Применение проектной и исследовательской технологии на уроке литературы при анализе произведения К.Г.Паустовского "Телеграмма"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_k.g.paustovskogo_telegramma.docx | 53.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Пояснительная записка.
Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.
Рассказ учит ребят чуткому отношению к маме, поэтому имеет большую воспитательную ценность.
Урок из курса изучения литературы конца 20-ого века продолжает изучение творчества мастера литературного слова К. Г. Паустовского. В своём произведении автор обращается к внутреннему миру человека и его проявлениям в различных жизненных ситуациях.
Данный урок – это урок нравственности, человечности, он позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям произведения.
Тема урока | «Зарубки на сердце» по произведению К. Г. Паустовского «Телеграмма». (Урок – размышление) |
Цели | Формирование навыков смыслового чтения и умения работы с информацией по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма» |
Задачи | Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев; Воспитательные: формировать представление о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании; помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои; Развивающие: развивать у учащихся критическое мышление через работу с текстом. Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения; предметные: научиться интерпретировать прочитанное; - определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста. - адекватно эмоционально откликаться на анализируемое произведение; - осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; метапредметные: познавательные: осмысленно читать текст рассказа, выделяя и формулируя познавательную цель; - совершенствовать умение работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; - анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера. - осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников. коммуникативные: - моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. - слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); |
Тип урока | урок – размышление |
Формы работы | индивидуальная; фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся (преобладает на протяжении всего урока). частично-поисковый метод, исследовательский, проблемный (беседа). |
Технологии | ИКТ (презентация); личностно-ориентированное и проблемное обучение; проектные технологии |
Средства обучения, в том числе ЭОР | Мультимедийные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация); портрет К.Г.Паустовского, рассказ К. Паустовского «Телеграмма»; рабочие тетради; толковый словарь; на доске эпиграф «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». М. Горький |
Формы организации образовательного пространства на уроке | Работа в группах, коллективная работа |
Словарь
Рассказ - прозаическое произведение, малый жанр литературы, в котором нарисовано одно, реже - несколько событий с малым количеством действующих лиц.
Автор раскрывает великие тайны человеческой души и заставляет нас задуматься над серьезными нравственными проблемами. (В данном случае, на уроке мы задумаемся над проблемой нравственного испытания в жизни человека и постараемся узнать при помощи каких средств автор направляет мысль читателя в нужное русло).
Пейзаж - (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Опережающее домашнее задание
- Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма».
- Индивидуальные задания по тексту.
- Притча о блудном сыне.
- Стихотворение «Заболела мать» (А.Токомбаева)
Активные приемы обучения
1 этап - кластер ассоциаций
2 этап - подводящий диалог
3 этап – кластер
4 этап – анализ эпизодов
5 этап – фрагмент фильма
6 этап – стихотворение «Не забывайте матерей»
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
Урок открытия новых знаний...
Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста
В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...
Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...
Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».
Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...
План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»
Главная педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
Cтатья по теме «Применение проектно-исследовательской технологии на уроках английского языка»
Cтатья по теме «Применение проектно-исследовательской технологии на уроках английского языка»...