Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков»
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков» создана на основе собственного читательского опыта. Содержание программы протестированно на родных детях и любимых учениках. Произведения подобраны под возраст 12-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_7_klass_lit.docx | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Шугаровская СОШ»
__________________/М.А.Анисимова/
« ___»_____________ 2021г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Современная литература для детей и подростков»
(базовый уровень)
7 класс
Составитель:
Димитрова Ксения Евгеньевна
учитель русского языка
первой категории
2021 год
- Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шугаровская СОШ». Программа предназначена для учащихся 7 класса, имеет общекультурную направленность и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Актуальность программы
Потребность в данной программе продиктована социальным запросом целевой аудитории (учащиеся, родители). Еще совсем недавно ценность книги и чтения в нашем обществе была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Сегодня мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Кроме этого, представление родителей о детском и подростковом чтении ограничивается детскими писателями их молодости - для изучения и цензурирования современной детской и подростковой литературы многим родителям не хватает времени, сил и интереса.
Для решения данной проблемы создана программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса «Современная литература для детей и подростков».
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что она приобщает учащихся к чтению, помогает определить свой круг читательских интересов, ведь во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем, а в этом возрасте у школьников возникает множество вопросов. Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы внеурочной деятельности, позволят учащимся попробовать получить ответы на них путём диалога с писателем и обсуждения с одноклассниками.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, развития мотивации и самоопределения.
Основная цель программы – показать ребятам (и родителям) богатство современной детской литературы, привить детям любовь к книге, воспитать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, развить творческие способности учащихся.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с современнми детскими и подростковыми авторами и их произведениями;
- продолжить работу по обучению детей осмысленному чтению.
- научить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развить образное мышление учащихся;
- научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации;
- расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развить интерес к литературному чтению, творчеству писателей;
- развить мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитать культуру межличностного общения;
- воспитать толерантное, корректное отношение к окружающим;
- сформировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Целевая аудитория и формы организации занятий
Средний школьный возраст (от 11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Значимой особенностью мышления подростка в этот период является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, что зачастую приводит к конфликтам в семье и школе.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самим решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Но система оценочных суждений, нравственных идеалов ещё неустойчива, а маленький жизненный опыт часто мешает правильно разобраться в конкретных ситуациях, с которыми ребята сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений, прямолинейность, а иногда и «критиканство».
Поэтому особое место в организации занятий занимают следующие формы работы: чтение текстов современных писателей, в которых поднимаются различные морально – этические проблемы, интересующие ребёнка в этом возрасте, беседы на нравственные темы и дискуссии. Также организуются работа с читательским дневником, просмотры и обсуждение экранизаций, занятия в игровой форме.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Срок реализации программы 2021-2022 год.
2. Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения:
Личностные результаты:
учащийся должен ориентироваться на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность; быть готовым и способным к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества и личностному самоопределению;
уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;
уметь осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
иметь интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, испытывать потребность в чтении;
осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; преобразовывать информацию, используя графические символы; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
уметь зрительно воспринимать информацию, содержащуюся в предъявляемом тексте; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; прогнозировать содержание книги до чтения с использованием информации из аппарата книги (аннотации, оглавления); отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работать с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Коммуникативные УУД
уметь участвовать в беседе о прочитанных произведениях, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; анализировать образ лирического героя произведения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; уметь высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты:
В результате изучения курса учащиеся научатся:
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- получат представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы, оценивать их;
создавать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать их;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
3. Содержание курса
Введение (1 час)
Для чего необходимо читать книги? Какая литература важнее? Какое бывает чтение? Как нужно читать книги и правильный ли я читатель? Что такое читательский дневник и как сделать ведение дневника увлекательным.
Фантастическое путешествие (16 часов)
Теа Бекман Справка о писательнице. «Крестоносец в джинсах». Романтизация истории. Ожидания и действительность. Навыки человека 20-21 века в условиях средневековья. Дружба и взаимовыручка.
Практикум «Крестоносец в джинсах». Просмотр экранизации книги.
Виктория Ледерман. Справка о писательнице. Повесть «Теория невероятностей». Путешествие по параллельным вселенным. Взаимоотношения с классом и родными. Какие обстоятельства влияют на формирование характера и взаимоотношений с окружающими.
Практикум Каким бы я мог быть в параллельной вселенной. Составление своего психологического портрета.
Гийом Прево. Справка о писателе. Знакомство с трилогией «Книга времени» ("Последний дар жреца", "Семь монет антиквара", «Гробница первого императора»). В поисках семьи. Взаимоотношения с родными, попытки изменить прошлое.
