Программа работы Клуба любителей исторических открытий
методическая разработка по истории на тему
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка №1234
Образовательная модифицированная
П Р О Г Р А М М А
дополнительного образования
творческое объединение
«Клуб любителей исторических открытий»
культурологической направленности
для учащихся 5 – 11 классов
Срок реализации –3 года
Пояснительная записка.
Направленность программы – культурологическая,в основе которойисследовательская деятельность учащихся.
Цель программы:
- изучение исторического и культурного наследия нашей Родины, развитие познавательной активности учащихся и повышение интереса к изучению
отечественной и мировой истории; расширение кругозора и мировоззрения школьников.
Задачи программы:
- расширять интеллектуальный потенциал учащихся;
- формировать высокие моральные качества;
- расширять исторический кругозора учащихся,
- способствовать социализации школьников посредством поликультурного воспитания,
- развивать творческие и коммуникативные способности, привлечение подростков
и молодежи к научной и исследовательской работе.
Данная программа расширяет и углубляет основной курс, согласуясь с его содержанием. В результате появляется дополнительное время на изучение материала, есть возможность использовать самые различные виды деятельности самих учащихся (выбор темы, которая их интересует, работа с материалом по данной теме, подготовка сообщений, подготовка и презентация материалов темы с использованием современных информационных технологий).
Одной из форм более глубокого знакомства с историей является использование возможностей музеев нашего города: Исторический музей, Палаты бояр Романовых, Музей истории Москвы, Старый Английский двор, Музей археологии, Усадьба Кусково, Усадьба Архангельское, Усадьба Царицыно, музей А.И. Герцена и др.
Большую помощь в осуществлении данной программы оказывает библиотека, где ребята знакомятся с новыми журналами, публикациями в области истории. При разработке содержания дополнительного курса по каждому классу учитывались возрастные особенности учащихся. Так, учащиеся 5-7 классов отличаются повышенной активностью, стремлением войти в контакт с возможно большим числом сверстников. Они не приемлют монотонные виды работы. А учащиеся 8 – 9 классов интенсивно ищут свои интересы и предпочтения, охотно работают в разновозрастных группах, интересы их не всегда бывают стойкими, подростки пробуют себя в различных сферах интеллектуальной деятельности. Учитывая это, необходимо дать возможность пробовать себя в различных формах и видах деятельности.
Актуальность программы:
В настоящее время основная школа представляет собой набор определенных образовательных областей знаний, которые мало связаны между собой, слабо учитывают возрастную специфику учащихся, особенно подростков, и не учитывают современную ситуацию в социальном развитии нашего общества. Учебный процесс строится через жестко заданные стандарты. Следствием этого является падение интереса и результативности обучения.
Особое место в работе объединения занимает научно-исследовательское направление деятельности:
- подготовка к олимпиадам, конкурсам, заседаниям окружного дискуссионного
клуба старшеклассников;
- работа над историческими проектами
- написание рефератов, творческих работ, эссе;
- подготовка выступлений на окружных и городских научно-практических
конференциях;
- участие в работе «Школы арбатоведения», Московской молодежной модели ООН;
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 144 часа в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, в разных формах: лекция, семинар, практикум, дискуссия, викторина, театрализация, консультация. Практически каждый обучаемый представляет свою творческую работу на одном из окружных или городских мероприятиях по своему выбору. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.
Программой предусмотрено усвоение нового материала через лекционные занятия, практикумы, семинары, знакомство с научной литературой, с помощью интерактивных технологий.
Конечный результат усвоения знаний учащиеся демонстрируют на окружных и городских конференциях, деловых играх и олимпиадах в творческой форме в виде выпуска исторического альманаха, защиты проекта, написания творческой работы.
Прогнозируемые результаты:
Реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленной на социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, высокую духовность, гражданскую позицию, патриотическое сознание россиян.
1. Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе.
2. Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
3. Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ
Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности,
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей,
- повышение интереса к историческому прошлому России.
