Урок литературы дл слабослышащих школьников 5 класс по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок предназначен для учащихся с нарушениями слуха 5 класса. Чтение 5 главы рассказа Л.Н, Тостого "Кавказский пленник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konpekt_uroka_po_literature.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Литературы для 5 класса

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Разработчик:

               учитель русского языка и литературы

Мищенко Я.А.

Санкт – Петербург

2021 г.

Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Класс: 5

Цель: формирование читательской компетентности.

Планируемые результаты

Предметные

  • Обучать осмысленному и осознанному чтению;
  • Развивать навык беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • Учить сравнивать главных героев.

Метапредметные

познавательные УУД:

  • развивать умение анализировать, аргументировать сделанный выбор;
  • обогащение словарного запаса учащихся на материале занятия.

коммуникативные УУД:

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • стремиться к точному выражению своих мыслей;
  • владеть самоконтролем над речью;
  • участие в речевой коммуникации;
  • уметь обратиться за помощью.

регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • организовывать учебный процесс;
  • выполнять многошаговые инструкции;
  • быть усидчивым во время занятия.

Коррекционно-развивающие

  • уметь воспринимать на слух (слухо-зрительно) речевой материал урока;
  • развивать связную речь на материале урока;
  • развивать мышление, память, внимание;
  • развивать графо-моторные навыки и общую моторику;
  • уметь грамматически правильно оформлять высказывание;
  • отвечать на вопросы развёрнутой фразой;
  • уметь поддерживать диалог (беседу);
  • соблюдать произносительные нормы речи (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация);
  • осуществлять самоконтроль за речью, контроль за речью товарищей.

Личностные

  • уметь четко следовать инструкции педагога;
  • выражать положительное, осознанное отношение к учению;
  • быть внимательным и усидчивым;
  • при необходимости оказывать помощь однокласснику.

Межпредметные связи: развитие речи, развитие слухового восприятия, история.

Ресурсы занятия (оборудование): экран, доска, таблички.


Ход урока

                Этапы занятия

Виды работы

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающегося

Примечание

I. Организация начала урока

Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

-Здравствуйте!

Пользуясь экраном, задаёт вопросы.

-Послушайте вопрос. Кто сегодня дежурный?

-попроси товарища сказать отчет дежурного.

- Что сделал дежурный?

-узнай у ребят, как они будут работать на уроке?

- Говорите внятно, четко, слитно.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя.

- Здравствуйте, Юлия Сергеевна.

Отвечают на вопросы.

- Я услышал(а) вопрос.

- Я не услышал(а) вопрос, потому что у меня нет аппаратов.

- Я сегодня дежурный.

- скажи отчет дежурного.

- Сегодня 9 февраля. По расписанию сейчас урок литературы. Все присутствуют в классе.

- Дежурный сказал отчет.

- Ребята, учительница попросила поинтересоваться, как вы будете работать на уроке?

- Я буду работать старательно, чтобы урок не прошел даром.

- Я буду работать так, чтобы получить хорошую оценку.

- Я буду внимательно работать на уроке.

- Я буду говорить внятно, четко, слитно.

  • Учитель и ученики сопровождает свою речь дактилированием.
  • На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей, обучающихся проводится работа по развитию слухового восприятия (с использованием экрана / смены местоположения учителя по отношению к учащимся) или слухо-зрительного восприятия. ·
  • На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью учащихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).
  • В течение всего урока используется сопряжённое проговаривание для закрепления слов или фраз.
  • В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи учащихся с опорой на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

По ходу чтения и обсуждения текста учитель открывает на доске речевые шаблоны, с пропущенными словами.

На доске начерчена таблица с краткой характеристикой героев, которая прикрыта карточками. По мере ответов учеников, учитель открывает карточки с ответами.

  1. Приветствие

II. Основной этап урока (занятия)

Учитель задает вопросы. Проговаривает устно-дактильно.

