Планируемые результаты |
Предметные 1. Сформировано понятие индивидуальный художественный стиль автора. 2. Сформировано умение применять теоретические сведения при анализе стихотворного текста. 3. Сформировано первичное умение создание иллюстрации к художественному произведению.
| Метапредметные 1. Регулятивные: - умение ставить и формулировать цели; - умение планировать собственные действия; - умение осуществлять самооценку.
2. Познавательные: - умение формулировать учебную задачу; - умение строить логическую цепь рассуждений; - умение осуществлять поиск, переработку, систематизацию информации и предоставление её разными способами. 3. Коммуникативные: - умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме - умение соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила этикета.
| Личностные 1.Формирование готовности и способности к самообразованию и саморазвитию. 2.Формирование эмоционального отношения к общечеловеческим ценностям. 3. Формирование коммуникативной компетентности.
|
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся, формируемые УУД: |
1.Организационный |
Организует ситуацию активизации внимания.
Слово учителя. Добрый день! Я рада вас видеть. Сегодня мы продолжаем знакомиться с представителями «серебряного века» русской поэзии. Напомните, пожалуйста, что понимается в истории литературы под выражением «серебряный век» русской поэзии. Назовите имена поэтов, которых мы относили к «серебряному веку» (И.А.Бунин, С.А.Есенин, В.В.Маяковский). |
Включаются в беседу. Предметные: Владение базовыми понятиями. Регулятивные: - осуществление контроля и самоконтроля; - первичное целеполагание (продолжаем знакомиться с поэтами «серебряного века»). Коммуникативные: - слушают и понимают речь других; - выстраивают монологическую речь в соответствии с заданием. - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Самооценка результативности участия в первом этапе. |
|
|
2.Актуализация необходимых знаний: |
Организует ситуацию погружения в учебную деятельность. Актуализация мыслительных операций.
1. Предлагает обучающимся вспомнить, в связи с каким событием в истории русской литературы, жизни России упоминалось на уроках имя Б.Л.Пастернака (Нобелевская премия). 2. Показывает слайд 1 «Лауреаты Нобелевской премии» презентации к уроку.
|
- Обучающиеся вспоминают российских лауреатов Нобелевской премии в области литературы.
- Фиксируют полученную информацию.
Предметные: применяют полученные ранее знания. Метапредметные: Регулятивные. Выполняют учебные действия. Познавательные. Поиск и выделение информации. Коммуникативные. Проявляют активность во взаимодействии для выполнения задания. Личностные. Навыки сотрудничества.
Самооценка результативности участия на втором этапе. |
3.Мотивация познавательной творческой деятельности: |
Организует ситуацию эмоционального настроя.
- Организует работу учащихся с биографией Б.Пастернака (статья в учебнике).
- Показывает слайд 2 «Родители поэта» презентации к уроку.
- Подводит учащихся к формулировке учебной задачи (выявить своеобразие лирики Пастернака), организуя анализ цитаты (стр. 140 учебника) к теме урока:
Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех… (Б. Пастернак)
|
- Задание на опережение материала. Заранее подготовленный ученик сообщает краткие сведения из биографии поэта (мать, отец, друзья семьи, атмосфера творчества в доме родителей, образование поэта).
- Обучающиеся записывают в тетрадь по литературе ФИО поэта, годы жизни, вклеивают портрет, записывают сведения о родителях и друзьях семьи, об образовании поэта.
Материал для ученика. Интересна родословная поэта: он был сыном академика живописи и всемирно известной пианистки. В квартире Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты. Семья дружила со Скрябиным, Рахманиновым, Репиным, Шишкиным, Коровиным, Шаляпиным и другими. Борис Пастернак профессионально занимается философией, закончил философское отделение Московского университета, изучал философию в Германии. Но философия, как и музыка и живопись, были оставлены им ради литературы, которой Пастернак отдал всю свою жизнь.
- Обучающиеся анализируют четверостишие Б.Пастернака (путь Пастернака в творчестве – самоотдача) и формулируют учебную задачу.
Предметные цели: слушают, анализируют, систематизируют и обобщают. Метапредметные цели: Регулятивные. Удерживают и прогнозирую учебную задачу на следующий этап работы. Познавательные. Получают первоначальные сведения из биографии поэта и определяют путь его творчества, формулируют учебную задачу. Коммуникативные. Проявляют активность во взаимодействии для выполнения задания. Личностные. Мотивация познавательной деятельности.
