометрии-ческих фигур, аккуратно наклеивать на синий лист бумаги. Учить детей рвать бумагу, для выкладывания камушков и водорослей на дне аквариума. | Овалы, треуголь-ники, круги разного цвета, полоски жёлтой, коричневой, зелёной бумаги; клей, кисть, салфетка. | 1 | |||
15 | «Весёлый снеговик» Рисование скомканной бумагой. | Учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Дорисовывать снеговика и недостающие детали с помощью кисточки. | Альбомный лист синего цвета, блюдца с белой гуашью, комки смятой бумаги, кисточки, баночки для воды. | 1 | |||
16 | «Весёлый снеговик» Лепка. Игра «Собери снеговика». | Учить передавать образ снеговика, скатывать кусочки пластилина разной величины между ладошками. Учить сплющивать шарик на горизонтальной поверхности. Поощрять дополнения в работе (ведро, снежинки, солнышко). | Картон голубого цвета с изображением детей, коробка пластилина. Игрушка-конструктор «Снеговик». | 1 | |||
17 | «Дерево в снегу» Рисование гуашью. | Учить рисовать форму дерева, снежинки щетинистой кисточкой способом намачивания. Формировать умение ритмично выполнять движения под музыку. | Лист голубой бумаги, белая, коричневая гуашь, кисточка, ватные палочки. | 1 | |||
18 | «Елка для весёлых друзей». Аппликация. | Учить пользоваться ножницами, разрезая квадрат по диагонали, последовательно наклеивать изображение ёлки на лист бумаги, располагая в центре; самостоятельно украшать её; уточнять знания о треугольной, круглой форме. Вместе с мамой наклеивать понравившихся персонажей. | Заготовки кругов, овалов, разного цвета, квадраты разной величины зелёного цвета, вырезанные фигурки животных; салфетки, ножницы. | 1 | |||
19 | «Сказочная птица». Рисование из ладошки. Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде». | Закреплять умения рисовать кольца, круги, линии масляными карандашами, наносить выбранные цвета красок на хвост и туловище птицы, не нажимать сильно на кисть. Развивать формообразующие движения руки. | Иллюстрации с изображением сказочных птиц. Образцы детских работ. Масляные карандаши, кисти, акварельные краски, блёстки. | 1 | |||
20 | «Снегири на ветке». Лепка с использованием природного материала. Пальчиковая гимнастика «Птички». | Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями, растягивать и расплющивать на плоскости. Передавать характерные особенности снегиря, использовать засушенные семена вместо хвоста. Поощрять различные дополнения в работе – ягоды рябины. | Репродукция «Снегири». Картон с прорисованной маркером веткой, пластилин, семена американского клёна, стеки. | 1 | |||
21 | «Морозные узоры». Рисование свечкой на длинной полосе бумаги. Пальчиковая игра «Снежинка». | Познакомить детей с приёмом рисования свечкой. Продолжать учить наносить на лист прямые, волнистые, округлые линии; толстой кисточкой наносить краску по всему листу, промывать кисть. | Иллюстрации морозных узоров на окне. Длинный лист бумаги, свечка, акварельные краски, кисть, влажные салфетки. | 1 | |||
22 | «Плывёт, плывёт кораблик» Аппликация. «Лодочка» пальчиковая гимнастика. | Продолжать учить детей работать с ножницами, отрезая от листа бумаги полоску синего цвета, используя волнистые ножницы. Учить составлять и наклеивать готовые геометрические фигуры; самостоятельно подбирать цвета. Учить пользоваться «волнис-тыми» ножницами, вырезая волны. Приучать к аккуратности. | Иллюстрация и макет корабликов, детали разного цвета, клей, кисточка, салфетки, ножницы «волнистые». | 1 | |||
23 | «Парусник» Рисование. «Лодочка» пальчиковая гимнастика. | Учить изображать предмет из 2 и более частей, наносить мелкие детали с помощью восковых мелков. Продолжать учить пользоваться кисточкой нужного размера, самостоятельно тонировать бумагу синим цветом широкой кисточкой. | Подбор фотографий, иллюстраций по теме. Альбом, кисть №14, №4, акварель синего цвета, восковые мелки. | 1 | |||
