Программа семейного клуба "Содружество"
рабочая программа по теме
Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном развитии, что даёт основание считать УДОД одним из важнейших звеньев системы образования, всей социальной сферы в целом.
В Школе прикладного искусства (далее ШПИ), используются разные формы работы с семьёй: родительские собрания, индивидуальные консультации, семейные праздники и развлечения, Дни открытых дверей, привлечение родителей к участию в конкурсах разных уровней. Используя весь накопленный опыт, мы решили создать комплексную программу, которая позволит углубить и систематизировать действия по педагогическому сопровождению семьи на уровне нашего образовательного учреждения.
Направления системы работы в рамках данной программы:
1.Реализация системы педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.
2.Просвещение родителей по общим вопросам воспитания.
3.Организация совместной деятельности семей.
Цель программы:
Достижение нового качественного уровня партнерства семьи и образовательного учреждения, педагогическое сопровождение семьи.
Задачи:
1.Активизация духовного, культурного, педагогического потенциала родителей.
2.Снижение остроты проявлений кризиса семьи в селе.
3.Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания на селе.
4.Создание положительной установки родителей в отношении воспитания детей в традициях отечественной культуры.
5.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
6.Формирование культуры организации полноценного досуга семей.
7.Подведение родителей к осознанию их роли в развитии творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semeynogo_kluba.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Чкаловского района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Школа прикладного искусства
Программа семейного клуба «Содружество»
Автор: педагог дополнительного образования
высшей категории
Лопатина Елена Михайловна
с. Сицкое
2011г.
Пояснительная записка
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России*, / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков /, сформулирован социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённая система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Концепция определяет важнейшей целью современного отечественного образования воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Социальный заказ образованию, согласно Концепции, устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В Концепции подчёркнуто, что индивидуально - личностное развитие являлось и остаётся одной из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы, поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, поставленный педагогом перед собой и перед обучающимся, который превращается в педагогическую задачу.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни. Они пронизывают всё учебное содержание, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов. В Концепции подчёркивается, что в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание. Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья - социум» требует педагогов, способных не только обучать, но и воспитывать.
Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном развитии, что даёт основание считать УДОД одним из важнейших звеньев системы образования, всей социальной сферы в целом.
В Школе прикладного искусства (далее ШПИ), используются разные формы работы с семьёй: родительские собрания, индивидуальные консультации, семейные праздники и развлечения, Дни открытых дверей, привлечение родителей к участию в конкурсах разных уровней. Используя весь накопленный опыт, мы решили создать комплексную программу, которая позволит углубить и систематизировать действия по педагогическому сопровождению семьи на уровне нашего образовательного учреждения.
На этапе подготовки программы педагоги ШПИ постарались выявить и обозначить основные проблемы современной сельской семьи:
- Кризис всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:
- в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;
- кризис социокультурных отношений в семье проявляется в отсутствии открытости и взаимопонимания между членами семьи, путанице в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;
- кризис интимно-личностных отношений проявляется во взаимной нетерпимости супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;
- кризис духовно-нравственных отношений в семье приводит к исчезновению доверия и любви к близким, утрате членами семьи способности войти в общую жизнь друг с другом, утрате способности сопричастности;
-вместо того чтобы быть органичным единым целым, семья превращается в сумму отдельных прихотей и желаний.
- Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, провоцирует к нему;
- представители старшего поколения избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством.
- в воспитании ребенка по разным причинам принимает участие только один из членов семьи (мать, бабушка, реже отец);
- родители не умеют организовывать досуг совместно с детьми, большая часть родителей стремится откупиться от личного общения с детьми подарками, лишая их живого участия, поддержки;
- Низкий материальный достаток сельской семьи.
- Ведение домашнего хозяйства в сельских условиях, занятость в сельхоз работах отнимает у родителей много времени и сил. Дети часто предоставлены сами себе.
