План профессионального развития
материал по литературе

Исмагилова Наиля Фаритовна
Индивидуальный перспективный план профессионального развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazv_2022_1.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный перспективный план профессионального развития

учителя русского языка и литературы

                                                                           

Исмагиловой Наили Фаритовны

1.Пояснительная записка

                                                                          “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование.  Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  •  исследовательская (педагогическое творчество и мастерство).
  • рефлексивная (результат деятельности учителя и учеников).

Рефлексивный анализ педагогической деятельности.

Цель педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития ученика путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к   итоговой аттестации.

Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности: дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.

Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: целеполагание и составление плана деятельности; выбор учащимися содержания различной сложности; использование проблемных заданий; рефлексию учащимися своей деятельности. Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельности подход.

Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и психолого-педагогическим особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.

Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.

Подготавливая выпускников к сдаче единого государственного экзамена, не только еженедельно провожу консультации, но и организую самостоятельную  работу по подготовке к итоговой аттестации через составление индивидуальных программ учащихся. Использование современных педагогических технологий позволяет добиваться хороших результатов при проведении ВПР и сдаче ЕГЭ и ОГЭ. 

Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения  нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы. 

Проблемы

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным, т.е. результаты обучения могли бы применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность. 

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  • отсутствие навыка целостного анализа информации.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Ожидаемые результаты:

  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества;
  • совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;
  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.

Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Цель изучения данной темы:

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи изучения данной темы.

  • сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  •  анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  •  сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  •  сформировать навыки целостного анализа информации
  • продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предмета
  • продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии

План профессионального развития

Этапы самообразования

Содержание деятельности

Сроки

Практическая деятельность

1.Диагностический

1.Анализ затруднений, постановка проблемы.

2022-2023гг

1. Изучение и анализ литературы по теме самообразования.

Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010

2. Посещение уроков педагогов школы.

3.Обучение на курсах повышения квалификации.

4.Использование результатов школьного мониторинга

2. Прогностический

1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература с учетом результатов школьного мониторинга

2.Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся

2023-2024 гг

1. Выступление на заседании ШМО и РМО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

2. Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы.

3. Практический

1.Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой.

2. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата.

1014- 2025

1. Проведение открытых уроков по теме самообразования

2.Участие в работе школьного и районного методических объединений  

3. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ

4. Обобщающий

1.Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

2.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов.

2024-2025

1. Консультативная помощь учителям

5. Внедренческий

1.Проведение мастер-класса по заявленной теме

2. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

2025- 2026

1. Консультативная помощь учителям и учащимся. 
2. Публикации результатов собственного опыта (статей, открытых уроков). 
3. Открытые уроки, семинары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.Вот как определяет понятие «сам...

Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г

Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...

Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)

Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)  ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...

Перспективный план профессионального развития учителя информатики и ИКТ МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З

Перспективный планпрофессионального развития учителя информатики и ИКТМБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З...

Индивидуальный план профессионального развития учителя

План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...

Индивидуальный план профессионального развития педагога.

Данное методическое пособие познакомит вас с теоретическими  основами разработки индивидуального плана профессионального развития педагога. Поможет разработать свою версию индивидуального плана р...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...