Учащиеся должны знать и уметь:
- пользоваться историческими источниками,
- работать над проектом и защищать проекты,
- писать историческое эссе,
- уметь публично защищать свою работу,
- обосновывать свою точку зрения,
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
| ||||
1-ый год обучения | ||||
Тема | Форма работы | Часы Теория/ практика | ||
Исторические источники как средство познания исторического прошлого | Лекция | 2 | ||
Критика и интерпретация исторического источника | Лекция/ практикум | 2/2 | ||
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин | Лекция | 2 | ||
Системы счисления времени и историческая хронология | Семинар | 2 | ||
Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии) | Семинар/ практикум | 2/2 | ||
В мире древних и старинных рукописей (основы палеографии) | Лекция /Семинар | 2/2 | ||
Основы метрологии | Семинар | 2 | ||
Монеты рассказывают (основы нумизматики) | Лекция/ Семинар | 2/2 | ||
«С гербом, где вписан знатный род» (основы геральдики) | Семинар/ практикум | 2/2 | ||
Имена собственные в истории (основы ономастики) | Лекция/ Семинар | 2/2 | ||
Изучение и составление родословных (основы генеалогии) | Лекция/ Практикум | 2/2 | ||
Мое генеалогическое дерево | Практикум | 2 | ||
Основы топонимики | Семинар | 2 | ||
Миф как исторический источник | Практикум | 2 | ||
Историческое сочинение. Погружение в эпоху. | Семинар-практикум | 2 | ||
Поэмы Гомера как исторический источник | Практикум | 2 | ||
Нелегкой тропой исторического исследования | Обобщающий семинар/ практикум | 2/2 | ||
Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах). | Практикум | 4 | ||
Учимся составлять исторический кроссворд | Практикум | 2 | ||
Подготовка к окружной викторине «Загадки Древнего Востока» | Консультации | 4 | ||
Участие в окружной викторине «Загадки Древнего Востока» | Викторина | 2 | ||
Основы исторического исследования: работа над рефератом | Семинар | 2 | ||
Работа над выпуском исторической газеты «КЛИО» | Практикум | 4 | ||
Подготовка к олимпиаде «ООН и мы» | Практикум | 4 | ||
Участие в дистанционной олимпиаде «ООН и мы» | Практикум | 6 | ||
«Проба пера».Как написать историческое эссе, статью. | Семинар | 2 | ||
Пишем отзыв о походе в музей | Практикум | 6 | ||
Готовимся к историческому КВН | театрализация | 4 | ||
Мифы Древней Греции | театрализация | 4 | ||
Исторический КВН: Древняя Греция | театрализация | 4 | ||
Рыцарские турниры средневековья. Кодекс чести рыцаря. | Лекция | 4 | ||
Готовим рыцарский турнир | Практикум | 6 | ||
Исторический конкурс «Рыцарский турнир» | Театрализация | 4 | ||
Подготовка к историческим марафонам по истории Древнего мира | Практикум | 6 | ||
Исторический марафон по истории Древнего мира | Викторина | 6 | ||
Подготовка к Iэтапу московского проекта «Путь поколений», проводимого МГДД(Ю)Т | Консультации | 4 | ||
Подготовка исторических исследований к городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т | Конференция | 4 | ||
Подготовка команды школы для участия в муниципальных, окружных и городских олимпиадах истории | Консультации | 6 | ||
Итого: 144 часа | ||||
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
| ||||
2-ый год обучения | ||||
Географические названия в истории страны, региона, малой родины. | Семинар | 2 | ||
Обычаи и праздники, национальный костюм,фольклор как исторический источник | Семинар | 2 | ||
Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия. | Семинар | 2/2 | ||
Фалеристика — наука о медалях и наградах. Медали и награды как исторический источник. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер (основы метрологии). | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии). Археология Москвы (изучение котлованов центра города. Работа в хранилище музея. | Семинар/ практикум | 2/4 | ||
Печати и их роль в историческом процессе (основы сфрагистики). | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Деньги и ценные бумаги в России (основы нумизматики). | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Сословия русского государства. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Чины и звания в России. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Родство и обращение в России. | Семинар | 2 | ||
Одежда как символ времени. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Средства передвижения в России. | Семинар | 2 | ||
Быт и досуг в России XVII – XIXвв. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Еда и напитки в России. | Семинар | 2 | ||
Болезни и их лечение в России. | Семинар | 2 | ||
«Проба пера».Как написать историческое эссе, статью. | Семинар | 2 | ||
Основы исторического исследования: работа над рефератом | Семинар | 2 | ||
Историческое краеведение. | Семинар/ практикум | 2/2 | ||
Основы исторического проектирования. | Семинар | 4 | ||
Работаем над социальным проектом. | Семинар | 2 | ||
Работа над проектом «Ах Арбат, мой Арбат». | Практикум | 10 | ||
Защита проекта «Ах Арбат, мой Арбат». | Конференция | 4 | ||
Интервью как метод работы над социальным проектом. | Семинар | 2 | ||
Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом. | Практикум | 2 | ||
Работа над выпуском исторической газеты «КЛИО». | Практикум | 4 | ||
Подготовка к олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 4 | ||
Участие в дистанционной олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 6 | ||
«Проба пера».Как написать историческое эссе, статью. | Семинар | 2 | ||
Подготовка к историческим марафонам по истории России. | Практикум | 6 | ||
Исторический марафон по истории России. | Викторина | 6 | ||
Подготовка к Iэтапу московского проекта «Путь поколений», проводимого МГДД(Ю)Т. | Консультации | 4 | ||
Подготовка исторических исследований к городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т. | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т. | Конференция | 4 | ||
