«Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse_tolstoy.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ:  «Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»

  1. Организационный этап.   Поэт XX века Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:

                          …что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

2. Актуализация опорных знаний.

А) С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века? Перед вами карточки с описанием литературных героинь. Определите героиню по портретному описанию. Назовите произведение и автора.

Б) Каков идеал женщины у Тургенева, Некрасова?

В) А какой, на ваш взгляд, женский образ ближе Толстому?

  1. Слово учителя.     Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

хранительницу очага, основу семьи;

нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность;

связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

естественность;

движение души.

    4.  С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

      Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Любимые

Нелюбимые

Сложно определить

Наташа Ростова
Марья Болконская

А. П. Шерер
Элен Курагина
Жюли Карагина

Соня
Вера
А. М. Друбецкая
Лиза Болконская

     5. Словарная работа. Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

     6. Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.

      Например, Наташа Ростова. «Сущность ее жизни — любовь».

  1. Знакомство с Наташей во время именин (т. 1, ч. 1, гл. 8—10, 16).

.

Что почувствовал в Наташе князь Андрей?

  1. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. 15—17).

Чем привлекла Наташа князя Андрея?

Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?

  1. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. 7).

Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

  1. .Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. 16)?

Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. 31—32)?

Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?

  1. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. 10—12). Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

7. Словесное рисование: создание портрета « Наташа глазами Андрея и Пьера».

8. Каковы же особенности характера Наташи Ростовой?

- Полнота жизни, поэтичность натуры, чуткость, внимательность;

- Народные, национальные черты характера;

- Ошибки, цена испытаний;

- Наташа – воплощение любви.

9. Составьте таблицу сравнительных характеристик женских образов романа.

10.-   Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную?

- Почему Толстой отдал Наташу Пьеру?

- Почему Наташа – это идеал женщины, по толстому?

      Вывод. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

      Урок по этой теме может завершиться одной из письменных работ:

  1. Наблюдения за динамикой портрета Наташи.
  2. Поиски наиболее характерных деталей в портретах героинь.
  3. Сопоставление героинь (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
  4. Внешние и внутренние черты:

красота;

состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

женские образы в романе Тихий Дон

урок будет интересен при изучении в 11 классе романа Тихий Дон...

Презентация "Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Презентация " Галерея женских образов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" служит наглядным материалом, дающим возможность увидеть портреты главных героинь. Данная презентация увеличивает скорость под...

Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР

Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР...

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"...

Женские образы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого

сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь....

Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс

Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...