Конспект открытого урока "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..."
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Все басни своими корнями уходят в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен двумя вопросами: как устроен этот мир, и как должен себя вести в этом мире человек?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_otk.urok_17.10.2018.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературе в 6 классе «Так говорил Эзоп…»                                                                              урок внеклассного чтения с использованием технологии ИКТ учителя русского языка и литературы    Бегишевой Елены Симоновны.                                                                                                                                                 ГБОУ гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока литературе в 6 классе

«…Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

урок внеклассного чтения с использованием технологии ИКТ

учителя русского языка и литературы Бегишевой Елены Симоновны.

 ГБОУ гимназии №114

Выборгского района Санкт-Петербурга.

Дата проведения 17.10.2018

Возрастная категория учащихся: 6 класс.

Количество учащихся: 25 человека.

Технологии:                                                                                                                                                                

- технология развивающего обучения                                                                                                - игровая технология                                                                                                                       - проблемное обучение                                                                                                                      - технологии ИКТ                                                                                                                                               - педагогика театра

Цель:

  • Обучающая: обобщить материал по басням И.А. Крылова и Эзопа научить выразительному чтению;    
  • Развивающая :   развить в детях чувство вкуса, умение анализировать, сравнивать;
  • Воспитательная :  воспитывать уважение к говорящему, умение работать в группе (навык слушать и слышать друг друга).

Задачи:  Развитие умения выявлять «схождения между произведениями одного жанра, одной тематической группы у одного автора и разных авторов, уяснять своеобразие каждого рассматриваемого явления (типологический подход)»

  • Развитие устной речи, закрепление знаний по теории литературы;
  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока; развивать актерское мастерство учащихся;
  • Воспитывать творческую активность и самостоятельность учащихся как устойчивые качества личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок – интерактивный.

Оборудование: ИКТ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация фильма, викторины по басням, раздаточные материала.

Средства наглядности: выставка книг по басням И.А. Крылова, И.И. Дмитриева,                       Эзопа, электронные карточки – задания. Приложение №1,2,3,4

Формы организации учебно-познавательной деятельности: частично-поисковой (эвристический) учебный диалог.

Продолжительность: 1 академический час(45 мин.)

Межпредметная интеграция: повышения уровня знаний учащихся за счет введения ИКТ.

  1. Слово учителя

    Жанр басни имеет древнюю и богатую историю. Басня принадлежит к так называемому животному эпосу, в котором действующими лицами были животные, а не боги и люди. Басня своими корнями уходит в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен двумя вопросами: как устроен этот мир, и как должен себя вести в этом мире человек?

На первый вопрос он отвечал себе мифом, а на второй – басней. Басня служила ему надежным подспорьем в аргументации, поучении. Мы с Вами уже знакомы с баснями И.А. Крылова. Сейчас группа актеров, (а на нашем уроке присутствуют ещё историки и биографы) разыграет несколько басен.

  1. Актуализация опорных знаний.

После разыгрывания нескольких басен И.А. Крылова и И.И.Дмитриева делаем следующие выводы и говорим о том. Что в своих произведениях великие баснописцы помогают нам увидеть людские недостатки.

-Что вы сейчас услышали?

-Басни.

-Что они вам напомнили, произведения, какого жанра?

-Сказки о животных.

-Что сближает басню и сказку о животных?

-Герои-животные, которые говорят и действуют, как люди.

-Как называется художественный прием, связанный с переносом человеческих качеств на животных, растения?

-Олицетворение.

-Почему вы решили, что это не сказки о животных, а басни? Какие признаки помогли вам распознать жанр?

-Наличие нравоучения (морали). Басня – поучает, а сказка – развлекает.

-Объем произведений: басенный рассказ обычно короче сказочного.

Запись с доски:

Басня – это короткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного (аллегорического) характера.

  1. Факты из жизни Эзопа

А) историческая справка

-А сейчас мы предоставим слово нашим «историкам» и «биографам».

1)Использование ИКТ см. Приложение №1

«Историки»:

Об Эзопе известно совсем мало:

-Жил в первой трети VI века до н. э

-Был рабом

-Был убит в Дельфах

Таково, то немногое, что можно считать фактами о жизни Эзопа. На этом факты кончаются, и начинается легенда.