Работа над историческими исследованиями к городским историческим чтениям «Защитники Отечества». | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях секций городских исторических чтений «Защитники Отечества». | Конференция | 4 | ||
Подготовка команды школы для участия в муниципальных, окружных и городских олимпиадах истории. | Консультации | 6 | ||
Итого: 144 часа | ||||
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
| ||||
3-ый год обучения | ||||
Особенности исторического проектирования. | Семинар | 4 | ||
Интервью и анкетирование как метод работы над социальным проектом | Семинар | 2 | ||
Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом. | Практикум | 2 | ||
Подготовка проектов к конкурсу «Если бы я был главой управы». | Консультации | 6 | ||
Защита социальных проектов. | Конференция | 4 | ||
Работа над выпуском исторической газеты «КЛИО». | Практикум | 4 | ||
Подготовка к участию в окружном дискуссионном клубе старшеклассников. «Как вести историческую дискуссию». | Практикум | 6 | ||
Участие в работе окружного дискуссионного клуба старшеклассников. | Дискуссия | 6 | ||
Подготовка к олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 4 | ||
Участие в дистанционной олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 6 | ||
Подготовка к сессии Московской Молодежной Модели ООН (изучение программных документов). | Практикум | 4 | ||
Подготовка к сессии Московской Молодежной Модели ООН (составление проектов резолюций). | Практикум | 6 | ||
Участие в работе сессии Московской Молодежной Модели ООН ( пленарные заседания). | Дискуссия | 12 | ||
Подготовка к интернет олимпиадам, проводимым МГДД(Ю)Т. | Консультации | 8 | ||
Подготовка к окружным викторинам, посвященным дням воинской славы. | Консультации | 4 | ||
Участие в окружных викторинах, посвященным дням воинской славы | Викторина | 4 | ||
Подготовка к московским открытым интернет олимпиадам по военной истории, проводимым МГДД(Ю)Т. | Консультации | 6 | ||
Работа над историческими эссе к IIэтапу московской открытой интернет олимпиаде по военной истории, проводимым МГДД(Ю)Т. | Консультации | 6 | ||
Подготовка работ по истории района к заседаниям «Школы арбатоведения». | Консультации | 8 | ||
Участие в заседаниях «Школы арбатоведения». | Конференция | 8 | ||
Подготовка группы экскурсоводов по теме «Ах Арбат, мой Арбат». | Консультации | 6 | ||
Работа над историческими исследованиями к городским историческим чтениям «Защитники Отечества». | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях секций городских исторических чтений «Защитники Отечества». | Конференция | 4 | ||
Подготовка к Iэтапу московского открытого проекта «Правопорядок и закон», проводимого МГДД(Ю)Т. | Консультации | 4 | ||
Работа над рефератами по праву для московского открытого проекта «Правопорядок и закон», проводимого МГДД(Ю)Т | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях секций московского открытого проекта «Правопорядок и закон», проводимого МГДД(Ю)Т. | Конференция | 4 | ||
Подготовка команды школы для участия в муниципальных, окружных и городских олимпиадах по праву, истории, обществознания. | Консультации | 4 | ||
Итого: 144 часа | ||||
Методическое обеспечение:
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М., Просвещение, 1994;
- Предметные олимпиады в 2007 – 2008 уч. году, МИОО, Москва, 2007;
- Львова Ю.Л..Творческая лаборатория учителя, Москва, Просвещение, 1992;
- Курнешова Л.Е. Научно-исследовательская деятельность учащихся, МКО, Центр «Школьная книга», Москва, 2001;
- Программа обновление гуманитарного образования в России, под ред. М.В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках», Москва, Арена, 1994;
- Эксперимент в школе, организация и управление, под ред. М.М. Поташника. Москва, 1992;
- Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003;
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности, ИЦ «Педагогический поиск», 2004;
- Богоявленская Д.Б., М.Е. Богоявленская «Психология Одаренности», МИОО, 2005;
- Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005;
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе, ФППК МПГУ, 1994;
- Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования, МИОО, 2005;
- Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся, Центр «Школьная книга», Москва, 2007;
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания, Москва, «Бонфи», 2002;
- Различные модели предпрофильного и профильного обучения, Центр «Школьная книга», Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"
Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...

Тема: Заседание клуба любителей литратуры «Открытая книга», посвященное открытию Года литературы в РФ, обсуждению рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст”
Команды обучающихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния &nd...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Клуб любителей музыки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...

План работы клуба любителей русской словесности (клуба семейного чтения) "Книгочей"
Цель – приобщение к ценностям современной отечественной литературы, развитие литературного и художественного вкуса.Задачи:Создание пространства для диалога ребенка и взрослого;Формирование навык...

Диалог культур в рамках работы Клуба любителей финской культуры
Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы c культурными организациями города с целью осуществления диалога культур России и Финляндии....

Развитие познавательных, творческих и исследовательских компетенций учащихся средствами организации работы "Клуба любителей финской культуры"
Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и культурными организациями города в создании клуба &la...