Традиции русской литературы в осетинской поэзии.
материал по литературе (10 класс)

Туаллагова Светлана Евдокимовна

Научная разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_russkoy_literatury_v_osetinskoy_poezii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

         План открытого урока по литературе в 10-ом классе.

Тема:  Традиции русской литературы в осетинской поэзии.

Цели:  1) показать на примерах поэзии русских и осетинских

                 классиков общность тематики, отдельных художест-

                венных образов и языка;

             2) содействовать гуманистическому и патриотическому

                воспитанию учащихся;

             3) развивать технику выразительного чтения, умение

                производить сравнительный анализ произведений.

                                                               

                                         Х о д   у р о к а

  1. Вступительное слово.

        Тема нашего сегодняшнего урока: Связь русской и осетинской литературы. На примере творчества русских и осетинских классиков         к концу урока мы должны доказать, что в стихотворениях поэтов разных национальностей много общего в тематике, языке, образах.

        Выполнить поставленные перед нами задачи нам поможет творчество Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Хетагурова, Г. Малиева.

        Осетинская литература развивалась под влиянием русской. И великие её основоположники также как и русские, старались сделать её истинно народной. Коста высоко ценил русскую поэзию, творчество Пушкина, Лермонтова, Крылова. Но любимым его поэтом был Лермонтов. Он посвятил ему два стихотворения, в которых он был назван  «предвестником желанной свободы, учителем, верным спутником и дру-гом народа, учившем его биться за великое дело.»

        Царские чиновники, не зная  нравов и обычаев народов Северного Кавказа, часто оскорбляли их национальное и человеческое достоинство, что нередко приводило к кровавым событиям. Политика царизма обвинила горцев в прирождённой лени, нежелании трудиться, стремлении к лёгкой наживе. Передовые осетинские общественные деятели крайне отрицательно относились к искажению национального характера кавказских горцев. «Прежде чем управлять каким бы то ни было народом, нужно понять прежде всего дух того народа», - писал Коста Хетагуров.

        У каждого народа есть свои традиции, свои традиции, свои обычаи. И каждый народ по-своему отражает их в произведениях. И, тем не менее, между произведениями разных национальностей существует тесная связь. Их объединяет тематика, язык, образность. И сегодня  нам предстоит это доказать на поэтическом жанре.        

  1.  Проверка домашнего задания.

        На дом вы получили задание провести самостоятельный сопоставительный анализ произведений. Материалом для сравнительного анализа были предложены последние строфы из ст. Коста «Тревога» и ст. Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Перед вами была поставлена конкретная задача – сравнить тематику, лексику, фразеологию обоих строф и обосновать свои суждения примерами.

        

Тематика стихотворений.

        Некрасов был одним из любимых поэтов Коста, который хорошо знал и ценил его творчество. Оба поэта стояли на позициях революционной демократии. Любовь к народу, боль за его страдания, ненависть к его угнетателям роднит этих двух поэтов.

        И в том и в другом стихотворении авторы разрешают одну и ту же тему, которая всегда волновала передовых людей – тему бедствий и скорби народа. Поэты дают понять читателям, что народ терпит своих угнетателей уж слишком долго. Скорбь народную Некрасов сравнивает  с  Волгой,  разлившейся в поводье.

        Коста  по-некрасовски  пишет о народном горе. У обоих поэтов слово «стон» символизирует страдания угнетённых народных масс. У Некрасова мы слышим стон мужиков России, у Коста – бедняков-горцев. Народ стонет везде: и в России народ угнетён, и в Осетии он бесправен.       У Некрасова – « Где народ, там и стон», у Коста – «Мне слышатся стоны из скал поднебесных, родная земля, из груди из твоей»…        

                

Язык стихотворений.

        В поэтическом языке двух поэтов в отличие от тематики наблюдается много индивидуальных особенностей и своеобразий. В данных строфах мы видим, что Некрасов пишет простым языком, близким к языку народному. Язык же стихотворения Коста более возвышенный. «Тревога» звучит торжественнее, а стихотворение Некрасова  задушевнее. Отсюда различна и лексика стихотворений. Слова «скорбь народная», «стон бесконечный», «духовно почил» характерны некрасовскому стилю. У Коста же свои слова, создающие колорит кавказской природы и быта – «пришелец алдар», «скалы поднебесные».

  1. Общая тематика в русской и осетинской поэзии.

        Общими для классиков русской поэзии и поэтов Осетии является кавказская тематика, мотивы борьбы горцев за независимость родины, их воинская доблесть и отвага. Восхищение воинской удалью горцев можно отметить в поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник» и в поэме Коста «Плакучая скала». Сближают осетинских и русских поэтов родственные образы в изображении величественных картин природы Кавказа, в описании национального характера и быта горцев.

      а)        Давайте посмотрим, что же общего в стихотворениях Пушкина «Кавказ» и       Г. Малиева «Путевая песня».   (Читаются оба стихотворения.)

        Стихотворение «Кавказ» нельзя воспринимать как простое пейзажное описание. Давая социальную характеристику освободительному движению народов Кавказа, оно превращается в страстное общественно-политическое обличение царского  самодержавия. Терек как река, как поэтический образ отступает на задний план и выступает основная мысль поэта: борьба за освобождение порабощённых царским гнётом народов. Аллегорическое сравнение, которым завершается стихотворение, наводит на глубокие раздумья о судьбах народов этого края. Положение горцев похоже  на стеснённое положение бурного Терека, который «бьётся о берег в вражде бесполезной и лижет утёсы голодной волной».

        Аллегорическое изображение горной реки находим и в стихотворении осетинского поэта Георгия Малиева. Горная река буйно рвётся через ущелье. «Злой Урух во мгле теснины воет и плачет». Волны реки – «мятежные», в шуме несломленной реки слышны «возмущение и гнев». Так гневные напевы горных рек в поэзии русских и осетинских поэтов символизируют несгибаемое стремление горцев к свободе, постоянную борьбу против притеснения и насилия.

        б)  Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Родина» и Кос-та «Не верь, что я забыл родные наши горы».  

         - Что объединяет эти произведения?

           ( Проникнуты искренней любовью к родине, подлинным лиризмом, сочетающимся с высокой гражданственностью.

          В обоих ст-ях  явно ощущается глубокая грусть, угадываемая у Лермонтова и поэтически взволнованно высказанная  в стихотворном послании у Коста.

          Оба ст-ия  написаны в форме лирической исповеди, обращения от 1-ого лица. «Родина» Лермонтова – лирическое раздумье, автор в присутствии собеседника делится своими сокровенными мыслями о родине, о народе, о своём отношении к ним. Ст. Коста – это взволнованное обращение к любимой, к своей отчизне, его признание  в неизмеримой любви.)

        - Что разъединяет эти стихотворения?

        ( Ст. Коста написано в ином лексическом плане. Оно изобилует риторическими вопросами, обращениями, восклицаниями.

          В ст. Коста нет конкретных образов картин родного края. Русский поэт выражает своё чувство, создавая близкие сердцу реальные картины природы и жизни на-рода. Коста же горячо и взволнованно говорит о своём чувстве. Он даёт лишь один обобщённый образ родного края.).

        в)  Сравнительный анализ стих-ий Н. А. Некрасова «Элегия» и Коста «Я смер-ти не боюсь».

(Сходство:         Великая роль поэта состоит в общественном служении, лира и жизнь поэта принадлежат родине, народу – такова основная мысль обоих стихотворений.

          Оба поэта заявляют смело, что народ счастья ещё не знал.

          Оба поэта чувствуют приближение смерти, но каждый заявляет, что не боится её. Они переживают за то, что не всё успеют сделать для народа.

          И Коста, и Пушкин высказывают свою любовь к народу, за который готовы отдать жизнь.)

         г) Сравнительный анализ стих-ий  А. С. Пушкина «К Чаадаеву» и Коста «Горе».

(Сходство:   В обоих стих-ях звучат мотивы протеста против гнёта царизма, ненависти к самодержавию и притеснению свободы.

                В обоих произведениях звучит призыв к народу освободить свою землю от рук царя.  Поэтому стих-ия Коста и Пушкина насыщены восклицательными предложениями.

Различие:  Но если Коста надеется на помощь народа, то Пушкин уверен в этом.)        

        В ст.Пушкина «Памятник» и Коста «Надежда» видно сходство эстетических идеалов в понимании назначения поэта и поэзии великим русским и осетинским поэтом. Коста и Пушкин провозглашают воспитание в народе благородных мыслей и чувств высшим назначением поэта на земле. Творчество, по мнению обоих поэтов, должно быть пронизано глубоким гуманизмом, «чувства добрые» и сеять на ниве человеческих сердец «светлые всходы».

                

  1. Домашнее задание:       Сопоставительный анализ стихотворений   Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»  (отрывок  Волга! Волга! Весной многоводной…)  и  К.Л. Хетагурова «Тревога»,  А.С. Пушкина  «К Чаадаеву»  и    К.Л. Хетагурова «Горе», М.Ю. Лермонтова  «Родина» и  К.Л. Хетагурова «Не верь, что я забыл…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

Открытый урок русской литературы по теме "Поэзия Николая Заболоцкого"

Презентация жизни и творчества замечательного русского поэта Николая Заболоцкого и анализ его стихотворений. Интерпретация лирики поэта....

"Взаимосвязь осетинской и русской литературы в условиях внедрениях ФГОС"

Статья содержит обобщение опыта работы по преподаванию национальной литературы во взаимосвязи с русской классикой....

Конспект урока по русской литературе на тему "Поэзия военных лет"

Конспект занятия по русской литературе, посвященного поэзии Великой Отечественной войны....

Конспект урока по русской литературе на тему "Поэзия 50-90 годов 20 века"

Урок в форме литературной игры, основанный на поэтических мастерских: «Издательский дом» («Поэзия 50-90 годов 20 века»)...

Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в осетинской литературе"(на осетинском и английском языках)

Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в Осетинской литературе".Доклад на осетинском и английском языках....