План профессионального развития
материал по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samorazv_2022_1.docx | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный перспективный план профессионального развития
учителя русского языка и литературы
Исмагиловой Наили Фаритовны
1.Пояснительная записка
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс.
Функции методической деятельности:
- аналитическая;
- проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
- исследовательская (педагогическое творчество и мастерство).
- рефлексивная (результат деятельности учителя и учеников).
Рефлексивный анализ педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития ученика путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к итоговой аттестации.
Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности: дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.
Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: целеполагание и составление плана деятельности; выбор учащимися содержания различной сложности; использование проблемных заданий; рефлексию учащимися своей деятельности. Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельности подход.
Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и психолого-педагогическим особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.
Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.
Подготавливая выпускников к сдаче единого государственного экзамена, не только еженедельно провожу консультации, но и организую самостоятельную работу по подготовке к итоговой аттестации через составление индивидуальных программ учащихся. Использование современных педагогических технологий позволяет добиваться хороших результатов при проведении ВПР и сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Проблемы
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным, т.е. результаты обучения могли бы применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:
- неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- отсутствие навыка целостного анализа информации.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Ожидаемые результаты:
- формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества;
- совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;
- формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.
Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Цель изучения данной темы:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи изучения данной темы.
- сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- сформировать навыки целостного анализа информации
- продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предмета
- продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии
План профессионального развития
Этапы самообразования | Содержание деятельности | Сроки | Практическая деятельность |
1.Диагностический | 1.Анализ затруднений, постановка проблемы. | 2022-2023гг | 1. Изучение и анализ литературы по теме самообразования. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010 2. Посещение уроков педагогов школы. 3.Обучение на курсах повышения квалификации. 4.Использование результатов школьного мониторинга |
2. Прогностический | 1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература с учетом результатов школьного мониторинга 2.Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся | 2023-2024 гг | 1. Выступление на заседании ШМО и РМО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» 2. Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы. |
3. Практический | 1.Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой. 2. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата. | 1014- 2025 | 1. Проведение открытых уроков по теме самообразования 2.Участие в работе школьного и районного методических объединений 3. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ |
4. Обобщающий | 1.Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов. | 2024-2025 | 1. Консультативная помощь учителям |
5. Внедренческий | 1.Проведение мастер-класса по заявленной теме 2. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». | 2025- 2026 | 1. Консультативная помощь учителям и учащимся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации
Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.Вот как определяет понятие «сам...
Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г
Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.) ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...
Перспективный план профессионального развития учителя информатики и ИКТ МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З
Перспективный планпрофессионального развития учителя информатики и ИКТМБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З...
Индивидуальный план профессионального развития учителя
План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...
Индивидуальный план профессионального развития педагога.
Данное методическое пособие познакомит вас с теоретическими основами разработки индивидуального плана профессионального развития педагога. Поможет разработать свою версию индивидуального плана р...
Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период
Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...