Цифровые образовательные ресурсы на уроках литературы.
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Цифровые образовательные ресурсы на уроках литературы.
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся к качественной информации вне зависимости от территории их проживания. Такие условия могут быть созданы благодаря использованию платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и Онлайн-школы Skysmart.
Актуальность разработанных интерактивных дидактических материалов:
1. Выполнение основной задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в национальный проект «Образование»: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
2. Ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны в связи с повышением информатизации и компьютеризации современного мира.
4. Унификация и автоматизация образовательных процессов.
5. Организация обучения с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий.
Цель: Создание интерактивных дидактических материалов с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и Онлайн-школы Skysmart для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах
Задачи:
1. Используя примерные образовательные программы по Русскому родному языку и Русской родной литературе[1] и каталогизированные интерактивные материалы РЭШ[2], создать сводную таблицу, которая поможет учителям русского родного языка и русской родной литературы качественно подготовиться к определённому уроку.
2. Привлечь к созданию материалов информацию образовательной национальной сети Nsportal с целью использования представленных в ней практик.
3. Использовать оценочные материалы Онлайн-школы Skysmart для объективного и полного контроля полученных знаний.
Ожидаемый результат: использование созданных интерактивных дидактических материалов в образовательном процессе при дистанционном обучении.
1. Методический продукт состоит из двух блоков:
а) Интерактивные дидактические материалы по русскому родному языку за 5-9 класс;
б) Интерактивные дидактические материалы по родной русской литературе за 5-9 класс
2. В соответствии с разделом в примерной программе «РРЯ 5-9» и «РРЛ 5-9» из каталогизированных материалов РЭШ подобраны уроки, которые помогут учителям русского родного языка и русской родной литературы качественно подготовиться к определённому занятию, а также уроки из раздела «Межпредметные связи» каталогизированных материалов РЭШ для более глубокого изучения темы.
3. В разделе «Практики» к каждой теме урока в примерной программе «РРЯ 5-9» и «РРЛ 5-9» в помощь учителю подобраны уроки из образовательной национальной сети Nsportal с целью использования представленных в ней практик для качественной подготовки к занятиям.
4. А также в разделе «Практики» к каждой теме урока в примерной программе «РРЯ 5-9» и «РРЛ 5-9» в помощь учителю подобраны оценочные материалы Онлайн-школы Skysmart для объективного и полного контроля полученных знаний.
5. В разделе «Практики» каждым членом проблемно-творческой группы разработан вводный урок по РРЯ и РРЛ, ссылка на публикацию которого указана рядом с темой
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родной (русской) литературы в 5-9 классах»
№ п\п | Раздел в примерной программе «РРЛ 5-9» | Тема урока в примерной программе «РРЛ 5-9» | Тема урока на платформе РЭШ (каталог) | Межпредметные связи (6 блок каталога) | Практики |
1. | Раздел 1. Россия - родина моя | Преданья старины глубокой (3ч) П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа). | 8 класс Урок 1. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа | 7 класс Презентация "Образ Сусанина в культуре" презентация к уроку по мхк (7 класс) на тему | |
2. | С. Н. Марков. «Сусанин». | 3 класс Музыка Урок 1. Первый русский композитор-классик. Михаил Иванович Глинка | |||
3. | О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» | 7 класс История Урок 26. Национально-освободительное движение. Воцарение Михаила Романова. Последствия Смуты: экономическое развитие России в XVII в | Родная литература 8-9 классы | ||
4 | Города земли русской (3 ч) Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» | 8 класс Урок 15. Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор). А.С. Пушкин «Цветы последние милей…»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Урок 29-30: Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…» | 3 класс Окруж мир Урок 29. Золотое кольцо России. Проектное задание «Музей путешествий» | 7 класс Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)" | |
5 | М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» | 3 класс Изобр искусство Урок 17. Гербы городов Золотого кольца России | |||
6 | И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо». | ||||
7 | Родные просторы (3 ч) Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). | 8 класс Урок 2: Лирические, исторические песни. | 8 класс География Урок 15. Внутренние реки России | 5 класс Презентация по теме "Образ реки Волга в живописи и в литературе." | |
