Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста
статья по литературе по теме
В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovacionnyh_tehnologiy_na_urokah_literatury_pri_analize_teksta.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста
Главная цель уроков литературы – формирование речеведческих навыков учащихся, так как в современном мире востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления, принимать решения. И новая форма государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах по русскому языку предполагает не только демонстрацию знания предмета на уровне выбора одного варианта ответа из четырёх предложенных, но и умения выпускников анализировать текст на разных уровнях, создавать собственное рассуждение по проблеме, заданной в тексте.
Специфика преподаваемых мною предметов (русского языка и литературы) в том, что, в первую очередь, ребята на данных уроках встречаются с разными видами анализа текста (жанровым, сюжетным, композиционным, стилистическим, лингвистическим и др.) Между тем анализ текста — одно из тех занятий, которые совершает каждый, не задумываясь, что именно он делает. Кто-то ограничивается поверхностным восприятием на уровне сюжета. Я вижу свою задачу в том, чтобы научить школьников не ограничиваться личными «пересказами» текста, а сделать их более прозрачными, доказательными, последовательными, то есть научить понимать текст, видеть авторскую позицию, чувствовать красоту и особенность языка, знать средства, с помощью которых они достигаются.
Необходимо видеть разные уровни текста: логику, композицию, стиль всего текста, его части, микротемы; синтаксис и пунктуацию предложений; значение, звучание и орфографию слова, и в то же время понимать, что все вместе они создают целостность восприятия и правильность понимания.
Анализируя текст и другие языковые единицы, ребёнок учится самостоятельно мыслить, обсуждая результаты анализа — общаться, отстаивать свою точку зрения. При анализе текста рождается понимание того, как нужно создавать собственный текст.
Формировать умение анализировать текст необходимо в системе. Это можно сделать, используя разные образовательные технологии и методы (проблемное обучение, проектная технология, исследовательские методы, кластеры, коллажи, групповая работа и другие). Остановимся на некоторых из них.
Проблемное обучение. Использование технологии проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, В. Т. Кудрявцев и др.) как способа формирования и развития компетенций, связанных с анализом текста, эффективно, так как эта технология позволяет изучить темы глубже и разностороннее, приучает школьников к самостоятельной, целенаправленной деятельности, учит сотрудничеству, способствует не только простому усвоению знаний, но и использованию различных способов усвоений, образов и способов проблемного мышления, формирует внутреннюю мотивацию и познавательный интерес.
Анализ текста путём создания проблемной ситуации или постановки проблемного вопроса можно использовать как на уроках русского языка (особенно на уроке объяснения нового материала), так и литературы (сюжетный, жанровый, проблемный анализ и др.)
Кластер. Предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Примерами могут служить кластеры, составленные на уроках литературы в 5 классе. Темы уроков: 1) «Родина в творчестве С. А. Есенина» (анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»; 2) «Как я песни посвящал Отчизне, так и жизнь народу отдаю…» (УВЧ по творчеству М. Джалиля, анализ стихотворения «Мои песни». (кластеры прилагаются)
Коллаж (франц. collage, букв.— наклеивание) — технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называют произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент коллаж был введён кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т. д.)*.
Создание коллажей в процессе изучения литературы в школе становится своеобразной игрой, которая позволяет учащимся проявить своё визуальное видение прочитанного произведения, его темы, идеи, предметного мира, героев, тем более, что глаз современных детей к визуальному ряду более привычен.
И всё это — что называется, подручными средствами, которые при этом становятся средствами художественными (извините нечаянный каламбур).
Продуманного решения требует и компоновка материала.
Начинать работу над коллажем можно уже в 5-м классе. Например, первая хорошая «визуальная картина» возникает при чтении «У лукоморья дуб зеленый...» А. Пушкина. А дальше благодатную почву для размышлений, проявления фантазии и воспитания командного духа (коллажи желательно «творить» группами и на заключительном этапе изучения произведения; можно привлекать к работе — поначалу — и родителей) дают сказки, в том числе и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пусть первый свой коллаж ребёнок сделает с кем-нибудь из взрослых, это не страшно. Может быть, вместе перечитают какой-то эпизод, проявят смекалку в использовании тех или иных материалов для работы (как в рассматриваемом коллаже: гофрированная бумага, скрепки, фотографии из рекламных буклетов), в композиционном решении. (коллаж прилагается)
Таким образом, технология проблемного обучения, кластер, коллаж и др. инновационные технологии помогают сделать уроки русского языка и литературы более яркими и запоминающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации
В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""
В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...
Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...
Использование инновационных технологий на уроках литературы
Урок – социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен социально-психологическими потребностями, уровнем развития, нравственными и моральными ценностями обществ...