24 | «Кактус на окошке». Лепка. Пальчиковая гимнастика «Цветок». | Учить детей раскатывать пластилин между ладонями шар, превращая в «колбаску». Развивать эстетическое и образное восприятие. | Пластилин, стеки, карандаши, салфетка, доска для лепки. | 1 | |||
25 | «Цветы для мамочки моей». Рисование с использованием ватных палочек. Пальчиковая гимнастика «Цветок». | Обводить трафарет вазы вместе с мамой. Передавать форму тюльпана, рисуя его способом примакивания; изображая веточку мимозы, пользоваться ватными палочками. Располагать изображение в центре. | Белый картон с наклеенной заранее скатертью (ткань). Масляные карандаши, кисть, ватные палочки, гуашь. | 1 | |||
26 | «Открытка для бабушки». Аппликация из старых открыток. Пальчиковая гимнастика «Цветок». | Продолжать составлять композицию из разных цветов, подбирать красивые сочетания. Аккуратно наклеивать, пользуясь салфеткой. | Цветной картон, заготовка вазы, цветов в форме незабудок, нарцисса; клей, кисти, салфетки. | 1 | |||
27 | «Петух и краски». Рисование. Пальчиковая гимнастика «Цыплята». | Развивать цветовое восприятие. Закреплять умения рисовать гуашью, проводя волнистые линии (хвост), прорисовывая клюв, гребешок. | Сказка «Петушок и краски». Силуэт туловища петушка на тонированной бумаге. Гуашь, краски, кисточка. | 1 | |||
28 | «Петушок». Аппликация из ткани. Пальчиковая гимнастика «Цыплята». | Закреплять умения располагать последовательно детали, подбирать цветные лоскутки, изображая хвост. | Детали хвоста разного цвета и размера из лоскутков наклеенные на лист бумаги, туловище петуха из картона; клей, кисточки, салфетки. | 1 | |||
29 | «Мышка в норке». Рисование из ладошки, с использованием ватных палочек. | Продолжать учить обрисовывать ладошку восковым карандашом или свечкой. Передавать выразительный образ мышки из овала, дорисовывая необходимые детали, а каждый пальчик – куст или дерево. Солнце изображать точечным рисунком. | Плотный лист любого оттенка, ватные палочки, восковые карандаши, гуашь. | 1 | |||
30 | «Смешарики». Аппликация. Коллективная работа. Пальчиковая игра «Мы играли, рисовали». | Учить детей последовательно наклеивать готовые детали по центру листа; аккуратно пользоваться клеем и салфетками. Продолжать учить работать с ножницами (волнистыми) резать бумагу, получая узкую полоску бумаги. Самостоятельно вносить дополнения к картине, подбирая различный материал. | Заготовки деталей из ксероксной бумаги – Нюши, Кроша, Копатыча… Полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки. Материал для украшения – бусины, пайетки, пуговицы, цветы из лент. | 1 | |||
31 | «Плюшевый мишка». Рисование ватными палочками. Физкультурная пауза «Медведь и пчёлы». | Учить изображать животное в вертикальном положении, составлять фигуру из отдельных деталей, передавать структуру пушистой шерсти. | Игрушка «Мишка». Альбом, кисти, ватные палочки, гуашь коричневого цвета. | 1 | |||
32 | «Медвежонок». Лепка. Физкульт. пауза «Медведь и пчёлы». | Продолжать учить раскатывать пластилин круговыми движениями, растягивать, придавать нужную форму. Дополнять необходимыми деталями (уши, лапы). | Фланелеграф с изображением мишки. Доска для лепки, пластилин коричневый, салфетки для рук. | 1 | |||
33 | «Бабочка». Рисование поролоновыми трафаретами. Пальчиковая гимнастика «Бабочка». | Учить рисовать предмет из симметричных частей (приём монотипия). Развивать творчество и воображение. | Лист бумаги, акварель, кисти, баночки для воды. | 1 | |||
34 | «Цветущее дерево». Аппликация многослойная . Пальчиковая гимнастика «Деревья». | Продолжать учить детей составлять фигуру из нескольких крупных деталей; аккуратно и последовательно наклеивать изображение. | Лист синего цвета, детали дерева, мелкие цветы. Картина «Цветущий сад». Клей, кисть, салфетка. | 1 | |||