Самооценка результативности участия на третьем этапе. |
4.Организация познавательной деятельности: |
Организует ситуацию аналитической деятельности.
- Организует работу со статьей учебника «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» (стр. 140-141) в группах, каждая из которых выполняет своё задание.
- Создаёт ситуацию для самоконтроля (на слайдах ответы).
- Создаёт ситуацию для взаимоконтроля.
- Организует анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль», через систему вопросов и заданий (работа с таблицей):
- Какова тема стихотворения? Главный герой, образ? (природа, июль)
- Композиционно на сколько частей делится стихотворение? (две) Почему? (1часть – загадка; 2 часть – отгадка)
- Каково отношение автора к изображаемому? (удивление)
- Назовите портретные черты главного героя (кто он: привидение, домовой, баловник, невежа, призрак, двойник, жилец, приезжий, дачник, отпускник; в халате, в обуви (может, и без нее), в «одёже», нечёсаный растрепа).
- Как автор очеловечивает образ (каковы его действия: бродит, мелкает, болтается, мешается, крадется, срывает, вбегает, взвивается, снял комнаты)
- Кроме зрительного образа главный герой (июльский воздух) имеет и характер (нечесаный растрепа, весельчак, болтун).
- Какие эмоции вызывает (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный, вольнолюбивый, хотя, возможно, не считается с правилами приличия)
- Какие изобразительно-выразительные средства позволяют создать зрительный образ? (метафора, олицетворение).
- Какова идея стихотворения? (восхищение красотой июля)
|
1. Работают в группах: - формулируют высказывание об особенностях лирики Б.Пастернака, продолжая предложения с фиксацией ответов в тетрадях: «Центральное место в лирике Б.Пастернака занимает тема…» (природы). «Основная идея поэзии Б.Пастернака – …» (вера в жизнь). «Авторское отношение к изображаемому в поэзии - …» (удивление перед чудом существования). «Пейзаж у Б.Пастернака наделен …» (портретными чертами). «Чтобы природа была очеловечена, автор использует такие средства художественной выразительности, как …» (олицетворение и метафору). «Автор присутствует в своих стихах как …» (свидетель, наблюдатель). «Поэт считает, что изображаемый им мир …» (должен говорить за него) - Сообщение результатов работы.
Самооценка результативности участия в четвертом этапе. - В группах обучающиеся меняются по часовой стрелке тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
- Ученик, заранее подготовленный, читает наизусть стихотворение Б. Пастернака «Июль».
Учащиеся включаются в беседу, отвечая на вопросы и выполняя задание.
Предметные. Анализируют, обсуждают, доказывают (завершают заполнение таблицы) Метапредметные: Регулятивные. Удерживают учебную задачу, оценивают собственную деятельность. Предметные. Выявляют особенности художественного стиля Пастернака. Коммуникативные. Проявляют активность во взаимодействии для выполнения задания. Личностные. Мотивация творческой деятельности.
Самооценка результативности участия на четвертом этапе. |
5. Организация творческой деятельности (2 урок): |
Учитель изобразительного искусства организует ситуацию творческого общения для создания иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль».
Актуализация творческого задания через практико-деятельностный подход (показ иллюстраций, набросков к стихотворению Б.Пастернака «Июль»).
Объявляет конкурс на лучшую иллюстрацию стихотворения Б.Пастернака «Июль». |
Создают иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль». Работают в группах. Предметные. Владение необходимым аппаратом, достаточным для создания иллюстрации. Метапредметные: Регулятивные. Удерживают учебную задачу, на основе анализа стихотворения осуществляет иллюстрацию. Предметные. Обобщение полученной информации, применение её в практической деятельности, создание собственной иллюстрации. Коммуникативные. Общаясь, создают коллективную творческую работу – иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль». Личностные. Мотивация творческой деятельности. Самооценка результативности участия на пятом этапе. |
6. Рефлексия. Подведение творческих итогов: |
Организует ситуацию самоконтроля.
1.Конкурс на лучшую иллюстрацию.
|
1.Выбирают лучшую иллюстрацию. 2. Самооценка собственной деятельности. Личностные. Достаточный объём изобразительно выразительных средств для создания иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль». Самооценка результативности участия на шестом этапе. |
|
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Б.Пастернака «Июль» |
Диагностика достижения планируемых результатов: 1. Какое нравственное приращение получил ученик? 2. Какие способы деятельности он освоил успешно? 3. Все ли обучающиеся испытали ситуацию успеха? |
Самоанализ |
Достижения | Затруднения | Предложения |
|
|
|