Программа семейного клуба "Содружество"
рабочая программа по теме

 

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном развитии, что даёт основание считать УДОД одним из важнейших звеньев системы образования, всей социальной сферы в целом.

  В Школе прикладного искусства (далее ШПИ), используются разные формы работы с семьёй: родительские собрания, индивидуальные консультации, семейные праздники и развлечения, Дни открытых дверей, привлечение родителей к участию в конкурсах разных уровней. Используя весь накопленный опыт, мы решили создать комплексную программу, которая позволит углубить и систематизировать действия по педагогическому сопровождению семьи на уровне нашего образовательного учреждения.

Направления системы работы в рамках данной программы:

1.Реализация системы педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.

2.Просвещение родителей по общим вопросам воспитания.

3.Организация совместной деятельности семей.

 

Цель программы:

Достижение нового качественного уровня партнерства семьи и образовательного учреждения, педагогическое сопровождение семьи.

 

 

Задачи:

1.Активизация духовного, культурного, педагогического потенциала родителей.

2.Снижение остроты проявлений кризиса семьи  в селе.

3.Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания на селе.

4.Создание положительной установки родителей в отношении воспитания детей в традициях отечественной культуры.

5.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

6.Формирование культуры организации полноценного досуга семей.

7.Подведение родителей к осознанию их роли в развитии творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semeynogo_kluba.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Чкаловского района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Школа прикладного искусства

 

 Программа семейного клуба «Содружество»                   

 

                                                                            Автор: педагог дополнительного образования  

                                                                                         высшей категории

                                                                                      Лопатина Елена Михайловна

с. Сицкое

2011г.

Пояснительная записка

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России*, / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков /, сформулирован социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённая система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Концепция определяет важнейшей целью современного отечественного образования воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

Социальный заказ образованию, согласно Концепции, устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности. 

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В Концепции подчёркнуто, что индивидуально - личностное развитие являлось и остаётся одной из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы, поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, поставленный педагогом перед собой и перед обучающимся, который превращается в педагогическую задачу.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни. Они пронизывают всё учебное содержание, всю многоплановую деятельность школьника как человека,   личности, гражданина. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов. В Концепции подчёркивается, что в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание. Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья - социум» требует педагогов, способных не только обучать, но и воспитывать.

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном развитии, что даёт основание считать УДОД одним из важнейших звеньев системы образования, всей социальной сферы в целом.

  В Школе прикладного искусства (далее ШПИ), используются разные формы работы с семьёй: родительские собрания, индивидуальные консультации, семейные праздники и развлечения, Дни открытых дверей, привлечение родителей к участию в конкурсах разных уровней. Используя весь накопленный опыт, мы решили создать комплексную программу, которая позволит углубить и систематизировать действия по педагогическому сопровождению семьи на уровне нашего образовательного учреждения.

        На этапе подготовки программы педагоги ШПИ постарались выявить и обозначить основные проблемы современной сельской семьи:

  1. Кризис всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:

- в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;

- кризис социокультурных отношений в семье проявляется в отсутствии открытости и взаимопонимания между членами семьи, путанице в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;

- кризис интимно-личностных отношений проявляется во взаимной нетерпимости супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;

- кризис духовно-нравственных отношений в семье приводит к исчезновению доверия и любви к близким, утрате членами семьи способности войти в общую жизнь друг с другом, утрате способности сопричастности;

-вместо того чтобы быть органичным единым целым, семья превращается в сумму отдельных прихотей и желаний.

  1. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, провоцирует к нему;

- представители старшего поколения избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством.

- в воспитании ребенка по разным причинам принимает участие только один из членов семьи (мать, бабушка, реже отец);

- родители не умеют организовывать досуг совместно с детьми, большая часть родителей стремится откупиться от личного общения с детьми подарками, лишая их живого участия, поддержки;

  1. Низкий материальный достаток сельской семьи.
  2. Ведение домашнего хозяйства в сельских условиях, занятость в сельхоз работах отнимает у родителей много времени и сил. Дети часто предоставлены сами себе.