35 | Рисунок из ладошки «Цветы». Пальчиковая гимнастика «Крючочки». | Учить передавать в рисунке образ цветов, работать в разных техниках. Развивать самостоятельность в рисовании дополнительных элементов. | На белом фоне силуэт ладошки (обведённый масляным карандашом), иллюстрация с изображением цветов. Краски, кисть. | 1 | |||
36 | «Здравствуй, лето!». Лепка из пластичных затвердевающих материалов. Коллективная работа. Пальчиковая гимнастика «Бабочка». | Продолжать упражнять в раскатывании колбаски, шариков разного цвета прямыми и кругообразными движениями обеих рук. Располагать изображение по всему картону, обговаривать действия, работать сообща. | Иллюстрации с изображением бабочек. Картон синего цвета размера А3 с изображением солнца, облаков, цветочной поляны. Масса для лепки, доска, стеки, салфетки для рук. | 1 |
4.2. Содержание курса
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Некоторые техники используемые на занятиях (приложение № , диск - презентация).
Точечный рисунок ватными палочками.
Готовые ватные палочки обмакиваются в разноцветные краски и наносятся на белый или тонированный лист бумаги. В работе можно использовать трафареты, шаблоны по теме или рисунок нарисованный мамой.
Рисование по мокрой бумаге.
Проходим по бумаге влажной широкой кистью или ватным диском ( не допускать сильного намокания). Начинаем фантазировать!
Рисование поролоновыми трафаретами.
Различные геометрические фигуры вырезаем из поролона и наклеиваем к основе каранлаша клеем «Момент» (такое приспособление хоть и недолговечно, но смотрится эстетично и выдерживает до2-3 занятий). Для дальнейшего рисования используем акварельную краску, или разведённую гуашь.
Рисование из ладошки.
Мама обводит ладошку ребёнка, ребёнок мамину, по теме работы располагая её по разному и всё это на длинном листе бумаги. Красочно смотрится обводка, нанесение рисунка, мелких деталей масляным карандашом, так как после закрашивания акварельными красками контур ярко просвечивается.
Солёная картина.
После выполнения рисунка масляными карандашами, или гуашью на изображение наносится клей и посыпается соль (можно заменить манкой). Так же этот способ можно использовать на занятиях по аппликации.
Пластилинография.
Создание лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Цветной картон нужного фона и размера с изображением персонажей по теме занятия заклеивается широким скотчем – теперь картон готов к занятию. Благодаря покрытию скотча, картон можно использовать несколько раз (снимая слой пластилина).
Аппликация – выполнение работ с цветными кусочками различных материалов (бумага, ткань, нитки, семена, листья…), создание образов предметов, декоративных композиций, открыток, используя готовые формы. Изготовление обрывной, объёмной аппликации (из мятой и рваной бумаги); осваивание последовательности и аккуратности в работе, первые шаги под присмотром взрослого при работе с ножницами.
Педагогическая диагностика.
(Опирается на материалы программы «Детство». Вторая младшая группа)
Низкий. Интерес к восприятию эстетических особенностей предметов неустойчив, слабо выражен. Эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого. Основным свойством при узнавании образа являются предметные особенности формы, затем – цвет. Ребёнок занимается изо деятельностью при активной помощи взрослого. Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения освоены недостаточно.
Средний. У ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем, радость от встречи с красивым, бережное отношение к прекрасному. Выделяет основные признаки объектов окружающего, свойства выразительности образов, их словесного обозначения. Отличает скульптуру от рисунка, иллюстрацию от художественной картины, понимает их назначение, знает виды изобразительной деятельности, способы изображения некоторых предметов и явлений, правильно пользуется материалами и инструментами формообразующими движениями, выразительными средствами. Проявляет самостоятельность и творчество.