- Ребята, будем беседовать и проверять домашнее задание. Что будем делать?

- Какое произведение мы сейчас изучаем?

- К какому жанру относится это произведение?

- Кто автор рассказа/ Кто написал рассказ?

- Скажи все полным предложением.

- Что было в 4 главе?

- О чем говорится в 4 главе?

Учитель задает вопросы. На доске написан текст с пропущенными словами. По мере ответов учитель дописывает слова на доске.

- Куда пошел Жилин с мальчиком?

- Что увидел Жилин с горы?

- Когда хотел сбежать Жилин?

- Но что произошло? Кто вернулся вечером?

- Кого привезли татары?

- Что сделали с ним татары?

- Сколько дней татары были в ауле?

- Когда Жилин решил сбежать?

- Кого позвал Жилин?

- Что мы делали?

-Какое было домашнее задание?

- Обменяйтесь картинами. Расскажи, что нарисовала одноклассница?

- опиши, что нарисовал товарищ.

- Петя, найди этот отрывок в тексте/ найди описание картины в тексте.

- опиши, что нарисовала одноклассница.

- Хорошо. Что мы делали?

Учитель мотивирует детей на чтение и беседует по содержанию главы.

- Дома нужно было прочитать 5 главу.

- попроси ребят открыть учебник на станице 223.

-Как вы будете читать?

- Будем читать вместе.

-прочитайте про себя первый абзац пятой главы?

-повтори, что я попросила сделать для ребят?

-Ответьте на вопросы устно.

-кто такой Уляшин?

-Как Жилин задобрил Уляшина? Что значит задобрил, как сказать по-другому?

-правильно. Зачем, Жилину нужно было успокоить собаку?

Жилину нужно было успокоить собаку, чтобы…

-молодцы! Вы внимательно читали текст.

-продолжим читать. Расскажи ребятам, что я попросила сделать? А вы знаете, с какого места мы читаем?

-Спросите у меня, откуда нужно продолжить читать?

-мы продолжим читать со страницы 249. Все нашли? Говори?

Теперь ответьте на вопросы:

-С кем бежал Жилин?

-Откройте страницу 251. Прочитайте про себя эту страницу. Пожалуйста.

-Почему Жилин посадил к себе на плечи Костылина?

Жилин посадил к себе на плечи (кого? ).., потому что…

-почему Жилин начала торопиться?

-Он услышал, что за ними (что)…

-Дочитайте главу до конца про себя. Объясни ребятам, что я попросила сделать?

Жилин и Костыли сбежали?

-кто помешал им сбежать?

Прочитаем на доске вместе:

Жилина и Костылина поймали (кто)..

Татары вернули (кого? )... и посадили их (куда?)..

Повтори от начала до конца.

Молодцы! Что мы с вами делали сейчас?

- Как выбрался Жилин из аула? Найдите в тексте.

- Как выбрался Костылин? Найдите в тексте.

- Зацепил – по-другому?

- Загремел – по-другому?

- Отройте тетради. Напишите число, классная работа. Начертите такую таблицу. В одном столбце напишите – Жилин, в другом – Костылин.

- Будем сравнивать Жилина и Костылина.

- Что будем делать?

- Запишите в столбик, как выбрался Жилин.

- Запишите в столбик, как выбрался Костылин.

- Найдите в тексте, какие стали сапоги?

- Что сделали герои с сапогами?

-Докажите текстом.

- А Костылин как пошел?

- Прочитаем вместе.

Открывает таблички на доске и читает характеристику каждого героя вместе с учениками.

- Запишите это в свою таблицу.

- Найдите в тексте, как идут герои?

-Верно.  Костылин устал, все время отстает. А Жилин идет и не жалуется. Прочитаем вместе: Костылин все отстает и охает. Жилин шикнет-шикнет, а сам все идет.

- Запишите в таблицу.

- Что произошло дальше? Что сказал Костылин на полянке?

