Программа работы Клуба любителей исторических открытий
методическая разработка по истории на тему
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка №1234
Образовательная модифицированная
П Р О Г Р А М М А
дополнительного образования
творческое объединение
«Клуб любителей исторических открытий»
культурологической направленности
для учащихся 5 – 11 классов
Срок реализации –3 года
Пояснительная записка.
Направленность программы – культурологическая,в основе которойисследовательская деятельность учащихся.
Цель программы:
- изучение исторического и культурного наследия нашей Родины, развитие познавательной активности учащихся и повышение интереса к изучению
отечественной и мировой истории; расширение кругозора и мировоззрения школьников.
Задачи программы:
- расширять интеллектуальный потенциал учащихся;
- формировать высокие моральные качества;
- расширять исторический кругозора учащихся,
- способствовать социализации школьников посредством поликультурного воспитания,
- развивать творческие и коммуникативные способности, привлечение подростков
и молодежи к научной и исследовательской работе.
Данная программа расширяет и углубляет основной курс, согласуясь с его содержанием. В результате появляется дополнительное время на изучение материала, есть возможность использовать самые различные виды деятельности самих учащихся (выбор темы, которая их интересует, работа с материалом по данной теме, подготовка сообщений, подготовка и презентация материалов темы с использованием современных информационных технологий).
Одной из форм более глубокого знакомства с историей является использование возможностей музеев нашего города: Исторический музей, Палаты бояр Романовых, Музей истории Москвы, Старый Английский двор, Музей археологии, Усадьба Кусково, Усадьба Архангельское, Усадьба Царицыно, музей А.И. Герцена и др.
Большую помощь в осуществлении данной программы оказывает библиотека, где ребята знакомятся с новыми журналами, публикациями в области истории. При разработке содержания дополнительного курса по каждому классу учитывались возрастные особенности учащихся. Так, учащиеся 5-7 классов отличаются повышенной активностью, стремлением войти в контакт с возможно большим числом сверстников. Они не приемлют монотонные виды работы. А учащиеся 8 – 9 классов интенсивно ищут свои интересы и предпочтения, охотно работают в разновозрастных группах, интересы их не всегда бывают стойкими, подростки пробуют себя в различных сферах интеллектуальной деятельности. Учитывая это, необходимо дать возможность пробовать себя в различных формах и видах деятельности.
Актуальность программы:
В настоящее время основная школа представляет собой набор определенных образовательных областей знаний, которые мало связаны между собой, слабо учитывают возрастную специфику учащихся, особенно подростков, и не учитывают современную ситуацию в социальном развитии нашего общества. Учебный процесс строится через жестко заданные стандарты. Следствием этого является падение интереса и результативности обучения.
Особое место в работе объединения занимает научно-исследовательское направление деятельности:
- подготовка к олимпиадам, конкурсам, заседаниям окружного дискуссионного
клуба старшеклассников;
- работа над историческими проектами
- написание рефератов, творческих работ, эссе;
- подготовка выступлений на окружных и городских научно-практических
конференциях;
- участие в работе «Школы арбатоведения», Московской молодежной модели ООН;
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 144 часа в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, в разных формах: лекция, семинар, практикум, дискуссия, викторина, театрализация, консультация. Практически каждый обучаемый представляет свою творческую работу на одном из окружных или городских мероприятиях по своему выбору. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.
Программой предусмотрено усвоение нового материала через лекционные занятия, практикумы, семинары, знакомство с научной литературой, с помощью интерактивных технологий.
Конечный результат усвоения знаний учащиеся демонстрируют на окружных и городских конференциях, деловых играх и олимпиадах в творческой форме в виде выпуска исторического альманаха, защиты проекта, написания творческой работы.
Прогнозируемые результаты:
Реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленной на социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, высокую духовность, гражданскую позицию, патриотическое сознание россиян.
1. Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе.
2. Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
3. Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ
Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности,
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей,
- повышение интереса к историческому прошлому России.