Высокий. Активно интересуется проявлениями эстетического в быту, явлениями природы, произведениями искусства. Эмоционально реагирует, радуется красивому, доброму. Знает виды искусства, их назначение.
Проявляет творчество, может самостоятельно выбрать материал, тему изображения, дополнить заданную, самостоятельно получить результат.
5. Методическое обеспечение программ
Методы работы семейного клуба «Кенгуру»
Условия реализации программы семейного клуба «Кенгуру»
Используемые дидактические материалы для занятий в творческой мастерской «Я и мама»
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Рисование. Учебно-наглядные демонстрационные материалы. М.,1998.
2. Альбом наглядных пособий и образцов детских работ.
3. Аудио – материалы.
3. Мультимедийные презентации по темам: «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности», «Времена года», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
4.Соколова О.. Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Мозаика-Синтез.2007.
5.Предметное рисование. Демонстрационный альбом. Младшая группа. 2009.
6.Тетради по рисованию с шаблонами. Младшая группа 3-4 года (части 1,2). 2009.
7.Трафареты «Цветы», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт».
8.Шаблоны. Силуэтное и контурное изображение форм для учебно-творческой работы. М.: Мозаика-Синтез. 2006.
Материально-техническое обеспечение
- классы для занятий;
- стол, стулья по количеству участников;
- выставочные стенды;
- наглядные пособия (картины, репродукции, плакаты, книги…);
- клеёнки, кисти №4, 6, 9; карандаши масляные, простые карандаши, фломастеры, ксероксная бумаг всех цветов, картон, ватманы, акварельная бумага, мел, гуашь, акварель, баночки для воды, влажные салфетки для рук.
- Список литературы:
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми: «Сказочная шкатулка», «Самочувствие», «Это - Я».// СПб: Речь, 2003.
- Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа с детьми 3-6 лет. – М.: Генезис, 2007.
- Крюкова С.В. Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
- Петрова И.М.Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. -Спб: Детство-Прогресс, 2001.
- Развёрнутое перспективное планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа/ авт.-сост. Т.Г.Кобзева - Волгоград: Учитель, 2010.
- Рисуем и познаём окружающий мир. - М.: ГНОМ и Д, 2004.
- Савина Л.П..Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство» АСТ», 2000.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаём окружающий мир. - М:Гном и Д, 2007.
- Хухлаева О. Тропинка к своему «Я». - М.: Генезис, 2007.
- Энциклопедия поделок для больших и маленьких.- Москва «Росмэн». 2007.
Приложение 1
Положение о семейном клубе «Кенгуру».
1. Общие положения:
1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества ЦВР и семьи в вопросах преемственности воспитания детей младшего дошкольного возраста и создание системы психолого-педагогического сопровождения родителей.
1.2 Основными принципами работы клуба «Кенгуру» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
1.3 Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, педагог-психолог.
1.4 Клуб «Кенгуру» осуществляет свою деятельность в в соответствии с настоящим положением.
1.5 Положение о Клубе утверждается директором ЦВР.
2.Основные направления деятельности клуба «Кенгуру»:
2.1 Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах младших дошкольников.
2.2 Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
2.3 Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и лиц их заменяющих.
2.4 Популяризация деятельности Клуба среди родителей.
3. Права и обязанности участников Клуба «Кенгуру»
3.1 Родители и лица их заменяющие – члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемами воспитания, обучения, развития и адаптации ребёнка в учреждении дополнительного образования;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми в домашних условиях;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
3.2 ЦВР имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, актуальности.
3.3 ЦВР обязано:
- планировать работу клуба в соответствии с выявленными запросами родителей, основываясь на психолого-педагогические закономерности развития детей младшего дошкольного возраста;
-предоставлять классные комнаты для занятий и заседаний Клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную помощь;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба.
3.4 Родители и лица их заменяющие – члены Клуба обязаны:
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- принимать активное участие в работе Клуба.
4. Организация деятельности клуба «Кенгуру»:
4.1 работа Клуба осуществляется на базе ЦВР.
4.2 Количество занятий в Клубе зависит от психолого-физических особенностей детей.
