А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
методическая разработка по литературе (5 класс)
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.…»
О героях мы помнили, помним и будем помнить всегда... Теме героизма посвящен урок литературы в 5 классе по произведению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста", которое сопоставляется со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Бородино".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mayorova_mv.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы для 5 класса.
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: фонохрестоматия к учебнику 5 класса, компьютер, проектор, учебник литературы для 5 класса 2-х ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2020/, раздаточные таблицы.
Цели урока:
Образовательные: - изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- способствовать развитию связной речи, навыков выразительного осознанного чтения, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;
- развивать интерес к изучению истории своей страны на материале литературных произведений;
Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и гордости историей своего народа
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Коммуникативные УУД: - устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования);
- участвовать в коллективном диалоге;
- осуществлять устные рассказы о поэте и героях стихотворения;
- давать устные ответы на вопросы;
- строить небольшие монологические высказывания;
- осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Познавательные УУД: - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
делать обобщения, выводы.
Задачи:
- развить интерес к русской литературе и истории;
- научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- научить сопоставлять литературные произведения, находя общие черты и различия;
- научить самостоятельно объективно оценивать свою работу на уроке.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним славное прошлое нашего народа и посмотрим, как оно было отражено в разных литературных произведениях.
II. Актуализация знаний
1. Слово учителя
- Совсем недавно 9 мая мы отмечали великий праздник – День Победы. А совсем скоро 22 июня будет другая памятная дата – начало Вов. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
2.Целеполагание: Сегодня мы познакомимся с произведением, рассказывающем об одном из таких героев Великой Отечественной войны.
3.Слово о писателе. Его автор, А.Т. Твардовский, родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. В 1942 году написано стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.
III. Работа над поэтическим текстом.
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Рассказ танкиста»
- Беседа.
- О чем это произведение?
- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
- Какой момент войны изображён?
- Из каких строк это видно?
- О каком событии идёт речь в балладе?
- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
- Как автор относится к главному герою? Можете определить авторскую позицию?
- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?
- Кто главный герой баллады? Какой он? Найдите в тексте слова, которыми автор описывает своего героя.
3. Задание «Множественный выбор»
Выберите верные определения, ответив на вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём»?
Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
Варианты ответа: Мужество Равнодушие Отчаяние Храбрость
Ученики вспоминают, что в балладе, характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным, изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а для этого нужно мужество, храбрость.
Правильные ответы: Мужество Храбрость
IV. Актуализация знаний
- Работа с иллюстрациями
Давайте рассмотрим представленные картины. Можно ли их назвать иллюстрациями к данному произведению? Объясните свою точку зрения.
Ученики выбирают только одну иллюстрацию, вторая не подходит.
Какое произведение иллюстрирует вторая картина?
- Беседа.
Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В нем тоже был рассказ о войне.
- О какой войне шла речь?
- Знаете ли вы историю создания этого произведения?
- Рассказ учителя.
Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832−1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.
Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.
V. Работа в парах.
Сопоставление двух произведений – стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова и баллады «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского.
Ученики работают в парах, обсуждают и заполняют карточку - шаблон.
Проверка и доработка выполненного задания.
VI. Рефлексия.
- Зачем поэты поведали эти истории нам?
- Что нового узнали вы сегодня на уроке?
Ученики заполняют лист самооценки.
Элементы сценария урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы отправимся в прошлое нашей родины. Вы очень хорошо знаете эти памятные даты. Остаётся только назвать их. - - О каком времени идёт речь?
Звучит песня на стихи Евгения Аграновича , музыка композитора Рафаила Хозака «Вечный огонь» (От героев былых времён…)
Ребята называют Великую Отечественную войну, по возможности – даты.
(На презентации остановим кадры с мальчишками, можно добавить иллюстрации к стихотворениям Твардовского и Лермонтова)
- Почему очень важно изучать историю ВОв? Какие слова в тексте песни на стихи Евгения Аграновича помогают понять это? (и мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть)
II. Актуализация знаний
- Слово учителя.
- В учебнике предложено для изучения стихотворение А.Твардовского. Как можно сформулировать его тему? (Запись темы урока)
Вариант 2 -Какая тема из учебника, по вашему мнению, соответствует цели нашего путешествия во времени?
Ребята отыскивают тему по Твардовскому. (Запись темы урока)
- Целеполагание
- Давайте вместе подумаем, как нам разобраться в материале учебника. (прочитать статью, ответить на вопросы, понять произведение)
III Работа с поэтическим текстом.
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Рассказ танкиста»
- Беседа.
- Задание «Множественный выбор»
IV. Актуализация знаний
1. Работа с иллюстрациями
Давайте рассмотрим представленные картины. Можно ли их назвать иллюстрациями к данному произведению? Объясните свою точку зрения.
Ученики выбирают только одну иллюстрацию, вторая не подходит.
Какое произведение иллюстрирует вторая картина?
2. Беседа.
Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В нем тоже был рассказ о войне.
- О какой войне шла речь?
- Кто прочитает выразительно фрагмент стихотворения? Для этого предварительно выберите себе подходящий элемент костюма.
- Второго чтеца я попрошу выступить с чтением стихотворения Твардовского, выбрав соответствующую его времени экипировку. (Ребятам предлагаются военные атрибуты двух отечественных войн)
3.Выразительное чтение фрагментов стихотворений «Бородино» и «Рассказ танкиста»
V. Работа в группах.
Сопоставление двух произведений – стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова и баллады «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского.
Ученики заполняют карточку - шаблон.
Проверка и доработка выполненного задания. Самоанализ. Оценивание по критериям.
Ученики заполняют лист самооценки.
VI. Рефлексия.
- Почему героями всех прозвучавших сегодня стихов были мальчишки? Зачем поэты поведали эти истории нам?
- Как бы вы ответили на главный вопрос урока: Почему очень важно изучать историю ВОв?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста
Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной.Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной....
Урок литературы в 5 классе по стихотворению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста"
Цели урока: Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне; учить анализировать и систематизи...
Употребление времён в стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
Данный урок классифицируется как интергрированный, так как объединяет два предмета: русский язык и литературу. На материале стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" учащиеся 5 класса закрепл...
разработка урока по теме А.Твардовский "Рассказ танкиста"
технологическая карта урока литературы 5 класс...
А.Твардовский. "Рассказ танкиста".
Разработка урока в 7 классе школы с узбекским язывом обучения....
Ради жизни на Земле. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"
Ради жизни на Земле. Поэты о Великой Отечественной Войне. А.Т. Твардовский "Рассказ танкиста"...
Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"
Урок разработан в соответствии со стандартами ФГОС...