Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarlitra10.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Элективного курса по литературе для 10 класса
«Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»
Автор программы: А.В. Леденев, Т.В. Леденева. Программы элективных курсов. Литература. Профильное обучение. 10-11 классы. М., Дрофа, 2007
Автор-составитель: Лемудкина Н.В.
г. Кстово 2018 г.
Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы
Цель курса – развитие умений и навыков сравнительного литературоведческого анализа произведений русских и англоязычных авторов на основе знаний по теории литературы, а также о русском и английском языке как системе, полученных в основной школе и расширяемых в данной программе.
Курс является интегрированным, так как старшеклассникам предлагается чтение отрывков художественных произведений иностранной литературы в оригинале. Он совмещает такие области знаний, как английский язык, литературу
Ставятся следующие задачи:
- познакомить учащихся с лучшими произведениями англоязычной литературы в сопоставлении с русской;
- пополнить знания по теории литературы;
- развивать навыки дословного и творческого перевода;
- совершенствовать умение работать со справочной литературой и словарями;
Отбор художественного материала строится на углублённом изучении небольшого числа произведений разных авторов и различных жанров.
В учебно-тематическом плане предусматриваются разнообразные формы работы (сравнительный анализ стихотворений, создание творческих и подстрочных переводов), и промежуточного контроля по темам (написание эссе, выразительное чтение наизусть на русском и английском языках и пр.). В качестве итоговой зачетной работы может стать индивидуальный или групповой научно-исследовательский проект.
Программа курса составлена на основе УМК А. В. Леденева и Т. В. Леденевой «Сравнительное изучение англоязычной и русской литературы».
Планируемые результаты освоения образовательной программы.
- овладеть практическими навыками сравнительного анализа русских и зарубежных литературных текстов;
- развить свои способности к пониманию художественному тексту;
- получить навыки сопоставительного литературоведческого анализа;
- познакомиться с лучшими авторами и произведениями англоязычной литературы XX века;
- уметь судить о «своем» и «чужом» в культуре;
- выработать навыки продуктивного общения, умение слушать и слышать, понимать другого и спорить с ним,
- приходить к общему решению;
- знать/понимать значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса обучения
- соответствующими ситуациями общения, отражающие особенности культуры страны изучаемого языка;
Содержание элективного курса.
- Введение. (2 часа)
Что такое сравнительное литературоведение и в чем смысл его изучения в школе. Формы взаимодействия русской и англоязычной литературы: контакты, взаимовлияния, типологические параллели. Понятие об искусстве художественного перевода.
- Лирика Р. Бернса и ее трансформация в русском переводе. Перевод как особый вид речевой деятельности. Виды переводческих трансформаций: перестановки, замены, добавления, опущения. Переводы стихотворений Р. Бернса «Любовь, как роза, роза красная, цветёт в моём саду..», «В горах мое сердце» в переводах С. Маршака и Ю. Князева.
- Рациональное и магическое в поэзии. Звуки и смысл. Э.А. По и русские поэты.
Влияние стихотворения Э. По «Ворон» на русскую поэзию серебряного века (К. Бальмонт Фантазия, З. Гиппиус. Никогда, Родина) Ворон как образец магической поэзии: анализ новаторских приемов Э. По (композиция, ритм, лексические и синтаксические повторы). Сопоставительный анализ Ворона и Фантазии: жанр, ритмика, фонетический рисунок, взаимоотношения реального и потустороннего мира, своеобразие лирического героя, заглавных поэтических образов.
- Жанр новеллы в литературе. О.Генри., И.А. Бунин., И.А. Куприн.
Особенности жанра новеллы в американской и русской литературе. Новеллы О. Генри «Последний лист» и И.А. Бунина «Лапти». Образ героя-спасителя, сюжетное сходство. Тема надежды. Новелла О. Генри «Дары и волхвов» и И.А. Куприна «Куст сирени»: тема любви в произведениях.
- Женские образы в литературе 19 века. На примере произведений Ш. Бронте, И. С. Тургенева. И.С. Тургенев – непревзойдённый мастер по созданию женских образов. Ася («Ася»), Лиза Калитина («Дворянское гнездо»). Внимание Бронте-реалистки на исследовании личности героини в ее развитии и становлении.
6. Два лика героики. Р. Киплинг и Н. Гумилев. Героическая концепция личности в английской и русской лирике. Сравнительный анализ сказочной повести Р. Киплинга «Маугли» и поэмы Н. Гумилева «Мик»: признаки сходства тематического материала, экзотичность природного фона, сюжетных поворотов; признаки различия этических систем и их приоритетов. Киплинговкая ролевая маска и гумилевский лирический идеал: сопоставительный анализ стихотворений Р. Киплинга: Серые глаза - рассвет… « Если..», и Н. Гумилева «В пути», В пути, Я и Вы.
- Тема детства в «рождественских рассказах» Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского. Интерес к детской психологии, к семейному и общественному быту детей и к вопросам воспитания. «Рождественская песнь в прозе» Диккенса и « Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Причина страдания детей – в их стремлении защитить отцов и матерей.
- Детективный жанр в мировой литературе. Образ героя-сыщика А. Конан-Дойл, Б. Акунин.
Новеллы об английском сыщике Шерлоке Холмсе - классический образец детективного жанра. Образ Шерлока Холмса в произведении Б. Акунина «Узница башни».