Практикум Обсуждение «Что бы я изменил в своём прошлом, если бы у меня была такая возможность».
Николай Пономарёв. Немного о писателе. «290 миллионов лет назад и далее». Современная Алиса. Достоверная прорисовка естественно-научных деталей. Как можно выжить в зарождающемся мире.
Разговор о смерти (7часов)
Кадзуми Юмото Слово о писательнице. «Друзья». Что такое смерть. Первое столкновение со смертью. Почему смерть так завораживает, вызывает интерес.
Практикум Просмотр экранизации книги Кадзуми Юмото «Друзья».
Мария Парр Слово о норвежской писательнице. «Вафельное сердце». «…она мой лучший друг, хотя и девчонка». Лена и Тилле. Баба-тётя. Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? Как пережить потерю близкого человека? Хрупкое вафельное сердце.
«Вратарь и море». «…мы все делаем глупости, кто больше, кто меньше. В сущности, это неважно. Важно, как мы их потом исправляем."
Люди глазами животных (9 часов)
Энн Файн. Слово о писательнице. Юмористические повести о Коте-убийце. «Дневник кота-убийцы» и др. Кот, который живёт собственной жизнью. Средства создания юмористического повествования.
Сарра Пеннипаркер. Слово о писательнице. «Пакс». «Иногда яблоко падает очень далеко от яблони». Сложные темы простым языком. Воспитание и самоопределение. Бессмысленность войны. «Пакс» - книга о дружбе и доверии. Средства художественной выразительности на службе писателя и переводчика.
Практикум Переводчик. Художественный перевод небольшого фрагмента текста повести.
В поисках себя (26 часов)
Дмитрий Ищенко Слово о писателе. «В поисках мальчишеского бога». Каникулы на краю земли. Потребность в приключениях как составляющая взросления. Умение найти интересное в самых неожиданных местах. Работа иллюстратора.
Практикум Место, где я хотел бы побывать. Составление маршрута необычного путешествия.
Аннет Схап. Слово о голландской писательнице и иллюстраторе. «Лампёшка». Сказка об ответственности. Люди, которые от нас отличаются. Важность семьи для человека. Дружба как спасение от одиночества.
Практикум Аннет Схап: «Сказки и поэзия могут менять нас изнутри» Знакомство с интервью писательницы на «Папмамбук»
Эрин Энтрада Келли Слово о писательнице. «Привет, Вселенная!» Что такое полифонические тексты. Повествование от лица нескольких рассказчиков. Вёрджил, Чет, Валенсия и Каори. Что важно для подростка.
Ракель Харамильо Паласио Слово о писательнице. «Чудо». Что делать, если ты не такой, как все. Смысл названия романа.
Практикум Просмотр экранизации романа Р.Дж. Паласио «Чудо».
Луис Сашар Слово о писателе. «Ямы» Кто такие трудные подростки или как выработать характер. «Шаги» дальнейшая судьба героев романа «Ямы».
Практикум Просмотр и обсуждение фильма «Клад» (экранизация романа Л.Сашара «Ямы»).
Лариса Романовская Слово о писательнице. «Удалить эту запись?». Дети и соцсети. Дневник как способ разобраться в себе. Чему детские книги могут научить взрослых.
Практикум Чтение и обсуждение интервью с Ларисой Романовской на сервисе «Папмамбук». Что бы я хотел спросить у писателя. Составление вопросов для любого из писателей.
Вторая мировая война (9 часов)
Анника Тор. Слово о писательнице. «Остров в море». Вторая мировая война в произведениях зарубежных писателей. Влияние войны на судьбу людей. Война и детство.
«Иногда простые вещи становятся слишком сложными». Как научиться выживать в чуждом мире. «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море» - продолжение романа Анники Тор.
Практикум «Остров в море» знакомство с мини-сериалом по мотивам книги.
Как найти хорошую книгу (2 часа)
Где можно узнать о книжных новинках. Знакомство с полезными сервисами. Интернет-журнал «Папмамбук», Детская комната Arzamas, ежегодный иллюстрированный каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Полезные издательства (КомпасГид, Самокат, Белая ворона, Розовый жираф, Качели, Волчок, Пятая четверть и пр.). Обсуждения на форуме, детские рецензии на прочитанное.
Составление списка чтения на лето.
4. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Практическое занятие |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Фантастическое путешествие. | 16 | 4 |
3 | Разговор о смерти. | 7 | 2 |
4 | Люди глазами животных. | 9 | 2 |
5 | В поисках себя. | 26 | 7 |
6 | Вторая мировая война. | 9 | 2 |
7 | Как найти хорошую книгу. | 2 | |
Всего | 70 | 17 |
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Современная литература для детей и подростков»
в 7 классе
на 2021-2022 год
№ | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | ||
Введение (1 час) | |||
1 | ОТ и ТБ. Что значит быть хорошим читателем? Литературная викторина. Что такое читательский дневник. | 03.09 | |
Фантастическое путешествие (16 часов) | |||
2 | Теа Бекман. Справка о писательнице. «Крестоносец в джинсах». | 06.09 | |
3 | «Крестоносец в джинсах». Романтизация истории. Ожидания и действительность. | 10.09 | |
4 | Навыки человека 20-21 века в условиях средневековья. Дружба и взаимовыручка. | 13.09 | |
5 | Практикум «Крестоносец в джинсах». Просмотр экранизации книги. | 17.09 | |
6 | Практикум «Крестоносец в джинсах». Продолжение просмотра экранизации книги. | 20.09 | |
7 | Виктория Ледерман. Справка о писательнице. Повесть «Теория невероятностей». Путешествие по параллельным вселенным. | 24.09 | |
8 | «Теория невероятностей» Взаимоотношения с классом и родными. | 27.09 | |
9 | «Теория невероятностей» Какие обстоятельства влияют на формирование характера и взаимоотношений с окружающими. | 01.10 | |
10 | Практикум Каким бы я мог быть в параллельной вселенной. Составление своего психологического портрета. | 11.10 | |
11 | Гийом Прево. Справка о писателе. Знакомство с трилогией «Книга времени». | 15.10 | |
12 | "Последний дар жреца" Гийома Прево. Если тебя кто-то ждёт. | 18.10 | |
13 | "Семь монет антиквара" Гийома Прево. В поисках семьи. | 18.10 | Уплотн. |
14 | «Гробница первого императора» Гийома Прево. Можно ли изменить прошлое? | 22.10 | |
15 | Практикум Обсуждение «Что бы я изменил в своём прошлом, если бы у меня была такая возможность». | 25.10 | |
16 | Николай Пономарёв. Немного о писателе. «290 миллионов лет назад и далее». | 29.10 | |
17 | Николай Пономарёв «290 миллионов лет назад и далее». Современная Алиса. Достоверная прорисовка естественно-научных деталей. | 01.11 | |
Разговор о смерти (7часов) | |||
18 | Кадзуми Юмото Слово о писательнице. «Друзья». | 08.11 | |
19 | К.Юмото «Друзья». Что такое смерть. Первое столкновение со смертью. | 12.11 | |
20 | Практикум Просмотр экранизации книги Кадзуми Юмото «Друзья». | 22.11 | |
21 | Практикум Продолжение просмотра экранизации книги Кадзуми Юмото «Друзья». | 26.11 | |
22 | Мария Парр Слово о норвежской писательнице. «Вафельное сердце». «…она мой лучший друг, хотя и девчонка». Лена и Тилле. | 29.11 | |
23 | «Вафельное сердце». Баба-тётя. Как пережить потерю близкого человека? Хрупкое вафельное сердце. | 03.12 | |
24 | Мария Парр «Вратарь и море». «…мы все делаем глупости, кто больше, кто меньше. В сущности, это неважно. Важно, как мы их потом исправляем." | 06.12 | |
Люди глазами животных (9 часов) | |||
25 | Энн Файн. Слово о писательнице. Юмористические повести о Коте-убийце. | 10.12 | |
26 | «Дневник кота-убийцы» и др. или Кот, который живёт собственной жизнью. | 13.12 | |
27 | «Дневник кота-убийцы» и др. Средства создания юмористического повествования. | 17.12 | |
28 | Практикум Написание небольшого рассказа «Один день моего домашнего любимца». | 20.12 | |
29 | Сарра Пеннипаркер. Слово о писательнице. «Пакс» | 24.12 | |
30 | «Пакс». «Иногда яблоко падает очень далеко от яблони». | 27.12 | |
31 | «Пакс». Сложные темы простым языком. Воспитание и самоопределение. Бессмысленность войны. | 27.12 | Уплотн. |
32 | «Пакс» - книга о дружбе и доверии. Средства художественной выразительности на службе писателя и переводчика. | 10.01 | |
33 | Практикум Переводчик. Художественный перевод небольшого фрагмента текста повести. | 14.01 | |
В поисках себя (26 часов) | |||
34 | Дмитрий Ищенко Слово о писателе. «В поисках мальчишеского бога». | 17.01 | |
35 | «В поисках мальчишеского бога». Каникулы на краю земли. | 21.01 | |
