Урок «Особенности лирики И.Бунина в стихотворении «Детство».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Мир писателя И.Бунина. Умение видеть за звуками образы.
Анализ стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osobennosti_liriki_v_stihotvorenii_i._bunina_detstvo.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Особенности лирики И.Бунина в стихотворении «Детство».
Цели: Проникнуть в мир писателя; Учимся ценить слово; Видеть за звуками образы.
Ход урока
Как известно, успешность любого урока зависит от начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать урок с Доброго дня:
- Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.
- Добрый день всем, у кого день рождения зимой и весной.
- Добрый день всем, кто родился летом и осенью.
- добрый день всем нам.
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошо поработать.
I.Орг. момент. Мотивация.
-Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой).
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.
II. Цели учебной деятельности.
На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»
Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.
- Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы? (В. А. Жуковский, А. К. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет).
Стихотворения, в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики.
– Ребята, что такое пейзажная лирика? (Пейзажная лирика - это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листвы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.
Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души).
- Сегодня мы обращаемся к лирике И. А. Бунина. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать сегодня на уроке?
--- познакомиться с пейзажной лирикой Бунина и Блока; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению.
1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».
2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.
4. Прививать любовь к русской поэзии.
Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?
И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Особенности лирики И.Бунина в стихотворении «Детство».
Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию будут слова А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.
Учитель: На этом уроке мы будем учиться читать стихи - не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: "У каждого из слов душа своя..."
Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьёзное, строгое. И в глаза - удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, всё видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:
...Весело жить - И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить...
Кажется, то же могли сказать и мы. Ведь так всё просто.... На самом деле - нет. Стихи дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать наблюдать. А самое важное - мы учимся у поэта ценить Слово.
Учитель: Сегодня я хочу поговорить с вами о … детстве! Каждый взрослый когда-то был ребенком. А. С. Пушкин, А. П. Чехов, Н. А. Некрасов тоже были детьми. И тоже, наверное, проказничали, дразнились, мирились, гоняли голубей и боялись темноты. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве и становятся скучными и ворчливыми взрослыми. И тогда детство навсегда уходит в прошлое. А жаль. Хорошо, что некоторые мудрые взрослые(чаще всего писатели) на склоне лет любят сочинять мемуары – попросту говоря, воспоминания. И тогда они вспоминают свои детские годы. Ну, а мы, читая эти мемуары, можем хоть немножко узнать, какою же была их страна далекого детства. Сегодня мы заглянем в страну далекого детства Ивана Алексеевича Бунина.
----Чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня ребята познакомят вас с биографией И.А.Бунина.
1 ученик: Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?
И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата.
2 ученик: Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.
Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.
---Чтение стихотворения учителем.
Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)
---О чем это стихотворение?
1)Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения).
2) Мы думали о природе, а оказалось, о человеке, о его ощущениях. О радости, которую испытывает человек от общения с природой.
Учитель: Мы с вами ещё раз убедились, как важно точно подобранное слово. Бунинское слово распахнуло для нас свою неповторимую "душу".
Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.
2) Вторичное восприятие текста
(Чтение детьми текста «про себя»)
Самостоятельная работа с текстом
– Какие непонятные слова вы встретили? (В бору, ароматом, палатам, зной)
Словарная работа
- Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов
– Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице) – Значит, что же такое «палаты»? Это помещение.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Прильнуть – прислониться.
Физкультминутка.
На поляне кедр могучий. Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растёт сосна, К небу тянется она.
Мы внизу грибочки ищем. И в траве усердно рыщем.
Раз — грибок и два — грибок,
Положи их в кузовок. (Наклониться вперёд, и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.)
- Какое настроение создаёт стихотворение? С чем оно связано? (Настроение этого стихотворения радостное, приподнятое и всё лучшее, кажется, ещё впереди)
– Какая цветовая гамма здесь присутствует? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? (Тот, кто называет, идёт крепить к доске цветной листочек).
Красна – красный.
Солнечные палаты – жёлтый.
День – голубой, жёлтый.
Бор – зелёный.
Смолистый аромат – оранжевый.
Поутру – светло – голубой.
Песок – светло – коричневый.
Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое оказывается цветное, яркое стихотворение!
