Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Тюменцева Оксана Григорьевна

Командная игра по литературе (итоговый урок по творчеству И.А. Крылова - 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_urok_po_basnyam_krylova.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 5 класс

Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова

Цель урока:

  • обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1 Оргмомент, очки

2 Сообщ темы и цели урока Разбиваемся на 2 команды: Грамотеи, Знатоки

3 Раб по теме урока

Команды уже сидят по рядам, названия команд (таблички) на столах: грамотеи и знатоки

Конкурс-разминка (за кажд правильн ответ – жетон) Побеждает та ком, у кот больше жетонов. Ответы принимаются только при поднятой руке.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1 Конкурс «Найди пару» На конкурс отводится 1 минута. Побеждает та ком, кот верно собрала все названия басен

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей)

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

КОТ

ПОВАР

2 Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Учащиеся должны прочитать мораль, написать название басни. На выполнение задания 3 минуты. Сверяются ответы с ответами на слайде:

  1. ворона и лисица
  2. квартет
  3. кот и повар
  4. лебедь, рак и щука
  5. свинья под дубом
  6. стрекоза и муравей

слайды:

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

3 «Ваш выход, маэстро!»

Рассказать 1 басню наизусть (команда совещается и решает, кто будет рассказывать)

РАЗМИНКА:

- Давайте отдохнём немного: в классе спрятаны персонажи басен. Ваша задача найти тот персонаж, которого я назову:

4 «Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во _____ держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, прямо, ________!

Свинья под дубом

Свинья под Дубом ___________

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, __________ под ним;

Потом, ________ продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба ________ стала.

"Ведь это дереву вредит",

Ей с Дубу ________ говорит:

"Коль корни обнажишь, оно ________ может".-

"Пусть сохнет", говорит Свинья:

"Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них _________".-

5 Конкурс «Грамотеи»

Команда выдвигает по 2 представителя, которые будут в паре готовить ответы на вопросы

литературоведческого характера, дать определение терминам:

1) басня, композиция басни, Франция – баснописец_______

2) мораль, аллегория, Др. Гр – баснописец________

Басня –

2 части: рассказ и мораль.

Мораль –

Аллегория –

(например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

 ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (пока работают пары с теорией)

Скажите, с каким жанром УНТ роднится басня? (со сказкой)

Почему? (учит, животные говорят)

 Сейчас прозвучат вопросы о сказках и баснях. А это дополнительные очки для команды!

За каждый прав ответ – жетон – побеждает та команда, у кот больше жетонов окажется

- назовите часть композиции сказки, кот начинается словами «Жили-были дед и баба…» (ПРИСКАЗКА)

- как называется часть композиции сказки, выраженная в словах « И жили они долго и счастливо» (КОНЦОВКА)

- как называется лит приём, при помощи которого разговаривают животные в сказках и баснях? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

- назовите магические цифры, часто используемые в сказках (3, 7) Приведите примеры

- какое было первое задание жёнам сыновей, отданное царём в ск «Цар-ляг» и почему? (ИСПЕЧЬ ХЛЕБ, т.к. ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА)

- Чем в сказке являются выражения «буйна голова», «красная девица», «синее море», «добрый молодец»? (ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ)

- За что Кощей Бессмертный облачил свою дочь Василису в лягушечью кожу? (БЫЛА МУДРЕЕ_ХИТРЕЕ ЕГО)

- Чем является прибавка «крестьянский сын» к имени Иван в ск «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо? (ОТЧЕСТВОМ)

- сколько музыкантов входит в квартет? (4)

- как называется часть басни  нравоучительного характера (мораль)

6  Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. За кажд прав ответ – жетон. Побежд та команда, у кот больше жетонов.

7 Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. За кажд прав ответ – жетон (побежд та ком, у кот больше жетонов)

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
  •  «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»(«Лебедь, Щука и Рак»)
  • «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
  • «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» (Зеркало и обезьяна»)

8 «Мастерская художника»

Ах! Ребята, мой знакомый художник к нашему уроку начал рисовать иллюстрации к басням Ивана Андр Крылова, но, к сожалению, не успел закончить. Ваша задача – понять, к какой конкретно басне задумана иллюстрация и дорисовать основных персонажей.

9 Подведение итогов (называется победитель и получает за урок «5», проигравшей команде «4»)

10 Рефлексия (карточки) – нужное подчеркнуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова 8 класс

Обзор творчества И.А. Крылова, связанного с войной 1812 года...

Басни И.А. Крылова 6 класс

презентация к уроку по басням Крылова...

Презентация к уроку литературы Басни И.А.Крылова 6 класс

Презентация поможет раскрыть, проанализировать содержание басен И.Крылова,...

Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)

Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...

Урок-игра по басням И.А. Крылова, 5 класс

Урок обощения по творчеству И.А. Крылова, 5 класс (УМК Коровина В.Я.)...

Урок-игра "Басни И.А.Крылова" 5 класс

Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова...