Урок «Особенности лирики И.Бунина в стихотворении «Детство».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Мир писателя И.Бунина. Умение видеть за звуками образы.

Анализ стихотворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Особенности лирики И.Бунина в стихотворении «Детство».

Цели: Проникнуть в мир писателя;  Учимся ценить слово;   Видеть за звуками образы.

Ход урока

Как известно, успешность любого урока зависит от начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать урок с Доброго дня:

- Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.

- Добрый день всем, у кого день рождения зимой и весной.

- Добрый день всем, кто родился летом и осенью.

- добрый день всем нам.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошо поработать.

I.Орг. момент. Мотивация.

-Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой).

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая  скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II. Цели учебной деятельности.  

        На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»

        Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся  у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

- Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы? (В. А. Жуковский, А. К. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет).

Стихотворения,   в  которых изображаются  картины  природы, мы относим к жанру пейзажной лирики.

– Ребята, что такое пейзажная лирика? (Пейзажная лирика - это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листвы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.

Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души).

- Сегодня мы обращаемся к лирике И. А. Бунина. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать сегодня на уроке?

--- познакомиться с пейзажной лирикой Бунина и Блока; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению.

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.

Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?

И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Особенности лирики И.Бунина в стихотворении «Детство».

Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию будут слова А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.

Учитель: На этом уроке мы будем учиться читать стихи - не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: "У каждого из слов душа своя..."

Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьёзное, строгое. И в глаза - удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, всё видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:

...Весело жить - И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить...

Кажется, то же могли сказать и мы. Ведь так всё просто.... На самом деле - нет. Стихи дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать наблюдать. А самое важное - мы учимся у поэта ценить Слово.

Учитель: Сегодня я хочу поговорить с вами о … детстве! Каждый взрослый когда-то был ребенком. А. С. Пушкин, А. П. Чехов, Н. А. Некрасов тоже были детьми. И тоже, наверное, проказничали, дразнились, мирились, гоняли голубей и боялись темноты. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве и становятся скучными и ворчливыми взрослыми. И тогда детство навсегда уходит в прошлое. А жаль. Хорошо, что некоторые мудрые взрослые(чаще всего писатели) на склоне лет любят сочинять мемуары – попросту говоря, воспоминания. И тогда они вспоминают свои детские годы. Ну, а мы, читая эти мемуары, можем хоть немножко узнать, какою же была их страна далекого детства. Сегодня мы заглянем в страну далекого детства Ивана Алексеевича Бунина.

----Чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве  писателя, сегодня ребята познакомят вас с биографией И.А.Бунина.

1 ученик:  Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же  помогло ему достигнуть таких высот?

И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата.

2 ученик:   Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.

---Чтение стихотворения учителем.

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство».  Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)

---О чем это стихотворение?

1)Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения).

2) Мы думали о природе, а оказалось, о человеке, о его ощущениях. О радости, которую испытывает человек от общения с природой.

Учитель: Мы с вами ещё раз убедились, как важно точно подобранное слово. Бунинское слово распахнуло для нас свою неповторимую "душу".

Вывод: за каждым стихотворением он сам,  его переживания, его мысли.  

2) Вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

Самостоятельная работа с текстом
– Какие непонятные слова вы встретили? (В бору,   ароматом,  палатам, зной)

Словарная работа  

- Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов


– Назовите близкое по значению   слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)  
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете?  В каких случаях  употребляют в речи? (Палата бывает в больнице) – Значит, что же такое «палаты»? Это помещение.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Прильнуть – прислониться.


                         
Физкультминутка.

На поляне кедр могучий. Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растёт сосна, К небу тянется она. 
Мы внизу грибочки ищем. И в траве усердно рыщем.
Раз — грибок и два — грибок,
Положи их в кузовок. (Наклониться вперёд, и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.)


- Какое настроение создаёт стихотворение?
 С чем оно связано? (Настроение этого стихотворения радостное, приподнятое и всё лучшее, кажется, ещё впереди)

Какая цветовая гамма здесь присутствует? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? (Тот, кто называет, идёт крепить к доске цветной листочек).

Красна – красный.
Солнечные палаты – жёлтый.
День – голубой, жёлтый.
Бор – зелёный.
Смолистый аромат – оранжевый.
Поутру – светло – голубой.
Песок – светло – коричневый.

Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое оказывается цветное, яркое стихотворение!

---- Ребята, сегодня на уроке каждый из вас должен получить оценку. У вас на партах лежат индивидуальные листы. Возьмите их и подпишите. На протяжении урока вы в этот лист будете выставлять баллы за работу на уроке, а в конце подсчитаете, сколько баллов вы набрали и выставите оценку.

Учитель: Вспомним литературоведческие термины.  Для создания образного высказывания в художественной речи часто употребляются тропы – слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства.

 Задание: Распределите слова, данные ниже, в соответствии с их значением.

--Пока вы отвечаете на вопросы, я хочу для создания настроения включить музыкальный отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”, который он посвятил своей 10-летней племяннице. Это произведение средствами музыки рассказывает о детстве девочки.


1

Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Это скрытое сравнение. Основной признак: всегда можно пересказать с помощью слов «как» или «похож»

--- вчера в лесу он вёл себя, как заяц; В саду горит  костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.

2

Перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие

--луна хохотала, как клоун.

3

Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Авторское определение. Часто – прилагательное в переносном значении

--грустно-сиротеющая земляседой туман, лимонный свет, немой покой, кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); 

4

Преувеличение, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие

5

Распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим

--"Раньше он был звонкий, точно птица",  "Он бежал быстрее лошади".

Ответы: 1)метафора  2)олицетворение  3)эпитет   4)гипербола  5)сравнение

“Песок – как шелк…” Мы воспринимаем песок таким?

(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка)  -Аллитерация

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).

---РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихе.

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. 

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

  • мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»: 
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
  • женская рифма, где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина "Жених": "
    Везде сребро да злато,
    Всё светло и богато".

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка  «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)

 Мы хлеба горбушку – и ту пополам! (А)

 Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, (В)

 Тебе – половина, и мне – половина! (В)

                                       (А. Прокофьев)

 

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

  О, есть неповторимые слова, (А)

  Кто их сказал – истратил слишком много, (В)

  Неистощима только синева (А)

 Небесная и милосердье Бога. (В)

                                       (А. Ахматова)

3. Кольцевая  рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

 Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

 За хуторами, на бахчах, (В)

 В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А (А. Бунин)

Ответы: 1)метафора  2)олицетворение  3)эпитет   4)гипербола  5)сравнение

Работа с текстом.

Чтение стихотворения по частям

№1: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом…

-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?  (Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу).

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, 
передаёт чувства поэта.

№2:И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
(Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора).

----
 Беседа по картинам И.И.Шишкина.

- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

(Слайд 6)

На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

(Слайд 7)

- Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они?(Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)

  (Слайд 8)

   (Слайд 9)

- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

        Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом,

        И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

Вывод. 
-Перед вами солнечные палаты. 
-Царские палаты создает человек. 
-Кто создает палаты солнечные?  (Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать. Их создает природа).

№3: Повсюду блеск, повсюду яркий свет,  Песок - как шёлк…

-Что необычного в этих строчках?  (Во-первых, повторяется дважды слово повсюду).

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»
(Это помогает 
усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет). 

- «Песок - как шёлк…».   - Какой литературный приём использует автор?  (Красивое сравнение. Необычное).

-В чём его необычность? Думаем все вместе.
(Шелк – мягкий, нежный.
Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит).

-Обратите внимание на многоточие: Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шёлк…».

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его 
состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

№4: … Прильну к сосне корявой… 

- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова. (Прильнуть – прислониться).

-В чем разница?   (опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне).

№5: И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

-
Послушайте, что нам прочитает о сосне… (карточка)

Сосна - высокое стройное дерево. Она достигает высоты в 40 метров. Доживает до четырёхсот лет.

-Сколько лет живёт сосна?
-Может ли так долго прожить человек?
-Вспомните, сколько лет в этом стихотворении автору?(10)
-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? (Да. Сосны живут долго).

-О чём говорят эти великаны?  (Они говорят, что мы очень маленькие).

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

№6: Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
     
И, кажется, что пахнет не сосна,  А зной и сухость солнечного света.

-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

– Подумайте над вопросом: Какое настроение соответствует этому стихотворению? 
(Радостное,  весёлое, бодрое, приподнятое.)
– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина?  Почему? 
(Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают   радостное настроение.
– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? 
(Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)
– Что бы вы могли сказать  об Иване Алексеевиче Бунине? 
(Его стихи легко читаются,  хорошо чувствует природу)

Работа со стихотворением «Детство»:

Учитель: Мы уже с вами определили основное настроение стихотворения, посмотрели с помощью каких слов это настроение создаётся, а сегодня мы посмотрим, каким предстаёт мир в этом стихотворении. Как вообще мы можем получить представление о мире?   (увидеть, услышать, почувствовать и т. п.)

