Урок литературы дл слабослышащих школьников 5 класс по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок предназначен для учащихся с нарушениями слуха 5 класса. Чтение 5 главы рассказа Л.Н, Тостого "Кавказский пленник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_uroka_po_literature.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Литературы для 5 класса
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Мищенко Я.А.
Санкт – Петербург
2021 г.
Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | Класс: 5 | |||
Цель: формирование читательской компетентности. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные
| Метапредметные познавательные УУД:
коммуникативные УУД:
регулятивные УУД:
| Коррекционно-развивающие
| Личностные
| |
Межпредметные связи: развитие речи, развитие слухового восприятия, история. | ||||
Ресурсы занятия (оборудование): экран, доска, таблички. |
Ход урока
Этапы занятия Виды работы | Содержание деятельности учителя | Характеристика деятельности обучающегося | Примечание |
I. Организация начала урока | Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность. -Здравствуйте! Пользуясь экраном, задаёт вопросы. -Послушайте вопрос. Кто сегодня дежурный? -попроси товарища сказать отчет дежурного. - Что сделал дежурный? -узнай у ребят, как они будут работать на уроке? - Говорите внятно, четко, слитно. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя. - Здравствуйте, Юлия Сергеевна. Отвечают на вопросы. - Я услышал(а) вопрос. - Я не услышал(а) вопрос, потому что у меня нет аппаратов. - Я сегодня дежурный. - скажи отчет дежурного. - Сегодня 9 февраля. По расписанию сейчас урок литературы. Все присутствуют в классе. - Дежурный сказал отчет. - Ребята, учительница попросила поинтересоваться, как вы будете работать на уроке? - Я буду работать старательно, чтобы урок не прошел даром. - Я буду работать так, чтобы получить хорошую оценку. - Я буду внимательно работать на уроке. - Я буду говорить внятно, четко, слитно. |
По ходу чтения и обсуждения текста учитель открывает на доске речевые шаблоны, с пропущенными словами. На доске начерчена таблица с краткой характеристикой героев, которая прикрыта карточками. По мере ответов учеников, учитель открывает карточки с ответами. |
| |||
II. Основной этап урока (занятия) | Учитель задает вопросы. Проговаривает устно-дактильно. - Ребята, будем беседовать и проверять домашнее задание. Что будем делать? - Какое произведение мы сейчас изучаем? - К какому жанру относится это произведение? - Кто автор рассказа/ Кто написал рассказ? - Скажи все полным предложением. - Что было в 4 главе? - О чем говорится в 4 главе? Учитель задает вопросы. На доске написан текст с пропущенными словами. По мере ответов учитель дописывает слова на доске. - Куда пошел Жилин с мальчиком? - Что увидел Жилин с горы? - Когда хотел сбежать Жилин? - Но что произошло? Кто вернулся вечером? - Кого привезли татары? - Что сделали с ним татары? - Сколько дней татары были в ауле? - Когда Жилин решил сбежать? - Кого позвал Жилин? - Что мы делали? -Какое было домашнее задание? - Обменяйтесь картинами. Расскажи, что нарисовала одноклассница? - опиши, что нарисовал товарищ. - Петя, найди этот отрывок в тексте/ найди описание картины в тексте. - опиши, что нарисовала одноклассница. - Хорошо. Что мы делали? Учитель мотивирует детей на чтение и беседует по содержанию главы. - Дома нужно было прочитать 5 главу. - попроси ребят открыть учебник на станице 223. -Как вы будете читать? - Будем читать вместе. -прочитайте про себя первый абзац пятой главы? -повтори, что я попросила сделать для ребят? -Ответьте на вопросы устно. -кто такой Уляшин? -Как Жилин задобрил Уляшина? Что значит задобрил, как сказать по-другому? -правильно. Зачем, Жилину нужно было успокоить собаку? Жилину нужно было успокоить собаку, чтобы… -молодцы! Вы внимательно читали текст. -продолжим читать. Расскажи ребятам, что я попросила сделать? А вы знаете, с какого места мы читаем? -Спросите у меня, откуда нужно продолжить читать? -мы продолжим читать со страницы 249. Все нашли? Говори? Теперь ответьте на вопросы: -С кем бежал Жилин? -Откройте страницу 251. Прочитайте про себя эту страницу. Пожалуйста. -Почему Жилин