Педагогами ШПИ был проведен численный анализ семей села по различным категориям:

1. Семьи, переживающие разные периоды развития:

- молодые супруги – 3 семьи;

- семьи, имеющие ребенка раннего возраста, не посещающего детский сад – 3;

- семьи, имеющие детей дошкольников (посещающих – 25, и не посещающих дошкольные учреждение - 2);

- родители младших школьников – 19 семей;

- родители подростков – 15 семей;

- родители взрослых детей, бабушки и дедушки, дети и внуки которых проживают в селе – 7.

2. Семьи, требующие повышенного внимания:

- многодетные – 1;

- малоимущие – 7;

- неполные – 4;

- семьи, имеющие детей инвалидов – 1.

3. Неблагополучные семьи риска - 6, асоциальные семьи – 2.

4. Семьи, имеющие опекаемых детей – 2.

Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Необходим системный подход, программная форма организации работы по социально-педагогической поддержке семьи.

      Направления системы работы в рамках данной программы:

1.Реализация системы педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.

2.Просвещение родителей по общим вопросам воспитания.

3.Организация совместной деятельности семей.

Цель программы:

Достижение нового качественного уровня партнерства семьи и образовательного учреждения, педагогическое сопровождение семьи.

Задачи:

1.Активизация духовного, культурного, педагогического потенциала родителей.

2.Снижение остроты проявлений кризиса семьи  в селе.

3.Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания на селе.

4.Создание положительной установки родителей в отношении воспитания детей в традициях отечественной культуры.

5.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

6.Формирование культуры организации полноценного досуга семей.

7.Подведение родителей к осознанию их роли в развитии творческих способностей ребенка.

       Активизация деятельности по поддержке семьи силами всех социальных институтов сегодня является острой необходимостью и одним из основных направлений преодоления кризиса в духовно-нравственной сфере общества.

Осуществление всех поставленных программой задач возможно при объединении усилий и тесном сотрудничестве

-дет.сада села;

-школы села;

-районной и сельской библиотек;

-сельского Дома культуры;

-психолога;

-фельдшера;

-Сицкой церкви;

-Центра социальной помощи семье и детям Чкаловского района, сельской администрации.

Настоятель Сицкой

церкви

Школа

Сельский

Дом

культуры

Фельдшер,

педиатр,

врач-гинеколог

Служба социальной помощи семье и детям

Психолог

Сельская и районная библиолиотеки

Детский сад

Семейный клуб

Таким образом, ШПИ предлагает себя в качестве площадки для организации постоянно действующего семейного клуба по месту жительства, которому мы дали название –                 «Содружество».

содружество

всех членов семьи

представителей всех служб, работающих с семьей

педагогов, родителей и детей

семей села

             

 Программа создана под девизом

трудничества

гласия

                                              со

                                                                                       

                                             

творчества

действия

провождения

  Система мероприятий по реализации программы.

1.Просветительский модуль:

  1. Распространение лучшего опыта семейного воспитания в семейном объединении;
  2. Разработка методических пособий по организации деятельного подхода в семейном воспитании;
  3. Адресование родителям классических и современных сочинений педагогов, медиков, психологов;
  4. Распространение произведений художественной литературы для совместного семейного чтения.

2.Модуль организации совместной деятельности семей:

  1. Организация совместной творческой деятельности, совместного труда и обучения ремеслу в семейном объединении;
  2. Проведение семейных праздников с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
  3. Обогащение совместного досуга родителей и детей.
  4. Привлечение родителей к участию в конкурсах декоративно прикладной, технической и эстетической направленности.

 

В творчестве для ребенка важен момент сопереживания со взрослым, поэтому и необходима совместная деятельность, в которой ребенок – равноправный соучастник процесса.

     Организуя работу семейного клуба, ШПИ руководствуется следующими принципами:

Системность и стабильность. Клуб - постоянно действующая структура, формирующая свои традиции и рассчитанная развиваться и существовать сколь угодно долго.