4.3 На итоговых заседаниях обсуждаются результаты работы, её эффективность.
4.4 Формы организации работы клуба:
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- практикумы;
-решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
5. Административная поддержка деятельности Клуба:
5.1 Создание материально-технической базы для деятельности Клуба.
5.2 Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба .
5.3 Участие в итоговых заседаниях Клуба.
Работа Клуба – это групповая работа с родителями и детьми.
Приложение 2
Анкета. Взаимодействие родителей и педагогов.
1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
А) довольны отношением к себе со стороны педагогов.
Б) уважительное, доброжелательное, равноправное отношение.
В) информативные взаимоотношения. Г) затрудняюсь ответить
2. Чему педагоги могут научиться у родителей?
А) узнать об индивидуальных особенностях ребенка.
Б) о положительном семейном опыте
В) воспитатели должны сам все знать. Г) затрудняюсь ответить
3. Чему вам хотелось бы научиться у педагогов?
А) общению с детьми. Б) терпению, выдержке.
В) пониманию детей. Г) затрудняюсь ответить
4. В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе студии.
А) в любой. Б) ни в какой. В) присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях Г) материальная помощь. Д) выполнять советы педагогов.
5. Что вам нравится в работе студии?
А) все. Б) собрания, праздники. В) положительный результат в развитии ребенка. Г) затрудняюсь ответить.
6. Что необходимо для эффективной работы?
А) конкретных советов. Б) наше желание сотрудничать с детским садом.
В) побольше индивидуальных занятий. Г) затрудняюсь ответить
7. Что вы думаете о качестве работы педагогов студии с родителями?
А) проводится хорошая работа. Б) неплохая работа. Г) плохая работа.
В) все родители заняты, поэтому с ними работать почти невозможно.
Приложение 3
Тема заседания родительского клуба:
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития малыша.
В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем мире, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.
Преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.
На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен.
Также необходимо подчеркнуть, что особое внимание при воспитании и развитии детей четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера. Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.
Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально – волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить.
Здесь очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам» необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У меня получится быстрее»), а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Ребенок должен иметь возможность играть, принимать разных людей, действовать самостоятельно, познавать мир теми способами, которые для него наиболее приемлемы.
Чтобы реализовалось право, должны быть созданы надлежащие возможности. Если будут созданы надлежащие возможности и предоставлено право, то будут формироваться компетенции и компетентность. Только тогда ребенок сможет сам добывать знания из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, т.е. быть компетентным.
П. Я. Гальперин разграничивал две части осваемого предметного действия: его понимания и умения его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая – исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особую роль ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией».
Опираясь на эту теорию можно выделить следующие этапы овладения новыми действиями, развивая при этом основы учебно-познавательной компетенции:
1 этап: «Научи». Чтобы действия перешли из внешних (материальных) во внутренние (умственные), ребенку надо сначала показать, как выполняется то, или иное действие, последовательность выполнения действия, его алгоритм.
2 этап: «Вместе». Затем, чтобы ребенок смог самостоятельно выполнять новые для себя действия, необходимо, чтобы сначала он научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение), т.е. здесь идет работа в зоне ближайшего развития ребенка.
3 этап: «Твори». Ребенок уже самостоятельно выполняет освоенные действия по алгоритму, а затем ищет новые пути выполнения этих действий, проявляя творчество и используя свое воображение.
Таким образом, большее внимание уделяется ориентировочной части осваемого предметного действия (если ребенок увидит, поймет, как выполняется то, или иное действие, он сможет сам его совершить).
Игры
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Творчество
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Мышление
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Приложение 4
Тема заседания родительского клуба:
«Как подготовить ребенка к посещению детского сада»
Без сомнения, для многих родителей вопрос о том, как же помочь своему малышу быстрее привыкнуть к детскому саду является очень важным. Ведь начало посещения дошкольного учреждения для большинства детей является большим стрессом, можно даже сказать испытанием на прочность, прочность нервной системы и иммунитета. И если ребенка не подготовить к этому событию достойным образом, то вряд ли тогда стоит удивляться повышенной восприимчивости к любой инфекции, нарушениям аппетита, сна, участившимся истерикам и капризам.
