Методическая разработка внеклассного мероприятия "Технический турнир" по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».
методическая разработка на тему
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В настоящее время остро стоит проблема повышенной психоэмоциональной нагрузки на обучающихся. Применение игровых форм обучения способствует снижению информационного давления на обучающихся. В процессе игры обучающихся незаметно для себя овладевает учебным материалом.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Актуальность использования игры заключается в том, что в игре все равны. Она посильна даже слабым обучающимся.
Интеллектуальные игры – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим обучающимся уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnicheskiy_turnir.docx | 108.86 КБ |
tehnicheskiy_turnir1.pptx | 2.47 МБ |
tehnicheskiy_turnir2.pptx | 2.88 МБ |
tehnicheskiy_turnir3.pptx | 2.58 МБ |
tehnicheskiy_turnir4.pptx | 2.4 МБ |
tehnicheskiy_turnir5.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
ОГА ОУ НПО ПУ № 4 города Белгорода
Рассмотрен
на заседании МК
протокол № 2
от 11.10.2011 г.
Председатель МК
_____________Косякова Е. В.
Методическая разработка
Технический турнир
«Молодой столяр»
Разработала:
Преподаватель спецпредметов
Косякова Е. В.
г. Белгород, 2011 г.
Технический турнир «Молодой столяр»
В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, свое воинское мастерство, помериться силой. давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определять победителя доверено жюри в составе…
Первый конкурс – «Команда».
Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сдать эмблему увеличенного размера в жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, ее название, девиз, приветствие.
Второй конкурс – «Дерево».
- За счет чего дерево растет в толщину?
- (Между корой и древесиной находится слой клеток – камбий. Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древесины, а наружу – клетки луба.)
- Каково назначение коры?
- (Она предохраняет дерево от повреждений и неблагоприятных погодных условий.)
- Как вы думаете, почему кора растрескивается?
- (У многих деревьев количество клеток, которые камбий откладывает в сторону древесины, больше тех, что откладывается в строну луба.)
- Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кольцу?
- (Полностью нарушится работа луба и камбия.)
- Что такое текстура?
- (Естественный рисунок разреза древесины.)
- Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола и параллельно ему?
- (В первом случае годичные слои видны в виде полосок, а во втором – в виде красивого рисунка.)
- Как выдумаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней?
- (Ствол дерева – это, грубо говоря, плотный пучок канатов - длинных, идущих почти параллельно друг другу растительных клеток. Чем дальше отстоят клетки-канаты от сердцевины дерева, тем они жестче, грубее, крепче, тем лучше они сопротивляются растягивающим нагрузкам, которые создает ветер. Тот же принцип использовали инженеры в конструкции высочайшей телебашни. Растягивающую силу, которая возникает от ветра и стремиться покачнуть башню, воспринимают на себя предварительно натянутые стальные канаты, пропущенные внутри бетонной стены.)
Обеспечение конкурса: цветной рисунок поперечного, радиального и тангенциального разрезов ствола.
Третий конкурс – «Материал».
Прежде, чем его начать, послушаем стихотворение Н.Алтухова «На лесопилке».
Пила сверкает синим глянцем,
Ствол
золотисто-желтоват.
Опилки, как протуберанцы,
От диска весело летят.
Блеснуло солнце внешним светом,
Вернулась звонкая весна,
Что сконденсирована в этом
Стволе,
певучем, как струна.
Похоже –
Кольца накрутило
На ствол, как на веретено,
И много-много раз светило
На срезе запечатлено.
Смолой пропахшие сосновой,
Пыльцой покрыты, как мукой,
Рабочие,
Народ толковый,
Сроднились с солнцем и весной.
Лучатся руки золотые,
Растут, сияя, штабеля,
Где доски,
Как лучи прямые
Теплы, как вешняя земля.
Их повезут дорогой длинной,
И осень будет и, и зима,
Но солнце
Вместе с древесиной
Заселит новые дома.
- Людей какой профессии имел в виду поэт, когда писал: «Смолой пропахшие сосновой, пыльцой покрыты, как мукой, рабочие – народ толковый, сроднились с солнцем и весной»?
- (Раскряжевщики, станочники-распиловщики.)
- С помощью какого оборудования получают пиломатериалы?
- (Операция – пиление – выполняется на пилорамах, на ленточных и круглопильных станках.)
- Какие пиломатериалы вы знаете?
- (Доска обрезная и необрезная, горбыль, брусок, рейка, брус.)
- Перед вами два пронумерованных образца пиломатериалов. Какой из них – доска, а какой из них – брус? Объясните свое решение.
- (У досок ширина больше двойной толщины, а у брусков ширина равна или меньше двойной толщины.)
- Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи? Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? (Демонстрируются надписи: ДВП и ДСП)
- (ДВП – древесноволокнистая плита, ДСП – древесностружечная плита. Получены из отходов древесины, смешанных со специальными связующими веществами. При получении ДВП в смесь из измельченных отходов древесины добавляют еще мелко нарезанную солому, отходы от переработки льна, хлопка. Отличаются по внешнему виду, толщине.)
Обеспечение конкурса: Образцы доски и бруса (вопрос 1) ДСП и ДВП (вопросы 7,8).
Четвертый конкурс – «Чертеж».
Перед вами – пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе – сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своем столе так, как они были расположены при выполнении чертежа.
Обеспечение конкурса: комплекты деталей призматической формы (4 шт.), рисунок с чертежами деталей.
Пятый конкурс – «Инструмент».
- На ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая – рубанком?
- (Стружка, полученная при строгании шерхебелем – грубая и толстая, т.к. он предназначен для чернового строгания. Стружка, полученная при строгании рубанком – тонкая, т.к. он предназначен для чистового строгания.)
- Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то зачищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает, как называется инструмент, предназначенный для той же цели – снятия очень тонкой (0,04-0,08 мм) стружки?
- (Цикля.)
- Представьте себе такую ситуацию. Вы отшлифовали поверхность детали шкуркой. А затем увидели, что толщина ее больше необходимой, и решили сострогать лишний слой древесины. Но когда начали это делать, рубанок вдруг стал строгать очень плохо, на поверхности детали появились задиры. Почему?
- (Мельчайшие зерна наждака, застрявшие при шлифовании в волокнах древесины, моментально затупляют резец рубанка.)
Обеспечение конкурса: Стружки, полученные при строгании шерхебелем и рубанком (вопрос 1). Цикля (вопрос 3). Наждачная бумага, рубанок (вопрос 4).
Седьмой конкурс – «Сборка».
- Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади?
- (Надо предварительно сплющить головку, забить гвоздь, как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя.)
- Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздем не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором – нет. Почему?
- (В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к пласти доски, а во втором – под углом.)
- Перед тем, как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда затупляют. Зачем?
- (Тупой гвоздь будет сминать волокна древесины, но не будет раскалывать дощечку.)
- Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали.
- (Наиболее рациональное решение показано на рисунке. Длина гвоздей должна быть такой, чтобы изображенный на рисунке способ загибания можно было осуществить.
Если никто не применит данный способ, надо задать дополнительный вопрос: «Как выдумаете, нельзя ли было использовать лежащие на столе старые напильники для более надежного загибания гвоздей? – и выдать еще по одному гвоздю для очередной попытки. Если эта попытка опять вызовет затруднения, ведущий сам должен показать способ загибания.)
- Перед вами крепежная деталь – шуруп с шестигранной головкой, предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа и рисунок птицы. Что общего между ними?
- (У них одинаковое название «глухарь».)
- Как вы думаете, что связывает данные предметы (мыло и шуруп)?
- (Иногда шуруп трудно ввернуть в древесину твердых пород, даже предварительно просверлив отверстие. Тогда его рекомендуется смочить водой и натереть мылом.)
Обеспечение конкурса: Планка и брусок, соединенные сплющенным и утопленным гвоздем (вопрос 1). Доска и колодка, соединенные гвоздями перпендикулярно и под углом к волокнам древесины (вопрос 2). Тонкая дощечка и затупленный гвоздь (вопрос 3). Две планки, гвозди, молоток, старый напильник (вопрос 4). Шуруп «глухарь», рисунок птицы (вопрос 5). Шуруп, мыло (вопрос 6).