Педагогами ШПИ был проведен численный анализ семей села по различным категориям:
1. Семьи, переживающие разные периоды развития:
- молодые супруги – 3 семьи;
- семьи, имеющие ребенка раннего возраста, не посещающего детский сад – 3;
- семьи, имеющие детей дошкольников (посещающих – 25, и не посещающих дошкольные учреждение - 2);
- родители младших школьников – 19 семей;
- родители подростков – 15 семей;
- родители взрослых детей, бабушки и дедушки, дети и внуки которых проживают в селе – 7.
2. Семьи, требующие повышенного внимания:
- многодетные – 1;
- малоимущие – 7;
- неполные – 4;
- семьи, имеющие детей инвалидов – 1.
3. Неблагополучные семьи риска - 6, асоциальные семьи – 2.
4. Семьи, имеющие опекаемых детей – 2.
Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Необходим системный подход, программная форма организации работы по социально-педагогической поддержке семьи.
Направления системы работы в рамках данной программы:
1.Реализация системы педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.
2.Просвещение родителей по общим вопросам воспитания.
3.Организация совместной деятельности семей.
Цель программы:
Достижение нового качественного уровня партнерства семьи и образовательного учреждения, педагогическое сопровождение семьи.
Задачи:
1.Активизация духовного, культурного, педагогического потенциала родителей.
2.Снижение остроты проявлений кризиса семьи в селе.
3.Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания на селе.
4.Создание положительной установки родителей в отношении воспитания детей в традициях отечественной культуры.
5.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
6.Формирование культуры организации полноценного досуга семей.
7.Подведение родителей к осознанию их роли в развитии творческих способностей ребенка.
Активизация деятельности по поддержке семьи силами всех социальных институтов сегодня является острой необходимостью и одним из основных направлений преодоления кризиса в духовно-нравственной сфере общества.
Осуществление всех поставленных программой задач возможно при объединении усилий и тесном сотрудничестве
-дет.сада села;
-школы села;
-районной и сельской библиотек;
-сельского Дома культуры;
-психолога;
-фельдшера;
-Сицкой церкви;
-Центра социальной помощи семье и детям Чкаловского района, сельской администрации.
Настоятель Сицкой
церкви
Школа
Сельский
Дом
культуры
Фельдшер,
педиатр,
врач-гинеколог
Служба социальной помощи семье и детям
Психолог
Сельская и районная библиолиотеки
Детский сад
Семейный клуб
Таким образом, ШПИ предлагает себя в качестве площадки для организации постоянно действующего семейного клуба по месту жительства, которому мы дали название – «Содружество».
содружество
всех членов семьи
представителей всех служб, работающих с семьей
педагогов, родителей и детей
семей села
Программа создана под девизом
трудничества
гласия
со
творчества
действия
провождения
Система мероприятий по реализации программы.
1.Просветительский модуль:
- Распространение лучшего опыта семейного воспитания в семейном объединении;
- Разработка методических пособий по организации деятельного подхода в семейном воспитании;
- Адресование родителям классических и современных сочинений педагогов, медиков, психологов;
- Распространение произведений художественной литературы для совместного семейного чтения.
2.Модуль организации совместной деятельности семей:
- Организация совместной творческой деятельности, совместного труда и обучения ремеслу в семейном объединении;
- Проведение семейных праздников с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
- Обогащение совместного досуга родителей и детей.
- Привлечение родителей к участию в конкурсах декоративно прикладной, технической и эстетической направленности.
В творчестве для ребенка важен момент сопереживания со взрослым, поэтому и необходима совместная деятельность, в которой ребенок – равноправный соучастник процесса.
Организуя работу семейного клуба, ШПИ руководствуется следующими принципами:
Системность и стабильность. Клуб - постоянно действующая структура, формирующая свои традиции и рассчитанная развиваться и существовать сколь угодно долго.
Открытость и добровольность. Клуб открыт для всех жителей села, так или иначе принимающих участие в воспитании детей (папы, мамы, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья, будущие родители и т.д.) Членство не обязывает присутствие на каждом мероприятии клуба, каждый может выбрать то, что для него наиболее интересно и значимо, принимать участие в мероприятиях по мере возможности. Члены клуба могут посетить ШПИ в любое время вместе с ребенком или без него, если возникла необходимость дополнительного общения с педагогами (консультации) или для занятия ремеслом.
