Буктрейлер как средство приобщения к чтению
методическая разработка по литературе

Морозова Юлия Александровна

Мастер - класс с практической частью и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_buktreyler.docx33.88 КБ
Файл master_-_klass_buktreyler.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Мастер – класс на тему:

«Буктрейлер – как средство  приобщения к чтению»

Разработчик: Морозова Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

Первомайский, 2022

Цель: распространить педагогический опыт по созданию буктрейлеров как средства повышения интереса к чтению учащихся.

Задачи:

- познакомить коллег с технологией создания буктрейлера;

- представить конкурсную работу учащейся на произведение А.Н. Островского «Гроза»;

- обосновать эффективность использования буктрейлера как инструмента, способствующего повышению читательской активности школьников;

- создать сценарий к буктрейлеру на произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»;

-  продемонстрировать готовый проект.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, шаблоны сценария, ручки.

 Продолжительность  - 20 минут.

Ход мастер - класса

Вступительное слово: (слайд 1)

        Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Морозова Юлия Александровна, я являюсь учителем русского языка и литературы Первомайской школы. Позвольте представить Вашему вниманию мастер – класс на тему: «Буктрейлер как средство приобщения к чтению».  

(слайд 2)  Свое выступление я хочу начать с высказывания Ф.М. Достоевского: «Перестать читать книги  - значит перестать мыслить». Трудно не согласиться с этими словами.

Актуальность:

        К сожалению, в наши дни чтение теряет  популярность. Читательская активность современных школьников очень низкая. Заставить читать нынешнее поколение – это большая проблема. И эта проблема приобрела уже мировой масштаб. Падение интереса к литературе связано, в первую очередь, с развитием компьютерных и других информационных технологий.

(слайд 3) Знакомая картина?

        Дети перестали читать, а значит,  страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание. Поэтому перед учителями возник проблемный вопрос  - как найти способы повысить уровень читательской активности школьников? Если помните, в начале 2020 года в Сети появился трейлер к нашумевшему фильму «Гоголь. Начало». И тогда старшеклассники побежали в кинотеатры, чтобы посмотреть фильм, но никто не догадался взять в руки книгу. А что если создать подобную рекламу не фильму, а книге?  И такая реклама существует, называется она «буктрейлер».

(слайд 4) Определение буктрейлера

        Что же представляет собой буктрейлер? Буктрейлер – это  короткий видеоролик (не более 3 минут), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

(слайд 5)  История возникновения буктрейлера

        Первый буктрейлер широкой публике впервые продемонстрировали в США в 2003 году. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостинга YouTubе  и социальных сетей. В России буктрейлер приобрел популярность в 2010 году.

(слайд 6) Цели и задачи буктрейлера

        Какова же основная цель таких видеороликов? Основная цель буктрейлера - привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать  читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. На мой взгляд, что заинтриговать – это одна из важнейших задач буктрейлера. Именно интрига вызывает интерес учащегося.

(слайд 7) Классификация буктрейлеров

        Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

- игровые (минифильм п книге);

- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями);

- анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

 - повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

- атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);

- концептуальные (транслирующие ключевую идею и общую направленность текста).

Конечно, классификации условны и не универсальны.

(слайд 8) Этапы создания буктрейлера

  1. Выбор книги для рекламы (мотиваций в выборе книг может быть множество -  реклама новых книг, и привлечение внимания к классике, и продвижение книг писателей – юбиляров. Самое важное условие – книга должна быть прочитана);
  2. Создание сценария (продумать сюжет будущего буктрейлера и записать текст. В повествовательный буктрейлер важно внести интригу, в атмосферном важно передать настроение книги. Это один из самых сложных этапов работы над медиапроектом);
  3. Подбор материалов для видеоряда (слайд 9) (картинки, отсканированные рисунки, видеофрагменты, музыка, озвучка. Неплохие сайты для скачивания музыки, видео и футажей  для буктрейлеров – Lemuzika.pro, Zvukipro.com, Videomin.org. Главное помнить об авторских правах);
  4. Выполнение монтажа (для этого разработаны всевозможные программы, самые распространенные – Windows Movie Maker, Sony Vegas Pro, Adobe Premiere, для младших школьников подойдет InShot – в виде приложения для мобильного телефона). Я использую программу ВидеоМонтаж.
  5. Демонстрация полученного продукта.

