Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Дорохина Нина Васильевна

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы.

      1 слайд. Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

  2 слайд. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности.

Одним из приёмов, который я использую, является приём «Инсерт» «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении. 

3 слайд. Очень люблю использовать приём «Лингвистические сказки». 
Они развивают
 умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её при решении задачи, вызвавшей затруднение. Применяю этот приём в 5-6 классах, а в 7-9 классах –притчи.

4 слайд. Также использую приём «Верные-неверные утверждения», который позволяет повторить и закрепить изученный материал.

Дети не только отвечают, верным или неверным является утверждение, но и обосновывают свой ответ.

5 слайд. Также эффективным приёмом является приём «Незаконченные предложения».

6 слайд. Красной нитью по формированию читательской грамотности на уроках проходит работа с текстом.

Я хочу остановиться на приёмах работы с текстом, которые я использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения к ОГЭ по русскому языку.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания С.3, даю алгоритм работы над сочинением С.3.

                 Наиболее часто я использую следующие приёмы:

Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, использую

7 слайд. Прием «Верите ли вы, что…?

Перед нами текст Вальтраупа Шелике «По дорогам войны и мира».

Верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтраупа Шелике «По дорогам войны и мира».

8 слайд. «Письмо с пробелами».

В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

9 слайд. (Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь тоже использую данный приём)

10 слайд. Ещё одним приёмом подготовки к сочинению-рассуждению может быть Чтение с остановками. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. В случае чтения неудачных сочинений предлагаю учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.

11 слайд. Следующий приём "Перекрёстная намётка идей".

Это генерирование многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме.

Ученики подбирают ассоциацию или синоним, связанные с этим понятием. Например, «Доброта – это…». Обмениваются идеями, составляют предложения, формулирующие определение понятия. Это определение-первый абзац нашего сочинения. В этом же абзаце мы даем комментарий к данному определению. Это может быть рассуждение о том, на кого может быть направлено добро, в каких обстоятельствах оно может быть проявлено, что может послужить причиной зла и т. д.

12 слайд. Реже использую приёмы:

Составление синквейна. Этот приём может стать продуктивным приёмом в написании вступления к сочинению, что всегда вызывает трудности у учащихся.

13 слайд. Интеллект-карта, ментальная карта.  Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Поэтому составление интеллект-карты позволяет ученикам успешно справиться с заданием 15.3.

   Эффективность использования данных приёмов подтверждается результатами, мои ученики успешно сдают ОГЭ по русскому языку,


ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ И МИРА.

1)Дороги войны... (2)По ним шли не только солдаты — дети тоже. (З)Пусть это были дороги в тыл — без бомб, без пуль, даже без капельки крови.

(4)Для меня и ещё семисот ребят эта дорога началась с Казанского вокзала в Москве. (5)Нас эвакуировали. (6)Привозили ребят на вокзал мамы, заводили в вагон, сажали на полку и уходили. (7)Уходили на перрон — глядеть в окно.

(8)Что делалось с малышами! (9)Двух-, трёх-, четырёхлетние, они не хотели принимать маму за стеклом. (10)Отчаянным криком рвалась наружу тревога: вдруг мама не успеет сесть?

(11)— Ма-ма! — на всех языках мира.

(12)Поезд шёл. (13)На каждый вагон — по одной взрослой женщине и по два подростка ей в помощь. (14)И на каждой полке — ребёнок, иногда два, ясельного и детсадовского возраста. (15)Конечно, легче было тем, кого увозили со старшей сестрой или братом.

(16)— Береги братишек, береги, это сейчас твоя главная задача! — крикнула моя мать в уходивший поезд. (17)Она требовала, чтобы я стала взрослой. (18)В четырнадцать лет.

(19)И я стала взрослой, взрослым подростком, как многие мои сверстники.

(20)Поезд шёл тогда тоже быстро — мчал детей под защиту тыла, в ночь, далеко от мам и пап, но далеко и от бомб и пожаров. (21)Каждую щёлочку вагонных окон мы закупорили плотно и надёжно, мы уже привыкли к светомаскировке, и в безлунной тьме усталые и перепуганные дети заснули. (22)3аснули без матрацев и одеял, без подушек, свернувшись комочками; (23)А мы двое — Борька Федотов и я — назначили себе ночное дежурство — следить, чтобы никто не свалился спросонок с тряских полок. (24)Дежурство было самое настоящее, со сменой караула через каждые два часа.

(25)— Вставай,— поднимал меня в очередной раз Борька. (26)Парнишка стоял в одной майке и брюках.

(27)— Холодно ведь, ты что?

(28)— Да там двое расплакались во сне, озябли, — объяснил Борис. (29)Потом он отдал кому-то и брюки.