---- Ребята, сегодня на уроке каждый из вас должен получить оценку. У вас на партах лежат индивидуальные листы. Возьмите их и подпишите. На протяжении урока вы в этот лист будете выставлять баллы за работу на уроке, а в конце подсчитаете, сколько баллов вы набрали и выставите оценку.
Учитель: Вспомним литературоведческие термины. Для создания образного высказывания в художественной речи часто употребляются тропы – слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства.
Задание: Распределите слова, данные ниже, в соответствии с их значением.
--Пока вы отвечаете на вопросы, я хочу для создания настроения включить музыкальный отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”, который он посвятил своей 10-летней племяннице. Это произведение средствами музыки рассказывает о детстве девочки.
| Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Это скрытое сравнение. Основной признак: всегда можно пересказать с помощью слов «как» или «похож» --- вчера в лесу он вёл себя, как заяц; В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра. |
2 | Перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие --луна хохотала, как клоун. |
3 | Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Авторское определение. Часто – прилагательное в переносном значении --грустно-сиротеющая земля, седой туман, лимонный свет, немой покой, кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); |
4 | Преувеличение, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие |
5 | Распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим --"Раньше он был звонкий, точно птица", "Он бежал быстрее лошади". |
Ответы: 1)метафора 2)олицетворение 3)эпитет 4)гипербола 5)сравнение
“Песок – как шелк…” Мы воспринимаем песок таким?
(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка) -Аллитерация
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).
---РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихе.
Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:
- мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет. - женская рифма, где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина "Жених": "
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато".
Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».
СТРОФА – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.
Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие.
Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.
1.Смежная рифмовка «ААBB».
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)
Мы хлеба горбушку – и ту пополам! (А)
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, (В)
Тебе – половина, и мне – половина! (В)
(А. Прокофьев)
2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».
О, есть неповторимые слова, (А)
Кто их сказал – истратил слишком много, (В)
Неистощима только синева (А)
Небесная и милосердье Бога. (В)
(А. Ахматова)
3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»
Уж подсыхает хмель на тыне. (А)
За хуторами, на бахчах, (В)
В нежарких солнечных лучах (В)
Краснеют бронзовые дыни… (А (А. Бунин)
Ответы: 1)метафора 2)олицетворение 3)эпитет 4)гипербола 5)сравнение
Работа с текстом.
Чтение стихотворения по частям
№1: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом…
-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат? (Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу).
-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.
№2:И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!
-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
(Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора).
---- Беседа по картинам И.И.Шишкина.
- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.
(Слайд 6)
На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.
(Слайд 7)
- Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они?(Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)
(Слайд 8)
(Слайд 9)
- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.
- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)
- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.)
- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!
Вывод.
-Перед вами солнечные палаты.
-Царские палаты создает человек.
-Кто создает палаты солнечные? (Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать. Их создает природа).
№3: Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шёлк…
-Что необычного в этих строчках? (Во-первых, повторяется дважды слово повсюду).
-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»
(Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет).
- «Песок - как шёлк…». - Какой литературный приём использует автор? (Красивое сравнение. Необычное).
-В чём его необычность? Думаем все вместе.
(Шелк – мягкий, нежный.
Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит).
-Обратите внимание на многоточие: Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шёлк…».
-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.
№4: … Прильну к сосне корявой…
- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова. (Прильнуть – прислониться).
-В чем разница? (опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне).
№5: И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
-Послушайте, что нам прочитает о сосне… (карточка)
Сосна - высокое стройное дерево. Она достигает высоты в 40 метров. Доживает до четырёхсот лет.
-Сколько лет живёт сосна?
-Может ли так долго прожить человек?
-Вспомните, сколько лет в этом стихотворении автору?(10)
-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? (Да. Сосны живут долго).
-О чём говорят эти великаны? (Они говорят, что мы очень маленькие).
- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
№6: Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света.
-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:
– Подумайте над вопросом: Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)
– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)
Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.
– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)
– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)
Работа со стихотворением «Детство»:
Учитель: Мы уже с вами определили основное настроение стихотворения, посмотрели с помощью каких слов это настроение создаётся, а сегодня мы посмотрим, каким предстаёт мир в этом стихотворении. Как вообще мы можем получить представление о мире? (увидеть, услышать, почувствовать и т. п.)