Открытость и добровольность. Клуб открыт для всех жителей села, так или иначе принимающих участие в воспитании детей (папы, мамы, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья, будущие родители и т.д.) Членство не обязывает присутствие на каждом мероприятии клуба, каждый может выбрать то, что для него наиболее интересно и значимо, принимать участие в мероприятиях по мере возможности. Члены клуба могут посетить ШПИ в любое время вместе с ребенком или без него, если возникла необходимость дополнительного общения с педагогами (консультации) или для занятия ремеслом.

Научность. Вся преподносимая информация медицинского, педагогического или психологического содержания должна иметь научное обоснование.

       Педагогическое обеспечение.

В организации работы клуба принимают участие все педагоги ШПИ. Ведя воспитательную работу в кружках, они имеют информацию и работают в контакте со всеми участниками образовательного процесса (учителями, классными руководителями, воспитателями, психологом, родителями и т.д.)

        Заседания клуба планируются 1 раз  в 2 месяца, по выходным дням, по 2 часа, не считая встреч приуроченных к календарным праздникам. Работа планируется с сентября по май, в связи с занятостью родителей в сельхозработах в летний период и организацией педагогами летнего отдыха детей. В программу клуба не входят родительские собрания, проводимые по плану ШПИ и кружков. Общение педагогов, гостей и членов клуба носят неформальный, корректный характер и проходят в атмосфере дружелюбия и демократичности. Используются такие методы и приемы, как диспут, дискуссии, беседы, тестирование, анкетирование, самоанализ, самооценка, тренинг, психогимнастика, этюды. Педагогический процесс предполагает оснащение культурологическим материалом, наглядными пособиями, тематической библиотекой. Общаясь с детьми в присутствии родителей, педагоги показывают пример здорового личностно-ориентированного общения взрослых с детьми.

       Алгоритм работы клуба «Содружество».

Организационный этап

1.Система информирования о предстоящей встрече (объявления, распространение приглашений, реклама, личные беседы).  

2.Приглашение лектора или консультанта. Согласование и утверждение плана выступления и проведения встречи.

3.Подготовка кабинетов и мастерских к приему гостей (столы, стулья, материалы и инструменты).

4.Обеспечение наглядностью и средствами технического обеспечения (видео, музыкальное сопровождения, костюмы и т. д.)

Просветительский этап

1.Встреча гостей и членов клуба.

2.Выступление лектора по заявленной теме.

3.Обсуждение темы, ответы на вопросы, диспут.

Если тема не подразумевает присутствия детей при  ее сообщении и обсуждении, дети находятся в другом кабинете, где с ними занимается педагог дополнительного образования. Домашние задания, предлагаемые участникам встречи, предполагают обязательную последующую оценку в группе или индивидуально. Подбор тем для обсуждения составлен с учетом реализации целей и задач клуба, а также интересов, пожеланий членов семейного клуба и выявленных особенностей контингента. Тематический план, приведенный в программе, рассчитан на 3 года работы клуба. Если данная программа будет востребована, данный тематический план будет корректироваться, дополняться. Емкие по содержанию темы будут предложены для дальнейшего рассмотрения.

Практический этап (организуется совместно с детьми)

  1. Мастер-классы педагогов ШПИ и членов клуба, желающих поделиться своим мастерством (по предварительной договоренности).
  2. Практическая работа: занятия рукоделием или техническим творчеством по интересам совместно с детьми.

Члены клуба выбирают занятия ремеслом по душе и по потребности. При организации практического этапа педагоги ШПИ пользуются методиками и содержанием имеющихся дополнительных образовательных программ, и методическими пособиями, разработанными в ШПИ. Педагоги помогают овладеть приведенными ниже видами ремесел на высоком уровне, передавая мастерство из рук в руки, осуществляют индивидуальную помощь, являясь консультантами и советчиками. Родители вместе с детьми имеют возможность изготовить изделия для дома, подарки и сувениры из своих материалов, пользуясь инструментами и оборудованием ШПИ. Членам клуба предоставляется возможность изготавливать изделия для реализации на ярмарках, выставках-продажах, для пополнения бюджета семьи. Этому же способствует пошив и ремонт одежды для членов семьи под руководством опытного специалиста. У педагогов появляется возможность привлечь и качественно подготовить родителей и детей к участию в конкурсах различных уровней в семейной номинации, организовать поездки на областные конкурсы и соревнования семейных команд.

