Авторский факультативный курс "Русская литература и рок-поэзия: общие мотивы, образы, темы"
методическая разработка (9 класс)
Авторский факультативный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_fakultativ_po_literature.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Русская литература и рок-поэзия: общие мотивы, образы, темы
Авторская программа факультативного курса по литературе для 9 класса
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Леутина Е.В.
Саранск, 2015
Пояснительная записка
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На первом месте в этом определении стоит слово «высоконравственный». Идеалы высокого нравственного поведения заложены в литературных произведениях школьной программы. Таким образом, русская классическая литература – мощнейшее воспитательное средство. Однако отдаленность художественных произведений, созданных в XVIII и XIX веках, от реалий современной жизни мешает школьникам понять их актуальность. Преодолеть временную дистанцию позволяют занятия, построенные по принципу диалога культур на основе интертекстуальных связей произведений русской классической литературы и произведений современной культуры. Подобные интертекстуальные связи мы можем найти в произведениях русской рок-поэзии (рок- песнях).
Интертекстуальные связи могут быть выражены разными способами:
1) прямое цитирование (поэзия А. Башлачева, которая содержит цитаты из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С.Грибоедова, Н.А. Заболоцкого и др.);
2) аллюзии (роман А.С. Пушкина «Дубровский» и песня Б.Гребенщикова «Дубровский», роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и песня Б. Гребенщикова «Комната, лишенная зеркал», роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и песня группы «Ария» «Кровь за кровь» и др.)
3) общность тематики и проблематики произведений (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» и песня Ю. Шевчука «Питер», стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и песня Ю. Шевчука «Дождь» и др.).
Еще несколько лет назад никто не мог предположить, что поэтическое творчество российских рок-музыкантов попадет в орбиту серьезного исследовательского интереса филологов.
Начало изучению рок-стихов как фактов литературы было положено в работах Т.Е.Логачевой, Н.К.Неждановой, О.Ю.Суровой, С.А.Достая, В.А.Карпова, А.И.Николаева и других исследователей. В настоящее время интерес к рок-поэзии усилился: появляются новые критические статьи, помогающие осмыслить рок-тексты, многие рок-стихи издаются в печатном виде, что предполагает возможность их восприятия в отрыве от музыки и исполнения. Главной в песне стала не музыка, а текст. В очередной раз подтвердились слова поэта Е.Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». И действительно, все великие рок-группы России демонстрируют философичные, глубокие по содержанию тексты.
Многие уверены, что рок-поэзия не представляет интереса для изучения, тексты стихов непонятны и кажутся подчас бессмысленными, но в текстах рок-музыкантов запечатлены исторические реалии, мироощущение людей того времени, а важнейшее место занимают нравственные чувства, такие как совесть, доброта, свобода, любовь, дружба, патриотизм и другие.
Русская рок-музыка как факт современной культуры вызывает живой интерес у школьников благодаря экспрессии. Поэтическая составляющая рок-песен в настоящее время является объектом литературоведческого исследования, имеющего перспективу включения данных произведений в школьную программу. Г.В. Шостак в своей статье «Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла» отмечает: «Жанр рок-музыки является разновидностью массовой молодежной культуры и в то же время находится в оппозиции по отношению к ней, поскольку основными качествами рока являются приоритет слова над музыкой, глубокая содержательность и искренность, обращение к личности, социальная направленность, честность, проблемность, опора на традиции русской литературы».
Исследователи отмечают, что ориентация значительной части произведений русской рок-культуры на классическую литературу является одной из важнейших основ русского рока, без которой он не смог бы иметь такого воздействия на слушателей. Неоднократно отмечалось, что темы, образы, мотивы рок-текстов перекликаются с образами, темами и мотивами, встречающимися в русской классике.
Цель факультатива: выявить общность и различие в трактовке тем, образов, мотивов русской литературы и рок-поэзии 20 века.
Задачи:
1. Проанализировать тексты стихотворений русских поэтов 19-20 веков и тексты песен рок-поэтов 20 века.
2. Выявить сходства и различия в воплощении основных образов, тем, мотивов в изучаемых текстах.
В результате работе на факультативе у учеников формируются умения, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:
- Умение выразительно читать поэтический текст.
- Умение находить, анализировать и сопоставлять изобразительно- выразительные средства, используемые поэтами - классиками и рок-поэтами.
- Умение улавливать основную эмоциональную тональность поэтического текста и динамику авторских чувств.
- Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
- Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, пережитым в реальности.
- Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.
- Умение сопоставлять поэтические тексты, находить сходства и различия в трактовке тем, образов, мотивов.
Л.Н.Толстой сказал: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".
Важность исследовательской деятельности на всех ступенях общего образования определяется внедрением в образовательную деятельность школ Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в котором подчеркивается актуальность исследовательской деятельности учащихся как эффективного метода формирования универсальных учебных действий.
Учебная исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов. При организации ученой исследовательской работы происходит процесс овладения новыми видами деятельности, цель которого развитие личности учащегося.
Работа в рамках данного факультатива позволяет организовать работу у учащихся по формированию основных исследовательских навыков:
- ставить проблему;
- выдвигать гипотезы;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать выводы на основе аргументов.
На данных факультативных занятиях учащимся предлагаются различные виды заданий: выразительное чтение текста, комментирование текста, аналитическая беседа по тексту произведения, сообщения и доклады, работа с критической литературой, написание эссе. Но основная работа строится на сопоставлении поэтических текстов классиков русской литературы и рок-поэтов, что позволяет выявлять сходства и различия в трактовке общих тем, мотивов, образов.
Рассмотрим, как может быть построена работа на занятии, тема которого «Метельная лирика» А.С.Пушкина и Ю.Шевчука. Цель занятия: выяснить, что общего в воплощении образа метели в стихотворениях А.С. Пушкина и рок-музыканта Ю. Шевчука. Для анализа можно взять следующие тексты: А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Бесы»; Ю.Шевчук «Метель», «Метель августа». Учащиеся сравнивают изобразительно-выразительные средства, которые поэты используют для создания образа метели. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога» говорит о метели как о живом существе, а в стихотворении «Бесы» показывает нам метель как страшную стихию. Шевчук рисует иной образ метели. Его метель прекрасна и поражает своей торжественностью.
Сравнивая образы метели ребята приходят к выводу, что метель у обоих поэтов олицетворяет перемены не только в их жизни, но и в жизни целой страны. Например, стихотворение «Зимний вечер» Пушкин написал во время тяжелого душевного кризиса, а стихотворение «Бесы» является откликом на политическую ситуацию в стране после разгрома декабристов. Стихотворение «Метель августа» Ю. Шевчук посвятил путчу, который произошел в Москве в августе 1990 года.
Таким образом, в конце занятия учащиеся делают вывод: метель у А.С.Пушкина и Ю.Шевчука олицетворяет перемены не только в их жизни, но и в жизни целой страны. Она может дать человеку внутреннее просветление или погубить. Отличие состоит в том, что Пушкин рисует метель как страшную стихию, а Шевчук говорит о ней как о стихии благородной и величественной.
Сопоставительный анализ поэтических текстов классиков русской литературы и рок-поэтов доказывает, что тексты рок-поэтов могут быть вполне соизмеримыми с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы человеческого жизни. О рок-поэзии нельзя говорить как о явлении низкопробном и малоинтересном в поэтическом отношении, она достойна глубокого изучения.
Содержание курса
Введение
Рок поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция.
Особенности русской рок - поэзии.
Русская литература и рок-поэзия: общие темы, мотивы, образы.
Мир детства в творчестве поэтов «серебряного века» и рок-поэтов 20 века.
Для текстуального изучения: К.Бальмонт «В саду многоцветном, в смиренной деревне», М.Цветаева « В светлом платьице, давно знакомом…», «Все у Боженьки – сердце!»;
К. Кинчев «Солнце встает», А. Градский «Чужой мотив», В Бутусов «Алчи», «Боксер», И.Тальков «Страна детства»
Свободолюбивая лирика
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «»Свободен тот…», «К Чаадаеву»,М.Ю.Лермонтов «Узник»;
В.Кипелов «Свобода», «Я свободен», Ю.Шевчук «Свобода», А. Градский «Песня о свободе».
Концепция любви у А.С.Пушкина и И. Талькова.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «К***», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»;
И.Тальков «Милая», «Моя любовь», «Самый лучший день». «Ты опоздала», «Ты есть».
Тема поэта и поэзии у русских классиков и рок-поэтов.
Для текстуального изучения: М.Ю.Лермонтов «Погиб поэт», А.С.Пушкин «Поэту»;
И.Тальков «Поэты не рождаются случайно», Ю.Шевчук «Поэт» А.Башлачев «На жизнь поэтов».
