Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России". Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_8_klasse_po_teme.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе по теме «Климат России» (итоговый урок-игра)
Цель: проверить уровень усвоения материала по теме «Климат России»
Ход урока
Урок проводится с использованием игровых моментов. На доске вывешиваются карты и таблицы по теме «Климат». Учебниками пользоваться запрещено. Разрешено использовать географические атласы. Класс заранее делится на команды по 5-6 человек (в зависимости от наполняемости класса). Команды выбирают капитанов и дают название команды.
На доске нарисована таблица, где в верхних графах даны названия команд, а в левой колонке номера заданий. В колонках будет отмечаться число правильных ответов, полученных командой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание №1. Климатообразующие факторы.
Каждой команде вручается по «ромашке» с 10 лепестками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат:
- Уровень солнечной радиации.
- Географическая широта местности.
- Выветривание.
- Рельеф.
- Состав горных пород.
- Близость морей и океанов.
- Течения.
- Высота места над уровнем моря.
- Эрозия почв.
- Антропогенное воздействие.
Задача команды собрать ромашку из лепестков, на которых будут только климатообразующие факторы.
Время выполнения задания 2 минуты. За каждый правильный климатообразующий фактор – по 1 баллу.
Задании №2. Климат, погода.
Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы и листок с вопросами для данной команды.
Примеры заданий:
Команде «Синоптики»
- Вы проживаете на территории Волгоградской области. Определите климатический пояс и тип климата для этой территории.
- В зимний период времени на территорию Волгоградской области вторгается мУМ. Какую погоду она принесёт?
Команде «Ветер».
- Определить для республики Саха-Якутия климатический пояс и тип климата.
- В зимний период времени на территории Якутии устанавливается господство кВМ. Какую погоду она принесёт?
Команде «Циклон»
- Вы собираетесь в Приморский край, в Хабаровск. Определите климатический пояс и тип климата этой территории.
- В летний период времени на территории Приморского края господствует мУМ. Какая погода там устанавливается?
Время выполнения задания 4 минуты, максимальное число баллов – 5.
Задание №3. Термин-понятие.
Командам вручается конверт. В каждом конверте по 10 карточек-заданий и 30 карточек-ответов (размером они меньше карточек-заданий). Каждому ученику нужно взять 1-2 карточки и найти правильный ответ. Каждая команда должна дать 10 правильных ответов, при этом капитан команды оценивает каждого отвечающего, а учитель – ответ всей команды.
Карточки и задания командам:
Команде «Синоптики».
- Конвекция.
- Теплый фронт.
- Циклон.
- Ураган.
- Трансформация ВМ.
- Солнечная суммарная радиация.
- Туман.
- Коэффициент увлажнения.
- Погода.
- Рассеянная радиация.
Команде «Циклон»
- Атмосферная циркуляция.
- Холодный туман.
- Климатообразующие факторы.
- Изобары.
- Гололед.
- Испаряемость.
- Суховеи.
- Агроклиматические ресурсы.
- Погода.
- Рассеянная радиация.
Команде «Ветер».
- Инверсия.
- Воздушные массы.
- Атмосферный фронт.
- Арктический фронт.
- Антициклоны.
- Изотермы.
- Климат.
- Муссоны.
- Климатология.
- Испарение.
Примеры карточек-ответов.
- Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью.
- Вихревые движения воздуха, связанные с областями низкого атмосферного давления.
- Фронт, возникающий между арктическими и умеренными ВМ и т.д.
- Линии, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением.
Время выполнения задания 5 минут, максимальное число баллов – 10.
Задание №4. Найти ошибки в описании климата.
Каждой команде предлагаются однотипные тексты с описанием климата, содержащие ошибки. Пример одного из них с 4 ошибками: «Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения в умеренном поясе, наличия высоких гор, который свободно пропускают морские воздушные массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды температур достигают 40-65 С и более. Зимой случаются морозы до -60 С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Зимой поверхность земли здесь медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.»
Время выполнения задания 3 минуты, максимальное число баллов – 4.
Задание №5. Климат и человек.
Команда получает конверт, где кроме задания на 15 карточках-рисунках показано туристическое снаряжение для всех времен года. Задача учащихся – правильно выбрать снаряжение.
Пример задания:
Команде «Синоптики». Ваша команда зимой добирается поездом из Волгограда до Мурманска и отправляется в поход по Кольскому полуострову. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?
Время выполнения задания 4 минуты, максимальное количество баллов – 5.
Задание №6. Анализ графиков и диаграмм.
Каждой команде дается по 3 столбиковые диаграммы с графиком хода температуры воздуха и осадков в течение года. Нужно определить, какая из этих 3 диаграмм соответствует климату Москвы, Владивостока, Якутска.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 3.
Если команда набирает 33-35 баллов, она получает оценку «5», 30-32 балла – «4», 27-29 баллов – «3».
При подведении итогов урока учитель дает 1-2 минуты командам для самооценки ответов и работы каждого члена команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...