Цифровые образовательные ресурсы на уроках литературы.
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Самусева Марина Николаевна

Цифровые образовательные ресурсы на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые образовательные ресурсы на уроках литературы.

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся к качественной информации вне зависимости от территории их проживания. Такие условия могут быть созданы благодаря использованию платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и Онлайн-школы Skysmart.

Актуальность разработанных интерактивных дидактических материалов:

1. Выполнение основной задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в национальный проект «Образование»: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

2. Ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны в связи с повышением информатизации и компьютеризации современного мира.

4. Унификация и автоматизация образовательных процессов.

5. Организация обучения с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий.

Цель: Создание интерактивных дидактических материалов с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и Онлайн-школы Skysmart для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах

Задачи:

1. Используя примерные образовательные программы по Русскому родному языку и Русской родной литературе[1] и каталогизированные интерактивные материалы РЭШ[2], создать сводную таблицу, которая поможет учителям русского родного языка и русской родной литературы качественно подготовиться к определённому уроку.

2. Привлечь к созданию материалов информацию образовательной национальной сети Nsportal с целью использования представленных в ней практик.

3. Использовать оценочные материалы Онлайн-школы Skysmart для объективного и полного контроля полученных знаний.

Ожидаемый результат: использование созданных интерактивных дидактических материалов в образовательном процессе при дистанционном обучении.

1. Методический продукт состоит из двух блоков:

а) Интерактивные дидактические материалы по русскому родному языку за 5-9 класс;

б) Интерактивные дидактические материалы по родной русской литературе за 5-9 класс

2. В соответствии с разделом в примерной программе «РРЯ 5-9» и «РРЛ 5-9» из каталогизированных материалов РЭШ подобраны уроки, которые помогут учителям русского родного языка и русской родной литературы качественно подготовиться к определённому занятию, а также уроки из раздела «Межпредметные связи» каталогизированных материалов РЭШ для более глубокого изучения темы.

3. В разделе «Практики» к каждой теме урока в примерной программе «РРЯ 5-9» и «РРЛ 5-9» в помощь учителю подобраны уроки из образовательной национальной сети Nsportal с целью использования представленных в ней практик для качественной подготовки к занятиям.

4. А также в разделе «Практики» к каждой теме урока в примерной программе «РРЯ 5-9» и «РРЛ 5-9» в помощь учителю подобраны оценочные материалы Онлайн-школы Skysmart для объективного и полного контроля полученных знаний.

5. В разделе «Практики» каждым членом проблемно-творческой группы разработан вводный урок по РРЯ и РРЛ, ссылка на публикацию которого указана рядом с темой

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родной (русской) литературы в 5-9 классах»  

№ п\п

Раздел в примерной программе «РРЛ 5-9»

Тема урока в примерной программе «РРЛ 5-9»

Тема урока на платформе РЭШ (каталог)

Межпредметные связи (6 блок каталога)

Практики

1.

Раздел 1. Россия - родина моя

Преданья старины глубокой (3ч)

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

8 класс

Урок 1. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

7 класс

Презентация "Образ Сусанина в культуре"

презентация к уроку по мхк (7 класс) на тему

https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2018/02/28/prezentatsiya-obraz-susanina-v-kulture

2.

С. Н. Марков. «Сусанин».

3 класс

Музыка

Урок 1. Первый русский композитор-классик. Михаил Иванович Глинка

3.

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

7 класс

История

Урок 26. Национально-освободительное движение. Воцарение Михаила Романова. Последствия Смуты: экономическое развитие России в XVII в

Родная литература 8-9 классы
рабочая программа (8 класс)

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2020/12/01/rodnaya-literatura-8-9-klassy

4

Города земли русской (3 ч)

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

8 класс

Урок 15. Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор). А.С. Пушкин «Цветы последние милей…»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

Урок 29-30: Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»

3 класс

Окруж мир

Урок 29. Золотое кольцо России. Проектное задание «Музей путешествий»

7 класс

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"
консультация (7 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/04/14/distantsionnyy-urok-literatury-v-7-klasse-stihi-poetov-hh-veka

5

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

3 класс

Изобр искусство

Урок 17. Гербы городов Золотого кольца России

6

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

7

Родные просторы (3 ч)

Волга – русская река

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

8 класс

Урок 2: Лирические, исторические песни.
Частушки как малый песенный жанр.

8 класс

География

Урок 15. Внутренние реки России

5 класс

Презентация по теме "Образ реки Волга в живописи и в литературе."
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/08/21/prezentatsiya-po-teme-obraz-reki-volga-v-zhivopisi-i-v

8

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

3 класс

Литер чтение

Урок 24. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

6 класс

Образ реки в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/29/obraz-reki-v-stikhotvorenii-na-nekrasova-na-volge

5 класс

Мини - проект "Волга в жизни и поэзии Н.А.Некрасова"

презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/06/15/mini-proekt-volga-v-zhizni-i-poezii-n-a-nekrasova

9

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"
материал по литературе

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/13/narodno-poeticheskie-motivy-i-obrazy-v-lirike-vysotskogo

10-12

Вариативная часть

13

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира (4 ч)

Троица

И. А. Бунин. «Троица».

8 класс

Урок 17. Иван Алексеевич Бунин. Кавказ

7 класс

Урок 18. Край ты мой, родимый край…» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. (В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»)

6 класс

О празднике Троице (литература 6 класс)
презентация к уроку по литературе (6 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/04/12/o-prazdnike-troitse-literatura-6-klass

11 класс

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/12/predmetnyy-i-veshchnyy-mir-v-tvorchestve-i-a-bunina-rol-knigi-i

14

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

8 класс

Урок 20. Сергей Александрович Есенин. Пугачев

5 класс

Урок 33. Образ родного дома в стихах Есенина

11 класс.

Урок 20. Анализ лирических произведений Есенина

5 класс

С.А. Есенин "С добрым утром" анализ стихотворенья
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/05/s-a-esenin-s-dobrym-utrom-analiz-stihotvorenya

15

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»

7 класс

Рыленков Н.В.
презентация к уроку по литературе (7 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/10/29/rylenkov-n-v

16

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

17-18

Тепло родного дома (5 ч)

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

7 класс.

Урок 27. Ф.Абрамов . О чем плачут лошади

11 класс

Ф. Абрамов Честный разговор о жизни, о себе

презентация к уроку по литературе (11 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/10/02/f-abramov-chestnyy-razgovor-o-zhizni-o-sebe

19

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

6 класс

Сценарий квест-игры по рассказам Т.Михеевой
план-конспект урока по литературе (6 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/02/10/stsenariy-kvest-igry-po-rasskazam-t-miheevoy

20-21

А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

22-23

Вариативная часть

24-25

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

8 класс.

Урок 27.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945

Урок 26. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин»

6 класс

Урок 37.Героическое в произведениях о Великой Отечественной войне. М. Джалиль стихотворения из «Моабитской тетради». Ю. Друнина «Зинка». Р. Гамзатов «Журавли»

10 класс

История.

Урок 27. Культурное пространство войны

4 класс

Окр мир

Урок 28. Великая Отечественная война и Великая победа

Эдуард Веркин. Знакомство с жанровым многообразием произведений для современных подростков

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/03/05/eduard-verkin-znakomstvo-s-zhanrovym

26

Загадки русской души (2 ч)

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

8 класс

Урок 11. Иван Сергеевич Тургенев. Певцы

7 класс

Урок 12.Урок 12. И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача»

27

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

10 класс

Урок 31. «Человек, который весь борьба». Слово о Достоевском

28-29

О ваших ровесниках (4 ч) 29

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).

9 класс.

Урок 47. Б.Васильев. А зори здесь тихие

10 класс

Открытый урок - диспут "А завтра была война"

план-конспект урока по литературе (10 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/12/29/otkrytyy-urok-disput-a-zavtra-byla-voyna

9 класс

Нравственные уроки романа Б.Васильевам "Завтра была война" презентация

презентация к уроку по литературе (9 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/05/nravstvennye-uroki-romana-b-vasilevam-zavtra-byla-voyna

30-31

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

9 класс

Презентация к уроку родной литературы по повести Галины Щербаковой "Вам и не снилось"

презентация к уроку (9 класс)

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2021/04/04/prezentatsiya-k-uroku-rodnoy-literatury-po

32

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Язык поэзии

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

8 класс

Урок 30: Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). Н.А. Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…»

Урок 29. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе (обзор): И. Ф. Анненский,Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов

5 класс

Урок 42. И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; Дон-Аминадо. «Города и годы»

5 класс

«Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы»

план-конспект урока по литературе (5 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/03/14/zapah-rodiny-v-stihotvorenii-d-aminado-goroda-i-gody

8 класс

Творчество поэтов 20 века: И. Анненский, Д.С. Мережковский

презентация к уроку по литературе (8 класс)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/06/tvorchestvo-poetov-20-veka-i-annenskiy-d-s-merezhkovskiy

33-34

Вариативная часть



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы к урокам литературы, 10 класс

Презентации к урокам литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества писателей: А.С.Пушкина,Ф.И. Тютчева,Ф.М. Достоевского...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....