Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «ПОИСТИНЕ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ».
методическая разработка по литературе (7, 8 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «ПОИСТИНЕ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ».
Автор - составитель: учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Сокольской СШ «Заболотновская ОШ» Малехонова Наталья Георгиевна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_shag_v_budushchuyu_professiyu.docx | 174.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Сокольской СШ «Заболотновская ОШ».
Номинация «Мастерская профориентации».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе.
«ПОИСТИНЕ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ».
(по произведению А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»)
Автор - составитель:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ Сокольской СШ
«Заболотновская ОШ»
Малехонова Наталья Георгиевна.
2021 год
Содержание работы.
- Вступление.
2. Основная часть:
1) Рубрика « Вспомни литературные произведения».
2) Рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
3) Поэтическая страничка.
4) Основные требования к профессии машинист.
5) Учебные заведения, где можно выучиться профессии машинист.
3.Заключительная часть. Подведение итогов (рефлексия).
- Литература.
- Приложения (№1, №2, №3)
Эпиграфы:
1. …Кроме поля, деревни,
матери и
колокольного звона,
я любил еще /
И чем больше живу,
тем больше люблю/
паровозы, машину,
ноющий гудок
и потную работу».
А.П.Платонов.
2. Истинное сокровище
для людей
– умение трудиться.
Эзоп.
1.Цель методической разработки:
- расширить представление детей о различных профессиях, в частности, о профессиях машиниста, шофера, водителя.
2.Задачи:
Обучающие:
- обеспечить в ходе занятия закрепления следующих понятий: профессия, квалификация, специальность, должность;
- побуждать детей к поиску информации о профессиях.
Развивающие:
- способствовать развитию волевых качеств: настойчивость, решительность, целеустремленность;
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательная:
- формировать позитивное отношение к труду.
3. Тип занятия: урок – беседа с использованием исследовательской работы.
4. Форма занятия: час общения.
5. Продолжительность: 2 академических часа.
6. Участники: учащиеся 7. 8 классов.
7. Возраст: 13 – 14 лет.
8. Оборудование и материалы: рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире», компьютер, видеослайды, оформленная к уроку доска.
9. Ход занятия: вступление, основная часть, заключение.
- ВСТУПЛЕНИЕ.
Пройдет совсем немного времени, и вам, ребята, придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
1) Вопросы – размышления.
- Что же такое профессия?
На доске написаны четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
- Дайте краткое определение этим терминам.
Примерные ответы учеников:
П – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
С – вид занятий в рамках одной профессии.
К – это уровень профессионального мастерства.
Д – это место, занимаемое человеком в организации.
Вывод: Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Учитель: Важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков.
У нас чаще всего используется классификация Е.А.Климова (Книга Е.А.Климова « Как выбирать профессию»), в соответствии с которой все профессии можно распределить по пяти предметам труда:
1.Техника.
2. Человек.
3. Природа.
4. Знак.
5. Художественный образ.
2) Индивидуальное задание заранее подготовленных учеников.
1 ученик. К группе «Техника» относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца: инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.
2 ученик. Профессии второй группы «Человек» требуют от человека терпения, требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми. Учитель, воспитатель, врач, тренер, продавец, проводник, юрист …– вот неполный перечень профессий данной группы.
3 ученик. К группе «Природа» относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой: охотовед, геолог, лесник, садовод, агроном, зоотехник и т.д.
4 ученик. «Знак» - к этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами: экономист, лингвист, математик, программист и т.д.
Предметом труда в этих произведениях является «знаковая система», т.е. вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов.
Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
5 ученик. «Художественный образ». К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной, актерско – сценической деятельностью.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
1) Рубрика «Вспомни литературные произведения».
Учитель: Писатели и поэты отразили в своих произведениях профессии разных категорий. Назовите автора, произведение, героя и его профессию, категорию профессии.
Примерные ответы учеников:
1. «Техника». А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Машинист Мальцев и его помощник Костя.
А.П.Платонов «Юшка». Кузнец Юшка.
2.»Человек». В. Г.Распутин «Уроки французского». Учительница французского языка – Лидия Михайловна.
Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Учитель математики Харлампий Диогенович.
Н.В.Гоголь «Ревизор». Судья Ляпкин – Тяпкин.
3. «Природа». И.С.Тургенев «Бирюк». Лесник Фома.
4. «Знак». Лингвист Д.С.Лихачев. Его произведение «Земля родная».
5. «Художественный образ». Маяковский «Необычайное приключение…»
Поэт и Солнце вступают в диалог (актерско – сценическая деятельность).
И.С.Шмелев «Как я стал писателем»
Вывод: В 9 – 11 классах вы познакомитесь с еще большим количеством произведений, где авторы представили героев разнообразных профессий.
2) Работа с рассказом А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» (с элементами исследовательской работы).