посадил к себе на плечи Костылина? Жилин посадил к себе на плечи (кого? ).., потому что… -почему Жилин начала торопиться? -Он услышал, что за ними (что)… -Дочитайте главу до конца про себя. Объясни ребятам, что я попросила сделать? Жилин и Костыли сбежали? -кто помешал им сбежать? Прочитаем на доске вместе: Жилина и Костылина поймали (кто).. Татары вернули (кого? )... и посадили их (куда?).. Повтори от начала до конца. Молодцы! Что мы с вами делали сейчас? - Как выбрался Жилин из аула? Найдите в тексте. - Как выбрался Костылин? Найдите в тексте. - Зацепил – по-другому? - Загремел – по-другому? - Отройте тетради. Напишите число, классная работа. Начертите такую таблицу. В одном столбце напишите – Жилин, в другом – Костылин. - Будем сравнивать Жилина и Костылина. - Что будем делать? - Запишите в столбик, как выбрался Жилин. - Запишите в столбик, как выбрался Костылин. - Найдите в тексте, какие стали сапоги? - Что сделали герои с сапогами? -Докажите текстом. - А Костылин как пошел? - Прочитаем вместе. Открывает таблички на доске и читает характеристику каждого героя вместе с учениками. - Запишите это в свою таблицу. - Найдите в тексте, как идут герои? -Верно. Костылин устал, все время отстает. А Жилин идет и не жалуется. Прочитаем вместе: Костылин все отстает и охает. Жилин шикнет-шикнет, а сам все идет. - Запишите в таблицу. - Что произошло дальше? Что сказал Костылин на полянке? - Что ответил Жилин? - Найди в тексте. - Повтори. - Запишите в таблицу. - Кого увидел Жилин впереди? -Подтверди свои слова текстом. -Молодец. - Что произошло дальше? - Найдите это в тексте. - Что сделал Жилин? - Кто может еще найти в тексте? -Тяжело было Жилину нести? - Но Жилин Костылина не бросил. Они пошли вместе. Жилин настоящий товарищ. -Что произошло потом? -Что сказал Костылин? -Бросил Жилин Костылина? -Что он сказал? Найдите в тесте? - Верно. Запишите в таблицу. - Давайте обобщим. Как ведет себя Костылин? - Как ведет себя Жилин? - Что мы делали? - Чем закончился побег героев? - Как можно назвать 5 главу? - Я согласна с таким названием. - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Нужно прочитать 6 главу и пересказать 5 главу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы -Будем беседовать и проверять домашнее задание. - Я желаю ответить. «Кавказский пленник». - Это рассказ. - Автор рассказа «Кавказский пленник» – Лев Николаевич Толстой. - Сейчас мы проходим рассказ «Кавказский пленник», который написал Лев Николаевич Толстой. - Я знаю ответ. - Я могу ответить. - В 4 главе Жилин пошел с мальчиком на … (гору). С горы он увидел дорогу, по которой можно … (сбежать). Жилин хотел сбежать … (в ту же ночь), но к вечеру … (вернулись татары). Они привезли убитого … (татарина) и ... (похоронили) его. … (три) дня татары были в ауле. На … (четвертый) день татары уехали, и Жилин решил сбежать. Жилин позвал … (Костылина). - Мы беседовали по содержанию 4 главы. - Дома нужно было нарисовать картину природы по описанию в рассказе. Дети в парах обмениваются рисунками и комментируют работы друг друга. - Одноклассница изобразила на своем рисунке белые горы. - Товарищ нарисовал поле, аул и речку. На речке он изобразил женщин. Они стирают белье. - Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке как куклы маленькие, видно, - бабы сидят, полоскают. - Она нарисовала две горы и между ними лес. Мне нравится картина. -Мы проверяли домашнее задание. Читают текст. Отвечают на вопросы. - Я прочитал(а) дома 5 главу. -Ребята, учительница попросила вас открыт учебники на странице 223. - Я буду читать внимательно. - Я буду следить за чтением. -Ребята, учительница попросила прочитать про себя первый абзац пятой главы? -Уляшин – это собака татарина. -Жилин кинул Уляшину вкусную лепёшку. -Я знаю ответ. Он успокоил собаку. -Жилину нужно было задобрить собаку, чтобы сбежать. -я хотел тоже ответить на этот вопрос. -Ребята, учительница попросила продолжить читать рассказ. -скажите пожалуйста, откуда мы будем читать? -я нашел нужную страницу. -Жилин сбежал с Костылиным -Вы попросили открыть страницу 251 и прочитать её про себя. -я хочу ответить. Жилин посадил на плечи Костылина, потому что Костылин не мог идти. -Костылин сильно устал. - Он услышал, что