«Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse_tolstoy.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ: «Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»
- Организационный этап. Поэт XX века Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:
…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
2. Актуализация опорных знаний.
А) С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века? Перед вами карточки с описанием литературных героинь. Определите героиню по портретному описанию. Назовите произведение и автора.
Б) Каков идеал женщины у Тургенева, Некрасова?
В) А какой, на ваш взгляд, женский образ ближе Толстому?
- Слово учителя. Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
хранительницу очага, основу семьи;
нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность;
связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);
естественность;
движение души.
4. С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.
Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
Любимые | Нелюбимые | Сложно определить |
Наташа Ростова | А. П. Шерер | Соня |
5. Словарная работа. Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
6. Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Например, Наташа Ростова. «Сущность ее жизни — любовь».
- Знакомство с Наташей во время именин (т. 1, ч. 1, гл. 8—10, 16).
.
Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
- Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. 15—17).
Чем привлекла Наташа князя Андрея?
Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
- Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. 7).
Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
- .Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. 16)?
Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. 31—32)?
Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?
- Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. 10—12). Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
7. Словесное рисование: создание портрета « Наташа глазами Андрея и Пьера».
8. Каковы же особенности характера Наташи Ростовой?
- Полнота жизни, поэтичность натуры, чуткость, внимательность;
- Народные, национальные черты характера;
- Ошибки, цена испытаний;
- Наташа – воплощение любви.
9. Составьте таблицу сравнительных характеристик женских образов романа.
10.- Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную?
- Почему Толстой отдал Наташу Пьеру?
- Почему Наташа – это идеал женщины, по толстому?
Вывод. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Урок по этой теме может завершиться одной из письменных работ:
- Наблюдения за динамикой портрета Наташи.
- Поиски наиболее характерных деталей в портретах героинь.
- Сопоставление героинь (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
- Внешние и внутренние черты:
красота;
состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
женские образы в романе Тихий Дон
урок будет интересен при изучении в 11 классе романа Тихий Дон...
Презентация "Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Презентация " Галерея женских образов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" служит наглядным материалом, дающим возможность увидеть портреты главных героинь. Данная презентация увеличивает скорость под...
Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР
Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР...
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"...
Технология проектов с элементами исследовательской деятельности. Урок по теме "Женские образы в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе....
Женские образы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь....
Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...