Перед нами произведение А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Сегодняшнее внеклассное занятие по литературе мы проведем необычно. Мы не будем анализировать данное произведение с литературоведческой стороны, а посмотрим на него с профориентационной точки зрения.
Слово учителя.
Рассказ писателя «В прекрасном и яростном мире» во многом автобиографичен. Платонов вырос в семье слесаря железнодорожных мастерских, сам работал на железной дороге, водил поезда, был инженером. Слова писателя о том, что он любит « паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу» (см. эпиграф 1), действительны. В этой простой фразе – теплый, живой образ: и восхищение мощью механизмов, и уважение к человеку, придумавшему, сделавшему эти машины и управляющему ими, и ностальгический, беспокоящий душу звук гудка, и радость тяжелой и нужной работы.
Вопросы: Кто главный герой произведения? Какова у него профессия? Какими чертами характера обладает человек данной профессии? В качестве доказательства приведите примеры из текста.
Примерные ответы: Главный герой рассказа – машинист Мальцев. Он ответственно относится к своей профессии. «В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев».
В этой фразе обозначены место действия, главный герой; сказано, чем герой занимается, отмечено его особое мастерство, уважительное к нему отношение людей. Такие люди, как наш герой, решительны, трудолюбивы, находчивы, целеустремленны.
Исследователь 1. Из Википедии я узнал, что машинист – это машинный мастер, механик, лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами, а также обслуживание и ремонт двигателей.
Слово «машинист» всегда уточняется типом машин. Например, в Российском ЕТКС (Едином тарифно – квалификационном справочнике) работ и профессий описано 400 профессий машинистов. Краткий список профессий:
- машинист башенного крана, - машинист бульдозера, - машинист комбайна, - машинист компрессора, - машинист локомотива, - машинист экскаватора, - тракторист – машинист и т.д.
Герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» - машинист локомотива (паровоза).
Исследователь 2. В рассказе много непонятных слов (профессионализмов), смысл которых я попытаюсь объяснить. (Показ слайдов с изображением составляющих паровоза).
Букса – чугунная или стальная металлическая коробка для подшипников оси колес локомотива или вагонной оси.
Инжектор – струйный насос для сжатия газов и паров, а также нагнетания жидкости в различные аппараты и резервуары; применяется для подачи под давлением воды в паровые котлы.
Петарда – сигнальный разрывной снаряд, укладываемый на рельсы перед опасным местом для немедленной остановки поезда во время крушения.
Реверс – механизм, предназначенный для изменения направления движения машины (или двигателя) на обратное.
Тендер – вагон особой конструкции, прикрепляемый непосредственно к паровозу; предназначен для хранения запасов воды и топлива, а также смазочных, обтирочных материалов и инструментов.
Наш герой хорошо знал свою машину, был талантливым машинистом.
Вопрос: Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева?
Примерный ответ: Во – первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив. Во – вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста». В – третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу…». В – четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы.)
(Чтение фрагмента рассказа от слов «И правда, мы не могли понять его умения…».)
- Каково авторское отношение к труду машинистов? (Рассказчик любуется паровозом, как произведением искусства. То есть у рассказчика работа машиниста, паровозы, наравне с произведениями искусства, вызывают восторг.)
- Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним? ( «Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта».)
- Что означает выражение «скучал от своего таланта»? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)
- Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля? (Мальцева увлекло зрелище грозы вдалеке. Он изображен могущественным. Наш герой ослеп, но вел паровоз «по опыту»).
- Машиниста Мальцева отстранили от любимой работы. Каково было его состояние? ( Он сильно переживал, скучал по работе, по своей машине. Он сразу постарел…)
- Как передает автор ощущение Мальцева, когда он снова оказался на паровозе? ( «Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством»).
Вывод: Машинист Мальцев – ответственный, трудолюбивый, влюбленный в свое дело человек, не мыслит свою жизнь без работы. К технике относится бережно, с любовью. Все свободное время думает только о работе и о своей машине. Он профессионал своего дела. Его поистине мужская работа привлекает. Он не боится трудностей. Труд – основа его жизни. Такие, как Мальцев, надежны и востребованы.
3) Поэтическая страничка.
Учитель: Профессия машинист – поистине мужская профессия. О ней слагаются песни и стихи. (Приложение 1).
И вновь по рельсам всюду слышен стук:
Ведут составы наши машинисты.
Мелькают светофоры там и тут,
Работают и днем, и ночью мглистой.
Летят навстречу реки и леса,
Мосты, озера, стрелки, переезды,
Летит мой край: поселки, города…
И лишь слышны гудки составам встречным…
Автор Елена Толчина.
(Полная версия стихотворения – в Приложении 1)
4) Основные требования к профессии машинист. (Рассказывает подготовленный ученик в образе машиниста). (Приложение 2).
5) Учебные заведения, где можно выучиться профессии машинист.
(Приложение 3).
III. Заключение.
Мы сегодня говорили о важной профессии – профессии машиниста.