за ним бегут. -Я исправлю ошибку. Он услышал, что за ними погоня. - Ребята, учительница попросила дочитать главу до конца про себя. -Нет, Жилин и Костылин не сбежали. -Татары -Жилина и Костылина поймали татары. Татары вернули пленников и посадили их в яму. Ученик повторяет целиком фразу -Мы читали пятую главу. -Мы отвечали на вопросы. - Жилин полез под стену, выбрался. - Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. - Зацепил – задел. -Загремел – зашумел. Мог всех разбудить. -Я открыл тетрадь. -Я написал. - Я начертил таблицу. - Будем сравнивать Жилина и Костылина - Я записал(а). - Я нашел. Сапоги стали неловки – стоптались. - Сняли. -Жилин снял свои, бросил, пошел босиком. - Костылин пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает. Читают хором. - (в столбике Жилин) Снял свои, бросил, пошел босиком. - (в столбике Костылин) Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает. - Я записал(а) в таблицу. - Можно я отвечу? - Я знаю ответ. -Жилин попрыгивает с камушка на камушек. Костылин все отстает и охает. -Костылин говорит: Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови. - Шикнет-шикнет, а сам все идет. - Я записал(а) в таблицу. -Костылин сказал: Как хочешь, а я не дойду, - у меня ноги не идут. - Жилин стал уговаривать. Он рассердился, обругал его. - Рассердился Жилин, плюнул, обругал его. Так я же один уйду – прощай. - Рассердился Жилин, плюнул, обругал его. Так я же один уйду – прощай. - Я записал(а) в таблицу. - Жилин увидел татарина. - Жилин подполз к дороге, смотрит – верховой татарин едет, корову гонит, сам себе под нос мурлычет что-то. -Жилин вернулся к Костылину, но он не встал. -Не могу, ей-Богу не могу, сил моих нет. -Стал его Жилин силой поднимать. -Посадил на себя Костылина, поволок. Костылин закричал. -Я нашел. Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок. - Да. Ноги у него тоже были в крови. -Татарин услышал, как закричал Костылин. -Иди один, за что тебе из-за меня пропадать. -Нет. -Нет, не пойду: не годится товарища бросать. - Костылин все время жалуется, не может идти, шумит. - Жилин уговаривает Костылина, подбадривает, не бросает. - Мы сравнивали Жилина и Костылина. -Мы сравнивали главных героев. -Мы обсуждали 5 главу. - Жилина и Костылина поймали и привезли обратно в аул. - Я думаю/считаю/предполагаю 5 главу можно назвать «Побег». -Я записал(а) задание в дневник. | |
| |||
III. Организация окончания урока (занятия) | Подводит итог урока. Спрашивает каждого ученика. - Что вы сегодня делали на уроке? Предлагает оценить свою работу на уроке. -Как вы сегодня работали на уроке? Оцените свою работу. - как ты сегодня работала на уроке? - как ты сегодня работал на уроке? - как ты сегодня работала на уроке? - как работал твой товарищ? - Вы старались и работали хорошо. Молодцы! Урок окончен. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Мы читали 5 главу. -Мы сравнивали Жилина и Костылина. - Мы чертили таблицу. Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. - Я предполагаю, что у меня оценка «5», потому что я правильно отвечала на вопросы. - Я думаю, что у меня оценка «4», потому что я мало отвечал. - Я предполагаю, что у меня оценка «5», потому что я работала отлично. - Мой товарищ старался, но отвечал на вопросы неправильно. Слушают учителя. | |
Рефлексия учебной деятельности:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)
Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...
Урок литературы в 6-м класса по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок -исследование для учащихся 6 класса продолжает знакомсство учащихся с творчеством писателя. испльзуюттся технологии иссследовательских работ, критического мышления....
Урок литературы в 9 «Б» классе. По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»
Цели урока:1. Приобщение обучающихся к творчеству А.И. Солженицына2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного сам...
Презентация к уроку литературы в 10-м классе к рассказу "Ионыч"
презентация к уроку по литературе на тему...
Конспект урока литературы в 7 «Б» классе по рассказу А.Платонова «Юшка».
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка"....
Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....