Учитель: Найдите в тексте стихотворения слова, с помощью которых создаётся картина мира в стихотворении.

Выполняя это задание коллективно с помощью учителя, учащиеся приходят к выводу, что мир в стихотворении предстаёт и в зрительных образах, и в осязательных, и даже в запахах. На доске и в тетрадях по ходу выполнения задания делаются следующие записи:

И. А. Бунин «Детство».

1группа: зрение: «солнечные палаты», «блеск», «яркий свет», «ствол – гигант, тяжёлый, величавый» и др.;

2 группа: осязание: «песок как шёлк», кора «груба», «тепла»;

3 группа:  запахи: «сухой смолистый аромат», «пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света».

После проведённой работы со стихотворением делается предварительный вывод – в стихотворении И. А. Бунина мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать.

---Работа над выразительным чтением.

-Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах
. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового  бора.

– Прочитайте стихотворение вслух. (От каждой пары выразительно читает 1 ученик). 

У. Попробуйте дать рекомендации к исполнению этого стихотворения. Его нужно исполнить так, чтобы передать то настроение, которое мы в нём отметили. Какими должны быть тон, темп, интонация стихотворения?

(– тон должен быть возвышенным, приподнятым;

- нужно сделать логическое ударение на тех словах, которые мы выписали в тетрадь, потому что именно они создают основное настроение стихотворения)

После этого несколько учеников выразительно читают стихотворение или одну строфу из стихотворения. Каждое исполнение оценивается одноклассниками примерно по такой схеме:

- Удалось ли чтецу передать основное настроение стихотворения?

- Если нет, то почему, какими из рекомендаций исполнитель пренебрёг?

- Советы и пожелания чтецу.

-- Итог.

Уч.: Бунин в обычном видит необычное. Рисуется замечательная картина соснового бора в жаркий летний день. Тем не менее стихотворение называется "Детство". Почему? (Общение с природой делает его молодым, возвращает в детские годы. Дети видят окружающий мир не так ,как взрослые0.

Перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения, испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

--- Сегодня на уроке мы увидели, что поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Познакомились с новыми стихотворениями Блока и Бунина, узнали, что природа дает человеку все: радость, красоту ощущение родства с ней, счастья, которое по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой, учились выразительно читать стихотворения. Выполнили поставленные цели?

УЧЕНИКИ:

1) - Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство». В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

2)Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

3)В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

4)Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

5)Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

VII Рефлексия:

Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

 Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ:

-Я  считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.

-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.

- Я  считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.  

-А теперь покажите своё настроение.


- Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

Ваши впечатления в конце урока?

УЧЕНИКИ: -В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

-В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

-Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям.

Мы увидели мир глазами поэтов, почувствовали гармонию этого мира. Спасибо Вам за это.

Выставление оценок.

Подсчитайте свои баллы и выставите оценки.

- А сейчас предлагаю обменяться короткими впечатлениями об уроке. Вот мое:

«Вы меня порадовали ребята. Спасибо за урок. Наталья Ивановна».

Домашнее задание:

- проиллюстрировать стихотворение поэта.

- выучить наизусть  стихотворение.

-  на основе «Детства» заполните графы таблицы, содержащие перечень составляющих мира детства в лирике автора.

Гипербола

 

Олицетворение

 

Метафора

 

Эпитет

 

Сравнение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Интегрированный урок литературы, музыки, ОПК "Православные мотивы в лирике И.Бунина"

Урок дает ученикам интегрированное представление о православном направлении в лирике поэта, пробуждает интерес к его творчеству, способствует художественно-эстетическому развитию личности учащихся....

Особенности лирики Б.Пастернака (на примере стихотворения "Июль")

Урок литературы предназначен для учащихся 7-х классов.Он может быть интересен всем, кто увлекается лирикой Б.Пастернака.Поэт, музыкант, художник, философ - как много вобрал в себя этот человек!Разобра...

Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...

И.Бунин. Стихотворение "Детство".

Видеоряд к стихотворению И.Бунина "Детство" создан для урока литературы в 7 классе по программе Бунеевых к разделу "Я и мое детство"....

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....