Учащиеся должны знать и уметь:
- пользоваться историческими источниками,
- работать над проектом и защищать проекты,
- писать историческое эссе,
- уметь публично защищать свою работу,
- обосновывать свою точку зрения,
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
| ||||
1-ый год обучения | ||||
Тема | Форма работы | Часы Теория/ практика | ||
Исторические источники как средство познания исторического прошлого | Лекция | 2 | ||
Критика и интерпретация исторического источника | Лекция/ практикум | 2/2 | ||
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин | Лекция | 2 | ||
Системы счисления времени и историческая хронология | Семинар | 2 | ||
Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии) | Семинар/ практикум | 2/2 | ||
В мире древних и старинных рукописей (основы палеографии) | Лекция /Семинар | 2/2 | ||
Основы метрологии | Семинар | 2 | ||
Монеты рассказывают (основы нумизматики) | Лекция/ Семинар | 2/2 | ||
«С гербом, где вписан знатный род» (основы геральдики) | Семинар/ практикум | 2/2 | ||
Имена собственные в истории (основы ономастики) | Лекция/ Семинар | 2/2 | ||
Изучение и составление родословных (основы генеалогии) | Лекция/ Практикум | 2/2 | ||
Мое генеалогическое дерево | Практикум | 2 | ||
Основы топонимики | Семинар | 2 | ||
Миф как исторический источник | Практикум | 2 | ||
Историческое сочинение. Погружение в эпоху. | Семинар-практикум | 2 | ||
Поэмы Гомера как исторический источник | Практикум | 2 | ||
Нелегкой тропой исторического исследования | Обобщающий семинар/ практикум | 2/2 | ||
Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах). | Практикум | 4 | ||
Учимся составлять исторический кроссворд | Практикум | 2 | ||
Подготовка к окружной викторине «Загадки Древнего Востока» | Консультации | 4 | ||
Участие в окружной викторине «Загадки Древнего Востока» | Викторина | 2 | ||
Основы исторического исследования: работа над рефератом | Семинар | 2 | ||
Работа над выпуском исторической газеты «КЛИО» | Практикум | 4 | ||
Подготовка к олимпиаде «ООН и мы» | Практикум | 4 | ||
Участие в дистанционной олимпиаде «ООН и мы» | Практикум | 6 | ||
«Проба пера».Как написать историческое эссе, статью. | Семинар | 2 | ||
Пишем отзыв о походе в музей | Практикум | 6 | ||
Готовимся к историческому КВН | театрализация | 4 | ||
Мифы Древней Греции | театрализация | 4 | ||
Исторический КВН: Древняя Греция | театрализация | 4 | ||
Рыцарские турниры средневековья. Кодекс чести рыцаря. | Лекция | 4 | ||
Готовим рыцарский турнир | Практикум | 6 | ||
Исторический конкурс «Рыцарский турнир» | Театрализация | 4 | ||
Подготовка к историческим марафонам по истории Древнего мира | Практикум | 6 | ||
Исторический марафон по истории Древнего мира | Викторина | 6 | ||
Подготовка к Iэтапу московского проекта «Путь поколений», проводимого МГДД(Ю)Т | Консультации | 4 | ||
Подготовка исторических исследований к городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т | Конференция | 4 | ||
Подготовка команды школы для участия в муниципальных, окружных и городских олимпиадах истории | Консультации | 6 | ||
Итого: 144 часа | ||||
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
| ||||
2-ый год обучения | ||||
Географические названия в истории страны, региона, малой родины. | Семинар | 2 | ||
Обычаи и праздники, национальный костюм,фольклор как исторический источник | Семинар | 2 | ||
Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия. | Семинар | 2/2 | ||
Фалеристика — наука о медалях и наградах. Медали и награды как исторический источник. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер (основы метрологии). | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии). Археология Москвы (изучение котлованов центра города. Работа в хранилище музея. | Семинар/ практикум | 2/4 | ||
Печати и их роль в историческом процессе (основы сфрагистики). | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Деньги и ценные бумаги в России (основы нумизматики). | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Сословия русского государства. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Чины и звания в России. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Родство и обращение в России. | Семинар | 2 | ||
Одежда как символ времени. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Средства передвижения в России. | Семинар | 2 | ||
Быт и досуг в России XVII – XIXвв. | Лекция/Семинар | 2/2 | ||
Еда и напитки в России. | Семинар | 2 | ||
Болезни и их лечение в России. | Семинар | 2 | ||
«Проба пера».Как написать историческое эссе, статью. | Семинар | 2 | ||
Основы исторического исследования: работа над рефератом | Семинар | 2 | ||
Историческое краеведение. | Семинар/ практикум | 2/2 | ||
Основы исторического проектирования. | Семинар | 4 | ||
Работаем над социальным проектом. | Семинар | 2 | ||
Работа над проектом «Ах Арбат, мой Арбат». | Практикум | 10 | ||
Защита проекта «Ах Арбат, мой Арбат». | Конференция | 4 | ||
Интервью как метод работы над социальным проектом. | Семинар | 2 | ||
Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом. | Практикум | 2 | ||
Работа над выпуском исторической газеты «КЛИО». | Практикум | 4 | ||
Подготовка к олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 4 | ||
Участие в дистанционной олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 6 | ||
«Проба пера».Как написать историческое эссе, статью. | Семинар | 2 | ||
Подготовка к историческим марафонам по истории России. | Практикум | 6 | ||
Исторический марафон по истории России. | Викторина | 6 | ||
Подготовка к Iэтапу московского проекта «Путь поколений», проводимого МГДД(Ю)Т. | Консультации | 4 | ||
Подготовка исторических исследований к городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т. | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях городской конференции «Путь поколений», проводимой МГДД(Ю)Т. | Конференция | 4 | ||
Работа над историческими исследованиями к городским историческим чтениям «Защитники Отечества». | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях секций городских исторических чтений «Защитники Отечества». | Конференция | 4 | ||
Подготовка команды школы для участия в муниципальных, окружных и городских олимпиадах истории. | Консультации | 6 | ||
Итого: 144 часа | ||||
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
| ||||
3-ый год обучения | ||||
Особенности исторического проектирования. | Семинар | 4 | ||
Интервью и анкетирование как метод работы над социальным проектом | Семинар | 2 | ||
Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом. | Практикум | 2 | ||
Подготовка проектов к конкурсу «Если бы я был главой управы». | Консультации | 6 | ||
Защита социальных проектов. | Конференция | 4 | ||
Работа над выпуском исторической газеты «КЛИО». | Практикум | 4 | ||
Подготовка к участию в окружном дискуссионном клубе старшеклассников. «Как вести историческую дискуссию». | Практикум | 6 | ||
Участие в работе окружного дискуссионного клуба старшеклассников. | Дискуссия | 6 | ||
Подготовка к олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 4 | ||
Участие в дистанционной олимпиаде «ООН и мы». | Практикум | 6 | ||
Подготовка к сессии Московской Молодежной Модели ООН (изучение программных документов). | Практикум | 4 | ||
Подготовка к сессии Московской Молодежной Модели ООН (составление проектов резолюций). | Практикум | 6 | ||
Участие в работе сессии Московской Молодежной Модели ООН ( пленарные заседания). | Дискуссия | 12 | ||
Подготовка к интернет олимпиадам, проводимым МГДД(Ю)Т. | Консультации | 8 | ||
Подготовка к окружным викторинам, посвященным дням воинской славы. | Консультации | 4 | ||
Участие в окружных викторинах, посвященным дням воинской славы | Викторина | 4 | ||
Подготовка к московским открытым интернет олимпиадам по военной истории, проводимым МГДД(Ю)Т. | Консультации | 6 | ||
Работа над историческими эссе к IIэтапу московской открытой интернет олимпиаде по военной истории, проводимым МГДД(Ю)Т. | Консультации | 6 | ||
Подготовка работ по истории района к заседаниям «Школы арбатоведения». | Консультации | 8 | ||
Участие в заседаниях «Школы арбатоведения». | Конференция | 8 | ||
Подготовка группы экскурсоводов по теме «Ах Арбат, мой Арбат». | Консультации | 6 | ||
Работа над историческими исследованиями к городским историческим чтениям «Защитники Отечества». | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях секций городских исторических чтений «Защитники Отечества». | Конференция | 4 | ||
Подготовка к Iэтапу московского открытого проекта «Правопорядок и закон», проводимого МГДД(Ю)Т. | Консультации | 4 | ||
Работа над рефератами по праву для московского открытого проекта «Правопорядок и закон», проводимого МГДД(Ю)Т | Консультации | 6 | ||
Участие в заседаниях секций московского открытого проекта «Правопорядок и закон», проводимого МГДД(Ю)Т. | Конференция | 4 | ||
Подготовка команды школы для участия в муниципальных, окружных и городских олимпиадах по праву, истории, обществознания. | Консультации | 4 | ||
Итого: 144 часа | ||||
Методическое обеспечение:
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М., Просвещение, 1994;
- Предметные олимпиады в 2007 – 2008 уч. году, МИОО, Москва, 2007;
- Львова Ю.Л..Творческая лаборатория учителя, Москва, Просвещение, 1992;
- Курнешова Л.Е. Научно-исследовательская деятельность учащихся, МКО, Центр «Школьная книга», Москва, 2001;
- Программа обновление гуманитарного образования в России, под ред. М.В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках», Москва, Арена, 1994;
- Эксперимент в школе, организация и управление, под ред. М.М. Поташника. Москва, 1992;
- Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003;
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности, ИЦ «Педагогический поиск», 2004;
- Богоявленская Д.Б., М.Е. Богоявленская «Психология Одаренности», МИОО, 2005;
- Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005;
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе, ФППК МПГУ, 1994;
- Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования, МИОО, 2005;
- Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся, Центр «Школьная книга», Москва, 2007;
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания, Москва, «Бонфи», 2002;
- Различные модели предпрофильного и профильного обучения, Центр «Школьная книга», Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"
Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...
Тема: Заседание клуба любителей литратуры «Открытая книга», посвященное открытию Года литературы в РФ, обсуждению рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст”
Команды обучающихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния &nd...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Клуб любителей музыки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...
Программа курса "Клуб любителей чтения"
Программа курса "Клуб любителей чтения"...
План работы клуба любителей русской словесности (клуба семейного чтения) "Книгочей"
Цель – приобщение к ценностям современной отечественной литературы, развитие литературного и художественного вкуса.Задачи:Создание пространства для диалога ребенка и взрослого;Формирование навык...
Диалог культур в рамках работы Клуба любителей финской культуры
Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы c культурными организациями города с целью осуществления диалога культур России и Финляндии....
Развитие познавательных, творческих и исследовательских компетенций учащихся средствами организации работы "Клуба любителей финской культуры"
Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и культурными организациями города в создании клуба &la...