Рефлексивный этап

Определение перспектив последующей работы, оценка состоявшейся встречи.

Тематический план 1 года работы клуба

п/п

Тема

Всего

Часы

Просветите-льский этап

 

Практический этап

1.

Открытие клуба

2

1

1

2.

Семейные традиции

2

1

1

3.

Культура семейного досуга.

2

1

1

4.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

2

1

1

5.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2

1

1

6.

Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании.

2

1

1

всего

18

6

6

Тематический план 2 года работы клуба

п/п

Тема

Всего

Часы

Просветительский этап

 

Практический этап

7.

Разговор по душам.

  1. Секция «Мужской разговор»
  2. Секция «Счастье материнства»

2

1

1

8.

Девочки и мальчики.

2

1

1

9.

Современный ребенок в игровой цивилизации.

2

1

1

10.

Возрастная психология

2

1

1

11.

Чтобы не было беды.

2

1

1

12.

Растить здорового ребенка

2

1

1

всего

18

6

6

Тематический план 3 года работы клуба

п/п

Тема

Всего

Часы

Просветительский этап

 

Практический этап

13.

Традиционный уклад семейной жизни в русской семье.

2

1

1

14.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

2

1

1

15.

Трудные дети.

  1. Секция «Ваш беспокойный подросток»
  2. Секция «Непослушный малыш»

2

1

1

16.

Будущие мамы и папы

2

1

1

17.

Социальная поддержка семьи

2

1

1

18.

Юбилей клуба

2

1

1

всего

18

6

6

Содержание

просветительского этапа.

п/п

Тема

Категория участников

Обсуждаемые проблемы

Лектор, ведущий

1.

Открытие клуба

Родители + дети. Все категории семей.

Сообщение цели и задач  работы клуба. Знакомство, торжественное посвящение в члены клуба, анкетирование, общие вопросы организации работы клуба. Выставка работ кружков ШПИ «Вот что мы умеем», игры с элементами тренинга «Ладошка», «Слепец и поводырь», «Мячик ассоциаций» с целью установления контакта, создания доверительной атмосферы. Чаепитие.

Педагоги ШПИ

2.

Семейные традиции

Родители+дети.Все категории семей.

Важность традиционных семейных связей. Исторический экскурс: традиции наших прабабушек и прадедушек. Существующие традиции современной сельской семьи. Домашнее задание для всей семьи: составить фамильное древо.

Педагоги ШПИ, библиотекарь села.

3.

Культура семейного досуга.

Все категории семей.

Формы и варианты проведения семейных праздников.Что дарить на день рождения? Как дарить подарки? Подарки изготовленные своими руками. Музыка в вашем доме. Телевизор-друг или враг? Домашнее задание: составить сценарий семейного праздника.

Педагоги ШПИ, музыкальный руководитель школы.

4.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Все категории семей.

Слагаемые семейного лада. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительство – важнейшая жизненная задача. Основы семейной психотерапии. Домашнее задание для детей: нарисовать свою семью.

Педагоги ШПИ, психолог.

5.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Все категории семей.

Нормы морали в современном мире. Как правильно оценить поступок ребенка. Трудно быть последовательным в воспитании. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Диагностический тест «вопросы для самоанализа» о свободе и дисциплине при воспитании детей.

Педагоги ШПИ.

6.

Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании.

Все категории семей, бабушки и дедушки.

Социальная роль представителей старшего поколения в воспитании внуков, наставничество, распределение ролей и обязанностей в большой семье.

Педагоги ШПИ.

7.

Разговор по душам.

  1. Секция «Мужс-кой разговор»
  2. Секция «Счастье материнства»

Папы, старшие братья.

