Изучение рассказа Э. Сетона — Томпсона «СНАП» в 5 классе
статья (5 класс)

Салтанова Татьяна Васильевна

Кризисное состояние природы в мире, необходимость ее охраны с особой остротой поставили вопрос об экологическом воспитании школьников. Экологическое воспитание является частью гуманистического мировоззрения, потому что трудно переоценить нравственное воздействие природы на духовное формирование личности ребенка. Оно способно внести гармонию во взаимоотношения между человеком и природой, сделать ее добрее, воспитать в подрастающем поколении бережное, любовное отношение ко всему живому на земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tompson_-_pechat.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение рассказа Э. Сетона — Томпсона «СНАП» в 5 классе

Кризисное состояние природы в мире, необходимость ее охраны с особой остротой поставили вопрос об экологическом воспитании школьников. Экологическое воспитание являетсмя частью гуманистического мировоззрения, потому что трудно переоценить нравственное воздействие природы на духовное формирование личности ребенка. Оно способно внести гармонию во взаимоотношения между человеком и природой, сделать ее добрее, воспитать в подрастающем поколении бережное, любовное отношение ко всему живому на земле.

Особое место в изучении этой темы занимает анималистический жанр, и, конечно, творчество известного анималиста, блестящего ученого — естествоиспытателя и художника Эрнеста - Сетона Томпсона. (1860 — 1946).

Для того, чтобы учащиеся прониклись своеобразием творчества писателя  на эту тему  отводится 2 урока. Первый урок носит характер вступительного занятия, второй — посвящен анализу рассказа. Для 5 класса хорошо использовать урок — беседу, в котором определенная роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Ещё до урока можно выяснить у ребят, знакомо ли им имя канадского писателя. Какие его рассказы о животных им известны? При введении в обиход учащихся нового понятия — анималистический жанр — следует им пояснить, что свое название этот жанр берет от латинского слова ”animal”, что означает «животное».  Знакомство с новым неизвестным или малоизвестным писателем всегда вызывает интерес у детей. Здесь очень многое зависит от вступительного слова учителя. Яркий рассказ о личности писателя может оказать эмоциональное воздействие на учеников. Для подготовки беседы по биографии Сетона — Томсона можно использовать небольшую книгу писателя «Моя жизнь», которая включена в его сборник рассказов «Животные — герои». Это автобиографическое произведение отображает один из периодов жизни 15 — летнего Сетона — Томпсона (писатель вывел себя под именем Яна). В книге рассказывается, как стремление жить, подобно индейцам, обогатило Яна и его приятеля Сэма духовно, сделало их тело и дух, расширило представление об окружающем мире, помогло им узнать много полезного и важного. В рассказ о писателе можно включить чтение отрывков из книг писателя «Моя – жизнь» и «Маленькие дикари». Живое слово самого писателя, забавные случаи, которые он приводит из своей жизни, не только обогатят рассказ учителя, но и сделают писателя интересным для учеников.

Используя этот материал, во вступительном слове можно рассказать детям, что Сетону – Томпсону из-за сложившихся семейных обстоятельств рано пришлось искать прибежище в книгах. Среди них, его любимой книгой был «Робинзон Крузо». Сам писатель отмечал, что «он больше всего любил книги про индейцев, и книги, в которых рассказывалось о жизни зверей и птиц».

Живя в окрестностях Торонто, писатель много времени проводил на природе, которая открывала ему свои тайны, учила понимать голоса птиц, эхом проникала в душу. Мир природы пленял воображение, рождал мысли, которые просились на бумагу. Юноша рано начал вести дневник, составивший впоследствии 50 томов и ставший итогом 60 лет творческих  изысканий писателя. Дневник был для Сетона – Томпсона прибежищем мыслей, собеседником и другом, там же находились и его зарисовки, среди которых были следы зверей и птиц, формы листьев и цветов.

