Буктрейлер как средство приобщения к чтению
методическая разработка по литературе
Мастер - класс с практической частью и презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_buktreyler.docx | 33.88 КБ |
master_-_klass_buktreyler.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Мастер – класс на тему:
«Буктрейлер – как средство приобщения к чтению»
Разработчик: Морозова Ю.А.,
учитель русского языка и литературы
Первомайский, 2022
Цель: распространить педагогический опыт по созданию буктрейлеров как средства повышения интереса к чтению учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с технологией создания буктрейлера;
- представить конкурсную работу учащейся на произведение А.Н. Островского «Гроза»;
- обосновать эффективность использования буктрейлера как инструмента, способствующего повышению читательской активности школьников;
- создать сценарий к буктрейлеру на произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»;
- продемонстрировать готовый проект.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, шаблоны сценария, ручки.
Продолжительность - 20 минут.
Ход мастер - класса
Вступительное слово: (слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Морозова Юлия Александровна, я являюсь учителем русского языка и литературы Первомайской школы. Позвольте представить Вашему вниманию мастер – класс на тему: «Буктрейлер как средство приобщения к чтению».
(слайд 2) Свое выступление я хочу начать с высказывания Ф.М. Достоевского: «Перестать читать книги - значит перестать мыслить». Трудно не согласиться с этими словами.
Актуальность:
К сожалению, в наши дни чтение теряет популярность. Читательская активность современных школьников очень низкая. Заставить читать нынешнее поколение – это большая проблема. И эта проблема приобрела уже мировой масштаб. Падение интереса к литературе связано, в первую очередь, с развитием компьютерных и других информационных технологий.
(слайд 3) Знакомая картина?
Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание. Поэтому перед учителями возник проблемный вопрос - как найти способы повысить уровень читательской активности школьников? Если помните, в начале 2020 года в Сети появился трейлер к нашумевшему фильму «Гоголь. Начало». И тогда старшеклассники побежали в кинотеатры, чтобы посмотреть фильм, но никто не догадался взять в руки книгу. А что если создать подобную рекламу не фильму, а книге? И такая реклама существует, называется она «буктрейлер».
(слайд 4) Определение буктрейлера
Что же представляет собой буктрейлер? Буктрейлер – это короткий видеоролик (не более 3 минут), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
(слайд 5) История возникновения буктрейлера
Первый буктрейлер широкой публике впервые продемонстрировали в США в 2003 году. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостинга YouTubе и социальных сетей. В России буктрейлер приобрел популярность в 2010 году.
(слайд 6) Цели и задачи буктрейлера
Какова же основная цель таких видеороликов? Основная цель буктрейлера - привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. На мой взгляд, что заинтриговать – это одна из важнейших задач буктрейлера. Именно интрига вызывает интерес учащегося.
(слайд 7) Классификация буктрейлеров
Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста:
- игровые (минифильм п книге);
- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями);
- анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
- атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
- концептуальные (транслирующие ключевую идею и общую направленность текста).
Конечно, классификации условны и не универсальны.
(слайд 8) Этапы создания буктрейлера
- Выбор книги для рекламы (мотиваций в выборе книг может быть множество - реклама новых книг, и привлечение внимания к классике, и продвижение книг писателей – юбиляров. Самое важное условие – книга должна быть прочитана);
- Создание сценария (продумать сюжет будущего буктрейлера и записать текст. В повествовательный буктрейлер важно внести интригу, в атмосферном важно передать настроение книги. Это один из самых сложных этапов работы над медиапроектом);
- Подбор материалов для видеоряда (слайд 9) (картинки, отсканированные рисунки, видеофрагменты, музыка, озвучка. Неплохие сайты для скачивания музыки, видео и футажей для буктрейлеров – Lemuzika.pro, Zvukipro.com, Videomin.org. Главное помнить об авторских правах);
- Выполнение монтажа (для этого разработаны всевозможные программы, самые распространенные – Windows Movie Maker, Sony Vegas Pro, Adobe Premiere, для младших школьников подойдет InShot – в виде приложения для мобильного телефона). Я использую программу ВидеоМонтаж.
- Демонстрация полученного продукта.
(слайд 10) Преимущества работы над буктрейлером
Личностные результаты: формирование учебно-познавательная мотивации и интереса к учению; развитие творческих способностей, креативности мышления.
Метапредметные результаты:
Познавательные: умение выстраивать логическую цепь рассуждений, умение работать с текстом, выделять главное из содержания.
Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые высказывания; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные: умение извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Предметные результаты: строить устное и письменное высказывание; создавать сценарий буктрейлера; словесно передавать свои эстетические впечатления; оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.
(слайд 11) Критерии оценивания
№ | Критерии оценивания | Количество баллов | |||
1 | Оригинальность выполнения, творческий подход | 1 - 5 баллов | |||
2 | Эмоциональное воздействие | 1 – 5 баллов | |||
3 | Техническое качество выполнения | 1 – 5 баллов | |||
4 | Органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания произведения | 1 – 5 баллов | |||
Максимально возможное количество баллов | 20 баллов | ||||
Перевод баллов в отметки | |||||
20 – 17 | 16 - 13 | 12 - 9 | 8 и менее | ||
«5» | «4» | «3» | «2» |
Созданием буктрейлеров я стала заниматься сравнительно недавно, поэтому обширного опыта не имею. В основном работала со старшеклассниками. С учениками среднего звена еще не пробовала работать. Конечно, мотивированные учащиеся охотно берутся за создание таких медиапроектов. В основном это дети, принимающие участие в олимпиадах по литературе, учащиеся, выбравшие литературу для сдачи экзамена. В этом году планирую обширную работу с ученицей 9 класса, которая выбрала данную тему для защиты ИИП. Слабоуспевающих можно задействовать в создании группового проекта, определив для них посильную роль (например, актера).
Предлагаю посмотреть, что собой представляет букрейлер. Обращаю ваше внимание на работу моей ученицы - буктрейлер к драме А. Н. Островского «Гроза». Работа приняла участие в межрегиональном конкурсе буктрейлеров, организованном Вятским колледжом культуры. (демонстрация буктрейлера)
Практическая часть
Наша встреча происходит в формате мастер - класса, поэтому я предлагаю поработать над моделированием проекта буктрейлера оффлайн. Поскольку мы ограничены во времени, затронем только один из этапов работы над буктрейлером – разработкой сценария. Предлагаю разработать сценарий к произведению Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». В помощь вам будет дан примерный план сценария.
Примерный план сценария (слайд 12)
1. _______________________________________________________________представляет
2. От создателя ______________________________________________________________
укажите название любого произведения автора в родительном падеже
3. ___________________________________________________________________________
укажите ФИО автора в родительном падеже
4. ___________________________________________________________________________
укажите название рекламируемого произведения
5. ___________________________________________________________________________
укажите место и время действия в произведении
6. ___________________________________________________________________________
кратко расскажите о череде мистических событий
7.____________________________________________________________________________
кратко расскажите о главных героях и их взаимоотношениях
8. ___________________________________________________________________________
укажите на условие, поставленное главной героиней
9. ___________________________________________________________________________
внесите интригу (задайте вопрос(-ы), на который(-ые) необходим ответ)
10. Ответ на этот вопрос вы найдете на страницах книги.
А теперь посмотрим, как выглядел бы наш буктрейлер.
Показ буктрейлера «Ночь перед Рождеством»
Коллеги, укажите на недочеты в буктрейлере (использованы видеофрагменты из фильма);
Есть ли какие – то замечания, вопросы, предложения?
Сегодняшний материал был вам полезен?
Какие моменты оказались более запоминающимися? Что западает в моей работе?
Большое спасибо за внимание! (слайд 13)
Примерный план сценария
1. _______________________________________________________________представляет
2. От создателя ______________________________________________________________
укажите название любого произведения автора в родительном падеже
3. ___________________________________________________________________________
укажите ФИО автора в родительном падеже
4. ___________________________________________________________________________
укажите название рекламируемого произведения
5. ___________________________________________________________________________
укажите место и время действия в произведении
6. ___________________________________________________________________________
кратко расскажите о череде мистических событий
7.____________________________________________________________________________
кратко расскажите о главных героях и их взаимоотношениях
8. ___________________________________________________________________________
укажите на условие, поставленное главной героиней
9. ___________________________________________________________________________
внесите интригу (задайте вопрос(ы), на который(ые) необходим ответ)
10. Ответ на этот вопрос вы найдете на страницах книги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Перестать читать книги –значит перестать мыслить» Ф.М. Достоевский
Знакомая картина?
В дословном переводе: бук (с англ. языка « book ») – книга, трейлер (с англ. языка « trailer ») – киноафиша, анонс, рекламный ролик Б уктрейлер – это короткий видеоролик (не более 3 минут), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой – либо книге.
Из и стории возникновения буктрейлера США, 2003 год Россия, 2011 год
Цель буктрейлеров - привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги.
Виды буктрейлеров 1. По способу визуального воплощения текста: игровые неигровые анимационные 2. По содержанию: повествовательные атмосферные концептуальные
Основные этапы создания буктрейлера 1) Выбор книги; 2 ) Написание сценария к буктрейлеру ; 3 ) Подбор материала для видеоряда; 4 ) Выполнение монтажа видео; 5 ) Демонстрация полученного продукта.
Программы для видеомонтажа: Windows Movie Maker , Sony Vegas Pro , Adobe Premiere , ВидеоМонтаж , InShot Полезные сайты: Lemuzika . pro , Zvukipro . com , Videomin . org
Критерии оценивания буктрейлера № Критерии оценивания Количество баллов 1 Оригинальность выполнения, творческий подход 1 - 5 баллов 2 Эмоциональное воздействие 1 – 5 баллов 3 Техническое качество выполнения 1 – 5 баллов 4 Органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания произведения 1 – 5 баллов Максимально возможное количество баллов 20 баллов Перевод баллов в отметки 20 – 17 16 - 13 12 - 9 8 и менее «5» «4» «3» «2»
Примерный план сценария 1. _______________________________________________________________представляет 2 . От создателя ______________________________________________________________ укажите название любого произведения автора в родительном падеже 3. ___________________________________________________________________________ укажите ФИО автора в родительном падеже 4. ___________________________________________________________________________ укажите название рекламируемого произведения 5. ___________________________________________________________________________ укажите место и время действия в произведении 6. ___________________________________________________________________________ кратко расскажите о череде мистических событий 7.____________________________________________________________________________ кратко расскажите о главных героях и их взаимоотношениях 8. ___________________________________________________________________________ укажите на условие, поставленное главной героиней 9. ___________________________________________________________________________ внесите интригу (задайте вопрос, на который необходим ответ) 10. Ответ на этот вопрос вы найдете на страницах книги.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как средство приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям
Значительную часть жизненного опыта школьника может составить читательский опыт, который способствует и литературному развитию, и развитию личности в целом. Чтение - основа...
статья "Любите ли вы читать, или буктрейлер как средство привлечения внимания к книге"
Статья - сопровождение долгосрочного проекта, цель которого: создание небольшой видеотеки, состоящей из созданных учащимися буктрейлеров по классической и современной литературе....
Буктрейлер как средство развития интереса к чтению
Буктрейлер -это создание ролика на прочитанную книгу. Они бывают разных видов....
Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 07.04.2016 Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению....
Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы
Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....
Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности.
Проект по литературе ученицы 5 класса " Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности"...