Место и роль игровых элементов в процессе обучения
статья по литературе
Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_i_rol_igrovyh_elementov_v_protsesse_obucheniya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Место и роль игровых элементов в процессе обучения
Игровая технология строится как целостный элемент процесса обучения, имеющий свое содержание, цели, сюжет, включающая в себя саму игру или какие-либо элементы игры, нацеленные на формирование знаний, умений и навыков, повышение мотивации к учебному процессу.
С. Миллер полагал, что концептуальными основами игровых технологий являются психологические механизмы игровой деятельности, которые опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации; игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности; игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок; игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [2].
Педагогическая игра имеет следующую целевую направленность и выполняет следующие функции:
1.Дидактическую: помогает расширить кругозор, активизировать познавательную деятельность, сформировать необходимые навыки и умения, способствует усвоению материла, позволяет выявить результативность изученного.
2. Развивающую: заключается в развитии таких навыков как: внимание, память, речь, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Кроме этого, развиваются творческие способности, воображение, а также мотивационная составляющая обучения.
3.Воспитательную: способствует формированию определенных позиций, подходов, нравственных и этических установок, развивает навыки коммуникативности, помогает приобщиться к нормам и ценностям общества, адаптироваться в определенных условиях среды.
Перед учителем стоит задача организовать и координировать игровую деятельность на уроках литературы в системе обучения, а также реализовать игровые приемы по следующим главным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;
- учебная деятельность реализует правила игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Селевко Г.К. отмечает, что для активизации учебного процесса игровые формы работы используются в следующих случаях:
- В качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- Как элемент технологии;
- В качестве урока (занятия) или одного из этапов (актуализация знаний, объяснения нового материала, закрепления изученного, контроля знаний учащихся);
- Как технология внеклассной работы. [1]
Таким образом, можно сказать, что игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, которое включает в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.
Список литературы:
- Давыдов, В.В. Проблема периодизации психологического развития [Текст] / Давыдов В.В. — Пермь, 1974. – c. 185
- Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника [Текст]/Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. М., 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...
"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"
Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....
Система игровых заданий в процессе обучения учащихся с элементами спортивных игр на уроках физической культуры
Успешное выполнение учебных программ по физическому воспитанию на современном этапе не возможно без разнообразного и всестороннего применения игрового метода. Гибкий, вариативный характер игровог...
Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"
Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....
Статья "МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ"
Статья методической направленности, предназначенная для учителей литературы....
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.
Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативн...