"Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературы" (из опыта работы Тугушевой Е. А.)
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Как учителю литературы вызвать у всех учащихся интерес к художественному слову, к предмету "литература", формировать читательскую грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской

грамотности обучающихся на уроках литературы

(из опыта работы Тугушевой Е. А., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района Саратовской области»)

     Что такое читательская грамотность?

     «Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественного произведения. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать его возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов;

- характеристика героя;

- написание отзыва;

- написание сочинения.

      Обязательный элемент урока литературы  –  беседа, ответы на вопросы.

     После ознакомления обучающихся с произведением задаю вопросы:

- Понравилось ли вам произведение?

- Как вы относитесь к героям?

- Каково отношение к ним автора?

- Какова  главная мысль, идея произведения?

     Отвечая на вопросы, дети уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты, с большей заинтересованностью относятся к прочитанному.

     Но хочется отметить, что у современных детей интерес к чтению падает. А потому одной из главных задач учителя литературы является повышение у учащихся интереса к чтению.

     Чтобы достичь желаемого результата, использую некоторые приёмы современных педагогических технологий.

     Один из приёмов ТРКМ – чтение с остановками.

     Его использование позволяет не только развивать мышление, но и раскрывать творческий потенциал обучающихся.

     Например, в 5 классе при изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму» специально не задаю на дом дочитать рассказ до конца. Читаем в классе.

1 фрагмент.  Прочитав эпизод, когда Герасима вынуждают избавиться от Муму, останавливаемся; задаю ребятам вопрос:

    – Как поступит Герасим?

     Высказав предположения, ребята читают текст дальше.

2 фрагмент. После чтения фрагмента о гибели собаки останавливаемся снова.

          – Зачем Герасим утопил Муму?

          – Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?

          – Почему герой сначала накормил собаку?

          – Можно ли понять и оправдать поступок Герасима?

          – Что герой будет делать дальше?

3 фрагмент. Произведение дочитано.

          – Почему Герасим ушёл в деревню?

          – Знал ли герой, что уйдёт от барыни, до того, как избавился от Муму?

        ( -  Нет.)                                                  

           – Что осознал Герасим?

        ( - Что он человек и имеет право жить так, как хочет, а не так, как ему велят).

     Ребята рассуждают о произволе помещиков и бесправном положении крепостных. В результате приходят к выводу о том, что некоторые представители из народа начинают проявлять, пусть даже и в слабой форме, протест против своих хозяев.

     Один из приёмов, который часто применяю на уроке или в качестве  домашнего задания: придумать вопросы к произведению. Ребята учатся задавать не только простые, «тонкие» вопросы, но и проблемные, «толстые»  вопросы.

     Еще один из элементов ТРКМ – синквейн. Удобно использовать такой приём  для обобщения не только материала одного урока или какой-то одной темы, но и для сравнения, например, героев разных произведений (Онегин А. С. Пушкина и Печорин М. Ю. Лермонтова).

     Вот некоторые примеры:

Онегин,

Ветреный, праздный,

Влюбляет, бросает, разочаровывается,

Испугался серьёзного чувства Татьяны,

Эгоист.

Ленский,

Юный, восторженный.

Любит, ревнует, страдает,

Погиб из-за любви к Ольге

Романтик.

     Важными составляющими современного урока являются

- презентации,

- музыкальные композиции,

- прослушивание художественных текстов в актёрском исполнении,

- заочные экскурсии по литературным местам.

     Всё это находит применение на уроках литературы.

      Для того чтобы повысить читательский интерес обучающихся, применяю также проектные технологии, которые очень тесно связаны с ИКТ. Многие проекты выходят за рамки урока и осуществляются во внеурочной деятельности. Например, обучающиеся 5 класса с большим интересом участвуют в проекте «Сказка – ложь, да в ней намёк!»

     Краткая аннотация проекта: проект направлен на саморазвитие и самопознание.

     Цель работы: совершенствование знаний о сказке как одном из факторов, играющих важную роль в формировании личности человека.

     Проблемные вопросы:    

1. Как народ выражает в сказках свои сокровенные желания?

2. Чему учат сказки?

3. Почему в сказках добро торжествует над злом?

4. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк!»?

     Основополагающий вопрос:                                                                                                  

Нужна ли сказка человеку 21 века?

     План работы учащихся:

1. Сбор информации о сказках и её изучение.

2. Сочинение собственной сказки.

3. Создание иллюстраций к сказкам.

4. Создание презентаций. Завершение работы над проектом.

     Конечный результат:                                                                                                                    

1. Защита проектов.                                                                                                                          

   Подведение итогов. Рефлексия.  

Викторина по сказкам.

    Вывод. Все учащиеся сошлись во мнении, что жизнь любого человека, какой бы то ни было эпохи, немыслима без сказки, так как она закладывает в людях основы добра и справедливости, формирует внутренний мир человека.