- Что ответил Жилин?

- Найди в тексте.

- Повтори.

- Запишите в таблицу.

- Кого увидел Жилин впереди?

-Подтверди свои слова текстом.

-Молодец.

- Что произошло дальше?

- Найдите это в тексте.

- Что сделал Жилин?

- Кто может еще найти в тексте?

-Тяжело было Жилину нести?

- Но Жилин Костылина не бросил. Они пошли вместе. Жилин настоящий товарищ.

-Что произошло потом?

-Что сказал Костылин?

-Бросил Жилин Костылина?

-Что он сказал? Найдите в тесте?

- Верно. Запишите в таблицу.

- Давайте обобщим. Как ведет себя Костылин?

- Как ведет себя Жилин?

- Что мы делали?

- Чем закончился побег героев?

- Как можно назвать 5 главу?

- Я согласна с таким названием.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Нужно прочитать 6 главу и пересказать 5 главу.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

-Будем беседовать и проверять домашнее задание.

- Я желаю ответить. «Кавказский пленник».

- Это рассказ.

- Автор рассказа «Кавказский пленник» – Лев Николаевич Толстой.

- Сейчас мы проходим рассказ «Кавказский пленник», который написал Лев Николаевич Толстой.

- Я знаю ответ.

- Я могу ответить.

- В 4 главе Жилин пошел с мальчиком на … (гору).

С горы он увидел дорогу, по которой можно … (сбежать). Жилин хотел сбежать … (в ту же ночь), но к вечеру … (вернулись татары). Они привезли убитого … (татарина) и ... (похоронили) его. … (три) дня татары были в ауле. На … (четвертый) день татары уехали, и Жилин решил сбежать. Жилин позвал … (Костылина).

- Мы беседовали по содержанию 4 главы.

- Дома нужно было нарисовать картину природы по описанию в рассказе.

Дети в парах обмениваются рисунками и комментируют работы друг друга.

- Одноклассница изобразила на своем рисунке белые горы.

- Товарищ нарисовал поле, аул и речку. На речке он изобразил женщин. Они стирают белье.

- Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке как куклы маленькие, видно, - бабы сидят, полоскают.

- Она нарисовала две горы и между ними лес. Мне нравится картина.

-Мы проверяли домашнее задание.
-Мы рассматривали картины одноклассников.

Читают текст. Отвечают на вопросы.

- Я прочитал(а) дома 5 главу.

-Ребята, учительница попросила вас открыт учебники на странице 223.

- Я буду читать внимательно.

- Я буду следить за чтением.

-Ребята, учительница попросила прочитать про себя первый абзац пятой главы?

-Уляшин – это собака татарина.

-Жилин кинул Уляшину вкусную лепёшку.

-Я знаю ответ. Он успокоил собаку.

-Жилину нужно было задобрить собаку, чтобы сбежать.

-я хотел тоже ответить на этот вопрос.

-Ребята, учительница попросила продолжить читать рассказ.

-скажите пожалуйста, откуда мы будем читать?

-я нашел нужную страницу.

-Жилин сбежал с Костылиным

-Вы попросили открыть страницу 251 и прочитать её про себя.

-я хочу ответить. Жилин посадил на плечи Костылина, потому что Костылин не мог идти.

-Костылин сильно устал.

- Он услышал, что за ним бегут.

-Я исправлю ошибку. Он услышал, что за ними погоня.

- Ребята, учительница попросила дочитать главу до конца про себя.

-Нет, Жилин и Костылин не сбежали.

-Татары

-Жилина и Костылина поймали татары. Татары вернули пленников и посадили их в яму.

Ученик повторяет целиком фразу

-Мы читали пятую главу.

-Мы отвечали на вопросы.

- Жилин полез под стену, выбрался.

-  Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел.

- Зацепил – задел.

-Загремел – зашумел. Мог всех разбудить.

-Я открыл тетрадь.