Мамы, старшие сестры.

Отцы и дети: от диалога к единству. Понятие «глава семьи».  Отец сына не на худо учит. Курение и алкоголь в семье. Тест для мужа.

Женщина – душа семьи. Социологи о женственности. Как сохранить семейное счастье. Если в дом пришла беда: об алкоголизме. Тест для жены.  

Педагоги ШПИ, социальный педагог.

8.

Девочки и мальчики.

Все категории семей.

Воспитание ребенка в соответствии с его биологическим полом. Различия между мальчиками и девочками. Воспитание мужественности и женственности. Советы психотерапевта. Проблемы взаимоотношений братьев и сестер в семье. Домашнее задание: решение ситуативных задач.

Педагоги ШПИ,

психолог.

9.

Современный ребенок в игровой цивилизации.

Все категории семей.

Игры и игрушки наших детей. Создание развивающей среды дома. Ребенок и компьютер. Ребенок и сотовый телефон. Количество и качество игрушек. Альтернатива покупным игрушкам. Чем увлечь ребенка дома. Развивающие игры.

Педагоги ШПИ, воспитатели дет.сада.

10.

Возрастная психология.

Все категории семей.

Особенности психологического развития детей на разных возрастных этапах. Темпераменты. Домашнее задание: определение темпераментов членов семьи.

Психолог.

11.

Чтобы не было беды.

Все категории семей.

Ранняя профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ. Профилактика табакокурения. Алкоголь и дети. Что такое асоциальное поведение. Помощь подросткам в кризисной ситуации.

Педагоги ШПИ, социальный педагог.

12.

Растить здорового ребенка

Все категории семей + дети.

Спорт в семье. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Профилактика нарушений осанки. Разучивание комплекса гимнастики и точечного массажа. Сбалансированное питание. О биологически активных добавках. Если Ваш ребенок заболел. Домашнее задание: выполнять комплекс гимнастики. Определить отклонение веса всех членов семьи по формуле.

Фельдшер, учитель физкультуры, педагоги ШПИ.

13.

Традиционный уклад семейной жизни в русской семье.

Все категории семей + дети старшего школьного возраста.

Мир русской деревни. Характеристика составляющих семейного уклада. Влияние семейного уклада на становление детской души.

Настоятель Сицкой церкви, педагоги ШПИ.

14.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Все категории семей.

Традиции православного воспитания. Восполнение духовной нищеты детской души. Формирование стремления ребенка к возвышенному и доброму. Формирование у детей навыков духовной и нравственной безопасности к искушениям современной жизни.

Настоятель Сицкой церкви, педагоги ШПИ.

15.

Трудные дети.

  1. Секция «Ваш беспокойный подросток»
  2. Секция «Непослушный малыш»

Семьи с детьми старшего школьного возраста.

Семьи с детьми дошкольного возраста.

Подготовка подростка к семейной жизни. Взаимопонимание или отчуждение. Половое воспитание ребенка в семье. Трудные дети или трудные родители. Профилактика нарушений психического здоровья ребенка. Неврозы у детей. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Откуда берутся трудновоспитуемые дети. Как реагировать на детские истерики.

Педагоги ШПИ, психолог, социальный педагог.

16.

Будущие мамы и папы.

Молодые семьи, молодые люди в возрасте от 17 до 25.

Подготовка к родительству, планирование семьи. Контрацепция. Любовь и генетика.

Врач гинеколог.

17.

Социальная поддержка семьи

Все категории семей.

Программы социальной поддержки семьи. Льготы, кредитование, социальные выплаты.

Специалист фонда соц.защиты

18.

Юбилей клуба

Все категории семей.

Праздник в честь годовщины клуба. Подведение итогов работы клуба. Выставка. Концерт. Пропаганда деятельности и результатов работы клуба перед общественностью.

Педагоги ШПИ, гости, лектора. представители прессы.

Методическое обеспечение просветительского этапа.

п/п

Тема

Форма

Приемы и методы

Дидактический материал

Используе-мые на занятиях средства

Форма подведения итогов

1.