Научность. Вся преподносимая информация медицинского, педагогического или психологического содержания должна иметь научное обоснование.
Педагогическое обеспечение.
В организации работы клуба принимают участие все педагоги ШПИ. Ведя воспитательную работу в кружках, они имеют информацию и работают в контакте со всеми участниками образовательного процесса (учителями, классными руководителями, воспитателями, психологом, родителями и т.д.)
Заседания клуба планируются 1 раз в 2 месяца, по выходным дням, по 2 часа, не считая встреч приуроченных к календарным праздникам. Работа планируется с сентября по май, в связи с занятостью родителей в сельхозработах в летний период и организацией педагогами летнего отдыха детей. В программу клуба не входят родительские собрания, проводимые по плану ШПИ и кружков. Общение педагогов, гостей и членов клуба носят неформальный, корректный характер и проходят в атмосфере дружелюбия и демократичности. Используются такие методы и приемы, как диспут, дискуссии, беседы, тестирование, анкетирование, самоанализ, самооценка, тренинг, психогимнастика, этюды. Педагогический процесс предполагает оснащение культурологическим материалом, наглядными пособиями, тематической библиотекой. Общаясь с детьми в присутствии родителей, педагоги показывают пример здорового личностно-ориентированного общения взрослых с детьми.
Алгоритм работы клуба «Содружество».
Организационный этап
1.Система информирования о предстоящей встрече (объявления, распространение приглашений, реклама, личные беседы).
2.Приглашение лектора или консультанта. Согласование и утверждение плана выступления и проведения встречи.
3.Подготовка кабинетов и мастерских к приему гостей (столы, стулья, материалы и инструменты).
4.Обеспечение наглядностью и средствами технического обеспечения (видео, музыкальное сопровождения, костюмы и т. д.)
Просветительский этап
1.Встреча гостей и членов клуба.
2.Выступление лектора по заявленной теме.
3.Обсуждение темы, ответы на вопросы, диспут.
Если тема не подразумевает присутствия детей при ее сообщении и обсуждении, дети находятся в другом кабинете, где с ними занимается педагог дополнительного образования. Домашние задания, предлагаемые участникам встречи, предполагают обязательную последующую оценку в группе или индивидуально. Подбор тем для обсуждения составлен с учетом реализации целей и задач клуба, а также интересов, пожеланий членов семейного клуба и выявленных особенностей контингента. Тематический план, приведенный в программе, рассчитан на 3 года работы клуба. Если данная программа будет востребована, данный тематический план будет корректироваться, дополняться. Емкие по содержанию темы будут предложены для дальнейшего рассмотрения.
Практический этап (организуется совместно с детьми)
- Мастер-классы педагогов ШПИ и членов клуба, желающих поделиться своим мастерством (по предварительной договоренности).
- Практическая работа: занятия рукоделием или техническим творчеством по интересам совместно с детьми.
Члены клуба выбирают занятия ремеслом по душе и по потребности. При организации практического этапа педагоги ШПИ пользуются методиками и содержанием имеющихся дополнительных образовательных программ, и методическими пособиями, разработанными в ШПИ. Педагоги помогают овладеть приведенными ниже видами ремесел на высоком уровне, передавая мастерство из рук в руки, осуществляют индивидуальную помощь, являясь консультантами и советчиками. Родители вместе с детьми имеют возможность изготовить изделия для дома, подарки и сувениры из своих материалов, пользуясь инструментами и оборудованием ШПИ. Членам клуба предоставляется возможность изготавливать изделия для реализации на ярмарках, выставках-продажах, для пополнения бюджета семьи. Этому же способствует пошив и ремонт одежды для членов семьи под руководством опытного специалиста. У педагогов появляется возможность привлечь и качественно подготовить родителей и детей к участию в конкурсах различных уровней в семейной номинации, организовать поездки на областные конкурсы и соревнования семейных команд.
Рефлексивный этап
Определение перспектив последующей работы, оценка состоявшейся встречи.
Тематический план 1 года работы клуба
№ п/п | Тема | Всего | Часы | |
Просветите-льский этап
| Практический этап | |||
1. | Открытие клуба | 2 | 1 | 1 |
2. | Семейные традиции | 2 | 1 | 1 |
3. | Культура семейного досуга. | 2 | 1 | 1 |
4. | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. | 2 | 1 | 1 |
5. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». | 2 | 1 | 1 |
6. | Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании. | 2 | 1 | 1 |
всего | 18 | 6 | 6 |
Тематический план 2 года работы клуба
№ п/п | Тема | Всего | Часы | |
Просветительский этап
| Практический этап | |||
7. | Разговор по душам.
| 2 | 1 | 1 |
8. | Девочки и мальчики. | 2 | 1 | 1 |
9. | Современный ребенок в игровой цивилизации. | 2 | 1 | 1 |
10. | Возрастная психология | 2 | 1 | 1 |
11. | Чтобы не было беды. | 2 | 1 | 1 |
12. | Растить здорового ребенка | 2 | 1 | 1 |
всего | 18 | 6 | 6 |
Тематический план 3 года работы клуба
№ п/п | Тема | Всего | Часы | |
Просветительский этап
| Практический этап | |||
13. | Традиционный уклад семейной жизни в русской семье. | 2 | 1 | 1 |
14. | Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. | 2 | 1 | 1 |
15. | Трудные дети.
| 2 | 1 | 1 |
16. | Будущие мамы и папы | 2 | 1 | 1 |
17. | Социальная поддержка семьи | 2 | 1 | 1 |
18. | Юбилей клуба | 2 | 1 | 1 |
всего | 18 | 6 | 6 |
Содержание
просветительского этапа.
№ п/п | Тема | Категория участников | Обсуждаемые проблемы | Лектор, ведущий |
1. | Открытие клуба | Родители + дети. Все категории семей. | Сообщение цели и задач работы клуба. Знакомство, торжественное посвящение в члены клуба, анкетирование, общие вопросы организации работы клуба. Выставка работ кружков ШПИ «Вот что мы умеем», игры с элементами тренинга «Ладошка», «Слепец и поводырь», «Мячик ассоциаций» с целью установления контакта, создания доверительной атмосферы. Чаепитие. | Педагоги ШПИ |
2. | Семейные традиции | Родители+дети.Все категории семей. | Важность традиционных семейных связей. Исторический экскурс: традиции наших прабабушек и прадедушек. Существующие традиции современной сельской семьи. Домашнее задание для всей семьи: составить фамильное древо. | Педагоги ШПИ, библиотекарь села. |
3. | Культура семейного досуга. | Все категории семей. | Формы и варианты проведения семейных праздников.Что дарить на день рождения? Как дарить подарки? Подарки изготовленные своими руками. Музыка в вашем доме. Телевизор-друг или враг? Домашнее задание: составить сценарий семейного праздника. | Педагоги ШПИ, музыкальный руководитель школы. |
4. | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. | Все категории семей. | Слагаемые семейного лада. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительство – важнейшая жизненная задача. Основы семейной психотерапии. Домашнее задание для детей: нарисовать свою семью. | Педагоги ШПИ, психолог. |
5. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». | Все категории семей. | Нормы морали в современном мире. Как правильно оценить поступок ребенка. Трудно быть последовательным в воспитании. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Диагностический тест «вопросы для самоанализа» о свободе и дисциплине при воспитании детей. | Педагоги ШПИ. |
6. | Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании. | Все категории семей, бабушки и дедушки. | Социальная роль представителей старшего поколения в воспитании внуков, наставничество, распределение ролей и обязанностей в большой семье. | Педагоги ШПИ. |
7. | Разговор по душам.