     Несомненно, на уроке должно звучать эмоциональное, выразительное чтение учителем стихотворения, отрывка прозаического произведения, которое вдохновит ребят на такое же чтение, заинтересует их.  

     Способствует развитию интереса к чтению и так называемое «домашнее чтение». Учащиеся читают дома произведения по своему выбору, готовят их пересказ, вопросы к ним, создают иллюстрации. На уроке они пересказывают, задают вопросы, отвечают на них. Все задействованы, всем интересно. И, возможно, кому-то захочется прочитать ещё какие-либо произведения.

     Развивают ребят, вызывают интерес к чтению письменные творческие задания: написание сочинений, сказок. Кроме того, иногда даю такое задание: придумать свою концовку произведения (не для того, чтобы поспорить с писателем, а для того, чтобы дать ребятам возможность пофантазировать).  Например, в 6 классе после прочтения романа А. С. Пушкина «Дубровский» ребята, кроме того, что пишут программное сочинение, придумывают свою концовку романа (в таких работах обычно добро торжествует над злом, а главные герои обретают счастье).

     Интересно для ребят и поэтическое творческое задание: написать стихотворение по заданным рифмам. Берём, например, за основу стихотворение А. К. Толстого:

……………………………..тает

…………………………...земли

………………………расцветает

………………………..журавли.

………………………….одетый

…………………………….ждёт

……………………….согретый

…………………………….поёт.

     Получаются интересные стихи. Прочитав свои «произведения» и ознакомившись с творениями товарищей, ребята с интересом слушают стихотворение самого поэта.

     Способствует формированию интереса к чтению, к литературе участие в творческих конкурсах. Ребята сочиняют сказки, рассказы, синквейны, стихи.

Стихотворение Драбыниной Марии.

В городке одном жила девочка Настюшка,
Но друзья все называли Настеньку толстушкой.
Правда, девочка была очень полновата,
На обед тарелки супа ей было маловато.


Не любила Настя спорт, лишь поесть стремилась,

Оттого она в «слона» и преобразилась.
И решила Настя вдруг: «Похудеть мне надо.
Надо меньше мяса есть, хлеба, шоколада…


Нужно спортом мне заняться, ведь ещё не поздно.
Ох, и будет мне тогда завидовать Морозова! "
День за днём проходит быстро. Вот прошла неделя.
Но Настюха ни на грамм совсем не похудела.

Настя сильно загрустила, не могла понять:

Почему не получается аппетит унять?

«Не могу себя заставить спортом заниматься!

Как же я смогу тогда с полнотой расстаться?

У меня нет силы воли, просто я слабак.

И поэтому со мною всё всегда не так.

Не люблю себя такую, видеть не могу!

Ну, а, может, постараюсь, всё превозмогу?»


Стала  Настя утром бегать, села на диету...
И за месяц похудела килограмм на десять!
Снова месяц пролетел, похудела Настя.
В школу Настенька пошла вся горя от счастья.


Ох, завидовали ей все тогда девчонки.
Удивлялись мальчики: «Настя, да в юбчонке!»
Очень нравилась теперь Настенька мальчишкам.
И никто не называл Настю толстой пышкой.

Да, недаром говорят: «Спорт нам в жизни нужен!"

А здоров и счастлив тот, кто со спортом дружен.

Если хочешь быть счастливым, время попусту не трать,

Красоту, здоровье, силу ты стремись приобретать.

Самойленко Кирилл, МОУ "СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района

Саратовской области".

           

           Сороковые годы

Сороковые годы, страшная война!

И уже забыто слово "тишина".

А фашистов танки всё вокруг крушат,

Самолёты вражьи, как ястребы, кружат.

Плачет детка малая, а старик молчит,

Женщина ребёнку тихо говорит:

- Успокойся, милый, скоро всё пройдёт,

Целый, невредимый папка наш придёт.

Замолчит сыночек, к матери прильнёт,

Повздыхает тихо и потом уснёт.

А отец воюет с яростным врагом.

Бьют из ружей, пушек; дым стоит кругом.

Молятся старушки, живыми чтоб с войны

Воротились милые, любимые сыны.

Верит мать: "Молитвою сына сберегу".

Но души сей русской не понять врагу.

И четыре года длилась та война,

Но сумела выстоять сильная страна.

Как ни бились варвары, только не смогли

Победить солдата праведной страны!

     Конечно, далеко не все ребята имеют творческие способности. Кроме того, есть такие, у кого ограничена память, не развито воображение. Дети много времени проводят в сети Интернет. У некоторых совершенно отсутствует интерес к чтению. Но задача учителя литературы  – вызвать у  всех учащихся интерес к художественному слову, к предмету «литература», формировать читательскую грамотность.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы...

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»

Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательск...

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности....

Презентация "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности....