Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии со стандартами ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_tankista.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.
Произнесите слово «война». Какие смысловые ассоциации у вас возникли ? Что вы видите, слышите, чувствуете?
Составление кластера Слово кластер происходит от английского « cluster » - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка . Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Вижу Слышу Чувствую
Вижу Слышу Чувствую Взрыв Грохот Залпы К рики Плач Рев сирен Смерть Разруха Страх Горе Голод Слезы Тревога Беспокойство П ечаль Горечь С традание Единый кластер
Проверка домашнего задания Что такое война?
Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?
Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет « В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы» ( Т.С. Ивлева, полиграфист.)
«Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…» ( Ю.Г.Подтыкайлов , инженер-механник )
« Н ам, детям войны, никогда не забыть тот кошмар, который мы пережили. Главный лозунг того времени был: "Все для фронта, все для победы." И мы, полуголодные подростки, работали на полях и фермах, так как рабочих рук в колхозе не хватало. Всех мужчин забирали на фронт, в деревне оставались старики, женщины и дети. Дети выполняли тяжелейшую работу: косили траву, потом собирали в стога, убирали урожай с полей, молотили и закладывали в закрома. Но нам этот хлеб, можно сказать, не доставался. Все сдавали государству, чтоб кормить воинов, а сами очень сильно голодали. Ели всяческие травы, корни, запасали из леса грибы и ягоды, но грибы даже нечем было посолить, не было соли, а о сахаре и думать не приходилось. Когда мне исполнилось 13 лет, послали на лесозаготовки: рубили лес для восстановления разрушенных городов, работали от зари до зари, не было у нас ни выходных, ни праздников. Жили в бараках по 40 человек. А было это на севере, в Архангельской области. Морозы достигали 40-45 градусов, снег был очень глубокий, за день вся одежда на нас вымокнет, потом замерзнет и приезжали в барак как в скафандре. Вот такое страшное было у меня детство. Я никому не желаю того, что пережили мы - дети войны .» (Коваль Капиталина Игоревна)
Сформулируем тему урока, используя ассоциации. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, что будем слушать и читать, над чем будем размышлять?
Тема урока: Война и дети в стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста»
Цели: расширить знания о Великой Отечественной войне; - способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову; - совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.
Александр Трифонович Твардовский А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата . И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.
«Рассказ танкиста»
Подумай и ответь. – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? - Кто из героев привлек вас? - Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Представьте себе чистое небо. Поднимите руки к небу. В небе сияет солнце. Потянитесь к солнышку. Оно всем светит, и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , тепло , доброту, радость. А теперь поделитесь теплом друг с другом. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой. Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами. Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»
Подумай и ответь. 1) Определите тему стихотворения (о чем оно). 2) Какие события происходят в «Рассказе танкиста »? 3) Найдите описание боя. Докажите, что бой был страшен. Прочтите отрывок выразительно
Какие изобразительные средства использует Твардовский при описании боя? С какой целью делает это автор? Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит – не выглянуть из башен, И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, - столько всяких дыр…
И вот в этой страшной, безвыходной обстановке появляется мальчик. Найдите и прочитайте: с какими словами обратился он к командиру танка.
Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там в саду… А давайте я поеду на танке с вами. Прямо приведу . Герой в этих репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему?
Как танкист обращается к мальчику? Как он его благодарит?
Какие суффиксы использует танкист, обращаясь к мальчику? Почему? Сравните: Мальчик - мальчишка, Парень - парнишка , Друг – дружище.
Найдите описание главного героя стихотворения.
Что вы можете рассказать о характере мальчика? Лет десяти – двенадцати. Бедовый, Из тех, кто главарями у детей, Из тех, кто в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…
К ак называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые трудные моменты жизни ? Мальчишку могли убить... Думал ли он об этом? О чём он думал ? Думал ли мальчик, что совершает подвиг? Какое чувство им двигало?
Прочитайте начало и конец стихотворения про себя выразительно, подумайте, какая фраза повторяется? Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
Работа с лексикой стихотворения 1. Всё нынче, как спросонку 2. Бедовый , из тех, что главарями у детей 3. А он гвоздит - не выглянуть из башен 4. …за каким домишкой он примостился 5. Заходим в тыл и полный газ даём И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём 1. - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях . 2. - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне . 3. - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её . 4. - он , немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка . 5. - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
Взаимопроверка 1- Всё нынче, как спросонку – 2 спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне. 2 - Бедовый , из тех, что главарями у детей – 1 озорной , всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях. 3 - А он гвоздит - не выглянуть из башен – 4 он , немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. 4 - ... за каким домишкой он примостился – 5 где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка. 5 - Заходим в тыл и полный газ даём И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - 3 танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
Подведем итог Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел донести до читателя автор стихотворения? - Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой. - О ком же стихи Твардовского?
Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» По выбору: 2. Создать иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского 3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»
Рефлексия Продолжите любую из фраз: А) У меня в душе осталось… Б) На уроке я понял(а) В) На уроке мне удалось… Г)если бы я оказался( лась ) на войне…, то…
СПАСИБО ЗА УРОК Его я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожектором яростной вспышки К нам в детство врывалась она. В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной . А. Иоффе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...