36 | «В поисках мальчишеского бога». Потребность в приключениях как составляющая взросления. Работа иллюстратора. | 24.01 | |
37 | Практикум Место, где я хотел бы побывать. Составление маршрута необычного путешествия. | 28.01 | |
38 | Аннет Схап. Слово о голландской писательнице и иллюстраторе. «Лампёшка». | 31.01 | |
39 | «Лампёшка» сказка об ответственности. Люди, которые от нас отличаются. | 04.02 | |
40 | «Лампёшка» Важность семьи для человека. Дружба как спасение от одиночества. | 07.02 | |
41 | Практикум Аннет Схап: «Сказки и поэзия могут менять нас изнутри» Знакомство с интервью писательницы на «Папмамбук» | 11.02 | |
42 | Эрин Энтрада Келли Слово о писательнице. «Привет, Вселенная!» | 14.02 | |
43 | «Привет, Вселенная!» Что такое полифонические тексты. Повествование от лица нескольких рассказчиков. | 18.02 | |
44 | «Привет, Вселенная!» Вёрджил, Чет, Валенсия и Каори. Что важно для подростка. | 28.02 | |
45 | Ракель Харамильо Паласио Слово о писательнице. «Чудо». | 04.03 | |
46 | «Чудо». Что делать, если ты не такой, как все. | 04.03 | Уплотн. |
47 | «Чудо» Смысл названия романа. | 11.03 | |
48 | Практикум Просмотр экранизации романа Р.Дж. Паласио «Чудо». | 14.03 | |
49 | Практикум Продолжение просмотра экранизации. | 18.03 | |
50 | Луис Сашар Слово о писателе. «Ямы» | 21.03 | |
51 | «Ямы» Кто такие трудные подростки или как выработать характер. | 25.03 | |
52 | «Ямы» чтение и обсуж | 28.03 | |
53 | «Шаги» дальнейшая судьба героев романа «Ямы». | 01.04 | |
54 | Практикум Просмотр фильма «Клад» (экранизация романа Л.Сашара «Ямы») | 11.04 | |
55 | Практикум Продолжение просмотра и обсуждение экранизации. | 15.04 | |
56 | Лариса Романовская Слово о писательнице. «Удалить эту запись?» | 18.04 | |
57 | «Удалить эту запись?» или дети и соцсети. Дневник как способ разобраться в себе. | 22.04 | |
58 | «Удалить эту запись?» Чему детские книги могут научить взрослых. | 25.04 | |
59 | Практикум Чтение и обсуждение интервью с Ларисой Романовской на сервисе «Папмамбук». Что бы я хотел спросить у писателя. | 29.04 | |
Вторая мировая война (9 часов) | |||
60 | Анника Тор. Слово о писательнице. «Остров в море». | 06.05 | |
61 | «Остров в море» Вторая мировая война в произведениях зарубежных писателей. | 06.05 | Уплотн. |
62 | «Остров в море» Влияние войны на судьбу людей. | 13.05 | |
63 | «Остров в море» Война и детство. | 13.05 | Уплотн. |
64 | «Иногда простые вещи становятся слишком сложными». Как научиться выживать в чуждом мире. | 16.05 | |
65 | «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море» - продолжение романа Анники Тор. | 20.05 | |
66 | Практикум «Остров в море» знакомство с мини-сериалом по мотивам книги. | 23.05 | |
67 | Практикум «Остров в море». Просмотр первых серий. | 27.05 | |
68 | Практикум «Остров в море». Просмотр первых серий. | 27.05 | Уплотн. |
Как найти хорошую книгу (2 часа) | |||
69 | Знакомство с полезными сервисами. Интернет-журнал «Папмамбук», Детская комната Arzamas, Иллюстрированный каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». | 30.05 | |
70 | Составление списка чтения на лето. | 30.05 | Уплотн. |
Учитель ______________/Димитрова К.Е./
РАССМОТРЕНО:
на заседании ШМО классных руководителей
протолок №____ от «___»________ 2021 г.
руководитель _____________/_Михайлова Н.В._/
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ВР
_______________ /Лобова Н.Б./
«____»_______________2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе"Юный филолог"
Литературный кружок для учащихся 5 класса...
Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.
Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.Обратившись к концепции и содержанию Профессионального стандарта педагога, позв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературная Смоленщина"
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления по литературе "Литературная Смоленщина" предназначена для обучающихся 6 класса. Данная программа не дублирует ку...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"
Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".
Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....
- Мне нравится (1)