Древнейшие басенные сюжеты появляются в греческой литературе (в составе эпоса и лирики) ещё в VII – VI вв. до н.э. Но окончательное оформление жанра устной басни греки относили к VI в. До н.э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности по-видимому, легендарной. О нём рассказывали, что это был уродливый раб-фригиец из Малой Азии, который принадлежал не очень умному философу Ксанфу.

На интерактивной доске известный портрет Эзопа с подробным описание. (см. Приложение №2)

Неслыханное безобразие Эзопа боги сполна компенсировали даром слова и острым умом.

Б) «Биографы» приводят несколько историй:

История «О хлебе»

Эзоп был рабом, его часто покупали и продавали. Одним из последних владельцев Эзопа был рабовладелец Офеселион. Он решил поскорее избавиться от речистого раба. По дороге на рабовладельческий рынок Эзоп просит остальных: «Я человек слабосильный дайте мне вон ту хлебную корзину». И выбрал большую и тяжёлую корзину, все посмеялись над глупостью новичка и взгромоздили на него корзину. Однако на первом  же привале, когда все поели хлеб, корзина Эзопа стала легкой, а у остальных  рабов их мешки и ящики как были тяжёлы, такими и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у урода не промах.

История «О языках»

Решил как-то Ксанф-философ, новый хозяин Эзопа, устроить угощение ученикам и послал своего раба на рынок: № Купи нам всего самого лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные. Вареные, соленые. «Что это значит?»- «А разве язык не самое лучшее на свете, Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» «Ну, так на завтра купи нам всего самого худшего, что есть на свете!» На завтра Эзоп опять подает языки. «Что это значит!» - « А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксан, но придраться не мог.

Как-то раз Ксанф напился пьян и стал говорить: «Человек может все сделать!» « А море выпьешь?»  «Выпью» Побились об заклад. Утром Ксан протрезвел и пришел в ужас от такого позора. Эзоп ему говорит: «Хочешь, помогу?» «Помоги!» « Как выйдете с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.

Учитель подводит итог:

-Каким открылся Эзоп в этих легендарных историях?

Ребята называют такие качества как находчивость, смекалистость, остроумие, мудрость, отзывчивость, чудаковатость.

-Легенда превратила в живописную историю и финал жизни Эзопа – его гибель в Дельфах.

Презентация фильма – спектакля «Эзоп» по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и Виноград». Одна из наиболее удачных постановок осуществлена театром БДТ им. Горького (режиссеры: Г.Товстоногов, Ю.Музыкант). В ней значимой является идея свободолюбия Эзопа.

Показываем начало и финал, где Эзопа хватают за воровство и подвергают обвинению и казни.(см. Приложение №3)

Учитель:

-Какие качества продемонстрировал Эзоп перед лицом смерти?

Ученики улавливают ключевые слова: «Где здесь пропасть для свободных людей?» и в числе главных достоинств уверенно называют его свободолюбие.

IV. Эзоп-баснописец

-Настоящим кладезем мудрости можно назвать эзоповы басни. Под именем Эзопа сохранился целый сборник басен(426 текстов).

Учащиеся выразительно читают басни «Ворон и лисица» и «Муравей и жук».

                                «Ворон и лисица»

Ворон унес кусок мяса, и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и красив он, и велик и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - нечего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

           «Муравей и жук»

В летнюю пору гулял Муравей по полю и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его тогда Жук, посочувствовал, что ему приходиться работать даже тогда, когда все остальные насекомые отдыхают от тягот и придаются праздности.  Не сказал ему тогда нечего Муравей, а когда пришла зима, и навоз дождями размыло, остался жук без корма, и пришёл Жук к Муравью  и начал просить корму. Сказал Муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня в труде упрекал, не остался бы ты сейчас без корму». Так люди в достатке, не задумываются о будущем, а при перемене событий терпит жестокие бедствия.

Организация исследовательской работы с раздачей распечаток 2 варианта и с последующей сдачей. (См. Приложение №4)

Итоги  урока:

Басня - один из самых старых жанров литературы. Басня появилась в глубокой древности как подспорье для разрешения практического вопроса: как нужно вести себя в мире.