Ярким впечатлением детских лет остался в сознании писателя лесной уединенный уголок, который он назвал «Гленьян». Там он построил хижину, из которой он и начал наблюдать окружающую флору и фауну. Мир природы, мир героического прошлого индейского народа, его благодарная мудрость вызывали у писателя живую симпатию. Он встречался с индейцами в своих странствиях, заводил среди них друзей и посвящал им свои книги. Интересный материал о дружбе Сетона – Томпсона с индейцами можно найти в очерке В. Пескова  «В гостях у Сетона – Томпсона». Русский журналист бывал в доме писателя, поэтому в очерке, написанном с большой любовью, помещено много фотографий, дающих представление о быте, вещах, семье писателя. Интерес школьников также вызывают силуэты индейцев, фигурки божков, находящихся в доме писателя. Индейцы уважали писателя, у него было много подарков от них, и он гордился ими. У Сетона – Томпсона было индейское имя –Чёрный Волк.

Завершить знакомство с писателем можно работой с портретами писателя, проведением опроса: Какая фотография вам больше понравилась? Чем? Что можно сказать о выражении лица писателя?  и т.д.

Говоря о творчестве писателя, следует отметить его эстетическое кредо: писать только о том, что знаешь. Об этом он говорит в своем предисловии к книге «Жизнь диких зверей». Замечание писателя, что некоторых животных, о которых идет речь, он знал лично, имеет прямое отношение к герою его рассказа   «Снап».  Прообразом его был реально существовавший в семье пес.  Автор сохранил в своем рассказе не только имя и породу собаки, но и особенности характера героя, дав ему говорящую фамилию  Снап, что в переводе с английского означает «хватать» . В этом коротком имени  автор сумел передать главное  качество  характера Снапа, его беспримерную храбрость и мужество, хватку, которая была смертельной.

Можно спросить ребят: «В каких эпизодах оправдывается кличка собаки?». Ученики отмечают эти моменты в рассказе : первое знакомство, встреча с большими собаками,  история с сенбернаром на прогулке и другие. Конечно же , надо отметить сцену охоты на волка и последнюю схватку раненого Снапа с волком, стоившую ему жизни.

Выявление основных черт характера Снапа является определенным этапом анализа образа главного «героя», а приводимые ребятами цитаты – средством проверки их знания текста.

Обязательно следует обратить внимание на подзаголовок рассказа «История бультерьера», рассмотреть  открытки,  фотографии  с изображением этой породы собак. Обращаясь к заголовку, отмечаем такую особенность творческой манеры писателя, как использование биографического принципа. Положенный в основу произведения  биографический  признак дает возможность  автору показать  героя на разных этапах его  развития. Вот почему излюбленной литературной формой произведений Сетона – Томпсона  является  биография того или  иного  животного.

История Снапа началась с резкого неприятия им своего нового хозяина, а заканчивается теплой дружбой между хозяином и собакой.

 - Как, каким образом удалось завоевать хозяину доверие своего четвероногого друга?

Ребята отметят, что это не хлыст, не истязания и угрозы, а вполне гуманный способ «оставлять без завтрака». Эта безболезненная  мера укрощения  сурового  нрава.

Обобщая, следует подчеркнуть, что для писателя – гуманиста,  каким был  Сетон – Томпсон, каждое животное – это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей  жизни.

Автор оттеняет благородство животного, мужество и присущее ему чувство достоинства. Все это рождает у читателя уважение к живому существу, открывает ему такие стороны жизни окружающего мира, о которых он и не подозревал. Мудрые и гуманные произведения Сетона – Томпсона учат любить природу, беречь всё живое, закладывают те нравственные основы, из которых вырастают высокие качества человеческой души.

Работа с текстом – важный   этап   урока. Особую ставку   делаем  на  художественное слово, а не на комментарий к нему. Использование эпитетов, сравнений и других художественных средств помогает  понять  чувства  рассказчика. Своими  произведениями  писатель  сумел  показать читателю  внутренний  мир  животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рассказу Э.Сетона-Томпсона "Лобо"

Урок объединяет деятельность учителей литературы, биологии и рисования, помогает наиболее полно и объемно представить изучаемый материал, показывает взаимосвязь нескольких предметов....

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Конспект урока чтения Э. Сетон-Томпсон «Снап» - 4 часть 9 класс

Данный урок – четвертый (заключительный) в системе изучения творчества канадского писателя Э.Сетона-Томпсона в 9 -м классе. По типу урок - комбинированный. В ходе урока ...