(30)Да, мы взрослели не всегда и не во всём так, как положено взрослеть детям. (31)Мы взрослели в войну. (32)И на четырнадцатилетние плечи сразу сумели взвалить ответственность и за себя, и за младших братьев и сестёр, и за чужих детей тоже.

(33)Еда занимала наши желудки, наши души, наш ум. (34)По дороге в школу, вечером после уроков, утром после завтрака, и днём и ночью, даже во сне кто-нибудь начинал говорить на тему, на которую мы же сами наложили строжайший запрет.

(35)— А моя мама...— приступал очередной фантазёр к созданию живописной картины тарелки жареной картошки с луком и колбасой. (36)Нет, слушать это было невозможно, в воздухе немедленно начинало пахнуть, нос вбирал этот аромат, язык жаждал вкусить, а желудок властно, как настоящий бандит внутри тебя, требовал утолить его желания. (37)И нельзя было не слушать, и нельзя было слушать.

(38)— Мы же решили, замолчи!

(39)Но и сладостна была та мука: уйти в фантазию, ну чуть-чуть, на минутку всего, — и уже перед тобой эта вкусная, нет, вкуснейшая, самая наивкуснейшая картошка. (40)О боже мой!..

(41)Голод сделал нас рационализаторами. (42)Придумали, например, как растянуть порцию — кубик масла, который иногда перепадал. (43)Рацпредложение требовало одного — терпения. (44)Масло тонюсеньким слоем намазывалось на кусок чёрного хлеба, а потом, когда хлеб уже был поднесён ко рту, зубы, не кусая ещё, сдвигали масло с того места, что откусывалось, на неоткусанную часть. (45)И так кусочек за кусочком до конца хлеба. (46)В результате нос, губы всё время ощущали запах масла, и, если хватало выдержки, его мазали на ещё один кусок хлеба.

(47)Так началась для нас Родина.

(48)Она воспитывала. (49)Учила любить работу, не бояться мороза. (50)Мы умели пилить дрова, полоскать в проруби бельё, из промёрзлой земли выкапывать картошку, ухаживать за животными. (51)И ходили в школу, за семь километров, по льду, трещавшему под ногами.

(По В. Шелике*)

Взросление – это процесс становления личности, во время которого человек переходит от детского мировоззрения ко взрослому. Процесс этот проходит у каждого человека по-разному, может быть резким, может затянуться на многие годы, а может вообще растянуться на всю жизнь. Когда человек взрослеет, кажется, что мир вокруг него тоже меняется. Почему так происходит? Мне кажется, что мир не меняется, он остается прежним, меняется сам человек, его мысли, стремления, желания, цели, ощущения. Он просто начинает смотреть на мир другими глазами.

Что же такое взросление? По моему мнению, это процесс, при котором детское видение мира переходит во взрослое. Когда мы взрослеем, мы начинаем смотреть на мир другими глазами, мы учимся быть самостоятельными, брать на себя ответственность и защищать не только себя, но и своих близких. Почему же в военное время дети рано взрослели? По моему мнению, так случалось потому, что из-за войны детям приходилось рано забывать про детство и быть самостоятельными, от этого зависела их (а в некоторых случаях и не только) жизнь.

Дети военных лет познавали на себе трудности взрослых людей. Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на приведенный текст В. Шелике и свой жизненный опыт. В тексте В. Шелике четырнадцатилетнюю девочку и ее младших братьев эвакуировали на поезде. Родителей там не было, «на каждый вагон — по одной взрослой женщине и по два подростка ей в помощь», девочка отвечала и за себя, и за родных, и за остальных детей тоже (об этом нам свидетельствует предложение 32). Поэтому в четырнадцать лет она повзрослела: ответственность не только за себя, но и за других детей, а также задача их защитить легли на плечи подростка.

Размышляя над поставленным вопросом, не могу не вспомнить повесть В. П. Катаева «Сын полка». Двенадцатилетний мальчик Ваня в своем детстве лишился семьи и был вынужден скитаться по лесу, пока его не нашли солдаты. Ваня отказался эвакуироваться в тыл: он очень хотел помочь батарее. За Родину мальчик был готов отдать свою жизнь.

Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: из-за войны дети рано лишились детства и повзрослели. На их маленькие плечи легли суровые обязательства взрослых людей. Поэтому дети войны достойны уважения, как и остальные ветераны.

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы.

      1 слайд. Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

  2 слайд. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности.

Одним из приёмов, который я использую, является приём «Инсерт» «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении. 

3 слайд. Очень люблю использовать приём «Лингвистические сказки». 
Они развивают
 умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её при решении задачи, вызвавшей затруднение. Применяю этот приём в 5-6 классах, а в 7-9 классах –притчи.

