Конспект урока по литературе в 8 классе "Война оставила следы" (по рассказу В.П. Астафьева "Звёзды и ёлочки")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока по литературе в 8 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы,
Елена Вячеславовна Тихомирова,
БОУ ВО «Специальное учебно-воспитательное учреждение»
п. Шексна
Конспект урока по литературе
в 8 классе на тему
«Война оставила следы…»
(по рассказу В.П.Астафьева «Звёзды и ёлочки»)
Цель урока: произвести идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева «Звёзды и ёлочки».
1. Предметные:
- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Звёзды и ёлочки».
- вызвать интерес к личности В.П. Астафьева и его произведениям.
2. Метапредметные
Познавательные:
- развивать умение работать с текстом;
- формировать грамотного читателя, способного понять авторскую позицию;
Регулятивные:
- формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний;
- уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.
Личностные:
-проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
-проявлять интерес к истории своей Родины;
-воспитывать гордость за военное прошлое своих родственников и земляков.
Коммуникативные:
- развивать коммуникативные навыки, учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;
Предварительная подготовка к уроку:
- Дать задание заранее прочитать рассказ В.П. Астафьева.
- Подготовить сообщение и презентацию на тему «Биография В.П. Астафьева. Вологда в судьбе писателя».
- Подготовить сообщение и презентацию на тему «Война на территории Вологодской области».
Оборудование: художественные тексты, презентации.
ХОД УРОКА
Эмоциональный настрой и целеполагание
Учитель: В 2020 году мы отмечаем 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Война 1941-1945 Г.Г. оставила большую рану в сердцах многих людей. До сих пор мы помним события тех лет. Мы испытываем разные чувства, когда слышим слово «война»: страх, боль. Вы знаете, что многие писатели не прошли мимо этой темы. К сегодняшнему уроку я просила прочитать вас рассказ «Звёзды и ёлочки». Кто написал этот рассказ? Почему мы изучаем творчество В.П.Астафьева как вологодского писателя? О чём и о ком этот рассказ? Где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях ВОВ на территории Вологодской области? Попробуйте сформулировать тему урока и поставить цели.
(Тема урока «Война оставила следы…».
Цели:
- Познакомиться с биографией В.П.Астафьева как писателя Вологодской области.
- Узнать, какую роль сыграла война в судьбах вологжан.
- Обсудить содержание и смысл рассказа «Звёзды и ёлочки»
Биография В.П.Астафьева. Вологда в судьбе писателя.
Учитель: Ваня готовил сообщение о том, какое место занимала Вологодская область в творчестве В.П.Астафьева. Ребята, обратите внимание на лист оценки ваших результатов. Во время выступления одноклассника заполните графы по биографии писателя ( Приложение 1 и 4). (Ученик знакомит одноклассников с биографией писателя, сообщение и презентация)
Учитель: Все ли справились с заданиями? У кого были затруднения?
Учитель: Достигли мы первую цель нашего урока?
Великая Отечественная война на территории Вологодской области
Учитель: Что вы знаете о событиях ВОВ на территории нашей области? (Ответы детей) Наша область не осталась в стороне от событий тех лет. Об этом расскажет Ксюша ( Приложение 2). (Ученик знакомит одноклассников с историческими событиями, показывает презентацию) Обратите внимание на лист оценки ваших результатов, пункт «ВОВ на территории Вологодской области».
Учитель: Какие сложности возникли у вас при заполнении листа оценки? Достигли ли мы вторую цель нашего урока?
Обсуждение рассказа В.П.Астафьева «Звёзды и ёлочки»
Учитель: Теперь мы знаем, что жители вологодских деревень оказывали огромную помощь фронту. К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать рассказ «Звёзды и ёлочки».
- Назовите героев этого рассказа. (Рассказчик, старушка, женщины)
- На какие две части можно разделить этот рассказ? (Встреча со старушкой и женщинами в поле)
- Когда происходят события рассказа? (После войны)
- Откройте тексты. Скажите, где происходит действие, в каком районе Вологодской области? (Никольский район)
- О каком вологодском поэте упоминает рассказчик? Что вы о нём знаете? (А.Яшин)
- Сейчас поработайте в парах. У всех есть распечатки текста рассказа. Опишите хозяйку избы, к которой зашёл рассказчик испить водицы. Подчеркните на распечатках ключевые слова и выражения. Заполните Лист заданий.
- В какие моменты лицо её светлело? (Когда рада гостям, угощала их)
- Обратите внимание на речь этой женщины. Почему её речь нам не совсем понятна? Какие слова она употребляет? (Эвон, устаревшие)
- Почему её лицо «потемнело, улетучились смешинки из глаз, а губы вытянулись в строгую ниточку»?
- Что символизируют звёзды на углах деревенской избы? Обратите внимание на слайд.
- Почему она «подавила в себе вздох», почему ей так трудно об этом говорить? Прочитайте её ответ.