| Папы, старшие братья. Мамы, старшие сестры. | Отцы и дети: от диалога к единству. Понятие «глава семьи». Отец сына не на худо учит. Курение и алкоголь в семье. Тест для мужа. Женщина – душа семьи. Социологи о женственности. Как сохранить семейное счастье. Если в дом пришла беда: об алкоголизме. Тест для жены. | Педагоги ШПИ, социальный педагог. |
8. | Девочки и мальчики. | Все категории семей. | Воспитание ребенка в соответствии с его биологическим полом. Различия между мальчиками и девочками. Воспитание мужественности и женственности. Советы психотерапевта. Проблемы взаимоотношений братьев и сестер в семье. Домашнее задание: решение ситуативных задач. | Педагоги ШПИ, психолог. |
9. | Современный ребенок в игровой цивилизации. | Все категории семей. | Игры и игрушки наших детей. Создание развивающей среды дома. Ребенок и компьютер. Ребенок и сотовый телефон. Количество и качество игрушек. Альтернатива покупным игрушкам. Чем увлечь ребенка дома. Развивающие игры. | Педагоги ШПИ, воспитатели дет.сада. |
10. | Возрастная психология. | Все категории семей. | Особенности психологического развития детей на разных возрастных этапах. Темпераменты. Домашнее задание: определение темпераментов членов семьи. | Психолог. |
11. | Чтобы не было беды. | Все категории семей. | Ранняя профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ. Профилактика табакокурения. Алкоголь и дети. Что такое асоциальное поведение. Помощь подросткам в кризисной ситуации. | Педагоги ШПИ, социальный педагог. |
12. | Растить здорового ребенка | Все категории семей + дети. | Спорт в семье. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Профилактика нарушений осанки. Разучивание комплекса гимнастики и точечного массажа. Сбалансированное питание. О биологически активных добавках. Если Ваш ребенок заболел. Домашнее задание: выполнять комплекс гимнастики. Определить отклонение веса всех членов семьи по формуле. | Фельдшер, учитель физкультуры, педагоги ШПИ. |
13. | Традиционный уклад семейной жизни в русской семье. | Все категории семей + дети старшего школьного возраста. | Мир русской деревни. Характеристика составляющих семейного уклада. Влияние семейного уклада на становление детской души. | Настоятель Сицкой церкви, педагоги ШПИ. |
14. | Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. | Все категории семей. | Традиции православного воспитания. Восполнение духовной нищеты детской души. Формирование стремления ребенка к возвышенному и доброму. Формирование у детей навыков духовной и нравственной безопасности к искушениям современной жизни. | Настоятель Сицкой церкви, педагоги ШПИ. |
15. | Трудные дети.
| Семьи с детьми старшего школьного возраста. Семьи с детьми дошкольного возраста. | Подготовка подростка к семейной жизни. Взаимопонимание или отчуждение. Половое воспитание ребенка в семье. Трудные дети или трудные родители. Профилактика нарушений психического здоровья ребенка. Неврозы у детей. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Откуда берутся трудновоспитуемые дети. Как реагировать на детские истерики. | Педагоги ШПИ, психолог, социальный педагог. |
16. | Будущие мамы и папы. | Молодые семьи, молодые люди в возрасте от 17 до 25. | Подготовка к родительству, планирование семьи. Контрацепция. Любовь и генетика. | Врач гинеколог. |
17. | Социальная поддержка семьи | Все категории семей. | Программы социальной поддержки семьи. Льготы, кредитование, социальные выплаты. | Специалист фонда соц.защиты |
18. | Юбилей клуба | Все категории семей. | Праздник в честь годовщины клуба. Подведение итогов работы клуба. Выставка. Концерт. Пропаганда деятельности и результатов работы клуба перед общественностью. | Педагоги ШПИ, гости, лектора. представители прессы. |
Методическое обеспечение просветительского этапа.