Тема Родины.
Для текстуального изучения: М.Ю.Лермонтов «Родина», Н.А.Некрасов «Родина», А.А.Блок «Россия», Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять…»;
И.Тальков «Россия», В.Кипелов «Колыбельная России», Б.Гребенщиков «Государыня».
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и В.Цоя.
Для текстуального изучения: М.Ю.Лермонтов «Одиночество», «Узник», «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу»;
В.Цой «Печаль», «Солнечные дни», « Сюжет», «Жизнь в стеклах», «Прохожий», « Идешь по улицам один».
«Метельная лирика» А.С.Пушкина и Ю.Шевчука.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Бесы»; Ю.Шевчук «Метель», «Метель августа».
«Весенняя лирика».
Для текстуального изучения: А.Майков «Весна», Ф.Тютчев «Еще земли печален вид…», Е. Баратынский «Весна, весна!»;
Ю.Шевчук «Актриса Весна», «Ленинград» («Весна»), В.Цой «Весна».
Осень в лирике А.С.Пушкина и песнях Ю.Шевчука.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «Осеннее утро», «Осень»; Ю.Шевчук «Что такое осень?», «В последнюю осень», «Осень», «Осень, мертвые дожди».
Тема дороги.
Для текстуального изучения: А.Блок «Погружался я в море клевера…», А.Белый «Путь», Н.Рубцов «Дорога»;
Ю.Шевчук «Дорога», В.Цой «Дорога», В.Бутусов «Песня идущего домой», «Бриллиантовые дороги».
Образ моря.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «К морю», А.Блок «Рассвет», Ф.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»;
Цой «Музыка волн», Знаешь, каждую ночь я вижу во сне море, «Малыш», К.Кинчев «Вечер».
Образ дождя.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «Туча», А.Фет «Весенний дождь», а Блок «После дождя», С.Есенин «Еще не высох дождь вчерашний», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»;
Ю.Шевчук «Дождь», К.Кинчев «Дождь», И.Тальков «Дождь», В.Цой «Танец».
Петербурга в поэмах А.С.Пушкина и песнях Ю.Шевчука.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин главы из романа «Евгений Онегин», «Медный всадник»;
Ю.Шевчук «Черный пес Петербург», « Белая ночь», «Любовь», «Питер», «Ленинград».
Образ Ночи у Ф.И.Тютчева и В.Цоя.
Для текстуального изучения: Ф.И.Тютчев «День и ночь», «Бессоница», «Тихой ночью, поздним летом…», «День вечереет, ночь близка», «Ночное небо так угрюмо»;
В.Цой « Спокойная ночь», « Ночь», « Я люблю эти темные ночи», «Игра».
Символика образа птицы.
Для текстуального изучения: А.С.Пушкин «Узник», А.Блок» Ты – божий день…», М.Горький «Песнь о Соколе», И.Бродский «Октябрь – месяц грусти и простуд…».
Б.Гребенщиков «Звездочка», «Бурлак», «Выстрелы с той стороны», «Если я уйду», «Волки и вороны», «Летчик», «Царь сна», «Кони беспредела» , В. Бутусов «Одинокая птица», Ю.Шевчук «Вороны».
Образ звезды.
Для текстуального изучения: Е.Баратынский «Звезда», М.Ю.Лермонтов «Небо и звезды», В.Маяковский «Послушайте!», Рубцов «Звезда полей»;
Б.Гребенщиков «Моей звезде», «Песня звездочета», В.Цой «Звезда по имени Солнце», «Вера, надежда, любовь», В.Кипелов «Черная звезда», В.Бутусов «Моей звезде».
Образ молодого поколения в лирике М.Ю.Лермонтова и песнях В.Цоя.
Для текстуального изучения: М.Ю.Лермонтов «Монолог», «Дума»;
В.Цой «Муравейник», « Подросток», «Мы ждем перемен», « В наших глазах», В.Цой «Невеселая песня», «Перемен», «Поколение Ноль», Троллейбус», «Ты смотришь назад».
Человеческие пороки.
Для текстуального изучения: З.Гиппиус «Свеча ненависти» «Сосны», М.Ю.Лермонтов «Дума», В.Маяковский «Гимн обеду», «Подлиза»;
В.Цой «Бездельник», «Муравейник», «Волк», К.Кинчев «Лень».
