Конспект урока литературы в 7 «Б» классе по рассказу А.Платонова «Юшка».
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.П.Платонов "Юшка"(конспект урока) | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Кнспект урока литературы в 7 «Б» классе.
Тема урока: Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку (по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Тип урока : Комбинированный
Цель: Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек; подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.
Задачи:
Образовательные:
-научить определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику герою; - --
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;
- выявлять нравственные качества героя: доброту, любовь, честность, милосердие.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать и делать выводы, обобщения.
- Побуждать к речевой деятельности и осуществлять контроль за ней.
- Устанавливать связь между изученным материалом и практической частью.
- Развивать мотив заинтересованности
Воспитательные:
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми.
Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова из текста произведения; толковый словарь В.И Даля.
Этапы урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащихся |
1Организация начала урока Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке. | Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня необычный. А начать я его хочу со слов притчи.«Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по городу. -Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его афиняне. -Я ищу Человека,- отвечал он. -Кого именно? Меня? Его? -Ищу Человека!- повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжая свой путь по площади. | Готовятся к уроку. |
2.Проверка домашнего задания. 3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний Цель: Организовать познавательную деятельность обучающихся. | Какого Человека искал Диоген? Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг было много народа. (Искал он полноценную нравственную личность. При встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть) Как вы понимаете: полноценная нравственная личность? Какими качествами он должен обладать? А вот как греки видели образец совершенного человека: в нем сочетаются физическая сила и одухотворенное лицо.
Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы будем говорить. Сегодня поговорим о таких качествах человека, как доброта, любовь, милосердие, всепрощение. Тема нашего урока : «Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку» Нужны ли такие качества человеку? Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то же время прекрасный, добрый. Очень трудно понять этот мир, найти себя в нем, понять смысл человеческой жизни. Тогда в чем смысл человеческой жизни? Попробуем разобраться в представленной проблеме. Чтобы доказать, что нужно сделать? -определить последовательность действий для выхода из затруднительной ситуации. -проанализируем эпизоды; - сделаем вывод | Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения понимания цели урока. Формулируют проблему и строят план выхода из нее |
4.Изучение нового материала. Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе,правиле,явлении | Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте портретную характеристику героя. Соответствует ли он греческому идеалу? Что необычного в его внешности? (Глаза- зеркало души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В глазах слезы. Душа плачет) Отчего же больно ему? Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке» Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет добра и радостно откликается на «радость» детей. «Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви. Анализ: «Отношение взрослых к Юшке» Используя цитаты, ответьте на вопросы: Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает? Почему же и дети и взрослые так относились к нему? «Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?» (Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе. Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете? Анализ встречи Юшки с веселым прохожим Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал , может быть, первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему | Анализируют текст, осмысливают его содержание |
5.Первичное закрепление полученных знаний Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте. | Почему Юшку после смерти называли Ефимом Дмитриевичем?(Люди узнали, что у него есть приемная сирота, о которой он заботился бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, состраданием, как потом выяснилось, он оказался единственным человеком, который окружал девочку –сироту заботой и любовью. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию. Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать праведником? Кто такой праведник? (Жить праведной жизнью – это значит жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму. Праведники лишены злопамятства, мстительности ,и злобы. Они не отвечают злом на зло,.не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей)
| Дают нравственную оценку герою, подтверждают словами текста |
Физкультминутка | - Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка. - Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало радостно. | |
1-я проблемная ситуация. Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» проанализируйт и ответьте на вопрос: «Какая подмеченная автором деталь встречается в этом эпизоде»? (деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в семьях никогда не говорили о нравственных и духовных ценностях,) 2-я проблемная ситуация: Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?» - Что значит блажной? (найти значение слова в словаре). Назовите однокоренные слова: ( Блаженный, благодарный, благовоспитанный, благополучный, благонравный) Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»? | Анализируют текст и дают характеристику героям, представляют результаты и оценивают свою работу | |
5.Обобщение и систематизация знаний. | - Можно ли сказать, что та любовь, которая исходила от Юшки, с его смертью исчезла бесследно? («Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.) Добру не всегда удается победить, но это не значит, что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не исчезают, даже когда человек умирает, они продолжают жить. | Участвуют в обобщающей фронтальной беседе |
6. Подведение итогов. Цель: сделать вывод и подвести итог,как работал класс на уроке. | Возвращаемся к началу нашего урока. Какой проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы пытались ответить на него. Так в чем же смысл жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, уметь прощать, жить по правде и по совести) В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь порождает добро, а зло ничего не может породить. Домашнее задание: Составить таблицу: какими качествами обладал Юшка. По словарю дайте определение словам: милосердие, сострадание, праведник. (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объясняет домашнее задание) | Коррекция пробелов в усвоении темы урока. Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания, задают вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация
Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Юшка»; 2) углуб...
открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".
Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу А. Платонова "Никита"
Цель урока: образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Пла...
Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»
Тема урока: «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"
Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"
Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...
Урок литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок"
Конспект урока литературы в 6 классе "Чтобы жить и светиться - надо много трудиться". Конспект +презентация....