Интегрированный урок литературы, музыки, ОПК "Православные мотивы в лирике И.Бунина"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Урок дает ученикам интегрированное представление о православном направлении в лирике поэта, пробуждает интерес к его творчеству, способствует художественно-эстетическому развитию личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированный урок о Бунине32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               Тема урока: Православные мотивы в лирике И. Бунина.

                                                                    Интегрированный урок литературы, музыки,

                                                                    основ православной культуры.

                                                Цель:            дать ученикам интегрированное представление 

                                                                     о православном направлении в лирике поэта,

                                                                     пробудить интерес к его творчеству, способствовать

                                                                     художественно-эстетическому развитию личности  учащихся.

?

п/п         Этапы урока                               Учитель        УченикиОборудование 1

 2

 3

 4

 

 5

Создание проблемной ситуации

Формулирование

проблемы

Актуализация

имеющихся знаний

Применение знанийУчитель   литературы:     Прочитайте эпиграф и   по-

                                          старайтесь определить, о чём  сегодня пойдёт  речь   на уроке .  

    Поэт написал эти  строки в 1915году, но для него это вечная истина. Ведь он писатель, творящий Письмена.  Он причастен к чему-то неизречённому и тем выделен  из ряда общей цепи. Что же выделяло И. Бунина? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев его лирику, относящуюся к началу ХХ века. Нельзя сказать, что время, в которое жил поэт, не «посеребрило» его творчество, но он сумел сохранить свою независимость от многих соблазнительных веяний времени. И через всю жизнь пронёс поэт любовь к православной Святой Руси.

  Вы правильно определили тему урока: «Православные мотивы в лирике И. Бунина».

 Что вы помните из изученного ранее об И. А. Бунине?

  Читает ученик(на фоне колоколов):

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

Учитель ОПК:  Любовь к храму и службе передалась И.Бунину с детства:

Любил я Всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете Тихом», в умиленье

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел. 

Всенощное бденье- торжественное богослужение, совершаемое накануне воскресных дней и праздников. Оно состоит из 3-х частей: вечерни, утрени, первого часа. Всенощное оно потому, что у древних христиан служба длилась всю ночь, а слово «Бдение» означает бодрствование.

 Учитель музыки:  Кстати, многие русские композиторы, поражённые величием и глубиной песнопений, звучащих в ходе службы, полагали на музыку литургические тексты. Так  С. Рахманинов написал Всенощное бдение и сейчас, слушая эту молитву, запишите те чувства, которые при этом вы испытали, те ассоциации, которые у вас возникли.  

 Учитель литературы:  Грустью навеяны стихи И. Бунина. Это вызвано предчувствием приближающихся недобрых перемен во всей этой привычной жизни. Многие писатели прозорливо предсказывали трагические последствия для России надвигающейся революции. Обратите внимание на стихотворение «Канун». О чём оно? Обратите внимание на дату написания. Вы правильно его поняли. Позднее в «Окаянных днях» поэт написал об этих строках: «Это я писал летом 1916г., предчувствуя то, что в те дни чувствовалось, вероятно, многими…» Но поэт не считал себя пророком, однако, предчувствия, томящие его, наводят на раздумья о том, что истинный художник мистически открыт на будущее и каждое его слово останется в веках. И вот в феврале 1916г.из- под его выходит «Молчание»:

По раскалённому ущелью,

Долиной Смерти и Огня,

В нагую каменную келью

Пустынный Ангел ввёл меня.

Он повелел зажечь лампаду,

Иссечь не камне знак Креста-

И тихо положил преграду

На мои буйные уста.

 В лирике  какого поэта есть похожий сюжет?     Давайте сравним эти два произведения.

  Учитель ОПК  В древних библейских пророчествах И. Бунин ищет и находит и находит предсказания для своего времени. Книги Иеремии и порока Исаии он читает в эти дни особенно часто.

Пророки-люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, учили людей истиной вере, призывали к покаянию. Пророк Исайя также предсказал, что Иудейское царство будет разрушено и поругано врагами. Давайте послушаем о чём он пророчет. (Звучит глава 3 из книги «Пророка Исайи»)

Учитель литературы: переложив на стихи это пророчество, в 1918 г. И. Бунин видит в его словах указания на бедствия своего народа. Послушайте это стихотворение и сравните его с предсказанием. Что между ними общего?

Ученик читает:

Возьмёт Господь у вас

Всю вашу мощь, отнимет трость и посох,

Питьё и хлеб, пророка и судью.

В начальники над городом поставит

Он отроков, и дети ваши будут

Главенствовать над вами.

И народы восстанут друг на друга

Дабы каждый был нищ и угнетаем.

И над старцем будет глумиться юноша.

 А смерд- над прежним царедворцем

Народ мой! На погибель вели тебя твои поводыри.

Учитель литературы: Именно в эти дни  поэт осознаёт невозвратность прежней жизни: «России -конец, да и всему, сей моей прежней жизни конец, даже если и случится чудо. И мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине». Он принимает решение уехать из России, как оказалось навсегда.

Учитель ОПК:  А в России в это время кровавый хаос, торжество смерти, попрание святынь – сбылось пророчество!

Учитель литературы:  Там, в эмиграции, жизнь поэта складывалась по-разному: были годы унизительной нищеты, была Нобелевская премия и всемирное признание, но ни на минуту он не забывал о своей Родине

-Святой Руси.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной..

Срок настанет- Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?».

И забуду я всё- вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав-

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 Более полувека нет с нами И. Бунина, но его слово осталось во времени и в вечности, ведь он писатель, творящий Письмена.

  Подводится итог урока.

Задание на дом: подобрать стихотворение и проанализировать его.

 

Слушают учителя,

читают эпиграф и 

говорят о том, что

речь пойдёт о лирике И. Бунина, о мотивах православия в его стихотворениях

Вспоминают стихи,

рассказы, прочитан-

ные ранее.

Прослушав стихотворение, ученики просят объяснить, что такое всенощное бдение.

Ученики записывают, что представлялось

им, когда звучал

«Тихий Свете».

Зачитывают свои

сочинения- миниатюры

Читают стихотворе-

ние, обсуждают его.

Говорят о проро-

честве поэта.

Называют «Пророк»

А.Пушкина. Работают

в группах, отвечают на вопросы.

Ученики просят объясниь, кто такой пророк.

Ученики говорят о том, что в предсказании и стихотворении много общего, цитируют, отмечают некоторое сходство с нашими днями.

Ученики говорят,что запомнилось и понравилось на уроке.      Слайд 1

Эпиграф

 Слайд 2

Звучит колокол

 Слайд 3

Звучит «Тихий Свете»

 Слайд 4

 Слайд 5

 Слайд 6

 Слайд 7

 Слайд 8

Звучит пение

«Святый Боже»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...

Интегрированный урок (литература + музыка). Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, или «звуки музыки» П. Мериме (по новелле «Маттео Фальконе»)

Интегрированный урок (литература + музыка). Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, или «звуки музыки» П. Мериме (по новелле «Маттео Фальконе»)...

Интегрированный урок литературы, музыки, живописи "Зарисовки осени" (5 класс)

На уроке обучающиеся знакомятся с  изображением  осени мастерами разных  видов  искусства. У обучающихся в процессе работы на уроке формируются  навыки  восприятия,...

Интегрированный урок литературы музыки

Связь литературы с музыкой.· продолжить знакомство с жанром песни, как литературно-музыкального произведения;· познакомиться с жизнью и творчеством Р.Г.Гамзатова (обзорно...