Итак, с чего же начать?
Первое: Начнем с себя. Поверьте, подготовить малыша к посещению детского сада будет намного проще, если в первую очередь родители сами морально подготовятся, осознают необходимость, важность посещения дошкольного учреждения для дальнейшего интеллектуального и социального развития своего крохи, запасутся терпением, а главное оптимизмом и уверенностью в том, что все обязательно будет хорошо. Главная ошибка многих родителей в том, что они либо недооценивают ситуацию, либо переоценивают ее. Кто-то надеется на то, что все пройдет гладко и само собой образуется через некоторое время без лишних специальных усилий. Ведь все дети рано или поздно привыкают к садику, и не стоит вмешиваться в процесс адаптации. Кто-то, наоборот, придает этому событию чрезмерно большое значение, и настолько увлекается подготовкой ребенка к посещению детского сада, что это становится уже больше похоже на навязчивую идею. Своими активными действиями родители дезориентируют малыша и заставляют его тревожиться.
Правильная позиция родителей – это «золотая середина»: сделать необходимые приготовления, создать соответствующий образ ситуации и психологический настрой у ребенка, довериться природе малыша, его интуиции и быть готовыми адекватно реагировать на трудности. А главное помнить, что ребенок очень чутко, на уровне подсознания, воспринимает эмоциональное состояние родителей. И если родители сомневаются, переживают неуверенность или страх, по поводу посещения ребенком детского сада, то вряд ли можно говорить о легком и быстром привыкании малыша к новым условиям.
Второе: Выберем детский сад. К выбору дошкольного учреждения необходимо отнестись серьезно. Самый удачный вариант: ребенок пришел в ясельную или в младшую группу и выпустился в первый класс. Переводить ребенка из садика в садик крайне нежелательно. Поэтому стоит:
- навести необходимые справки о дошкольном заведении, посоветоваться со знакомыми, друзьями, разузнать о статусе детского сада, наличии лицензии и т.д.;
- обязательно побывать в детском саду. Следует обратить внимание на общее впечатление, которое он производит, наличие необходимых комфортных условий, санитарно-гигиенических норм, оборудованность помещения и групп;
- побеседовать с заведующей, почитайте договор о взаимных обязательствах учреждения и родителей, выяснить необходимые нюансы: режим работы, особенности воспитательно-образовательной программы, состав педколлектива, наличие узких специалистов: психолога, дефектолога, логопеда, существование дополнительных развивающих занятий, например, по иностранному языку или изобразительному искусству;
- познакомиться с воспитателем, сообщить об особенностях характера малыша, его привычках, выяснить режим дня в группе, оставить свои координаты;
- понаблюдать за детьми детского сада во время занятий или прогулок, задать некоторым из них несколько ненавязчивых вопросов о том, что им нравится в саду, с удовольствием ли они его посещают.
Третье: Подготовим малыша. Начните психологическую подготовку своего малыша заранее. Разговаривайте, обсуждайте, объясняйте положительные перспективы посещения детского сада, приводите удачные примеры из жизни знакомых, соседей у которых детки уже ходят в садик. Старайтесь, чтобы ребенок постепенно свыкался с мыслью о будущих переменах. Но в тоже время не переусердствуйте в разъяснениях, не зацикливайтесь сами и не перегружайте малыша излишними подробностями. Будьте тактичны, удовлетворяйте интерес ребенка постепенно, ставьте его в известность о тех проблемах, с которыми ему придется столкнуться (режим работы сада, знакомство с новыми людьми, отсутствие рядом мамы) с обязательным акцентом на положительных моментах.
Постарайтесь, зная распорядок работы группы в детском саду, организовать дома соответствующие условия для соблюдения малышом основных режимных моментов: завтрак, обед, гигиенические процедуры, дневной сон.
Позаботьтесь о состоянии иммунной системы ребенка, которой придется справляться не только с психологическим, но еще и с физиологическим стрессом.