Басня имеет свою «родословную». «Отцом басни» называют Эзопа, который жил и творил в Древней Греции.

Эзоп много сделал для становления, оформления басенного жанра и открыл широкие возможности для его последующего обновления:

- Его басня обладает существенными признаками, определяющими басенный жанр: дидактизм, аллегоризм.

- Он создал басенные сюжеты, которые использовали баснописцы последующих эпох как готовый материал для своего литературного творчества.

- Он создал тайную речь для маскировки свободной мысли, которая впоследствии получила название «эзопова языка».

Выводы записываются в тетрадь.

  1. Игровой момент. Викторина
  2. Домашнее задание

  1) Прочитать басни Эзопа «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Лев и мышь»; проанализировать любую из них по вопросам, предложенным на уроке, выявив ее сходство с рассмотренными баснями;

   2) Сочинить басню в духе Эзопа, взяв в качестве морали одно из следующих утверждений: «Если что-то можно доказать делом, то на это не надо тратить слова», «Велико ли, мало зло, его не надо делать», «Истинный друг познается в несчастье».

Самоанализ урока:

        Урок является заключительным в системе уроков по басням, поэтому обучающей целью является обобщение. При построении урока учтены программные требования, образовательные стандарты.

        Традиционно понятие о басне в школе формируется на примере творчества И. А. Крылова. Не подвергая сомнению его центральное положение в теме «Басня», в школьную программу введены произведения и других баснописцев. Появление Эзопа в курсе русской литературы продиктовано необходимость познакомить учащихся с «родословной» жанра басни и основателем древнейшего жанра литературы. Так сохраняется исторически-конкретный подход к изучению жанра басни. Но он продуктивен тогда, когда дополняется типологическим, позволяющим, по выражению М. М. Бахтина, по определенным устойчивым признакам узнать тот или иной жанр в «большом времени». По этой причине исторический экскурс  чрезвычайно полезен для раскрытия художественного взаимодействия в  литературном процессе.

        Каждый этап урока имел цель реализовать определённую задачу. Этому способствовало использование современных технических средств. Работа с мультимедийным проектором и использование презентации повысили эффективность усвоения материала учащимися, дали возможность привлечь видеоматериалы и позволили реализовать принцип наглядности, доступности и системности изложения материала.

В ходе урока ребята учились самостоятельно ставить цели, намечать пути их достижения, принимать решения и нести за них ответственность.

Руководителем работы выступал педагог, который в рамках партнерских взаимоотношений предъявляет ученику или группе в ситуации обучения свое представление о цели, способах её достижения, оценки её результатов. Однако педагог реализовал эту работу, не прибегая к директивной позиции. Он играл роль консультанта и помощника, внимательного наблюдателя. Учитель и дети выступали по отношению друг к другу с позиции коллег, партнера, умения принять его таким, каков он есть. Вырабатывалось отсутствие стереотипности в восприятии других.

Все работы на уроке проводились в соответствии с поставленными задачами, которые вытекая одна из другой, позволили организовать эффективные взаимодействия «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – группа» и в конечном итоге реализовать поставленные цели и получить желаемые результаты обучения. Удалось, избежав учебной перегрузки учащихся, сохранить мотивацию к учебе.

Достоинством урока считаю коллективное участие в поиске, знание учащимися, теоретических и практических сведений о творчестве баснописцев, работу на уроке всех учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Основная цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;          Учащиеся должны  развивать навыки работы в группах, умение выразительно ч...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Презентация к обобщающему уроку по басням. И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". Составлена учениками. Содержит вопросы, викторину, кроссворд....

Урок-проект по басням И.А.Крылова " Люблю,где случай есть, пороки пощипать..."

Урок литературы в 5(или 6) классе после изучения басен И.А.Крылова. Требует домашней подготовки учащихся. Может быть проведен в форме "Минуты славы"Содержит технологическую карту урока и презентацию. ...

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...

Конспект урока по творчеству И.А.Крылова "Люблю, где повод есть, пороки пощипать..."

Урок разработан в соответствии с возрастными особенностями....

Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится ...