Буктрейлер как средство развития интереса к чтению
статья по литературе (9 класс) на тему
Буктрейлер -это создание ролика на прочитанную книгу. Они бывают разных видов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буктрейлер как средство развития интереса к чтению | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Буктрейлер как средство повышения читательского интереса на уроках литературы
В настоящее время проблема развитие интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка, а профессиональная ориентация в школе приводит к явлению «профессионального кретинизма». Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Так телевидение, УКВ радиостанции, интернет, доступность разнообразной печатной продукции – все это не может ни играть роль в жизни человека.
По оценке психологов, основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. В настоящий момент (с введением в школьную программу новых стандартов) преобладают формы обучения информационного, а не поискового направления, что приводит к получению знаний в «разжеванном» виде, часто обучение строится на запоминании огромного количества фактов, отучая школьника от самостоятельной работы с книгой. И как следствие – это низкая коммуникативная, языковая и филологическая компетенция и эстетическая глухота наших выпускников. О незнании самых элементарных фактов из истории как русской, так и любой другой литературы, самых насущных, необходимых норм современного русского языка ярко свидетельствует и социологические опросы, и всяческие "Что? Где? Когда?", «Кто хочет стать миллионером» и т. д. Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма, бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшие в настоящее время главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
Буктрейлер решает несколько задач:
1 Привлечение внимания к книге.
2 Создание аудитории читателей.
3 Формирование персонального бренда писателя.
В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома, самостоятельно. Буктрейлер очень поможет раскрутке вашего произведения в Сети, если вы издали книгу за свой счет или продвигаете электронную книгу.
Материалы для ролика:
- фото- и видеоматериалы (или свои, или скаченные из Интернета);
- иллюстрации и музыка (так же – или свои, или скаченные из Сети), озвучка (если есть возможность, лучше профессиональная);
- цитаты из рекламируемого произведения;
разворот обложки с аннотацией (если обложки нет, ее можно заказать у дизайнеров);
План работы над буктрейлером
План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:
- задача буктрейлера: на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик, чем собираетесь его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть к покупке книги и ее прочтению;
- определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
- проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
- решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.
План для буктрейлера можно создать двумя способами:
1. Подобрать выразительные цитаты из текста — и под них найти подходящие иллюстрации, видео или музыку.
2. Сначала выбрать иллюстрации, видео и музыку — и уже ориентируясь на этот материал, написать короткий сюжетный текст или подобрать необходимые цитаты из произведения.
При этом нужно четко понимать, какой именно буктрейлер вы создаете – атмосферный или повествовательный. И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».
Технические средства:
- микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов;
программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. Windows Movie Maker – довольно простая программа, которую легко освоить самостоятельно.
Буктрейлер только входит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались:
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как создателя – рекламировать свою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда. Так, строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы: в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и легким для чтения. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
Еще совет: актуален опрос читательской аудитории. Какие моменты в целом по сюжету и в частности – из сцен нравятся, чем книга цепляет, а чем – может оттолкнуть. Зачастую мнения расходятся: и то, что нравится автору, проходит мимо читателя, а то, что написано абы как и между делом, у читателей вызывает восторг. А буктрейлер делается для читателей
И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик «на кошках», то бишь – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.
Таких «может быть» может быть много. И все чужие пожелания важно учесть, проверить их лично и исправить, если они актуальны. Ибо буктрейлер – это реклама, которая создается для потребителя и должна обязательно учитывать его запросы – от подсознательного желания прочитать определенную книгу до визуальных и аудиальных мелочей ролика. И ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна не «определенная», а именно та, о которой написали вы.
Буктрейлер помогает находить новых читателей. В отличие от книжного рынка, который упал в 2 раза за последние пять лет, интернет расширил свою аудиторию в это же количество раз, и теперь по размеру своего времени у россиян побеждает чтение книг почти в три раза.
Видеоформат в интернете сейчас самый актуальный и эффективный. Youtube бьет все рекорды по популярности. Теперь пришло время использовать этот канал для поиска своего читателя и распространения литературного творчества.
6
Буктрейлер - как современная технология для уроков литературы.
Буктрейлер (англ. booktrailer) - небольшой видеоролик , рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то книге .
Цель буктрейлера – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров . Продолжительность ролика 1-3 минуты.
Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.
Классификация
По способу визуального воплощения текста:
- игровые (мини фильм по книге);
- не игровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
- анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
- атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Этапы создания
- Выбрать книгу, которая нравится, с которой будет интересно работать
- Посмотреть примеры буктрейлеров и продумать идею своего
- Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.
- Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку.
- Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker, Киностудии для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров).
- Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления
- Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся представителями целевой аудитории книги, к которой снят ролик. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. При необходимости сделать правки.
Конкурсы буктрейлеров
- Videobooks ( буки, занявшие места: https://www.youtube.com/watch?v=TSQNbcx8R2g, https://www.youtube.com/watch?v=rarTdMZksYs )
- Всероссийский конкурс буктрейлеров (для участия любой желающий может снять ролик длиной не более 2 минут и отправить его на конкурс)www.booktrailers.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа школьной библиотеки по развитию интереса к чтению обучающихся.
Привитие интереса к чтению путем библиотечного обслуживания...
Развитие интереса к чтению
Развитие интереса к чтению -одно из условий становления личности...
Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы
Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как способ...
Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы
Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как способ...
Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"
Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....
Статья коллектива авторов: Богайцева М.В., Магир Т.В. Использование интерпретаций литературного произведения как средство развития интереса к чтению и форма работы с непрочитанным текстом на уроке
Среди особых проблем современной методики преподавания литературы стоит вопрос работы с непрочитанным текстом. К сожалению, все чаще учителя сталкиваются с ситуацией незнакомства учеников с изучаемым ...
Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы
Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....