Конспект урока по литературе в 8 классе "Война оставила следы" (по рассказу В.П. Астафьева "Звёзды и ёлочки")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Тихомирова Елена Вячеславовна

Конспект урока по литературе в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы,

Елена Вячеславовна Тихомирова,

БОУ ВО «Специальное учебно-воспитательное учреждение»

п. Шексна

Конспект урока по литературе

в 8 классе на тему

«Война оставила следы…»

(по рассказу В.П.Астафьева «Звёзды и ёлочки»)

Цель урока: произвести идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева «Звёзды и ёлочки».

1. Предметные:

- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Звёзды и ёлочки».

-   вызвать интерес к личности В.П. Астафьева и его произведениям.

2. Метапредметные

Познавательные:

 -   развивать умение работать с текстом;

- формировать грамотного читателя, способного понять авторскую позицию;

Регулятивные:

- формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний;

- уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Личностные:

-проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;

-проявлять интерес к истории своей Родины;

-воспитывать гордость за военное прошлое своих родственников и земляков.

Коммуникативные:

 - развивать коммуникативные навыки,  учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Дать задание заранее прочитать рассказ В.П. Астафьева.
  2. Подготовить сообщение и презентацию на тему «Биография В.П. Астафьева. Вологда в судьбе писателя».
  3. Подготовить сообщение и презентацию на тему «Война на территории Вологодской области».

Оборудование: художественные тексты, презентации.

ХОД УРОКА

Эмоциональный настрой и целеполагание

Учитель: В 2020 году мы отмечаем 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Война 1941-1945 Г.Г. оставила большую рану в сердцах многих людей. До сих пор мы помним события тех лет. Мы испытываем разные чувства, когда слышим слово «война»: страх, боль. Вы знаете, что многие писатели не прошли мимо этой темы. К сегодняшнему уроку я просила прочитать вас рассказ «Звёзды и ёлочки». Кто написал этот рассказ? Почему мы изучаем творчество В.П.Астафьева как вологодского писателя? О чём и о ком этот рассказ? Где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях ВОВ на территории Вологодской области? Попробуйте сформулировать тему урока и поставить цели.

(Тема урока «Война оставила следы…».

Цели:

  1. Познакомиться с биографией В.П.Астафьева как писателя Вологодской области.
  2. Узнать, какую роль сыграла война в судьбах вологжан.
  3. Обсудить содержание и смысл рассказа «Звёзды и ёлочки»

Биография В.П.Астафьева. Вологда в судьбе писателя.

Учитель: Ваня готовил сообщение о том, какое место занимала Вологодская область в творчестве В.П.Астафьева. Ребята, обратите внимание на лист оценки ваших результатов. Во время выступления одноклассника заполните графы по биографии писателя ( Приложение 1 и 4). (Ученик знакомит одноклассников с биографией писателя, сообщение и презентация)

Учитель: Все ли справились с заданиями? У кого были затруднения?

Учитель: Достигли мы первую цель нашего урока?

Великая Отечественная война на территории Вологодской области

Учитель: Что вы знаете о событиях ВОВ на территории нашей области? (Ответы детей) Наша область не осталась в стороне от событий тех лет. Об этом расскажет Ксюша ( Приложение 2). (Ученик знакомит одноклассников с историческими событиями, показывает презентацию) Обратите внимание на лист оценки ваших результатов, пункт «ВОВ на территории Вологодской области».

Учитель: Какие сложности возникли у вас при заполнении листа оценки? Достигли ли мы вторую цель нашего урока?

Обсуждение рассказа В.П.Астафьева «Звёзды и ёлочки»

Учитель: Теперь мы знаем, что жители вологодских деревень оказывали огромную помощь фронту. К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать рассказ «Звёзды и ёлочки».

- Назовите героев этого рассказа. (Рассказчик, старушка, женщины)

- На какие две части можно разделить этот рассказ? (Встреча со старушкой и женщинами в поле)

- Когда происходят события рассказа? (После войны)

- Откройте тексты. Скажите, где происходит действие, в каком районе Вологодской области? (Никольский район)

- О каком вологодском поэте упоминает рассказчик? Что вы о нём знаете? (А.Яшин)

- Сейчас поработайте в парах. У всех есть распечатки текста рассказа. Опишите хозяйку избы, к которой зашёл рассказчик испить водицы. Подчеркните на распечатках ключевые слова и выражения. Заполните Лист заданий.

- В какие моменты лицо её светлело? (Когда рада гостям, угощала их)

- Обратите внимание на речь этой женщины. Почему её речь нам не совсем понятна? Какие слова она употребляет? (Эвон, устаревшие)

- Почему её лицо «потемнело, улетучились смешинки из глаз, а губы вытянулись в строгую ниточку»?

- Что символизируют звёзды на углах деревенской избы? Обратите внимание на слайд.

- Почему она «подавила в себе вздох», почему ей так трудно об этом говорить? Прочитайте её ответ.