Открытие клуба.

Вводное занятие.

Рассказ, анкетирова-ние, игры с элементами тренинга, выставка, свободное общение.

Образцы изделий, книги, журналы, бланки анкет.

Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр.

Анкетирова-ние.

2.

Семей-ные тради-ции.  

Лекция

Иллюстрати-вный рассказ, обсуждение темы.

Иллюстрации, отражающие исторические традиции, современные фотографии, книги по теме.

Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр.

Выполнение и оценка домашнего задания.

3.

Культура семей-ного досуга.

Лекция

Иллюстрати-вный рассказ, дискуссия.

Методические разработки сценариев праздников, иллюстративный материал.

Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр.

Выполнение и оценка домашнего задания.

4.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.  

Лекция

Рассказ, беседа, психологический тренинг, психогимна-стика.

Литература по теме.

Музыкальное сопровожде-ние- музыкальный центр.

Обмен впечатлениями.

5.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Лекция

Рассказ, дискуссия, решение ситуативных задач, анкетирова-ние.

Литература по теме, бланки анкет.

Анализ результатов анкетирования.

6.

Роль бабушек и дедушек в семейном воспита-нии.

Лекция

Рассказ, беседа.

Книги, иллюстрации.

Обмен впечатлениями.

7.

Разговор по душам.

Беседа

Рассказ, диспут, тестирование, работа в группах.

Литература по теме, бланки тестов.

Тестиров-ние.

8.

Девочки и мальчики.

Лекция

Рассказ, дискуссия, решение ситуативных задач, анкетирова-ние.

Методические подборки по теме.

Выполнение и оценка домашнего задания.

9.

Современный ребенок в игровой цивилизации.

Лекция

Рассказ, демонстрация, сравнитель-ный анализ объектов.

Образцы игрушек изготовленных своими руками, иллюстрации, журналы, презентация.    

Мультимедийное оборудова-ние.

Выполнение и оценка домашнего задания.

10.

Возраст-ная психоло-гия.

Лекция

Иллюстрати-вный рассказ, тестирование, анализ, ответы на вопросы.

Диаграммы, бланки тестов, иллюстрации.

Обмен впечатлениями.

11.

Чтобы не было беды.

Лекция

Рассказ, демонстрация фильма, консультации, анкетирова-ние.

Методические подборки по теме.

Мультимедийное оборудова-ние

Анкетиро-вание.

12.

Растить здорового ребенка

Комбинированное занятие

Рассказ, практическое занятие, демонстрация, консульти-рование.

Технологические карты, образцы витаминных препаратов, аннотации к ним.

Музыкальное сопровожде-ние. музыкальный центр.

Выполнение и оценка домашнего задания.

13.

Тради -   ционный уклад семейной жизни в русской семье.

Беседа

Рассказ, ответы на вопросы.

Литература по теме.

Обмен впечатлениями.

14.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспита-ния детей.

Беседа

Иллюстрати-вный рассказ, ответы на вопросы, свободное общение.

Литература по теме.

Обмен впечатлениями.

15.

Трудные дети.

Беседа

Рассказ, ответы на вопросы, индивидуаль-ные и групповые консультации.

Методические подборки по теме.

Обмен впечатлениями.

16.

Будущие мамы и папы.

Лекция

Иллюстрати-вный рассказ, ответы на вопросы, консультация.

Литература по теме, иллюстрации, статистические данные.

Обмен впечатлениями.

17.

Социаль-ная поддерж-ка семьи

Консу-льтации

Рассказ, ответы на вопросы, индивидуаль-ная консультация.

Памятки для персонального пользования.

Опрос.

18.

Итоговое занятие.

Праз-дник

Игровые задания, выставка, поощрение, свободное общение, чаепитие.

Лучшие образцы изделий, изготовленные в семейном клубе, методические разработки, сценарий.

Музыкальное сопровожде-ние, Мультиме-дийное оборудова-ние

Самооценка, итоговое тестирование отражение итогов работы клуба в местных СМИ.

