А.Твардовский. "Рассказ танкиста".
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Рахматуллаева Василя Назимовна

Разработка урока в 7 классе школы с узбекским язывом обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_tankista_-_kopiya.docx199.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство народного образования Республики Узбекистан

Урок русского языка в 7-м классе с узбекским языком обучения

А.Т.Твардовский.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

Учитель школы №3

города Янгиера

Рахматуллаева В.Н.

Янгиер. 2014.

ТЕМА: А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Цели.

Образовательная. Познакомиться с биографией А.Т.Твардовского и стихотворением «Рассказ танкиста».

Развивающая. Развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать содержание стихотворения.

Воспитательная. Воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование.

  1. Портрет А.Т. Твардовского.
  2. Презентация «А.Т.Твардовский»
  3. Карточки.

ХОД УРОКА.

Люди! Покуда сердца стучатся,

помните,

Какою ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Р.Рождественский

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

Александр Трифонович Твардовский, знаменитый русский поэт, родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. “Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым, Никитиным произошло таким именно образом”. Стихи начал писать с раннего детства, когда ещё не знал букв.  С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года oн служил в армии. Во время Второй мировой войны работал корреспондентом. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей.

2.Первичное чтение стихотворения учителем. (Чтение с остановками для комментариев). Словарная работа.

1 строфа. (А. Твардовский описывает воспоминания командира, которому запомнился героический поступок мальчика в одном из ожесточенных боев.)

 - Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

 2 строфа (Бои шли и за маленькие городки,  за каждую улицу в разных городах.)

3 строфа (Враг стрелял без остановки, бойцам казалось, что стреляют со всех сторон. Мальчишка, который хорошо знал местность, разведал местонахождение врага и решил помочь бойцам.) А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

4 строфа (Без рассуждений принимается помощь ребенка. Нужно принимать быстрые решения, нет времени на рассуждения.)

5 строфа (Мальчик чувствует себя героем. Он помогает бойцам, чувство гордости переполняют его сердце.)

- Заходим в тыл и полный газ даём

  И эту пушку, заодно с расчётом,

  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

6 строфа (Страшная картина возмездия. Враги получили по заслугам.)

Концовка (Цель достигнута. Враг уничтожен. В стихотворении Твардовский описал целый военный эпизод. Командир забыл спросить имя мальчика и сожалел об этом.)

        3.Выразительное чтение стихотворения учителем. -Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему?

IV. Закрепление.

  1. Чтение стихотворения учащимися по цепочке. Ответы на вопросы:

Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- О каком событии рассказывается в стихотворении? (Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

- Что мы узнаем о мальчике? (Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.)

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? (Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 - Найдите и прокомментируйте описание боя.

 (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку. ( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста? (Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут? (Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

  1. Чтение по ролям.
  2. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Прослушивание нескольких учеников.)

V.Итог урока.

 - Проверим, как вы усвоили содержание стихотворения. Проведём небольшой тест.

 1. Что значит «гвоздит»?

а) прибивает гвоздями;

б) выращивает гвоздики;

в) бьёт изо всех сил.

2. Подберите синоним к слову «мужественный»?

а) весёлый;

б) храбрый;

в) беспечный.

VI. Домашнее задание. Выразительно прочитать стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста

Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной.Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной....

Урок литературы в 5 классе по стихотворению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Цели урока:           Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;     учить анализировать и систематизи...

Употребление времён в стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Данный урок классифицируется как интергрированный, так как объединяет два предмета: русский язык и литературу. На материале стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" учащиеся 5 класса закрепл...

разработка урока по теме А.Твардовский "Рассказ танкиста"

технологическая карта урока литературы 5 класс...

Ради жизни на Земле. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"

Ради жизни на Земле. Поэты о Великой Отечественной Войне. А.Т. Твардовский "Рассказ танкиста"...

Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок разработан в соответствии со стандартами ФГОС...

Презентация "Стихотворение А.Твардовского "Рассказ танкиста"

Презентация "Стихотворение   А.Твардовского "Рассказ танкиста"  предназначена для использования на уроке литературы в 5 классе....