№ п/п | Тема | Форма | Приемы и методы | Дидактический материал | Используе-мые на занятиях средства | Форма подведения итогов |
1. | Открытие клуба. | Вводное занятие. | Рассказ, анкетирова-ние, игры с элементами тренинга, выставка, свободное общение. | Образцы изделий, книги, журналы, бланки анкет. | Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр. | Анкетирова-ние. |
2. | Семей-ные тради-ции. | Лекция | Иллюстрати-вный рассказ, обсуждение темы. | Иллюстрации, отражающие исторические традиции, современные фотографии, книги по теме. | Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр. | Выполнение и оценка домашнего задания. |
3. | Культура семей-ного досуга. | Лекция | Иллюстрати-вный рассказ, дискуссия. | Методические разработки сценариев праздников, иллюстративный материал. | Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр. | Выполнение и оценка домашнего задания. |
4. | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. | Лекция | Рассказ, беседа, психологический тренинг, психогимна-стика. | Литература по теме. | Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр. | Обмен впечатлениями. |
5. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». | Лекция | Рассказ, дискуссия, решение ситуативных задач, анкетирова-ние. | Литература по теме, бланки анкет. | Анализ результатов анкетирования. | |
6. | Роль бабушек и дедушек в семейном воспита-нии. | Лекция | Рассказ, беседа. | Книги, иллюстрации. | Обмен впечатлениями. | |
7. | Разговор по душам. | Беседа | Рассказ, диспут, тестирование, работа в группах. | Литература по теме, бланки тестов. | Тестиров-ние. | |
8. | Девочки и мальчики. | Лекция | Рассказ, дискуссия, решение ситуативных задач, анкетирова-ние. | Методические подборки по теме. | Выполнение и оценка домашнего задания. | |
9. | Современный ребенок в игровой цивилизации. | Лекция | Рассказ, демонстрация, сравнитель-ный анализ объектов. | Образцы игрушек изготовленных своими руками, иллюстрации, журналы, презентация. | Мультимедийное оборудова-ние. | Выполнение и оценка домашнего задания. |
10. | Возраст-ная психоло-гия. | Лекция | Иллюстрати-вный рассказ, тестирование, анализ, ответы на вопросы. | Диаграммы, бланки тестов, иллюстрации. | Обмен впечатлениями. | |
11. | Чтобы не было беды. | Лекция | Рассказ, демонстрация фильма, консультации, анкетирова-ние. | Методические подборки по теме. | Мультимедийное оборудова-ние | Анкетиро-вание. |
12. | Растить здорового ребенка | Комбинированное занятие | Рассказ, практическое занятие, демонстрация, консульти-рование. | Технологические карты, образцы витаминных препаратов, аннотации к ним. | Музыкальное сопровожде-ние. музыкальный центр. | Выполнение и оценка домашнего задания. |
13. | Тради - ционный уклад семейной жизни в русской семье. | Беседа | Рассказ, ответы на вопросы. | Литература по теме. | Обмен впечатлениями. | |
14. | Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспита-ния детей. | Беседа | Иллюстрати-вный рассказ, ответы на вопросы, свободное общение. | Литература по теме. | Обмен впечатлениями. | |
15. | Трудные дети. | Беседа | Рассказ, ответы на вопросы, индивидуаль-ные и групповые консультации. | Методические подборки по теме. | Обмен впечатлениями. | |
16. | Будущие мамы и папы. | Лекция | Иллюстрати-вный рассказ, ответы на вопросы, консультация. | Литература по теме, иллюстрации, статистические данные. | Обмен впечатлениями. | |
17. | Социаль-ная поддерж-ка семьи | Консу-льтации | Рассказ, ответы на вопросы, индивидуаль-ная консультация. | Памятки для персонального пользования. | Опрос. | |
18. | Итоговое занятие. | Праз-дник | Игровые задания, выставка, поощрение, свободное общение, чаепитие. | Лучшие образцы изделий, изготовленные в семейном клубе, методические разработки, сценарий. | Музыкальное сопровожде-ние, Мультиме-дийное оборудова-ние | Самооценка, итоговое тестирование отражение итогов работы клуба в местных СМИ. |
Материалы и оборудование:
- доска, мел, демонстрационная доска, указка, бумага, карандаши или ручки по количеству присутствующих, столы, стулья, демонстрационный стол для литературы и наглядных пособий, мяч, зеркало, столовые принадлежности для чаепития.
