"Взаимосвязь осетинской и русской литературы в условиях внедрениях ФГОС"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Статья содержит обобщение опыта работы по преподаванию национальной литературы во взаимосвязи с русской классикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_russkoy_i_osetinskoy_literatury_v_usloviyah_vnedreniya_fgos.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь русской и осетинской литературы в условиях внедрения ФГОС.
Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся.
Современные образовательные стандарты по литературе и русскому языку предусматривают обращение к морально-этической проблематике, что содействует формированию нравственных чувств, толерантности, бережному отношению к национальным традициям, духовным ценностям своего народа.
По нашему глубокому убеждению, изучение произведений осетинских писателей на уроках литературы во взаимосвязи с русской классикой способствует эффективному качественному образованию.
Главными критериями отбора произведений осетинской литературы стали их эстетическая ценность, нравственная значимость , гуманистический пафос.
В основе данного аспекта литературного образования- интегративный подход, ведущий метод- сопоставительный, выводящий контакт двух литератур на уровень продуктивного взаимообогащающего диалога. Наши разработки уроков предполагают достижение целей, которые ставят перед учителем новые стандарты образования.
Так, в 5 классе разработала урок по рассказу Р.Тотрова «Улыбка Нано». Благодатная тема детства, лежащая на поверхности проблема добра, сострадания , соучастия вызвали живой интерес учащихся. Знакомые топонимы, имена, обычаи и традиции осетинского народа помогали восприятию текста, дети легко давали ответы на сложные нравственные вопросы. На этапе рефлексии ученики защищали иллюстрации к рассказу.
При изучении произведения И. С. Тургенева «Бирюк» в 6 классе обратились к рассказу К.Л. Хетагурова «Охота за турами». Выявляя общие черты жизни крестьянина и горца, обращали внимание на национальное своеобразие, особенности быта, семейного уклада русского и осетинского народов. Обобщая, сделали вывод о трудной , безрадостной доле простого народа.
Проблемы человеческих взаимоотношений, памяти, всепрощения и сострадания поднимаются при изучении повести С. Хаблиева «Ворожея». Анализ эпизодов, соотнесение образов осетинской женщины-солдатки и графини М. М. Тучковой, привлечение репродукций художников разных эпох позволили осуществить интегративный подход для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Такие виды деятельности, как сопоставление, анализ, интерпретация поэтического текста ,использовались в 9 классе на уроке «И всюду страсти роковые..»(Сопоставительный анализ романтических поэм А.С. Пушкина «Цыганы» и К.Л. Хетагурова «Фатима»).Выделяя компоненты романтического произведения по группам, составили таблицу, которая наглядно продемонстрировала общие черты и своеобразие, неповторимость поэм.
Словом , изучение национальной литературы во взаимосвязи с русской классикой, современной прозой и поэзией способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов ,формирует гуманистическое толерантное сознание, вносит осознание себя как носителя не только национальной ,но и всемирной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"
В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...
русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС
материал можно использовать с 5 - 11 классы...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы...
Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...