-Я написал.

- Я начертил таблицу.

- Будем сравнивать Жилина и Костылина

- Я записал(а).

- Я нашел. Сапоги стали неловки – стоптались.

- Сняли.

-Жилин снял свои, бросил, пошел босиком.

- Костылин пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает.

Читают хором.

- (в столбике Жилин) Снял свои, бросил, пошел босиком.

- (в столбике Костылин) Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает.

- Я записал(а) в таблицу.

- Можно я отвечу?

- Я знаю ответ.

-Жилин попрыгивает с камушка на камушек. Костылин все отстает и охает.

-Костылин говорит: Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови.

 
- Костылин все отстает и охает.

- Шикнет-шикнет, а сам все идет.

- Я записал(а) в таблицу.

-Костылин сказал: Как хочешь, а я не дойду, - у меня ноги не идут.

- Жилин стал уговаривать. Он рассердился, обругал его.

- Рассердился Жилин, плюнул, обругал его. Так я же один уйду – прощай.

- Рассердился Жилин, плюнул, обругал его. Так я же один уйду – прощай.

- Я записал(а) в таблицу.

- Жилин увидел татарина.

- Жилин подполз к дороге, смотрит – верховой татарин едет, корову гонит, сам себе под нос мурлычет что-то.

-Жилин вернулся к Костылину, но он не встал.

-Не могу, ей-Богу не могу, сил моих нет.

-Стал его Жилин силой поднимать.

-Посадил на себя Костылина, поволок. Костылин закричал.

-Я нашел. Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.

- Да. Ноги у него тоже были в крови.

-Татарин услышал, как закричал Костылин.

-Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

-Нет.

-Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

- Костылин все время жалуется, не может идти, шумит.

- Жилин уговаривает Костылина, подбадривает, не бросает.

- Мы сравнивали Жилина и Костылина.

-Мы сравнивали главных героев.

-Мы обсуждали 5 главу.

- Жилина и Костылина поймали и привезли обратно в аул.

- Я думаю/считаю/предполагаю 5 главу можно назвать «Побег».

-Я записал(а) задание в дневник.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  1. Работа над содержанием 5 главы.

  1. Составление характеристики Жилина и Костылина.

  1. Сравнение героев.

  1. Домашнее задание

III. Организация окончания урока (занятия)

Подводит итог урока. Спрашивает каждого ученика.

- Что вы сегодня делали на уроке?

Предлагает оценить свою работу на уроке.

-Как вы сегодня работали на уроке? Оцените свою работу.

- как ты сегодня работала на уроке?

- как ты сегодня работал на уроке?

- как ты сегодня работала на уроке?

- как работал твой товарищ?

- Вы старались и работали хорошо. Молодцы! Урок окончен.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Мы читали 5 главу.

-Мы сравнивали Жилина и Костылина.

- Мы чертили таблицу.

Оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

- Я предполагаю, что у меня оценка «5», потому что я правильно отвечала на вопросы.

- Я думаю, что у меня оценка «4», потому что я мало отвечал.

- Я предполагаю, что у меня оценка «5», потому что я работала отлично.

- Мой товарищ старался, но отвечал на вопросы неправильно.

Слушают учителя.

Рефлексия учебной деятельности:

  • организация подведения итогов

  • самооценка достижений обучающихся

  • общая оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Урок литературы в 6-м класса по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок -исследование  для учащихся 6 класса продолжает знакомсство учащихся с творчеством писателя. испльзуюттся технологии иссследовательских работ, критического мышления....

Урок литературы в 9 «Б» классе. По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цели урока:1. Приобщение обучающихся  к творчеству А.И. Солженицына2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного сам...

Презентация к уроку литературы в 10-м классе к рассказу "Ионыч"

презентация к уроку по литературе на тему...

Конспект урока литературы в 7 «Б» классе по рассказу А.Платонова «Юшка».

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка"....

Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....