(слайд 10) Преимущества работы над буктрейлером

Личностные результаты: формирование учебно-познавательная мотивации и интереса к учению; развитие творческих способностей, креативности мышления.

Метапредметные результаты:

  Познавательные: умение выстраивать логическую цепь рассуждений,  умение работать с текстом, выделять главное из содержания.

 Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые высказывания; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

 Регулятивные: умение извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы  в другую, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты: строить устное и письменное высказывание; создавать сценарий буктрейлера;  словесно передавать свои эстетические впечатления; оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.

(слайд 11) Критерии оценивания

Критерии оценивания

Количество баллов

1

Оригинальность выполнения, творческий подход

1 - 5 баллов

2

Эмоциональное воздействие

1 – 5 баллов

3

Техническое качество выполнения

1 – 5 баллов

4

Органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания произведения

1 – 5 баллов

Максимально возможное  количество баллов

20 баллов

Перевод баллов в отметки

20 – 17

16 - 13

12 -  9

8 и менее

«5»

«4»

«3»

«2»

        Созданием буктрейлеров я стала заниматься сравнительно недавно, поэтому обширного опыта не имею. В основном работала со старшеклассниками. С учениками среднего звена еще не пробовала работать. Конечно, мотивированные учащиеся охотно берутся за создание таких медиапроектов. В основном это дети, принимающие участие в олимпиадах по литературе, учащиеся, выбравшие литературу для сдачи экзамена. В этом году планирую обширную работу с ученицей 9 класса, которая выбрала данную тему для защиты ИИП. Слабоуспевающих можно задействовать в создании группового проекта, определив для них посильную роль (например, актера).

Предлагаю посмотреть, что собой представляет букрейлер. Обращаю ваше внимание на  работу моей ученицы - буктрейлер к драме А. Н. Островского «Гроза». Работа приняла участие в межрегиональном конкурсе буктрейлеров, организованном Вятским колледжом культуры.   (демонстрация буктрейлера)

Практическая часть

        Наша встреча происходит в формате мастер - класса, поэтому я предлагаю поработать над моделированием проекта буктрейлера оффлайн. Поскольку мы ограничены во времени, затронем только один из этапов работы над буктрейлером – разработкой сценария.  Предлагаю разработать сценарий к произведению Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». В помощь вам будет дан примерный план сценария.

Примерный план сценария (слайд 12)

1. _______________________________________________________________представляет

2.  От создателя ______________________________________________________________

                                                           укажите название любого произведения автора в родительном падеже

3. ___________________________________________________________________________

                        укажите ФИО автора в родительном падеже

4. ___________________________________________________________________________

                             укажите название рекламируемого произведения

5. ___________________________________________________________________________

                              укажите место и время действия в произведении

6. ___________________________________________________________________________

                                  кратко расскажите о череде мистических событий

7.____________________________________________________________________________

                             кратко расскажите о главных героях и их взаимоотношениях

8. ___________________________________________________________________________

                укажите на условие, поставленное главной героиней                  

9. ___________________________________________________________________________

                       внесите интригу (задайте вопрос(-ы), на который(-ые) необходим ответ)

10. Ответ на этот вопрос вы найдете на страницах книги.

А теперь посмотрим,  как выглядел бы наш буктрейлер.

Показ буктрейлера «Ночь перед Рождеством»

Коллеги, укажите на недочеты в буктрейлере (использованы видеофрагменты из фильма);

Есть ли какие – то замечания, вопросы, предложения?

Сегодняшний материал был вам полезен?

Какие моменты оказались более запоминающимися? Что западает в моей работе?

