Мини-проект по рассказу А.П.Чехова "Гриша"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»
«Мир глазами ребёнка» (5 класс)
Проект поможет
- развить навыки анализа прозаического текста, обогатить представление о художественной детали;
- активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
- заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
- сформировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-proekt_po_rasskazu_a.p.chehova_grisha.docx | 725.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 Введение стр.3
2 Что такое мини-проект? стр.4-6
3 Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша» стр.7-13
«Мир глазами ребёнка» (5 класс)
4 Заключение стр.14
5 Список литературы стр.15
Введение
На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Как известно в основе метода проектов и мини-проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Как повысить эффективность уроков литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Что такое мини-проект?
Мини-проекты-это исследовательская работа для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках.
Задачи групповой работы:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
- развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
- совершенствование межличностных отношений в классе.
Этапы мини-проектов
1 этап « Начальный» - выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы.
2 этап «Поисковый» - работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.
3 этап «Исследовательский » - проведение исследования, решение поставленной проблемы
4 этап «Обработка результата» - переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта
5 этап «Заключительный» - подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации, либо в любой другой форме.
Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:
- четкое соблюдение времени;
- групповая форма работы;
- достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования
В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за учителем. В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.
Критерии оценивания мини-проектов
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Оценивание мини-проекта происходит после окончания работы учениками из других групп (1 балл или 0 баллов за каждый пункт)
Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»
«Мир глазами ребёнка» (5 класс)
Задачи:
- Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
- активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
- заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
- Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.
- Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
- формировать умение грамотно работать с книгой.
Цель:
Рассмотреть тему открытия героем окружающего мира на основе идейно-художественного анализа рассказа А.П. Чехова «Гриша», увидеть особенности восприятия мира ребёнком, сравнить с восприятием мира взрослым человеком.
Актуальность мини-проекта
Неугасающий интерес к осмыслению детских образов и темы детства в литературе, познание мира ребёнка, который так отличается от мира взрослого человека, контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей - всё это и определяет актуальность проекта.
Мотивация.
Вступительное слово преподавателя.
Сообщение плана работы, целей и учебной задачи занятия: развивать умение взаимодействовать в группе, представлять результаты учебной деятельности.
Работа рассчитана на 2 урока. Дети работают в группах по 4 человека.
Этапы работы
1 Чтение рассказа с выписыванием слов с непонятным значением (выполняют вместе).
Далее каждый участник группы получает своё задание на листе. Все задания ярко и интересно оформляются. Учитель может помочь в распределении ролей.
2.Словарная работа.
1-й ученик
Выписывает из толкового словаря значение непонятных слов на лист, красочно оформляя.
1) бульвар – аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычнопосреди) улицы (первоначально – на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок;
2) бурнус–плащ с капюшоном;
3) паяц – клоун;
4) шалить – баловаться;
5) ухват с двумя рогами – приспособление для подхватывания впечи горшков, чугунов железное полукольцо в виде двух рогов надлинной рукояти;
6) касторка – касторовое масло («касторка», масло клещевины, лат. Оlеum Ricini)–растительное масло, получаемое из растения клещевина
3. Рисунок «Мир глазами Гриши».
2-й ученик выполняет следующее задание.
Задание: нарисовать мир Гриши, делая акцент на образах предметов и на восприятии их Гришей.
4. Создание таблицы, поделённой на два столбца.
3-й ученик
В 1-й помещает те предметы, которые Гриша видит у себя дома. Как он воспринимает эти предметы? Какими видит своих домашних?
Во 2-й – предметы и люди, встреченные им на улице. Какие эмоции испытывает Гриша при встрече с незнакомым?
Сравнивает эти два мира. Отвечает на вопрос: как меняется мир Гриши с выходом на прогулку?
Привычный мир Гриши | Новый мир Гриши |
До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в третьем — стул, а в четвертом — горит лампадка. Куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. Гришин стул на высоких ножках, часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Папа — личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно. Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было. | Солдат, лошади, чужая нянька с мандаринами, незнакомый дом, человек со светлыми пуговицами. Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками. Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, снеговые глыбы и лужи - всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения, и он начинает хохотать. . |
Вывод - предполагаемый ответ (озвучивает каждая группа после составления таблицы и обсуждения её - во время презентации проекта): домашнее пространство – обжитое: детская и столовая, просто знакомое: комната с красными креслами и не обжитое: папин кабинет.
В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу.
Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом.
Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления собрались в кучу и давят на него.
Гриша переступил границу старого домашнего мирка, он вырос из него. Он открывает новый мир. Такое открытие - это всегда испытание. Очень важно, чтобы в этом испытании маленькому человеку сопутствовал добрый и умный взрослый. Ведь если желание познавать не будет поддержано в детстве, оно умрёт. И Гриша превратится в обычного равнодушного человека. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, о том влиянии, которое оказывает на него окружающая действительность.
5. Отношение взрослых к миру ребёнка
4-й ученик находит строки о поведении взрослых по отношению к Грише, выписывает их. Совместно с группой делает выводы( после оформления работы)
Предполагаемый ответ:
Все взрослые в рассказе воспринимают мир как обыденное, привычное. Так как Гриша выходит на прогулку с няней, то Чехов обращает внимание прежде всего на её поведение. Равнодушие няни к ребёнку проявляется в том, что она не объясняет ребёнку, как надо вести себя на улице, что можно, а что нельзя, называет его дураком, грубо хватает за плечи. Няня не понимает Гришу, не обращает внимания, как ему невыносимо находиться в жаркой душной кухне в чужом доме, ей совсем не интересно, что чувствует ребёнок, смеётся над его реакцией на алкоголь, который она даёт попробовать мальчику 2 лет и 8 месяцев (он морщится, кашляет, машет руками). Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет, а мама думает, что он заболел. Гриша остается не понятым. Мама, вместо того чтобы выслушать и пожалеть ребёнка, даёт ему касторки.
Гриша в своём мире одинок, ему приходится самому, без помощи взрослых совершать свои первые открытия мира. Чехов говорит о непонимании, раздельном существовании взрослых и детей, о неприятии взрослыми мира ребёнка.
6 .Заключительный этап
Работа проведена на первом уроке, на втором уроке начинается обсуждение мини-проектов с оцениванием. Учитель после обсуждения работ всех групп помогает сделать вывод (если ученики не смогли дать полный ответ на вопрос или не совсем точно выполнили задание). Жюри может задавать вопросы группе, оспаривать точку зрения, приводя свои аргументы. Обязательна рефлексия с оцениванием своего вклада в общее дело (каждый участник группы делает выводы о проделанной им работе, озвучивает их).
Продукт мини-проекта – ярко оформленная поэтапная работа
Заключение
В чем же преимущества метода мини-проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Список литературы
1 Доклад «Мир ребёнка в рассказах Чехова»» Т.Ю. Непочатых
2 Мухаметзянова Г.В. Теоретико-методологические основы компетентностного подхода к организации профессионального образования.
3. Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. -Орел: УНПК, ФСПО.
4 http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
5 https://infourok.ru/material.html?mid=51665
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"
Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...
Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"
Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1. Совместный поиск учащимися и педагогом новых...
Мини проект по программе предпрофильной подготовки "Фитодизайн"
Данные мини- пректы учащиеся выполняют на занятиях по "Фитодизайну" курса предпрофильной подготовки.</p>...
Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".
Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...
Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса
Учащиеся включаются в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...
Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"
Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...
Мини-проект "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Данная презентация составлена на основе творческих работ обучающихся 6 класса, она иллюстрирует применение мини-проекта на уроках литературы...