- Какой смысл вложен в слова «изба пуста»? О чём начинает размышлять рассказчик? (Война вторглась в каждый дом, забрала родных и любимых людей, война оставила пустой не только избу, но и душу, сердце человека)

- Но несмотря на это рассказчик не устаёт поражаться людям, особенно живщим на Вологодчине. О каких чертах характера вологжан говорит Астафьев? Докажите текстом. (Добродушие, гостеприимство)

- Кого встречает рассказчик во второй части?

- Почему женщины занимаются мужской работой? Как называет рассказчик этих женщин? (Вечные труженицы)

- Как ведут себя женщины, когда один из мужчин сломал косу?

- Какую «причуду» мы увидели «на одном из домов, высоко, под застрехой»?

- О каком обряде ещё мы узнали?

- О каких двух символах войны вы узнали из этого рассказа?

- Какую роль сыграла война в судьбах вологодских деревень? Найдите в  тексте размышления автора о последствиях этой войны. Заполните Лист заданий. (Недостроенные, пустые избы, русские мужики спят непробудным сном в наших и чужих землях)

Учитель: Кто из вас знает о своих родственниках, которые воевали на этой войне или ждали возвращения близких. Что вы знаете? (Рассказы ребят)

Цитаты о войне

Учитель: Сейчас мы поработаем в группах, разделитесь в группы по 4 человека. Вам выданы цитаты о войне известных людей. Нам нужно осмыслить их слова и выбрать те, которые близки по духу содержанию рассказа «Звёзды и ёлочки» ( Приложение 3) (Обсуждение цитат)

Письма фронтовика

Учитель: Обратите внимание на слайд,  приведены строки из письма солдата, нашего земляка, Сергея Муничева. Прочитайте строки из его писем. Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы ребят)

Учитель: Да, все ушедшие на фронт солдаты защищали свои дома, свои семьи. А люди, оставшиеся дома, оказывали посильную помощь фронту. Мы не должны забывать события тех лет. Мы должны помнить эту войну. Да, не остаются на домах памятные знаки, но эта память должна оставаться в сердце каждого из нас.

Рефлексия, домашнее задание

Учитель: Достигли ли мы на уроке целей, которые поставили в начале урока?

Оцените свою деятельность на Листе заданий и оценки.

Что было интересным на уроке?

О чём вы задумались сегодня, чему научились?

Домашнее задание предлагаю вам на выбор.

  1. Подготовить сообщение о родственниках, которые принимали участие в ВОВ.
  2. Написать эссе на тему «Война оставила следы...»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Биография В.П.Астафьева. Вологда в судьбе писателя.

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края в крестьянской семье. Рано осиротел (мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 г.), воспитывался бабушкой и дедушкой. Позднее беспризорничал, в пятнадцать лет попал в детский дом в г. Игарке. Окончил в 1942 г. железнодорожную школу ФЗО, работал составителем поездов. В том же году ушел добровольцем на фронт, служил шофером, артиллерийским разведчиком, связистом, был тяжело ранен. Демобилизовался в 1945 г. и поселился с женой (будущей писательницей М. С. Корякиной-Астафьевой) на Урале, в г. Чусовом, где прожил восемнадцать лет. Сменил несколько профессий: грузчик, слесарь, литейщик, плотник, воспитатель в общежитии, мойщик туш на мясокомбинате, сторож и т. д.

С 1969 г. Астафьев жил и работал в Вологде. Здесь написаны его лучшие произведения: «современная пастораль» «Пастух и пастушка» (1971); «Ода русскому огороду» (1972); многие главы из книги «Последний поклон» (1958 – 1992); «Царь-рыба» (1972 – 1975, опубликована в 1976) и др. В 1980 г. писатель возвращается на родину, в Сибирь.

С Вологдой Астафьева связывали долгие и неоднозначные отношения. Приехал писатель-сибиряк с семьей в наш город по приглашению Вологодской писательской организации, которая в то время была очень сильной. Василий Белов, Николай Рубцов, Ольга Фокина – имена в те годы звучные и яркие.

«Вологодские писатели и поэты — люди в большинстве своем по-хорошему простые, но не простоватые», - говорил Астафьев.

Виктор Астафьев только обживается в Вологде, много ездит по области, открывая ее для себя. Побывал в Кириллове, в Шексне, проехал по Сухоне и Двине до Великого Устюга и дважды побывал в Никольске, посетил могилу Александра Яшина, встретился с интересными людьми.

У Виктора Астафьева был свой дом в одной из деревень Харовского района - Сибле.

24 сентября 2010 года в Вологде увековечили память выдающегося русского писателя Виктора Астафьева. На доме № 26 по улице Ленинградской, где на протяжении 9 лет жил литератор, была установлена мемориальная доска. Почтить память пришли почитатели таланта Виктора Астафьева, представители Администрации города, члены Вологодского отделения «Союза писателей России».

Приложение №2

Великая Отечественная война на территории Вологодской области.

Ранним утром 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вторглись на территорию СССР. Почти 4 года длилась кровопролитная война с немецко-фашистскими захватчиками. Достойный вклад в победу над врагом внесли и наши земляки – вологжане. Из Вологодской области на фронт в годы Великой Отечественной войны ушли 340 тысяч вологжан. Наши земляки сражались на всех фронтах.

         Первыми в годы войны получили звание Героя Советского Союза три летчика 158-го авиаполка 39-й истребительной дивизии. Среди них был череповчанин М.П. Жуков. 30 июня 1941 года он вогнал вражеский самолет в пике и тот рухнул в озеро. В годы войны он совершил 263 боевых вылета. Погиб наш земляк 12 января1943 года на Ленинградском фронте. 24 августа 1941 года в боях под Новгородом роте 125 степного танкового полка преградил путь огонь вражеского пулемета. И тогда политрук роты, бывший токарь Вологодского паровозоремонтного завода Александр Панкратов закрыл амбразуру своим телом. В истории Великой Отечественной войны это был первый пример такого самопожертвования.

Вологодская область, судя по плану «Барбаросса», должна была подвергнуться оккупации в ходе кратковременной военной компании.

29 июля 1941 года немецкие самолеты осуществили первую бомбардировку Северной железной дороги. Налеты авиации противника резко участились в октябре 1941 года. 

За годы войны в Вологодской области было обезврежено 32 группы агентов-парашютистов в количестве 144 человек. Активно помогали бороться с диверсантами истребительные батальоны из местного населения. В1942 году они были созданы во всех районах нашей области. Их личный состав насчитывал около 4000 человек.

С осени 1941 года на территории Вологодской области разместился распределительно – эвакуационный пункт – 95. В него входили военно – санитарные поезда, эвакогоспитали и эвакоприемники, общее число которых за годы войны превысило 100 единиц.

Вместе с рабочим классом свою лепту в дело победы вносило колхозное крестьянство. В деревне, как правило, рабочий день начинался с 4-5 часов утра, а заканчивался с наступлением темноты. Особенно трудной выдалась полевая страда 1941 года. Молодежь, женщины и старики, как и во всей стране, став основной рабочей силой в сельском хозяйстве, показывали высокие результаты.

Война убедительно подтвердила прочное единство фронта и тыла, тесную связь народа и армии. В ходе войны по инициативе трудящихся возникло множество патриотических движений в помощь фронту. Рабочие, колхозники и интеллигенция бескорыстно помогали фронту, чем могли. Они вносили личные сбережения, отдавали теплые вещи, обувь, продукты питания. Работали сверхурочно, устраивали субботники и воскресники. Колхозники засевали в фонд обороны сверхплановые гектары, выращивали скот в личных хозяйствах, сдавали шерсть, кожи, молоко, яйца, мясо.

Приложение №3

Цитаты о войне.

1.Человеческие жизни, ясные звезды - все равно. Каждую ничем нельзя заменить, каждой нет цены. Если только любить себя, то это так легко почувствовать и понять! Кругом холодно, темно, людям нужно бы жаться друг к другу. А они все, сами застыв от холода, высматривают из-под насыпей, как бы всадить друг в друга пулю…

В.Вересаев "В мышеловке"

2. Русский человек умеет умирать и будет умирать, но, господа! Дайте же за что умереть!..

В.Вересаев "В мышеловке"

3. Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания как почему-то принято думать.

Л.Толстой "Севастополь в мае"

4. Одно знал Васков в этом бою: не отступать! Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Ефграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг и Россия.

Б. Васильев "А зори здесь тихие…"

5. Всякий, кто хоть раз заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну.

Отто фон Бисмарк

6.Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления.

Вольтер

7.Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».

Эрих Мария Ремарк «Возвращение»

8.Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.

Владимир Маяковский

9.Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству, она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее ее.

Мартин Лютер

10.Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других – слезы.

Уильям Теккерей

Приложение №4

Лист заданий и оценки достижений

Графа для заполнения

Баллы за выполнение

Биография В.П.Астафьева

Годы жизни писателя в Вологде

Произведения, написанные в Вологде

Сотрудничество с вологодскими писателями

ВОВ на территории Вологодской области

Общее количество вологжан, ушедших на фронт

Вологжане, получившие звание Героя Советского Союза

Роль Вологодской области во время войны

Обсуждение рассказа

Образ старушки

Роль войны в судьбах вологодских деревень

Цитаты о войне

Нахождение цитат, связанных с темой урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Война оставила следы…»

Слайд 8

Домашнее задание (на выбор): 1. Подготовить сообщение о родственниках, которые принимали участие в ВОВ. 2. Написать эссе на тему «Война оставила следы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему "Рассказ А.П. Чехова "Хамелеон"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с биографией писателя; раскрыть понятие «хамелеонство»; продолжить обучать анализу художественного текс...

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс

Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....