Календарно – тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Литература. 8 класс. В. Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kpt_literatura_8_klass_egorova_s._n.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей русского языка и литературы, 2022-2023 учебный год
Календарно – тематическое планирование учебного материала
по литературе
для 8 класса
( к учебнику Литература. 8 класс. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2019)
Составитель программы:
Егорова С.Н., учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №34»
Г. Новокузнецк
№ п/п | Тема урока | часы | Дата проведения урока 8 | Домашнее задание | ||
часы | т/р | к/р | ||||
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 1 | ||||
Устное народное творчество (2 ч) | ||||||
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | 1 | ||||
3 | Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Особенности содержания и художественной формы народных преданий «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | ||||
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||
4 | «Житие Александра Невского» (фрагменты). Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. | 1 | ||||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. | 1 | ||||
Из русской литературы XVIII века (3 ч) | ||||||
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | 1 | ||||
7 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 1 | ||||
8 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна проблема воспитания? | 1 | ||||
Из литературы XIX века (36 ч) | ||||||
9 | И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года. Краткий рассказ о писателе. Историческая основа басни «Обоз». Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства | 1 | ||||
10 | К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. Краткий рассказ о писателе. Понятие о думе. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. | 1 | ||||
А.С. Пушкин | ||||||
11 | А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. | 1 | ||||
12 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа. Его сюжет и герои. | 1 | ||||
13 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). | 1 | ||||
14 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. | 1 | ||||
15 | А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: Нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | 1 | ||||
16 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. | 1 | ||||
17 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе. | 1 | ||||
18 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | ||||
19 | Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе? | 1 | ||||
20 | А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча». «19 октября»: мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. | 1 | ||||
21 | А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества | 1 | ||||
М. Ю. Лермонтов | ||||||
22 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Мцыри» как романтическая поэма. | 1 | ||||
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя. | 1 | ||||
24 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы. | 1 | ||||
25 | „Мцыри“ в оценке русской критики». Роль эпизода «Бой с барсом» («Встреча с грузинкой») в поэме «Мцыри»? | 1 | ||||
26 | Н. В. Гоголь – великий сатирик. История создания комедии «Ревизор» | 1 | ||||
27 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Разоблачение пороков чиновничества. | 1 | ||||
28 | Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | ||||
29 | Сюжет и композиция комедии. Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | ||||
30 | Н. В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов (В чём социальная опасность хлестаковщины?) | 1 | ||||
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | ||||
32 | Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». Мечта и реальность в повести «Шинель». | 1 | ||||
33 | И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рас сказе | 1 | ||||
М.Е. Салтыков-Щедрин | ||||||
34. | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе | 1 | ||||
Н.С. Лесков | ||||||
35. | Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных. | 1 | ||||
36. | Н.С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика. | 1 | ||||
Л.Н. Толстой | ||||||
37. | Л.Н. Толстой «После бала»: проблемы и герои. Нравственность в основе поступков героя. | 1 | ||||
38. | Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. | 1 | ||||
39 | Л. Н. Толстой. «После бала»: Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе. | 1 | ||||
Поэзия родной природы в русской литературе 20 века. (обзор) | ||||||
40 | Поэтические картины русской природы в разные времена года. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер» | 1 | ||||
41 | Условность выражения внутреннего состояния человека через описания природы. А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…» | |||||
А.П. Чехов | ||||||
42. | А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии). Краткий рассказ о писателе. История об упущенном счастье. | 1 | ||||
43 | А.П. Чехов «Человек в футляре». Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. | 1 | ||||
44 | «Почему героев рассказов Чехова „Человек в футляре“ и „О любви“ можно назвать „футлярными“ людьми?» | 1 | ||||
Из литературы XX века (20 ч) | ||||||
45 | И. А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. Краткий рассказ о писателе. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | 1 | ||||
46 | А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье | 1 | ||||
47 | А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл. | 1 | ||||
48 | С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Характер Пугачёва. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | 1 | ||||
49 | О. Э. Мандельштам. Краткий рассказ о поэте. События древней истории в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Художественные приемы для выражения идеи произведения. | 1 | ||||
50 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. Краткий рассказ о писателе. Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | 1 | ||||
51 | М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе. | 1 | ||||
Писатели улыбаются | ||||||
52 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания исторического повествования. | 1 | ||||
53 | Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы: сатира и юмор в рассказах. | 1 | ||||
54 | М.М. Зощенко «история болезни» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах. | 1 | ||||
Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 | ||||||
55 | Лирические и героические песни М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги». Их призывно-воодушевляющий характер. Передача сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. | 1 | ||||
56 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. Краткий рассказ о поэте. Жизнь народа на крутых переломах, поворотах истории в произведениях поэта. | 1 | ||||
57 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. Новаторский характер Василия Тёркина: сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны | 1 | ||||
58 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. Композиция и язык поэмы. Юмор. Развитие понятия о фольклоризме литературы. | 1 | ||||
59 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. | 1 | ||||
60 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. (Почему В. П. Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью нашего народа, настенной его историей?) | 1 | ||||
Современные авторы детям | ||||||
61 | А. В. Жвалевский. Е. Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница». Отличие современных подростков от ровесников предыдущих эпох. | 1 | ||||
Русские поэты XX века о родине, родной природе | ||||||
62 | Образы родины и родной природы в стихах XX века. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков» | 1 | ||||
63 | Богатство и разнообразие чувств и настроений в стихах XX века. Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…» | 1 | ||||
64 | Поэты русского зарубежья о родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…» | 1 | ||||
Из зарубежной литературы ( 4 ч) | ||||||
65 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Краткий рассказ о писателе. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | ||||
66 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. | 1 | ||||
67 | В. Скотт «Айвенго»: Краткий рассказ о писателе. Развитие представлений об историческом романе. | 1 | ||||
68 | Д. Д. Сэлинджер. Слово о писателе. Роман «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа). Герои романа Д. Д. Сэлинджера. Годовая контрольная работа. Итоги года и задание на лето. | 1 | ||||
Всего часов | 64 | 3 | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 8класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70ч)...
Календарно-тематическое планирование надомного обучения 8класс.
Календарно-тематическое планирование по географии для надомного обучения составлено по учебнику под общей редакцией Дронова В.П. "География России " в двух частях (8-9 кл.), при нагрузке О,5 ча...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Английский язык» за II полугодие 2012-2013 учебный год по учебнику «Английский язык для 5 класса» В. П. Кузовлева, Н. П. Лапа и др.
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Английский язык» за II полугодие 2012-2013 учебный годпо учебнику «Английский язык для 5 класса» В. П. Кузовлева, Н. П. Лапа и др.№ урокадата...
Календарно-тематическое планирование по алгебре 8класс
Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класс для учебного комплекта под ред. Л.Г.Мордковича....
Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"
Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"...
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.
Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...