Содержание практического этапа.
№ п/п | Ремёсла | Варианты изготавливаемых изделий |
1. | Кройка и шитьё. | Швейные изделия для всей семьи – одежда, изделия утилитарного назначения: прихватки, грелки на чайник, фартуки; декоративные изделия в лоскутной технике. Ремонт одежды. |
2. | Вязание (крючком и спицами). | Вязаные изделия, игрушки, салфетки, коврики, воротники. |
3. | Лепка. | Декоративные изделия из соленого теста: игрушки, картины, панно. Керамические изделия: игрушки, декоративные изделия, панно. Комбинированные изделия. |
4. | Бисероплетение. | Изделия из бисера на проволочной основе и леске: цветы, игрушки, шкатулки, бижутерия, пасхальные яйца. Изделия, изготовленные в технике ткачество: картины, панно. |
5. | Лозоплетение. | Изделия из ивового прута: вазы, кашпо, настенные панно, корзины, шкатулки, сухарницы. |
6. | Резьба по дереву. | Разделочные доски, оформленные резьбой, панно, наличники, гардины. |
7. | Ткачество. | Тканые пояса, украшения, панно. |
8. | Столярное дело. | Столярные изделия: полочки, табуретки, разделочные доски, скамейки, точеные изделия. |
9. | Мягкая игрушка. | Игрушки, выполненные в различных техниках и материалах. Куклы. |
10. | Техническое моделирование. | Воздушные змеи, модели судов и самолетов, стендовые и действующие. |
11. | Изобразительная деятельность. | Оформление росписью столярных изделий (разделочные доски, панно, подсвечники), рисунки, роспись по ткани (панно, шарфы), картины. |
Методическое обеспечение практического этапа.
Форма работы: совместная практическая работа детей и родителей.
Приемы и методы организации: объяснение, демонстрация практических приемов, помощь, консультирование, стимулирование к творческому поиску, самостоятельная работа, поощрение, самостоятельная работа с наглядным материалом.
Дидактический материал: технологические карты;
- программы кружков: «Школа лепки», «Художественное плетение из ивового прута», «Вязание», «Художественная вышивка», «Столярное дело», «Техническое конструирование», «Декоративная роспись», «Ткачество», «Мягкая игрушка», «Бисероплетение», «Кройка и шитье», «Ткачество»;
-методические пособия: «Использование декорирующих материалов в лозоплетении», «Виды столярных соединений», «Цветоведение», «Изготовление тканых поясов», «Пасхальные яйца», исследовательские карты «Сорта ивы», «Сравнение свойств пластических материалов»;
- выкройки швейных изделий и мягких игрушек, схемы плетения из бисера, чертежи и технические рисунки моделей самолетов, судов, воздушных змеев;
- выставочные экспонаты и образцы изделий, иллюстрации и фотографии.
Мероприятия, организуемые в рамках программы семейного клуба «Содружество».
1.Рождественские посиделки. Развлечение с колядками. Январь.
2.День матери. Концертная программа на базе сельского клуба. Ноябрь.
3.Праздник, посвященный Дню защитника отечества. Конкурсная спортивная программа на базе школы села. Февраль.
4.Благотворительная акция «Вырастайка». Ярмарка продажи и обмена детской одежды между семьями детей разного возраста. 1 раз в квартал.
5.Экологический десант «Чистое село». Акция по очистке от мусора улиц села при участии и содействии Сельской администрации. Апрель-май.
Оценка эффективности программы.
Критериями эффективности на сегодняшний день являются:
- интерес к заявленным темам и формам работы в клубе, проявляющийся в высоких показателях посещаемости и активности во время мероприятий, выполнение домашних заданий;
- стремление к самообразованию (по статистике работы передвижной библиотеки), творчеству (по уровню изготавливаемых работ, участию в конкурсах, выставках), здоровому образу жизни;
- применение полученных знаний и навыков в жизни, осмысление проблем существования, что послужит толчком к большой внутренней работе и может быть оценено условно.