4 слайд. Также использую приём «Верные-неверные утверждения», который позволяет повторить и закрепить изученный материал.

Дети не только отвечают, верным или неверным является утверждение, но и обосновывают свой ответ.

5 слайд. Также эффективным приёмом по формированию читательской грамотности является приём «Незаконченные предложения».

6 слайд. Красной нитью по формированию читательской грамотности на уроках проходит работа с текстом.

Я хочу остановиться на приёмах работы с текстом, которые я использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения к ОГЭ по русскому языку.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, даю алгоритм работы над сочинением 15.3.

              1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? ( Доброта?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

 

 Наиболее часто я использую следующие приёмы:

Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, использую

7 слайд. Прием «Верите ли вы, что…?

Перед нами текст Вальтраупа Шелике «По дорогам войны и мира».

Верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтраупа Шелике «По дорогам войны и мира».

8 слайд. Приём «Письмо с пробелами».

В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

На мой взгляд, взросление  - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди     смогут……………………………..             Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

9 слайд. (Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь тоже использую данный приём)

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..     Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….

10 слайд. Ещё одним приёмом подготовки к сочинению-рассуждению может быть Чтение с остановками. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. В случае чтения неудачных сочинений предлагаю учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.

11 слайд. Следующий приём "Перекрёстная намётка идей".

Это генерирование многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме.

Лучше проводить эту работу в группе из 4-6 человек. Предлагается вопрос. Например, «Доброта – это…»

На листах А4 с таблицей в 16 ячеек каждый участник группы по очереди вписывает в пустую ячейку ассоциацию или синоним, связанные с этим понятием.

Далее ученики передают свои листы. Получив новый лист, они должны прочитать записанные ранее идеи и добавить ещё по одной своей. Записать их. Идеи не должны повторяться! Ещё раз передают, читают записанные ранее, добавляют снова свои без повторений предыдущих.

Проводим передачу, пока на листах не останется свободных ячеек. Далее из идей нужно составить предложения, формулирующие определение понятия. Это определение-первый абзац нашего сочинения. В этом же абзаце мы даем комментарий к данному определению. Это может быть рассуждение о том, на кого может быть направлено добро, в каких обстоятельствах оно может быть проявлено, что может послужить причиной зла и т. д.

12 слайд. Реже использую приёмы:

Составление синквейна. Этот приём может стать продуктивным приёмом в написании вступления к сочинению, что всегда вызывает трудности у учащихся.

Задание: составьте синквейн на тему "Выбор".

Выбор

Осознанный, верный

Принять, предпочесть, сделать

Жизнь - это постоянный выбор

Решение

Выбор – это осознанное принятие решения из имеющегося множества вариантов, предпочтение одного варианта другому.

13 слайд. Интеллект-карта, ментальная карта.  Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Поэтому составление интеллект-карты позволяет ученикам успешно справиться с заданием 15.3.

Чтобы ученики активно включились в работу по составлению такой мыслительной карты, на первых этапах работы предлагаю ученикам несложные слова и словосочетания. Например, слово ДРУЖБА.

В центре листа пишется ключевое слово. Задаем ученикам вопросы:

— Как вы понимаете это слово?

— Какими существительными мы можем объяснить его?

Из предложенных детьми словосочетаний записываем только существительные. Каждая логическая цепочка должна иметь свой цвет. А далее дописываются словосочетания, выстраиваются логические цепочки.

Далее учащиеся совместно с учителем в процессе обсуждения приходят к выводу, что все логические цепочки взаимосвязаны друг с другом. Предлагается соединить получившиеся цепочки в одно целое и записать ответ на вопрос "Что такое дружба?" (1 абзац сочинения)

Использование логических цепочек облегчает понимание значения слова, объяснение его лексического значения и подбора аргументов для написания сочинения 15.3.

   Эффективность использования данных приёмов подтверждается результатами, мои ученики успешно сдают ОГЭ по русскому языку,

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

 выделять главную мысль всего текста или его частей;

 понимать информацию, содержащуюся в тексте;

 преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

 применять информацию из текста в изменённой ситуации;

 критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Работа над анализом текста начинается в 5 классе и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

В 5-6 классах – умение отвечать на вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; в 7-8 классах – умение составить плана прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом; в 9-11 классах – умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на  информацию, данную в тексте, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

        постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

        построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

        создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

        конструирование собственных высказываний о прочитанном

 Напомню структуру синквейна:

1 стр. – существительное-тема

2 стр. – 2 прилагательных - описание признаков явления

3 стр. – 3 глагола - описание действий

4 стр. - фраза из нескольких слов, отражающая личное отношение автора

5 стр – слово, резюмирующее тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Чтение – это не только  процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя &ndash...