Смысл жизни.
Для текстуального изучения: М.Ю.Лермонтов «Я жить хочу…», А.С.Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…», М.Цветаева «Дней сползающие слизни», В.Брюсов «Что же мне делать?», С.Есенин «Не жалею, не зову ,не плачу…», «Жизнь – обман с чарующей тоскою», М.Цветаева «Я счастливо жить образцово и просто…»;
А. Макаревич «Я смысл этой жизни вижу в том…», Б.Гребенщиков « О смысле всего сущего», А.Градский «Песня о золоте».
Православная тема в поэзии «серебряного века» и рок-поэзии.
Для текстуального изучения: З.Гиппиус « О другом», « Христу», Д.Мережковский «Христос воскрес!», К. Бальмонт «Звезда пустыни», О Мандельштам «Образ Твой, мучительный и зыбкий…»,А.Ахматова «Дал Ты мне молодость трудную…»;
Ю.Шевчук «Осенняя», Б.Гребенщиков « Господу видней», « Серебро Господа моего», В.Цой «Апрель».
Обобщающее занятие.
Чем может быть интересна рок-поэзия современному школьнику?
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Рок поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция | 1 |
2 | Особенности русской рок - поэзии | 1 |
Русская литература и рок-поэзия: общие темы, мотивы, образы. | 31 | |
3 | Мир детства в творчестве поэтов «серебряного века» и рок-поэтов 20 века | 1 |
4 | Свободолюбивая лирика | 1 |
5 6 | Концепция любви у А.С.Пушкина и И.Талькова | 2 |
7 | Тема поэта и поэзии у русских классиков и рок-поэтов | 1 |
8 9 | Тема Родины | 2 |
10 11 | Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и В.Цоя | 2 |
12 | «Метельная» лирика А.С.Пушкина и Ю.Шевчука | 1 |
13 | «Весенняя» лирика | 1 |
14 | Осень в лирике А.С.Пушкина и песнях Ю.Шевчука | 1 |
15 16 | Тема дороги | 2 |
17 | Образ моря | 1 |
18 | Образ дождя | 1 |
29 | Петербург в поэмах А.С.Пушкина и песнях Ю.Шевчука | 1 |
20 21 | Образ Ночи у Ф.И.Тютчева и В.Цоя | 2 |
22 23 | Символика образа птицы | 2 |
24 25 | Образ звезды | 2 |
26 27 | Образ молодого поколения в лирике М.Ю.Лермонтова и песнях В.Цоя | 2 |
28 29 | Человеческие пороки | 2 |
30 31 | Смысл жизни человека | 2 |
32 33 | Православная тема в поэзии «серебряного века» и рок-поэзии | 2 |
34 | Обобщающее занятие. Чем может быть интересна рок-поэзия современному школьнику? | 1 |
Литература
- Алексеев А.Н. Кто есть кто в советском роке. А.Н Алексеев / М.: Останкино, 1991.
- Васильев А. 30 песен группы "Сплин". – М.: Леан, 2000.
- Вересаев В.В. В двух планах: Статьи о Пушкине. - М.: Захаров, 2000.
- Викторова К.П. Неизвестный, или Непризнанный Пушкин. - СПб.: Политехника, 1999.
- Гребенщиков Б. Аквариум. Тексты XX века. – М.: Геликон Плюс, 2001 г.
- Дидуров А.М. Золотое десятилетие рок - поэзии / А. М. Дидуров.: Молодая гвардия, 1992.
- Каминский Б.В. Статья «Смена акцентов в рок-поэзии с 70-х по 90-е годы», 2010 г.
- Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. М.: Знание, 1989.
- Мейнерт Н. Группа "Наутилус Помпилиус"- Таллин: Nutus, 1991.
- Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2-х частях. - М.: Владос, 1999.
- Федоров Е. В. Рок в нескольких лицах.- Москва: Молодая гвардия, 1989.
- Хакимов Р.ДДТ - наша общая юность. М.: Эксмо, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа авторского факультативного курса по творчеству М.И. Цветаевой
Данная программа станет хорошим подспорьем учителю литературы....
"Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"
Научно-исследовательская работа "Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"...
АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».
Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...
Авторский факультативный курс «Негромкая мелодия души». Авторская песня как средство эстетического и духовного воспитания учащихся
Авторская программа факультативного курса по литературе для 10 класса...
Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Маршрутный лист дистанционного урока...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...