- Загадки природы и тайны человеческого существования в поэзии. З. Фрост и русские поэты XX века. Пейзажная лирика в русской и американской поэтических традициях. Сравнительный анализ стихотворений Б. Пастернака «Единственные дни» , И. Бунина «Последний шмель», С. Есенина «Береза», и Р. Фроста «оттепель на холме», «березы», «Желтоголовая славка». Сопоставление фактов и явлений природы, являющихся предметом изображения, форм наделения природы человеческими способностями, форм объективного видения и субъективного преображения природы, философских мотивов и эмоционально-психологических состояний, цвето-звуковой палитры.
- Миф и предание в поэзии. О. Мандельштам и У.Б. Йейтс. Сравнительный анализ стихотворений О. Мандельштама «Я не слыхал рассказов Оссиана», «Бессоница. Гомер…», «Айя-София», «Век» и У.Б. Йейтса «Волхвы», «Водомерка», «Леда и лебедь», «Второе пришествие». Мифологические и легендарные сюжеты и образы как способ лирической реализации идеи взаимосвязи различных исторических эпох. Лирические интерпретации тем любви, страдания.
- Эстетизм О. Уальда в восприятии русских символистов. Особенности влияния творчества Оскара Уайльда на русских символистов : взгляды на собственное творчество, в принципы критики, художественного осмысления действительности. Роман «Портрет Дориана Грея» в осмыслении русских поэтов.
- Поэзия как вызов своему времени. В. Маяковский и Т.С.Элиот. Сранительный анализ стихотворения В. Маяковского « Нате!», стихотворения А. Вознесенского «Монолог битника» и поэмы Т.С. Элиота «Полые люди». Художественные образы времени и толпы у русских и английских поэтов, национальная специфика лирического героя и его конфликта с толпой. Стилевые приемы выражения поэтического протеста.
- Гармония и хаос в мире природы. Т. Хьюз и Н. Заболоцкий. Сравнительный анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…» Журавли, Лесное озеро, Прогулка и Т. Хьюза «Ветер», Ястреб на дереве, Мысль-лиса. Сходства и различия в тематике, особенностях поэтического мышления, мотивно-образной структуре, средствах художественной выразительности.
- Роль искусства в жизни человека. Р. Бредбери, Н.В. Гоголь. Проблема восприятия произведения искусства. Истинное и ложное искусство. Н.В. Гоголь «Портрет», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
- Силуэты женской души в зеркале американской лирики Э. Дикинсон и М. Цветаевой. Сравнительный анализ стихотворений Э Дикинсон «Я все потеряла дважды», «Мне говорят», и М. Цветаевой «Два солнца стынут», «Идешь на меня похожий». Сходства на уровне мотивов и средств художественной выразительности при радикальном различии культурно-литературных традиций.
- Этнографическое и общечеловеческое в литературе. Малая родина у У.Фолкнера и М. Шолохова. Сравнительный анализ рассказов У. Фолкнера «Уош» и М. Шолохова «Родная кровь». Сходства и различия в тематике, образах главных героев, средствах создания местного колорита.
- Вызов судьбе. В. Астафьев «Царь-рыба» и повесть Э. Хемингуэя «Старик в море».
Сходства и различия в жанровых особенностях, проблематике, образах главных и второстепенных героев, композиции, уровне символического обобщения.
- Я и Мы. Влияние прозы Е. Замятина на развитие антиутопического жанра в западноевропейской литературе. Сравнительный анализ фрагментов антиутопий Е. Замятина «Мы», и Д. Оруэлла «1984». Жанровые разновидности утопии и антиутопии. Сопоставление типов утопического общества, тематики, конфликта, системы персонажей, сюжета, системы мотивов.
- Литературная викторина. Вид промежуточного контроля.
- Защита творческих проектов.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план № п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Введение. История развития западноевропейской литературы | 2 | |
2 | Лирика Р. Бернса и ее трансформация в русском переводе. | 3 | |
3 | Рациональное и магическое в поэзии. Звуки и смысл. Э.А. По и русские поэты. | 3 | |
4 | Жанр новеллы в литературе. О.Генри. И.А. Бунин. | 3 | |
5 | Женские образы в литературе 19 века. На примере произведений Ш. Бронте, И. С. Тургенева, Ф.М. Достоевского | 6 | |
6 | Два лика героики. Р. Киплинг и Н. Гумилев. | 3 | |
7 | Тема детства в «рождественских рассказах» Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского | 2 | |
8 | Детективный жанр в мировой литературе. Образ героя-сыщика А. Конан-Дойл, Б. Акунин. | 4 | |
9 | Загадки природы и тайны человеческого существования в поэзии. З. Фрост и русские поэты XX века. | 4 | |
10 | Миф и предание в поэзии. О. Мандельштам и У.Б. Йейтс. | 4 | |
11 | Эстетизм О. Уальда в восприятии русских символистов | 4 | |
12 | Поэзия как вызов своему времени. В. Маяковский и Т.С.Элиот. | 4 | |
13 | Гармония и хаос в мире природы. Т. Хьюз и Н. Заболоцкий | 4 | |
14 | Роль искусства в жизни человека. Р. Бредбери, Н.В. Гоголь. | 4 | |
15 | Силуэты женской души в зеркале американской лирики Э. Дикинсон и М. Цветаевой. | 4 | |
16 | Этнографическое и общечеловеческое в литературе. Малая родина у У.Фолкнера и М. Шолохова. | 3 | |
17 | Вызов судьбе. В. Астафьев «Царь-рыба» и повесть Э. Хемингуэя «Старик в море». | 3 | |
18 | Я и Мы, Влияние прозы Е. Замятина на развитие антиутопического жанра в западноевропейской литературе | 4 | |
19 | Литературная викторина | 2 | |
20 | Защита проектов | 2 | |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»
Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс «Углубленное изучение избранных вопросов математики»
Подготова к ОГЭ по математики...