И последнее: Помните: посещение детского сада - это всего лишь один из этапов в жизни малыша. Впереди еще много трудностей, проблем, с которыми ребенку будет легче справится, чувствуя любовь и поддержку родителей.
Педагог- психолог Лопатина А. В.
Приложение 5
Конспект занятия 19
творческой мастерской «Я и мама»
Тема: «Сказочная птица»
Техника: рисование из ладошки
Программное содержание:
1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом из ладошки.
2. Продолжать учить ребёнка обводить ладошку по - выбору (свою или мамину) масляным карандашом, наносить глаза, клюв, узор на воображаемую птицу в виде волнистых линий, кругов, точек.
3. Развивать слитные, плавные движения руки при работе с акварелью, зрительный контроль над ними, воображение, фантазию.
4. Воспитывать у детей чувства прекрасного.
Материал:
Белый лист А3 на каждую «пару», акварельные краски, масляные карандаши, простые, кисточка №6, поролоновая губка или широкая малярная кисть, салфетки, баночки для воды. Аудио - кассета, магнитофон.
Методические приёмы:
- Просмотр мини – выставки «Сказочные птицы».
- Показ и объяснение педагога.
- Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
- Наблюдение за работой детей.
- Анализ и выставка совместных работ.
Предварительная работа (домашнее задание):
Чтение отрывка из сказки Н. Ершова «Конёк - горбунок»; рассматривание иллюстраций; подборка образцов работ «Жар птицы» выполненные в различных техниках (аппликация, рисование). Обратить внимание детей на оперение и строение. Перед творческой работой рассматривание выставки подобранных образцов и работ старших детей по теме.
Ход занятия
Педагог. Сейчас мы посмотрели небольшую выставку. Скажите, пожалуйста, кто изображён на рисунках? (ответы детей).
Сегодня мы вместе с вами будем рисовать карандашами и красками, но не совсем обычно. Ладошки наши превратятся в сказочных птичек. Давайте, подойдём к доске и покажем мамам на рисунках, где у птиц хвост, крылья, голова, перья.
Покажите, мне ваши ладошки, а теперь приложите свою ладошку к маминой. У кого ладошка больше?
Педагог. Вот и птички наши получатся все разные и необычные, но вам с мамами придётся постараться, проявить фантазию. Для того, чтобы наши пальцы слушались нас и хорошо работали, выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде».
Птичка крылышками машет - машут кистями рук
И летит к себе в гнездо - складывают ладошки, как гнёздышко
Птенчикам своим расскажет, - пальчики «клювиками»
Где она взяла зерно. - клюют зёрнышки.
Поэтапная творческая работа родителей и детей.
*Обвести ладошки (растопырив пальцы, приложить на лист бумаги, обвести масляным карандашом).
*Нарисовать голову, глаза, крылья (у запястья круг – это голова, 4 пальца – хвост, а большой палец – крыло).
*Нанести узор на хвост, крыло, туловище масляным карандашом из знакомых линий, кругов, точек…
*Раскрасить акварельными красками птицу.
*Поролоновой губкой, обмакивая в синюю, сиреневую краску залить фон.
Наши птицы готовы.
Игра с обручами под музыку «Найди своё гнёздышко».
Выставка работ. Анализ, обсуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа семейного клуба "Содружество"
Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...
Игровая программа семейного отдыха "Чем жива семья"
Игровая программа семейного отдыха...
Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг» - "Наша дружная семья"
Цель занятия:- способствовать укреплению семейных связейЗадачи:Образовательная:- выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи Коррекционно-развивающие:- развивать с...
Программа семейного клуба «Здоровая семья»
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...
Сценарий концертной программы "Семейная гостиная"
Сценарий концертной программы с участием детей, родителей и преподавателей музыкальной школы....
Программа семейного клуба "Говорим по-английски" "Английский вместе с мамой"
Данная программа раскрывает методику работы с детьми при участии родителей по обучению английскому языку дошкольников в возрасте 4-5 лет, аналогов которой сравнительно мало в методической ...
Программа семейного воспитания в условиях детского дома "Мой дом"
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит ег...
Комментарии
Программа семейного клуба "Кенгуру"