Учитель: Найдите в тексте стихотворения слова, с помощью которых создаётся картина мира в стихотворении.
Выполняя это задание коллективно с помощью учителя, учащиеся приходят к выводу, что мир в стихотворении предстаёт и в зрительных образах, и в осязательных, и даже в запахах. На доске и в тетрадях по ходу выполнения задания делаются следующие записи:
И. А. Бунин «Детство».
1группа: зрение: «солнечные палаты», «блеск», «яркий свет», «ствол – гигант, тяжёлый, величавый» и др.;
2 группа: осязание: «песок как шёлк», кора «груба», «тепла»;
3 группа: запахи: «сухой смолистый аромат», «пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света».
После проведённой работы со стихотворением делается предварительный вывод – в стихотворении И. А. Бунина мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать.
---Работа над выразительным чтением.
-Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.
– Прочитайте стихотворение вслух. (От каждой пары выразительно читает 1 ученик).
У. Попробуйте дать рекомендации к исполнению этого стихотворения. Его нужно исполнить так, чтобы передать то настроение, которое мы в нём отметили. Какими должны быть тон, темп, интонация стихотворения?
(– тон должен быть возвышенным, приподнятым;
- нужно сделать логическое ударение на тех словах, которые мы выписали в тетрадь, потому что именно они создают основное настроение стихотворения)
После этого несколько учеников выразительно читают стихотворение или одну строфу из стихотворения. Каждое исполнение оценивается одноклассниками примерно по такой схеме:
- Удалось ли чтецу передать основное настроение стихотворения?
- Если нет, то почему, какими из рекомендаций исполнитель пренебрёг?
- Советы и пожелания чтецу.
-- Итог.
Уч.: Бунин в обычном видит необычное. Рисуется замечательная картина соснового бора в жаркий летний день. Тем не менее стихотворение называется "Детство". Почему? (Общение с природой делает его молодым, возвращает в детские годы. Дети видят окружающий мир не так ,как взрослые0.
Перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения, испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души.
8. Рефлексия. Подведение итогов урока.
--- Сегодня на уроке мы увидели, что поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Познакомились с новыми стихотворениями Блока и Бунина, узнали, что природа дает человеку все: радость, красоту ощущение родства с ней, счастья, которое по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой, учились выразительно читать стихотворения. Выполнили поставленные цели?
УЧЕНИКИ:
1) - Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство». В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
2)Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.
3)В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.
4)Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.
5)Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.
VII Рефлексия:
Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.
Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.
Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.
ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ:
-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.
-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.
- Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.
-А теперь покажите своё настроение.
- Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».
Ваши впечатления в конце урока?
УЧЕНИКИ: -В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.
-В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.
-Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.
-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.
-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».
Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям.
Мы увидели мир глазами поэтов, почувствовали гармонию этого мира. Спасибо Вам за это.
Выставление оценок.
Подсчитайте свои баллы и выставите оценки.
- А сейчас предлагаю обменяться короткими впечатлениями об уроке. Вот мое:
«Вы меня порадовали ребята. Спасибо за урок. Наталья Ивановна».
Домашнее задание:
- проиллюстрировать стихотворение поэта.
- выучить наизусть стихотворение.
- на основе «Детства» заполните графы таблицы, содержащие перечень составляющих мира детства в лирике автора.
Гипербола |
|
Олицетворение |
|
Метафора |
|
Эпитет |
|
Сравнение |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."
Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...
Интегрированный урок литературы, музыки, ОПК "Православные мотивы в лирике И.Бунина"
Урок дает ученикам интегрированное представление о православном направлении в лирике поэта, пробуждает интерес к его творчеству, способствует художественно-эстетическому развитию личности учащихся....
Особенности лирики Б.Пастернака (на примере стихотворения "Июль")
Урок литературы предназначен для учащихся 7-х классов.Он может быть интересен всем, кто увлекается лирикой Б.Пастернака.Поэт, музыкант, художник, философ - как много вобрал в себя этот человек!Разобра...
Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...
И.Бунин. Стихотворение "Детство".
Видеоряд к стихотворению И.Бунина "Детство" создан для урока литературы в 7 классе по программе Бунеевых к разделу "Я и мое детство"....
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....
Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Утёс" и "Листок"....