Материалы и оборудование:

- доска, мел, демонстрационная доска, указка, бумага, карандаши или ручки по количеству присутствующих, столы, стулья, демонстрационный стол для литературы и наглядных пособий, мяч, зеркало, столовые принадлежности для чаепития.

Содержание практического этапа.

п/п

Ремёсла

Варианты изготавливаемых изделий

1.

Кройка и шитьё.

Швейные изделия для всей семьи – одежда, изделия утилитарного назначения: прихватки, грелки на чайник, фартуки; декоративные изделия в лоскутной технике. Ремонт одежды.

2.

Вязание (крючком и спицами).

Вязаные изделия, игрушки, салфетки, коврики, воротники.

3.

Лепка.

Декоративные изделия из соленого теста: игрушки, картины, панно. Керамические изделия: игрушки, декоративные изделия, панно. Комбинированные изделия.

4.

Бисероплетение.

Изделия из бисера на проволочной основе и леске: цветы, игрушки, шкатулки, бижутерия, пасхальные яйца. Изделия, изготовленные в технике ткачество: картины, панно.

5.

Лозоплетение.

Изделия из ивового прута: вазы, кашпо, настенные панно, корзины, шкатулки, сухарницы.

6.

Резьба по дереву.

Разделочные доски, оформленные резьбой, панно, наличники, гардины.

7.

Ткачество.

Тканые пояса, украшения, панно.

8.

Столярное дело.

Столярные изделия: полочки, табуретки, разделочные доски, скамейки, точеные изделия.

9.

Мягкая игрушка.

Игрушки, выполненные в различных техниках и материалах. Куклы.

10.

Техническое моделирование.

Воздушные змеи, модели судов и самолетов, стендовые и действующие.

11.

Изобразительная деятельность.

Оформление росписью столярных изделий (разделочные доски, панно, подсвечники), рисунки, роспись по ткани (панно, шарфы), картины.

Методическое обеспечение практического этапа.

Форма работы: совместная практическая работа детей и родителей.

Приемы и методы организации: объяснение, демонстрация практических приемов, помощь, консультирование, стимулирование к творческому поиску, самостоятельная работа, поощрение, самостоятельная работа с наглядным материалом.

Дидактический материал: технологические карты;

- программы кружков: «Школа лепки», «Художественное плетение из ивового прута», «Вязание», «Художественная вышивка», «Столярное дело», «Техническое конструирование», «Декоративная роспись», «Ткачество», «Мягкая игрушка», «Бисероплетение», «Кройка и шитье», «Ткачество»;

-методические пособия: «Использование декорирующих материалов в лозоплетении», «Виды столярных соединений», «Цветоведение», «Изготовление тканых поясов», «Пасхальные яйца», исследовательские карты «Сорта ивы», «Сравнение свойств пластических материалов»;

- выкройки швейных изделий и мягких игрушек, схемы плетения из бисера, чертежи и технические рисунки моделей самолетов, судов, воздушных змеев;

- выставочные экспонаты и образцы изделий, иллюстрации и фотографии.

Мероприятия, организуемые в рамках программы семейного клуба «Содружество».

1.Рождественские посиделки. Развлечение с колядками.            Январь.

2.День матери. Концертная программа на базе сельского клуба. Ноябрь.

3.Праздник, посвященный Дню защитника отечества. Конкурсная спортивная программа на базе школы села.                                                                                Февраль.

4.Благотворительная акция «Вырастайка». Ярмарка продажи и обмена детской одежды между семьями детей разного возраста. 1 раз в квартал.

5.Экологический десант «Чистое село». Акция по очистке от мусора улиц села при участии и содействии Сельской администрации. Апрель-май.

Оценка эффективности программы.

Критериями эффективности на сегодняшний день являются:

- интерес к заявленным темам и формам работы в клубе, проявляющийся в высоких показателях посещаемости и активности во время мероприятий, выполнение домашних заданий;

- стремление к самообразованию (по статистике работы передвижной библиотеки), творчеству (по уровню изготавливаемых работ, участию в конкурсах, выставках), здоровому образу жизни;

- применение полученных знаний и навыков в жизни, осмысление проблем существования, что послужит толчком к большой внутренней работе и может быть оценено условно.

