Место и роль игровых элементов в процессе обучения
статья по литературе

Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_i_rol_igrovyh_elementov_v_protsesse_obucheniya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Место и роль игровых элементов в процессе обучения

 

Игровая технология строится как целостный элемент процесса обучения, имеющий свое содержание, цели, сюжет, включающая в себя саму игру или какие-либо элементы игры, нацеленные на формирование знаний, умений и навыков, повышение мотивации к учебному процессу.

С. Миллер полагал, что концептуальными основами игровых технологий являются психологические механизмы игровой деятельности, которые опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;  игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;  игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок; игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [2].

Педагогическая игра имеет следующую целевую направленность и выполняет следующие функции:

1.Дидактическую: помогает расширить кругозор, активизировать познавательную деятельность, сформировать необходимые навыки и умения, способствует усвоению материла, позволяет выявить результативность изученного.  

2. Развивающую: заключается в развитии таких навыков как: внимание, память, речь, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Кроме этого, развиваются творческие способности, воображение, а также мотивационная составляющая обучения.

3.Воспитательную: способствует формированию определенных позиций, подходов, нравственных и этических установок, развивает навыки коммуникативности, помогает приобщиться к нормам и ценностям общества, адаптироваться в определенных условиях среды.  

Перед учителем стоит задача организовать и координировать игровую деятельность на уроках литературы в системе обучения, а также реализовать игровые приемы по следующим главным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность реализует правила игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.  

Селевко Г.К. отмечает, что для активизации учебного процесса игровые формы работы используются в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элемент технологии;
  3. В качестве урока (занятия) или одного из этапов (актуализация знаний, объяснения нового материала, закрепления изученного, контроля знаний учащихся);
  4. Как технология внеклассной работы. [1]

Таким образом, можно сказать, что игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, которое включает в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни. 

Список литературы:

  1. Давыдов, В.В. Проблема периодизации психологического развития [Текст] / Давыдов В.В. — Пермь, 1974. – c. 185  
  2. Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника [Текст]/Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"

Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой  организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....

Система игровых заданий в процессе обучения учащихся с элементами спортивных игр на уроках физической культуры

Успешное выполнение учебных программ по физическому воспитанию на современном этапе не возможно без разнообразного и всестороннего применения игрового метода. Гибкий, вариативный характер игровог...

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....

Статья "МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья методической направленности, предназначенная для учителей литературы....

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.

Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативн...