Текстовый квест для изучения рассказа А. Конан Дойля "Пляшущие человечки" (5-6 класс)
материал по литературе (5 класс)
Текстовый квест направлен на повышение интереса к творчеству А. Конан Дойля, знакомство с текстом произведения, а также развитие навыков логики и сопоставления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня вы – знаменитые сыщики, которые должны помочь мистеру Холмсу раскрыть одно необычайно важное дело!
Итак, раннее лондонское утро, вы спокойно пьете свой утренний чай, как слышите, что «на лестнице раздались тяжелые шаги, и через минуту к нам вошел высокий румяный, чисто выбритый джентльмен. По его ясным глазам и цветущим щекам сразу было видно, что жизнь его протекала вдали от туманов Бейкер-стрит. Казалось, он принес с собой дуновение крепкого, свежего ветра с восточного берега. Пожав нам руки, он уже собирался усесться, как вдруг взор его упал на листок с забавными значками, который я только что рассматривал и оставил на столе».
Задание: запишите ответы на вопросы.
- Как вы думаете, кто мог оставить такое странное послание мистеру Хилтону Кьюбитту?
- Как вы думаете, что могут обозначать эти «пляшущие человечки»?
Доктор Уотсон высказал предположение, что так могли пошутить только дети, ведь кто еще станет рисовать каких-то странных человечков? Но давайте послушаем рассказ мистера Кьюбитта, ведь что-то же заинтересовало Шерлока Холмса в этом деле?
«Месяц назад, в конце июня, я заметил первые признаки надвигающейся беды. Моя жена получила письмо из Америки — на конверте была американская марка. Жена смертельно побледнела, прочла письмо и швырнула в огонь. Она ни разу о нем не упомянула, и я ничего не спросил, ибо обещание есть обещание. Но с этого часа она ни одного мгновения не была спокойна. У нее теперь всегда испуганное лицо, и по всему видно, что она ожидает чего-то. Теперь перейду к самой странной части моей истории. Около недели назад, кажется, во вторник, я увидел на одном из подоконников пляшущих человечков, таких же самых, как на этой бумажке. Они были нацарапаны мелом. Я думал, что их нарисовал мальчишка, работавший в конюшне, но он поклялся, что ничего о них не знает. Появились они ночью. Я смыл их и случайно упомянул о них в разговоре с Илей. К моему удивлению, она приняла мои слова близко к сердцу и попросила меня, если я опять замечу таких человечков, дать ей взглянуть на них. В течение недели они не появлялись, но вчера утром я нашел в саду на солнечных часах этот листок. Я показал его Илей, и она тотчас же потеряла сознание. С тех пор она живет как во сне, и глаза ее постоянно полны ужаса. Вот почему я написал вам письмо, мистер Холме, и послал этот листок. Я не мог обратиться к полиции, потому что там несомненно стали бы смеяться надо мной, а вы скажете мне, что делать».
Задание: помогите Шерлоку Холмсу составить список вопросов, которые он может задать мистеру Кьюбитту, чтобы начать раскрывать это дело?
Прошло несколько недель, но вот к вам в комнату врывается мистер Кьюбитт и начинает свой рассказ: «Вернувшись от вас, я на следующее же утро нашел новых пляшущих человечков. Они были нарисованы мелом на черной деревянной двери сарая, находящегося возле лужайки; сарай отлично виден из окон нашего дома. Я их всех срисовал. Вот они»
«Срисовав человечков, я стер их с двери, но два дня спустя на той же двери появилась новая надпись. Вот она»
«Тогда я решил подстеречь этого рисовальщика. Я взял револьвер и засел у себя в кабинете, из окна которого видны и лужайка и сад. Часа в два ночи, сидя у окна и глядя в залитый лунным светом сад, я услышал у себя за спиной шаги и, обернувшись, увидел свою жену в капоте. Она умоляла меня лечь в постель. Внезапно лицо ее так побледнело, что я заметил это даже при лунном свете, а пальцы ее впились мне в плечо. Что-то двигалось в тени сарая. Я увидел, как из-за угла выползла темная согнутая фигура и уселась перед дверью. Схватив револьвер, я рванулся вперед, но жена судорожно обняла меня и удержала на месте. Я пытался оттолкнуть ее, но она вцепилась в меня еще отчаяннее. Наконец мне удалось вырваться, но когда я открыл дверь и добежал до сарая, тот человек уже исчез. Впрочем, он оставил следы своего пребывания, ибо на двери были нарисованы пляшущие человечки».
Задание: теперь мы с вами понимаем, что это некий шифр.. Попробуйте придумать, что же может быть ключом к такому шифру? Может быть, здесь зашифрован номер телефона, а каждый человечек – это цифра? Запишите свои предположения.
Дни пролетали быстро, дело не продвигается… Но что же мы узнаем? Мистер Кьюбитт застрелен собственной женой! А она находится при смерти! Нам срочно нужно выезжать к ним. Итак, два выстрела, две раны.. Но что же заметил сыщик? «— Это так только кажется, — сказал Холмс. — А что вы скажете относительно вон той пули, которая пробила край оконной рамы? Он внезапно повернулся и своим длинным, тонким пальцем показал на отверстие в нижней перекладине оконной рамы.
— Черт возьми! — воскликнул инспектор. — Как вам удалось это найти?
— Я нашел, потому что искал.
— Удивительно! — сказал сельский врач. — Вы совершенно правы, сэр: значит…»
Задание: попробуйте догадаться, почему такое пристальное внимание мистер Холмс уделил нижней перекладине рамы? Ответ запишите.
«…значит был третий выстрел и, следовательно, был третий человек. Но кто же он такой и куда он делся?
— На этот вопрос мы сейчас попробуем ответить, — сказал Шерлок Холмс. — Помните, инспектор Мартин, когда служанки заявили, что, выбежав из своих комнат, они сразу почувствовали запах пороха, я вам сказал, что на это нужно обратить внимание.
— Помню, сэр. Но, признаться, я не вполне уловил вашу мысль.
— Это является доказательством того, что и дверь и окно были раскрыты настежь. В противном случае запах пороха не распространился бы с такой скоростью по всему дому. Только сквозняк мог занести запах так далеко. В этой комнате были открыты и дверь и окно, но на очень короткое время».
Итак, кто же мог быть этот человек? И почему он оставлял в записках человечков? Попробуйте догадаться! Запишите свои версии.
Итак, чтобы окончательно раскрыть дело, вам придется разгадать все предыдущие шифры!
Вот ключ к ним:
Каждый человечек – это буква. Если вы видите у человечка в руках флажок, значит, слово закончилось! Итак, вперед! Ответы запишите ниже.
А правы вы оказались или нет вам предстоит узнать в домашнем задании ☺ Итак, все ответы указаны в рассказе Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки». Домашнее задание: прочитать этот рассказ до конца.
Задание на дополнительную оценку: попробуйте составить свой необычный шифр, которым вы могли бы тайно общаться со своими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...

Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе
Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «технологии развития критического мышления».
Этот метод хорошо использовать при работе с текстом, содержащим определённую проблему. Работа с использованием стратегии "Идеал" может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращ...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «технологии развития критического мышления».
Тема урока: «Срезал ли?»...

Изучение рассказа Э. Сетона — Томпсона «СНАП» в 5 классе
Кризисное состояние природы в мире, необходимость ее охраны с особой остротой поставили вопрос об экологическом воспитании школьников. Экологическое воспитание является частью гуманистического мировоз...