В дальнейшем предполагается разработка определенных критериев, с привлечением социолога, психолога и других специалистов, работающих с семьей.

Ожидаемые эффекты.

1.Работа семейного клуба, как постоянно действующей структуры.

2.Распространение лучшего опыта семейного воспитания в семейных объединениях.

3.Обогащение совместного досуга родителей и детей.

4.Повышение педагогической компетентности семей по вопросам развития и воспитания детей.

5.Повышение результативности участия в конкурсах декоративно – прикладной и технической направленности.

6.Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания.

7.Создание передвижных тематических библиотек.

8.Пополнение фонда методических материалов по работе с семьей.

Приложения.

1.Информация о выполнении   программы

(по состоянию на 1.03.2011)

год реализации

количество часов

по программе

по факту

% выполнения

2008 -2009

18

18

100

2009 - 2010

18

18

100

2010 -2011

18

6

-

Причины недовыполнения -__________________________________________

2. Участие в выставках и конкурсах семей - членов клуба

(семейные номинации)

год/конкурс

количество семей - участников

 

2008 -2009

2009 - 2010

 2010 -2011

(предварительные результаты)

Выставка в День села

(19 августа)

11

21

Школьные выставки

8

12

14

Областной конкурс «Творчество: традиции и современность»

2

4

4

Областной конкурс «Арт-деко» номинация «Новогодний серпантин»

2

4

1

Областные соревнования по запуску воздушных змеев

2

3

3.Участие в культурно – массовых мероприятиях семей - членов клуба

 

 Количество семей, участников культурно – массовых мероприятий./ год

2008 -2009

2009 - 2010

2010 -2011

(предварительные результаты)

Рождественские посиделки.

5

7

8

День матери.

10

9

11

Праздник, посвященный Дню защитника отечества. Конкурсная спортивная программа

6

7

8

Благотворительная акция «Вырастайка».

12

15

Экологический десант «Чистое село».

7

8

 


4.Статистические данные работы клуба

Посещаемость

№ Темы

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Всего семей; из них:

11

9

9

8

8

12

8

8

8

11

9

11

8

9

9

 

 

 

папы

6

3

4

4

3

2

4

1

3

1

1

4

3

2

1

мамы

9

7

9

3

4

7

7

8

8

9

8

8

4

9

8

 Детей дошкольного возраста

3

4

4

3

3

4

2

3

4

2

4

3

2

4

2

Детей младшего школьного возраста

4

2

4

5

5

4

4

4

3

5

2

4

5

5

4

Детей среднего и старшего школьного возраста  

7

6

6

4

4

6

4

2

5

6

4

7

5

5

4

Супружеские пары не имеющие детей (молодые семьи)

1

-

1

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

 -

-

Представители старшего поколения (бабушки и дедушки)  

2

2

3

1

1

6

2

3

2

1

3

3

2

3

3

 Семьи, требующие повышенного внимания

2

2

3

1

1

1

2

2

1

2

2

1

2

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа семейного клуба "Кенгуру"

Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...

Игровая программа семейного отдыха "Чем жива семья"

Игровая программа семейного отдыха...

Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг» - "Наша дружная семья"

Цель занятия:- способствовать укреплению семейных связейЗадачи:Образовательная:- выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи  Коррекционно-развивающие:- развивать с...

Программа семейного клуба «Здоровая семья»

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...

Сценарий концертной программы "Семейная гостиная"

Сценарий концертной программы с участием детей, родителей и преподавателей музыкальной школы....

Программа семейного клуба "Говорим по-английски" "Английский вместе с мамой"

Данная программа раскрывает методику работы с детьми  при участии родителей по обучению английскому языку дошкольников в возрасте 4-5 лет,  аналогов которой сравнительно мало в методической ...

Программа семейного воспитания в условиях детского дома "Мой дом"

Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит ег...