8 | Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). | 3 класс Литер чтение Урок 24. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...» | 6 класс Образ реки в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге». 5 класс Мини - проект "Волга в жизни и поэзии Н.А.Некрасова" презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме | ||
9 | В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент). | "Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого" | |||
10-12 | Вариативная часть | ||||
13 | РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | Праздники русского мира (4 ч) Троица И. А. Бунин. «Троица». | 8 класс Урок 17. Иван Алексеевич Бунин. Кавказ | 7 класс Урок 18. Край ты мой, родимый край…» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. (В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина») | 6 класс О празднике Троице (литература 6 класс) https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/04/12/o-prazdnike-troitse-literatura-6-klass 11 класс Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская |
14 | С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» | 8 класс Урок 20. Сергей Александрович Есенин. Пугачев | 5 класс Урок 33. Образ родного дома в стихах Есенина 11 класс. Урок 20. Анализ лирических произведений Есенина | 5 класс С.А. Есенин "С добрым утром" анализ стихотворенья | |
15 | Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» | 7 класс Рыленков Н.В. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/10/29/rylenkov-n-v | |||
16 | И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». | ||||
17-18 | Тепло родного дома (5 ч) Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». | 7 класс. Урок 27. Ф.Абрамов . О чем плачут лошади | 11 класс Ф. Абрамов Честный разговор о жизни, о себе презентация к уроку по литературе (11 класс) https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/10/02/f-abramov-chestnyy-razgovor-o-zhizni-o-sebe | ||
19 | Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). | 6 класс Сценарий квест-игры по рассказам Т.Михеевой | |||
20-21 | А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни». | ||||
22-23 | Вариативная часть | ||||
24-25 | РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы). | 8 класс. Урок 27.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 Урок 26. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин» | 6 класс Урок 37.Героическое в произведениях о Великой Отечественной войне. М. Джалиль стихотворения из «Моабитской тетради». Ю. Друнина «Зинка». Р. Гамзатов «Журавли» 10 класс История. Урок 27. Культурное пространство войны 4 класс Окр мир Урок 28. Великая Отечественная война и Великая победа | Эдуард Веркин. Знакомство с жанровым многообразием произведений для современных подростков |
26 | Загадки русской души (2 ч) Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». | 8 класс Урок 11. Иван Сергеевич Тургенев. Певцы | 7 класс Урок 12.Урок 12. И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача» | ||
27 | Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». | 10 класс Урок 31. «Человек, который весь борьба». Слово о Достоевском | |||
28-29 | О ваших ровесниках (4 ч) 29 Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). | 9 класс. Урок 47. Б.Васильев. А зори здесь тихие | 10 класс Открытый урок - диспут "А завтра была война" план-конспект урока по литературе (10 класс) https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/12/29/otkrytyy-urok-disput-a-zavtra-byla-voyna 9 класс Нравственные уроки романа Б.Васильевам "Завтра была война" презентация презентация к уроку по литературе (9 класс) | ||
30-31 | Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) | 9 класс Презентация к уроку родной литературы по повести Галины Щербаковой "Вам и не снилось" презентация к уроку (9 класс) | |||
32 | Лишь слову жизнь дана (1 ч) Язык поэзии Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет». | 8 класс Урок 30: Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). Н.А. Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…» Урок 29. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе (обзор): И. Ф. Анненский,Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов | 5 класс Урок 42. И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; Дон-Аминадо. «Города и годы» | 5 класс «Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы» план-конспект урока по литературе (5 класс) 8 класс Творчество поэтов 20 века: И. Анненский, Д.С. Мережковский презентация к уроку по литературе (8 класс) | |
33-34 | Вариативная часть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровые образовательные ресурсы к урокам литературы, 10 класс
Презентации к урокам литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества писателей: А.С.Пушкина,Ф.И. Тютчева,Ф.М. Достоевского...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Цифровые образовательные ресурсы...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....