Презентация "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы."
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Дорохина Нина Васильевна

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Слайд 2

Инсерт «Знаю, узнал, хочу узнать». При изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и о его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. При изучении темы «Собирательные числительные» выясняем, что мы уже знаем об этих числительных, чего не знаем о них, что хотели бы узнать о собирательных числительных.

Слайд 3

Лингвистические сказки. Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР-. Проблемный вопрос : При каком условии происходит чередование корней –ГОР- и –ГАР- ? Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.

Слайд 4

Верные-неверные утверждения. СПП состоит из главного и придаточного предложения. Придаточное предложение всегда стоит после главного. Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. Части СПП равноправны. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.

Слайд 5

Незаконченные предложения Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство… Главный герой киевского цикла былин Илья Муромец – это человек… Когда я читаю повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», я представляю…, думаю о… М.Е Салтыков-Щедрин и его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» преподали сегодня нам урок… Если бы я мог поговорить с мужиком, я бы ему сказал, что… Я уверен(а), что рассказ А.П. Чехов «Хамелеон» актуален и сегодня, так как…. Я понял(а), что былина « Вольга и Микула Селянинович »… Мне хотелось бы сказать о Микуле Селяниновиче …

Слайд 6

Приёмы работы с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением 15.3. 1. Внимательно перечитай исходный текст. 2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? ( Доброта?). 3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике. 4. Подбери материал для первого аргумента: — найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие; — помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае; — необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания; — не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься; 5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента — вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей; — запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!); — обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте… 6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Слайд 7

Верите ли вы, что…? Перед нами текст Вальтраупа Шелике «По дорогам войны и мира». Верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтраупа Шелике «По дорогам войны и мира».

Слайд 8

Письмо с пробелами. 9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами. Обратимся к тексту В.Шелике , в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

Слайд 9

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о………………………………… Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….

Слайд 10

Чтение с остановками . Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композицию «образцового» сочинения. В случае чтения неудачных сочинений предлагаю учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.

Слайд 11

Перекрёстная намётка идей Перекрестная наметка идей – это генерирование многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме.

Слайд 12

Составление синквейна . Задание: составьте синквейн на тему "Выбор". Выбор Осознанный, верный Принять, предпочесть, сделать Жизнь - это постоянный выбор Решение Выбор – это осознанное принятие решения из имеющегося множества вариантов, предпочтение одного варианта другому.

Слайд 13

Интеллект-карта , ментальная карта . Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов . Например, слово ДРУЖБА. В центре листа пишется ключевое слово. Задаем ученикам вопросы: Как вы понимаете это слово? Какими существительными мы можем объяснить его ? Из предложенных детьми словосочетаний записываем только существительные. Каждая логическая цепочка должна иметь свой цвет. А далее дописываются словосочетания, выстраиваются логические цепочки. Далее учащиеся совместно с учителем в процессе обсуждения приходят к выводу, что все логические цепочки взаимосвязаны друг с другом. Предлагается соединить получившиеся цепочки в одно целое и записать ответ на вопрос "Что такое дружба?" (1 абзац сочинения) Использование логических цепочек облегчает понимание значения слова, объяснение его лексического значения и подбора аргументов для написания сочинения 15.3.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...