В дальнейшем предполагается разработка определенных критериев, с привлечением социолога, психолога и других специалистов, работающих с семьей.
Ожидаемые эффекты.
1.Работа семейного клуба, как постоянно действующей структуры.
2.Распространение лучшего опыта семейного воспитания в семейных объединениях.
3.Обогащение совместного досуга родителей и детей.
4.Повышение педагогической компетентности семей по вопросам развития и воспитания детей.
5.Повышение результативности участия в конкурсах декоративно – прикладной и технической направленности.
6.Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания.
7.Создание передвижных тематических библиотек.
8.Пополнение фонда методических материалов по работе с семьей.
Приложения.
1.Информация о выполнении программы
(по состоянию на 1.03.2011)
год реализации | количество часов | |||||
по программе | по факту | % выполнения | ||||
2008 -2009 | 18 | 18 | 100 | |||
2009 - 2010 | 18 | 18 | 100 | |||
2010 -2011 | 18 | 6 | - |
Причины недовыполнения -__________________________________________
2. Участие в выставках и конкурсах семей - членов клуба
(семейные номинации)
год/конкурс | количество семей - участников | ||
| 2008 -2009 | 2009 - 2010 | 2010 -2011 (предварительные результаты) |
Выставка в День села (19 августа) | 11 | 21 | |
Школьные выставки | 8 | 12 | 14 |
Областной конкурс «Творчество: традиции и современность» | 2 | 4 | 4 |
Областной конкурс «Арт-деко» номинация «Новогодний серпантин» | 2 | 4 | 1 |
Областные соревнования по запуску воздушных змеев | 2 | 3 |
3.Участие в культурно – массовых мероприятиях семей - членов клуба
Количество семей, участников культурно – массовых мероприятий./ год | 2008 -2009 | 2009 - 2010 | 2010 -2011 (предварительные результаты) |
Рождественские посиделки. | 5 | 7 | 8 |
День матери. | 10 | 9 | 11 |
Праздник, посвященный Дню защитника отечества. Конкурсная спортивная программа | 6 | 7 | 8 |
Благотворительная акция «Вырастайка». | 12 | 15 | |
Экологический десант «Чистое село». | 7 | 8 |
4.Статистические данные работы клуба
Посещаемость
№ Темы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Всего семей; из них: | 11 | 9 | 9 | 8 | 8 | 12 | 8 | 8 | 8 | 11 | 9 | 11 | 8 | 9 | 9 |
|
|
|
папы | 6 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||
мамы | 9 | 7 | 9 | 3 | 4 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 | 4 | 9 | 8 | |||
Детей дошкольного возраста | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | |||
Детей младшего школьного возраста | 4 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | |||
Детей среднего и старшего школьного возраста | 7 | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 2 | 5 | 6 | 4 | 7 | 5 | 5 | 4 | |||
Супружеские пары не имеющие детей (молодые семьи) | 1 | - | 1 | - | - | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | |||
Представители старшего поколения (бабушки и дедушки) | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 6 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||
Семьи, требующие повышенного внимания | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа семейного клуба "Кенгуру"
Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...
Игровая программа семейного отдыха "Чем жива семья"
Игровая программа семейного отдыха...
Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг» - "Наша дружная семья"
Цель занятия:- способствовать укреплению семейных связейЗадачи:Образовательная:- выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи Коррекционно-развивающие:- развивать с...
Программа семейного клуба «Здоровая семья»
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...
Сценарий концертной программы "Семейная гостиная"
Сценарий концертной программы с участием детей, родителей и преподавателей музыкальной школы....
Программа семейного клуба "Говорим по-английски" "Английский вместе с мамой"
Данная программа раскрывает методику работы с детьми при участии родителей по обучению английскому языку дошкольников в возрасте 4-5 лет, аналогов которой сравнительно мало в методической ...
Программа семейного воспитания в условиях детского дома "Мой дом"
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит ег...