Итоговый урок-игра/ обобщение по теме "Малые жанры фольклора" 5 класс
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Итоговый урок-игра "Мал золотник, да дорог".
Обощение по теме "Малые жанры фольклора. Детский фольклор" в 5-м классе
- Что такое фольклор?
- Какие жанры малого фольклора вы знаете?
- Чем отличается фольклор от литературы?
Конкурс «Кто больше?»
Приглашаются по одному человеку от команды. За условленное время требуется назвать наибольшее количество пословиц и поговорок на определенную тему.
Конкурс «А ну-ка отгадай!»
Задание для каждой команды: определить жанр детского фольклора.
- А где же это виданное,
А где же это слыханное,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снёс,
Кочерга да раскудахталась,
Помело, да разгнездилося.
(Небылица.) - У черепашьего черепашонка
На черепашьей спинке
Из костяных пластинок
Черепашья рубашонка.
(Скороговорка.) - Коля, Коля, Николай,
Кинул шапку на сарай.
Шапка вертится,
Колька сердится.
(Дразнилка.) - Тука – тука,
Стакан молока,
Кто его выпьет,
Тот и выйдет.
(Считалка.) - У медведя на бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
(Игровая припевка.) - Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко –
Колоколнышка
(Закличка.) - Ладушки, ладушки
Где были? – У бабушки,
Что ели? – Кашку,
Что пили? – Бражку…
(Пестушки.) - Я умница – разумница,
Про то знает вся улица:
Петух да кошка
Поп Ермошка,
Да я немножко.
(Прибаутка.) - Курочка в сапожках
Избу метет,
А петух на печи обувается,
А боров на полатях
Обедню поет,
А свинья в ожерелье
К обедне идет…
(Небылица.) - Киса, кисонька, коток,
Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
(Колыбельная песня.) - Потягунишки, порастунюшки!
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки.
(Пестушки.) - Из-за леса, из-за гор, едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.
(Небылицы.) - Солнышко, солнышко,
Выглянь в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.
(Закличка) - У медведя на бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
(Игровая припевка.) - Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать.
(Считалка.) - Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!
(Скороговорка.) - Ленка – пенка,
Голая коленка.
Пошла через мостик
Потеряла хвостик.
(Дразнилка.) - Зайчик волка испугался, удирает от него.
Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему.
Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут
(Прибаутка.) - Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег).
(загадка)
Творческое задание «Сочини загадку».
Попробуйте сами сочинить загадку. Отгадка – ромашка.
Задание для 1-й команды: Постройте загадку по сходству или различию.
Задание для 2-й команды: Постройте загадку в форме вопроса.
Задание для 3-й команды: Постройте загадку по названию частей.
Конкурс «Кто быстрее? »
Правильно и быстро проговорить скороговорки.
Кто Фразу вслух произнесет,
Тот и время сэкономит,
И очки своей команде
Непременно принесет
- Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла. - Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше,
Несли по два гроша. - Хитрую сороку
Поймать морока.
А сорок сорок -
Сорок морок.
закончи пословицу»
1.Судят не по словам, а по делам.
2. Мал золотник, да дорог.
3. Долог день до вечера, коли делать нечего.
4. Сколько волка не корми, а все в лес смотрит.
5. Береги платье снову, а честь смолоду.
6.Назвался груздем – полезай в кузов.
7. Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
8. Старый друг лучше новых двух.
9. Встречают по одежке, а провожают по уму.
10.За одного битого двух небитых дают.
Установить соответствие ( или найти аналог иностранной)
1. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. | 1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. | |
2. Перо сильнее меча. | 2. Слово- серебро, молчанье- золото. | |
3.С богачом о бедности не говорят. | 3. Друзья познаются в беде. | |
4. Друга узнаёшь в опасностию | 4. Готовь сани летом, а телегу - зимой. | |
5.Если есть дым, есть и огонь. | 5.Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. | |
6. За стаей фазанов погнался - ни одного не поймал. | 6. Сто голов, сто умов. | |
7. Молчаливость лучше многословия. | 7. Что написано пером, того не вырубишь топором. | |
8. Зонт готовь при ясной погоде. | 8. Из мухи делать слона. | |
9. Много людей, много и мнений. | 9. Сытый голодного не разумеет. | |
10. Не суди о человеке по его внешности. | 10. Дыма без огня не бывает. | |
11. Из иголки делают палку. | 11.Плясать под чужую дудку. | |
12.Плясать под чужую музыку. | 12. По одежде встречают, по уму провожают. |
Кто трудился, не ленился
И активно выступал,
Знания свои, смекалку
Здесь сегодня показал,
Тот достоин поощренья!
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок-игра по материаловедению 5 класс
Закрепление полученных знаний по материаловедению в 5 классе в игровой форме, развивают креативность учащихся, увереность в себе, чувство такта и др....
Итоговый урок-игра для 4х классов по теме "London"
Представляю вашему вниманию итоговый урок-игру по теме "London" для 4 классов (в основе УМК "Английский ящык 4 класс" Верещагина, Афанасьева). Урок является итоговым и обобщающим в цикле темы "Lo...
Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)
Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России". Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат"....
Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова (5 класс)
Командная игра по литературе (итоговый урок по творчеству И.А. Крылова - 5 класс)...
Итоговый урок-игра по химии в 8 классе «Строение атома. Периодическая система химических элементов»
Итоговый урок-игра по химии в 8 классе «Строение атома. Периодическая система химических элементов»Цели урока:- образовательная - повторить, обобщить, систематизиров...
В гостях у прилагательного... Урок-игра. Урок обобщения знаний.
Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное":развитие умения находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактировать и во...
Итоговый урок-игра для учащихся 5-6 классов
Презентация итогового урока-игры для учащихся 5-6 классов...