- Какой смысл вложен в слова «изба пуста»? О чём начинает размышлять рассказчик? (Война вторглась в каждый дом, забрала родных и любимых людей, война оставила пустой не только избу, но и душу, сердце человека)
- Но несмотря на это рассказчик не устаёт поражаться людям, особенно живщим на Вологодчине. О каких чертах характера вологжан говорит Астафьев? Докажите текстом. (Добродушие, гостеприимство)
- Кого встречает рассказчик во второй части?
- Почему женщины занимаются мужской работой? Как называет рассказчик этих женщин? (Вечные труженицы)
- Как ведут себя женщины, когда один из мужчин сломал косу?
- Какую «причуду» мы увидели «на одном из домов, высоко, под застрехой»?
- О каком обряде ещё мы узнали?
- О каких двух символах войны вы узнали из этого рассказа?
- Какую роль сыграла война в судьбах вологодских деревень? Найдите в тексте размышления автора о последствиях этой войны. Заполните Лист заданий. (Недостроенные, пустые избы, русские мужики спят непробудным сном в наших и чужих землях)
Учитель: Кто из вас знает о своих родственниках, которые воевали на этой войне или ждали возвращения близких. Что вы знаете? (Рассказы ребят)
Цитаты о войне
Учитель: Сейчас мы поработаем в группах, разделитесь в группы по 4 человека. Вам выданы цитаты о войне известных людей. Нам нужно осмыслить их слова и выбрать те, которые близки по духу содержанию рассказа «Звёзды и ёлочки» ( Приложение 3) (Обсуждение цитат)
Письма фронтовика
Учитель: Обратите внимание на слайд, приведены строки из письма солдата, нашего земляка, Сергея Муничева. Прочитайте строки из его писем. Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы ребят)
Учитель: Да, все ушедшие на фронт солдаты защищали свои дома, свои семьи. А люди, оставшиеся дома, оказывали посильную помощь фронту. Мы не должны забывать события тех лет. Мы должны помнить эту войну. Да, не остаются на домах памятные знаки, но эта память должна оставаться в сердце каждого из нас.
Рефлексия, домашнее задание
Учитель: Достигли ли мы на уроке целей, которые поставили в начале урока?
Оцените свою деятельность на Листе заданий и оценки.
Что было интересным на уроке?
О чём вы задумались сегодня, чему научились?
Домашнее задание предлагаю вам на выбор.
- Подготовить сообщение о родственниках, которые принимали участие в ВОВ.
- Написать эссе на тему «Война оставила следы...»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Биография В.П.Астафьева. Вологда в судьбе писателя.
Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края в крестьянской семье. Рано осиротел (мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 г.), воспитывался бабушкой и дедушкой. Позднее беспризорничал, в пятнадцать лет попал в детский дом в г. Игарке. Окончил в 1942 г. железнодорожную школу ФЗО, работал составителем поездов. В том же году ушел добровольцем на фронт, служил шофером, артиллерийским разведчиком, связистом, был тяжело ранен. Демобилизовался в 1945 г. и поселился с женой (будущей писательницей М. С. Корякиной-Астафьевой) на Урале, в г. Чусовом, где прожил восемнадцать лет. Сменил несколько профессий: грузчик, слесарь, литейщик, плотник, воспитатель в общежитии, мойщик туш на мясокомбинате, сторож и т. д.
С 1969 г. Астафьев жил и работал в Вологде. Здесь написаны его лучшие произведения: «современная пастораль» «Пастух и пастушка» (1971); «Ода русскому огороду» (1972); многие главы из книги «Последний поклон» (1958 – 1992); «Царь-рыба» (1972 – 1975, опубликована в 1976) и др. В 1980 г. писатель возвращается на родину, в Сибирь.
С Вологдой Астафьева связывали долгие и неоднозначные отношения. Приехал писатель-сибиряк с семьей в наш город по приглашению Вологодской писательской организации, которая в то время была очень сильной. Василий Белов, Николай Рубцов, Ольга Фокина – имена в те годы звучные и яркие.
«Вологодские писатели и поэты — люди в большинстве своем по-хорошему простые, но не простоватые», - говорил Астафьев.
Виктор Астафьев только обживается в Вологде, много ездит по области, открывая ее для себя. Побывал в Кириллове, в Шексне, проехал по Сухоне и Двине до Великого Устюга и дважды побывал в Никольске, посетил могилу Александра Яшина, встретился с интересными людьми.
У Виктора Астафьева был свой дом в одной из деревень Харовского района - Сибле.
24 сентября 2010 года в Вологде увековечили память выдающегося русского писателя Виктора Астафьева. На доме № 26 по улице Ленинградской, где на протяжении 9 лет жил литератор, была установлена мемориальная доска. Почтить память пришли почитатели таланта Виктора Астафьева, представители Администрации города, члены Вологодского отделения «Союза писателей России».
Приложение №2
Великая Отечественная война на территории Вологодской области.
Ранним утром 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вторглись на территорию СССР. Почти 4 года длилась кровопролитная война с немецко-фашистскими захватчиками. Достойный вклад в победу над врагом внесли и наши земляки – вологжане. Из Вологодской области на фронт в годы Великой Отечественной войны ушли 340 тысяч вологжан. Наши земляки сражались на всех фронтах.
Первыми в годы войны получили звание Героя Советского Союза три летчика 158-го авиаполка 39-й истребительной дивизии. Среди них был череповчанин М.П. Жуков. 30 июня 1941 года он вогнал вражеский самолет в пике и тот рухнул в озеро. В годы войны он совершил 263 боевых вылета. Погиб наш земляк 12 января1943 года на Ленинградском фронте. 24 августа 1941 года в боях под Новгородом роте 125 степного танкового полка преградил путь огонь вражеского пулемета. И тогда политрук роты, бывший токарь Вологодского паровозоремонтного завода Александр Панкратов закрыл амбразуру своим телом. В истории Великой Отечественной войны это был первый пример такого самопожертвования.
Вологодская область, судя по плану «Барбаросса», должна была подвергнуться оккупации в ходе кратковременной военной компании.
29 июля 1941 года немецкие самолеты осуществили первую бомбардировку Северной железной дороги. Налеты авиации противника резко участились в октябре 1941 года.
За годы войны в Вологодской области было обезврежено 32 группы агентов-парашютистов в количестве 144 человек. Активно помогали бороться с диверсантами истребительные батальоны из местного населения. В1942 году они были созданы во всех районах нашей области. Их личный состав насчитывал около 4000 человек.
С осени 1941 года на территории Вологодской области разместился распределительно – эвакуационный пункт – 95. В него входили военно – санитарные поезда, эвакогоспитали и эвакоприемники, общее число которых за годы войны превысило 100 единиц.
Вместе с рабочим классом свою лепту в дело победы вносило колхозное крестьянство. В деревне, как правило, рабочий день начинался с 4-5 часов утра, а заканчивался с наступлением темноты. Особенно трудной выдалась полевая страда 1941 года. Молодежь, женщины и старики, как и во всей стране, став основной рабочей силой в сельском хозяйстве, показывали высокие результаты.
Война убедительно подтвердила прочное единство фронта и тыла, тесную связь народа и армии. В ходе войны по инициативе трудящихся возникло множество патриотических движений в помощь фронту. Рабочие, колхозники и интеллигенция бескорыстно помогали фронту, чем могли. Они вносили личные сбережения, отдавали теплые вещи, обувь, продукты питания. Работали сверхурочно, устраивали субботники и воскресники. Колхозники засевали в фонд обороны сверхплановые гектары, выращивали скот в личных хозяйствах, сдавали шерсть, кожи, молоко, яйца, мясо.
Приложение №3
Цитаты о войне.
1.Человеческие жизни, ясные звезды - все равно. Каждую ничем нельзя заменить, каждой нет цены. Если только любить себя, то это так легко почувствовать и понять! Кругом холодно, темно, людям нужно бы жаться друг к другу. А они все, сами застыв от холода, высматривают из-под насыпей, как бы всадить друг в друга пулю…
В.Вересаев "В мышеловке"
2. Русский человек умеет умирать и будет умирать, но, господа! Дайте же за что умереть!..
В.Вересаев "В мышеловке"
3. Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания как почему-то принято думать.
Л.Толстой "Севастополь в мае"
4. Одно знал Васков в этом бою: не отступать! Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Ефграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг и Россия.
Б. Васильев "А зори здесь тихие…"
5. Всякий, кто хоть раз заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну.
Отто фон Бисмарк
6.Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления.
Вольтер
7.Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».
Эрих Мария Ремарк «Возвращение»
8.Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.
Владимир Маяковский
9.Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству, она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее ее.
Мартин Лютер
10.Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других – слезы.
Уильям Теккерей
Приложение №4
Лист заданий и оценки достижений
Графа для заполнения | Баллы за выполнение | ||
Биография В.П.Астафьева | Годы жизни писателя в Вологде | ||
Произведения, написанные в Вологде | |||
Сотрудничество с вологодскими писателями | |||
ВОВ на территории Вологодской области | Общее количество вологжан, ушедших на фронт | ||
Вологжане, получившие звание Героя Советского Союза | |||
Роль Вологодской области во время войны | |||
Обсуждение рассказа | Образ старушки | ||
Роль войны в судьбах вологодских деревень | |||
Цитаты о войне | Нахождение цитат, связанных с темой урока |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание (на выбор): 1. Подготовить сообщение о родственниках, которые принимали участие в ВОВ. 2. Написать эссе на тему «Война оставила следы…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс
Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...
Конспект урока по литературе для 7 класса на тему "Рассказ А.П. Чехова "Хамелеон"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с биографией писателя; раскрыть понятие «хамелеонство»; продолжить обучать анализу художественного текс...
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....
Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс
Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....