В настоящее время для облегчения сборки изделий на гвоздях и шурупах применяют специальные инструменты. Они напоминают электрическую дрель, снабженную магазином, как боевой автомат. Поставил переключатель в первое положение, зарядил магазин гвоздями или проволочными скобами – и только успевай нажимать на курок: доски быстро и надежно скрепляются. Если надо соединить детали шурупами, заряди ими магазин и поставь переключатель во второе положение. Около 50 шурупов в минуту – такова скорость работы инструмента.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый конкурс – «Команда». Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сдать эмблему увеличенного размера в жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, ее название, девиз, приветствие.
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 1. За счет чего дерево растет в толщину?
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 2. Каково назначение коры?
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 3. Как вы думаете, почему кора растрескивается?
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 4. Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кольцу?
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 5. Что такое текстура?
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 6. Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола и параллельно ему?
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 7. Как выдумаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней?
Третий конкурс – «Материал». Прежде, чем его начать, послушаем стихотворение Н.Алтухова «На лесопилке». Пила сверкает синим глянцем, Ствол золотисто-желтоват. Опилки, как протуберанцы, От диска весело летят. Блеснуло солнце внешним светом, Вернулась звонкая весна, Что сконденсирована в этом Стволе, певучем, как струна. Похоже – Кольца накрутило На ствол, как на веретено, И много-много раз светило На срезе запечатлено. Смолой пропахшие сосновой, Пыльцой покрыты, как мукой, Рабочие – Народ толковый, Сроднились с солнцем и весной. Лучатся руки золотые, Растут, сияя, штабеля, Где доски, Как лучи прямые Теплы, как вешняя земля. Их повезут дорогой длинной, И осень будет и, и зима, Но солнце Вместе с древесиной Заселит новые дома.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 2. С помощью какого оборудования получают пиломатериалы?
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 3. Какие пиломатериалы вы знаете?
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 4. Перед вами два пронумерованных образца пиломатериалов. Какой из них – доска, а какой из них – брус? Объясните свое решение. 1 2
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 5. Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи ? Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? ДСП ДВП
Четвертый конкурс – «Чертеж». Перед вами – пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе – сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своем столе так, как они были расположены при выполнении чертежа. 2 1 3 4
Пятый конкурс – «Инструмент». Вопрос 1. На ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая – рубанком? 1 2
Пятый конкурс – «Инструмент». Вопрос 2. Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то зачищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает, как называется инструмент, предназначенный для той же цели – снятия очень тонкой (0,04-0,08 мм) стружки?
Пятый конкурс – «Инструмент». Вопрос 3. Представьте себе такую ситуацию. Вы отшлифовали поверхность детали шкуркой. А затем увидели, что толщина ее больше необходимой, и решили сострогать лишний слой древесины. Но когда начали это делать, рубанок вдруг стал строгать очень плохо, на поверхности детали появились задиры. Почему?
Вопрос 1. Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? Шестой конкурс – «Сборка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 3. Перед тем, как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда затупляют. Зачем?
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 4. Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали.
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 5. Перед вами крепежная деталь – шуруп с шестигранной головкой, предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа и рисунок птицы. Что общего между ними?
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 6. Как вы думаете, что связывает данные предметы (мыло и шуруп)?
Спасибо за участие в турнире!
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 1. За счет чего дерево растет в толщину? Ответ: Между корой и древесиной находится слой клеток – камбий. Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древесины, а наружу – клетки луба заболонь годичный слой ядро сердцевина сердцевинный луч пробковый слой луб камбий
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 2. Каково назначение коры? Ответ: Она предохраняет дерево от повреждений и неблагоприятных погодных условий
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 3. Как вы думаете, почему кора растрескивается? Ответ: У многих деревьев количество клеток, которые камбий откладывает в сторону древесины, больше тех, что откладывается в строну луба
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 4. Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кольцу? Ответ: Полностью нарушится работа луба и камбия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 6. Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола и параллельно ему? Ответ: В первом случае годичные слои видны в виде полосок, а во втором – в виде красивого рисунка
Второй конкурс – «Дерево». Вопрос 7. Как выдумаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней? Ответ: Ствол дерева – это, грубо говоря, плотный пучок канатов - длинных, идущих почти параллельно друг другу растительных клеток. Чем дальше отстоят клетки-канаты от сердцевины дерева, тем они жестче, грубее, крепче, тем лучше они сопротивляются растягивающим нагрузкам, которые создает ветер. Тот же принцип использовали инженеры в конструкции высочайшей телебашни. Растягивающую силу, которая возникает от ветра и стремиться покачнуть башню, воспринимают на себя предварительно натянутые стальные канаты, пропущенные внутри бетонной стены
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 1. Людей какой профессии имел в виду поэт, когда писал: « Смолой пропахшие сосновой, пыльцой покрыты, как мукой, рабочие – народ толковый, сроднились с солнцем и весной »? Ответ: Рамщики, станочники-распиловщики.
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 2. С помощью какого оборудования получают пиломатериалы? Ответ: Операция – пиление – выполняется на пилорамах, на ленточных и круглопильных станках.
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 3. Какие пиломатериалы вы знаете? Ответ: Доска обрезная и необрезная, горбыль, брусок, рейка, брус
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 4. Перед вами два пронумерованных образца пиломатериалов. Какой из них – доска, а какой из них – брусок? Объясните свое решение. Ответ: 1 – брус, 2 – доска. У бруса ширина равна или меньше двойной толщины , а у досок ширина больше двойной толщины. 1 - брус B L 2 B 2 -доска B L > 2 B
Третий конкурс – «Материал». Вопрос 5. Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи? Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? ДСП – древесностружечная плита ДВП – древесноволокнистая плита Ответ: Получены из отходов древесины, смешанных со специальными связующими веществами. ДСП получают из стружки различной величины. При получении ДВП в смесь из измельченных отходов древесины добавляют еще мелко нарезанную солому, отходы от переработки льна, хлопка. Отличаются по внешнему виду, толщине.
Пятый конкурс – «Инструмент». Ответ: Стружка, полученная при строгании шерхебелем – грубая и толстая, т.к. он предназначен для чернового строгания. Вопрос 1. На ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая – рубанком? Стружка, полученная при строгании рубанком – тонкая, т.к. он предназначен для чистового строгания . 1 2
Пятый конкурс – «Инструмент». Вопрос 2. Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то зачищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает, как называется инструмент, предназначенный для той же цели- снятия очень тонкой (0,04-0,08 мм) стружки? Ответ: Цикля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 1. Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? Ответ: Надо предварительно сплющить головку, забить гвоздь, как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 2. Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздем не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором – нет. Почему? Ответ: В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к пласти доски, а во втором – под углом
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 3. Перед тем, как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда затупляют. Зачем? Ответ: Тупой гвоздь будет сминать волокна древесины, но не будет раскалывать дощечку
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 4. Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали. Ответ: Наиболее рациональное решение показано на рисунке. Длина гвоздей должна быть такой, чтобы изображенный на рисунке способ загибания можно было осуществить.
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 5. Перед вами крепежная деталь – шуруп с шестигранной головкой, предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа и рисунок птицы. Что общего между ними? Ответ: У них одинаковое название «глухарь»
Шестой конкурс – «Сборка». Вопрос 6. Как вы думаете, что связывает данные предметы (мыло и шуруп)? Ответ: Иногда шуруп трудно ввернуть в древесину твердых пород, даже предварительно просверлив отверстие. Тогда его рекомендуется смочить водой и натереть мылом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» по теме «Макроскопическое строение древесины».
Предлагаемый комбинированный урок разработан с применением цифрового образовательного ресурса в программе Microsoft PowerPoint. Тема урока «Макроскопическое строение древесины» изучается в профессиона...
Методическая разработка внеклассного занятия по технологии , Технология точения и изготовления проектной работы «Декоративная кружка из древесины
Применение в различных конструкциях столярных и разных изделий точеных деталей обязывает большинство деревообрабатывающих предприятий иметь токарный станок . Потому учащимся необходимо изучить д...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.05 «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Конкурс «ГОРОД МАСТЕРОВ» для учащихся 5-7 классов
Данный конкурс является внеклассным мероприятием, который проводится среди учащихся школы. В конкурсе участвуют команды из 6 человек 5-7-х классов. План проведения мероприятия:вступительная част...
Рабочяя программа для СПО " 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ"
Рабочяя программа для СПО " 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 15.01.35 «Мастер слесарных работ» 08.01.24 «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекол
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...