А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Марина Викторовна Майорова

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.…» 

О героях мы помнили, помним и будем помнить всегда... Теме героизма посвящен урок литературы в 5 классе по произведению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста", которое сопоставляется со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Бородино".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mayorova_mv.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы для 5 класса.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»   

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:  фонохрестоматия к учебнику 5 класса, компьютер, проектор, учебник литературы для 5 класса 2-х ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2020/, раздаточные таблицы.

Цели урока:

Образовательные: - изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

- способствовать развитию связной речи, навыков выразительного осознанного чтения, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

- развивать интерес к изучению истории своей страны на материале литературных произведений;

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и гордости историей своего народа

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу;

-  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные УУД:  - устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования);

- участвовать в коллективном диалоге;

- осуществлять устные рассказы о поэте и героях стихотворения;

- давать устные ответы на вопросы;

- строить небольшие монологические высказывания;

- осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД: - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

делать обобщения, выводы.

Задачи:

- развить интерес к русской литературе и истории;

- научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- научить сопоставлять литературные произведения, находя общие черты и различия;

- научить самостоятельно объективно оценивать свою работу на уроке.

ХОД УРОКА

I.  Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним славное прошлое нашего народа и посмотрим, как оно было отражено в разных литературных произведениях.

II. Актуализация знаний

1.  Слово учителя

- Совсем недавно 9 мая мы отмечали великий праздник – День Победы. А совсем скоро 22 июня будет другая памятная дата – начало Вов. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

2.Целеполагание: Сегодня мы познакомимся с произведением, рассказывающем об одном из таких  героев Великой Отечественной войны.

3.Слово о писателе. Его автор, А.Т. Твардовский, родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. В 1942 году написано стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

III.  Работа над поэтическим текстом. 

  1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Рассказ танкиста» 

  1. Беседа. 

- О чем это произведение?

- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? 

- Какой момент войны изображён? 

- Из каких строк это видно?

- О каком событии идёт речь в балладе?

- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? 

- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить? 

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»? 

- Как автор относится к главному герою? Можете определить авторскую позицию?

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? 

- Кто главный герой баллады? Какой он? Найдите в тексте слова, которыми автор описывает своего героя.

3. Задание «Множественный выбор»

Выберите верные определения, ответив на вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём»?

Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

Варианты ответа: Мужество Равнодушие Отчаяние Храбрость

Ученики вспоминают, что в балладе, характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным, изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а для этого нужно мужество, храбрость.

Правильные ответы: Мужество Храбрость

IV. Актуализация знаний

  1. Работа с иллюстрациями

Давайте рассмотрим представленные картины. Можно ли их назвать иллюстрациями к данному произведению? Объясните свою точку зрения.

Ученики выбирают только одну иллюстрацию, вторая не подходит.

      Какое произведение иллюстрирует вторая картина?

  1. Беседа.

Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В нем тоже был рассказ о войне.

- О какой войне шла речь?

- Знаете ли вы историю создания этого произведения?

  1. Рассказ учителя.

Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832−1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.

Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.

V.  Работа в парах.

Сопоставление двух произведений – стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова и баллады «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского.

Ученики работают в парах, обсуждают и заполняют карточку - шаблон.

Проверка и доработка выполненного задания.

VI. Рефлексия.

- Зачем поэты поведали эти истории нам?

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Ученики  заполняют лист самооценки.

Элементы сценария урока

I.  Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы отправимся в прошлое нашей родины. Вы очень хорошо знаете эти памятные даты. Остаётся только назвать их.  - - О каком времени идёт речь?

Звучит песня на стихи Евгения Аграновича , музыка композитора Рафаила Хозака «Вечный огонь» (От героев былых времён…)

Ребята называют Великую Отечественную войну, по возможности – даты.

(На презентации остановим кадры с мальчишками, можно добавить иллюстрации к стихотворениям Твардовского и Лермонтова)

- Почему очень важно изучать историю ВОв? Какие слова в тексте песни на стихи Евгения Аграновича помогают понять это? (и  мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть)

II. Актуализация знаний

  1. Слово учителя.

- В учебнике предложено для изучения  стихотворение А.Твардовского. Как можно сформулировать его тему? (Запись темы урока)

Вариант 2 -Какая тема из учебника, по вашему мнению, соответствует цели нашего путешествия во времени?

Ребята отыскивают тему по Твардовскому. (Запись темы урока)

  1. Целеполагание

- Давайте вместе подумаем, как нам разобраться в материале учебника. (прочитать статью, ответить на вопросы, понять произведение)

III  Работа с поэтическим текстом.

  1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Рассказ танкиста»
  2. Беседа.
  3.  Задание «Множественный выбор»

IV. Актуализация знаний

1.        Работа с иллюстрациями

Давайте рассмотрим представленные картины. Можно ли их назвать иллюстрациями к данному произведению? Объясните свою точку зрения.

Ученики выбирают только одну иллюстрацию, вторая не подходит.

      Какое произведение иллюстрирует вторая картина?

2.        Беседа.

Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В нем тоже был рассказ о войне.

- О какой войне шла речь?

- Кто прочитает выразительно фрагмент стихотворения? Для этого предварительно выберите себе подходящий элемент костюма.

- Второго чтеца я попрошу выступить с чтением стихотворения Твардовского, выбрав соответствующую его времени экипировку. (Ребятам предлагаются военные атрибуты двух отечественных войн)

3.Выразительное чтение фрагментов стихотворений «Бородино» и «Рассказ танкиста»

V.  Работа в группах.

Сопоставление двух произведений – стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова и баллады «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского.

Ученики  заполняют карточку - шаблон.

Проверка и доработка выполненного задания. Самоанализ. Оценивание по критериям.

Ученики  заполняют лист самооценки.

VI. Рефлексия.

- Почему героями всех прозвучавших сегодня стихов были мальчишки? Зачем поэты поведали эти истории нам?

- Как бы вы ответили на главный вопрос урока: Почему очень важно изучать историю ВОв?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста

Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной.Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной....

Урок литературы в 5 классе по стихотворению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Цели урока:           Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;     учить анализировать и систематизи...

Употребление времён в стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Данный урок классифицируется как интергрированный, так как объединяет два предмета: русский язык и литературу. На материале стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" учащиеся 5 класса закрепл...

разработка урока по теме А.Твардовский "Рассказ танкиста"

технологическая карта урока литературы 5 класс...

А.Твардовский. "Рассказ танкиста".

Разработка урока в 7 классе школы с узбекским язывом обучения....

Ради жизни на Земле. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"

Ради жизни на Земле. Поэты о Великой Отечественной Войне. А.Т. Твардовский "Рассказ танкиста"...

Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок разработан в соответствии со стандартами ФГОС...