Большое спасибо за внимание! (слайд 13)

Примерный план сценария

1. _______________________________________________________________представляет

2.  От создателя ______________________________________________________________

                                                           укажите название любого произведения автора в родительном падеже

3. ___________________________________________________________________________

                        укажите ФИО автора в родительном падеже

4. ___________________________________________________________________________

                             укажите название рекламируемого произведения

5. ___________________________________________________________________________

                              укажите место и время действия в произведении

6. ___________________________________________________________________________

                                  кратко расскажите о череде мистических событий

7.____________________________________________________________________________

                             кратко расскажите о главных героях и их взаимоотношениях

8. ___________________________________________________________________________

                укажите на условие, поставленное главной героиней    

             

9. ___________________________________________________________________________

                       внесите интригу (задайте вопрос(ы), на который(ые) необходим ответ)

10. Ответ на этот вопрос вы найдете на страницах книги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буктрейлер как средство приобщения к чтению Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст . Первомайский Морозова Ю.А., учитель русского языка и литературы 2022

Слайд 2

«Перестать читать книги –значит перестать мыслить» Ф.М. Достоевский

Слайд 3

Знакомая картина?

Слайд 4

В дословном переводе: бук (с англ. языка « book ») – книга, трейлер (с англ. языка « trailer ») – киноафиша, анонс, рекламный ролик Б уктрейлер – это короткий видеоролик (не более 3 минут), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой – либо книге.

Слайд 5

Из и стории возникновения буктрейлера США, 2003 год Россия, 2011 год

Слайд 6

Цель буктрейлеров - привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги.

Слайд 7

Виды буктрейлеров 1. По способу визуального воплощения текста: игровые неигровые анимационные 2. По содержанию: повествовательные атмосферные концептуальные

Слайд 8

Основные этапы создания буктрейлера 1) Выбор книги; 2 ) Написание сценария к буктрейлеру ; 3 ) Подбор материала для видеоряда; 4 ) Выполнение монтажа видео; 5 ) Демонстрация полученного продукта.

Слайд 9

Программы для видеомонтажа: Windows Movie Maker , Sony Vegas Pro , Adobe Premiere , ВидеоМонтаж , InShot Полезные сайты: Lemuzika . pro , Zvukipro . com , Videomin . org

Слайд 10

Критерии оценивания буктрейлера № Критерии оценивания Количество баллов 1 Оригинальность выполнения, творческий подход 1 - 5 баллов 2 Эмоциональное воздействие 1 – 5 баллов 3 Техническое качество выполнения 1 – 5 баллов 4 Органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания произведения 1 – 5 баллов Максимально возможное количество баллов 20 баллов Перевод баллов в отметки 20 – 17 16 - 13 12 - 9 8 и менее «5» «4» «3» «2»

Слайд 11

Примерный план сценария 1. _______________________________________________________________представляет 2 . От создателя ______________________________________________________________ укажите название любого произведения автора в родительном падеже 3. ___________________________________________________________________________ укажите ФИО автора в родительном падеже 4. ___________________________________________________________________________ укажите название рекламируемого произведения 5. ___________________________________________________________________________ укажите место и время действия в произведении 6. ___________________________________________________________________________ кратко расскажите о череде мистических событий 7.____________________________________________________________________________ кратко расскажите о главных героях и их взаимоотношениях 8. ___________________________________________________________________________ укажите на условие, поставленное главной героиней 9. ___________________________________________________________________________ внесите интригу (задайте вопрос, на который необходим ответ) 10. Ответ на этот вопрос вы найдете на страницах книги.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям

      Значительную часть жизненного опыта школьника может составить читательский опыт, который способствует и литературному развитию, и развитию личности в целом. Чтение - основа...

статья "Любите ли вы читать, или буктрейлер как средство привлечения внимания к книге"

Статья - сопровождение долгосрочного  проекта, цель которого: создание небольшой видеотеки, состоящей из созданных учащимися буктрейлеров по классической и современной литературе....

Буктрейлер как средство развития интереса к чтению

Буктрейлер -это создание ролика на прочитанную книгу. Они бывают разных видов....

Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 07.04.2016 Буктрейлер –  современный способ мотивации к чтению....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Буктрейлер –  современный способ мотивации к чтению....

Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы

Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....

Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности.

Проект по литературе ученицы 5 класса " Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности"...