Многие из вас в анкете написали, что хотели бы стать шоферами и водителями. Это все реально. Те требования, которые мы предъявляли к профессии машинист, актуальны и к этим профессиям. Эти поистине мужские профессии (хотя в последнее время приобретают и женский облик) будут всегда нужны.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться ».
Чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. Выбор профессии – выбор будущего.
Подведение итогов (рефлексия).
Учитель: Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Примерные ответы детей:
- Интересно было познакомиться с сильной личностью – машинистом Мальцевым.
- Остался в памяти факт, как внезапно ослепший машинист продолжал вести машину.
- Узнал, где можно выучиться на машиниста.
- Представил себя в роли машиниста.
- Буду шофёром, так как профессия машиниста показалась слишком трудной. А Мальцев – хороший человек. С него можно взять пример.
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
Список литературы:
- Рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Учебник «Литература, 2-ая часть, 7 класс». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - Москва. Просвещение. 2017 год.
- Методическое пособие «Классные часы, 8 класс». Автор – составитель А.В. Давыдова. – Москва, ООО «Вако», 2008.
- Интернет – ресурсы.
Приложение 1.
Стихотворение «Машинист».
И вновь по рельсам всюду слышен стук:
Ведут составы наши машинисты.
Мелькают светофоры там и тут,
Работают и днем, и ночью мглистой.
Летят навстречу реки и леса,
Мосты, озера, стрелки, переезды,
Летит мой край: поселки, города…
И лишь слышны гудки составам встречным.
А машинист в поездке, как всегда,
Внимателен и строг в своих поступках
И всё заметит взгляд его, когда
Нельзя отвлечься даже на минутку.
Он лишь расправит плечи иногда,
Из термоса нальет горячий кофе
И улыбнется встречным поездам,
Переведя дыхание на вздохе.
А дома ждет его семья:
Так пусть всегда ему зелёный будет
И серебром струится колея,
Ведь за спиною сотни всяких судеб.
Автор: Елена Толчина.
Стихотворение «Про машиниста поезда».
Рев мотора за спиной,
Сверху солнце светит.
Рельсы, пикою стальной,
Прямо в небо метят.
Поезд ровно держит ход,
На стыках качаясь,
Светофор зовет вперед,
На пути встречаясь.
И бегут по сторонам
То столбы, то хаты.
Степь, а в ней то тут, то там
Деревца косматы.
Зелень, словно изумруд,
Покрывает землю.
На полях кипит уж труд,
Ведь весной не дремлют.
Машинист спешит домой,
Не застала б ночка.
Дома ждет его с женой
Маленькая дочка.
Автор: Сергей Лузиков.
Приложение 2.
Основные требования к профессии машинист.
Многие в детстве увлекаются поездами. У некоторых игры влияют на выбор будущей профессии, и они мечтают управлять локомотивами.
Но прежде чем связать свою жизнь с такой сложной профессией, он должен знать, что…
Машинист – это человек, который управляет пассажирским или грузовым транспортом на железной дороге. За один день он может преодолевать огромные расстояния или постоянно ездить по одному участку. Также он должен обладать базовыми навыками ремонта. Для каждого вида состава нужны свои знания.
Основные требования к машинисту во время работы:
1.Соблюдение графика. В сфере транспорта недопустимо опоздание даже на одну минуту.
2. Обеспечение безопасности. Необходимо соблюдать правила, чтобы пассажиры поезда не пострадали.
3. Быстрое реагирование. Как и любой водитель, он должен уметь моментально оценивать ситуацию и принимать решение.
Минусы: большая нагрузка на здоровье, стресс, высокая степень ответственности..
Личные качества, которыми должен обладать машинист: быстрая реакция, ответственность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, умение фокусироваться.
Как говорил педагог Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Дерзайте! (Смотри эпиграф 2)
Приложение 3
Куда пойти учиться.
Получить профессию машиниста можно сразу после 9 класса. В этом случае нужно идти в профильный колледж. Причем сначала придется выучиться на помощника, после необходимо отработать на линии вместе с опытным наставником в течение 2 – 4 лет (вспомните в рассказе «В прекрасном и яростном мире» помощника машиниста Мальцева – Костю), а потом можно получать квалификацию машиниста электропоезда.
В Нижнем Новгороде есть отделение среднего профессионального образования филиала Самарского государственного университета путей сообщения, где готовят машинистов локомотива. Адрес: Нижний Новгород, Комсомольская площадь,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме: Мужская и женская логика, что это..."
Викторина с участием команды мальчиков и девочек 11 класса....
Классный час «Спасатель - Настоящая мужская профессия»
Знакомство с профессией «спасатель»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Технический турнир" по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Конкурс профессионального мастерства", профессия "Продавец, контролер-кассир"
Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия...
Это мужская профессия
Разработка мероприятия малой формы по внеурочной деятельности младших школьников....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...
Профориентационное занятие – «Мужские профессии»
Знакомство с профессиями слесарьЗадача: Привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий Воспитание уваж...