Статья "Достоевский и современность"
статья по литературе (10 класс)
В 2022 году исполняется 201 год со дна рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевсого. Мои размышления о творчестве писателя и актуальности его произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dostoevskiy.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Достоевский и современность
— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Для кого сочиняет писатель? Для читателей. Уточним: для своих современников, ибо он не может знать, что будут читать потомки. Но вот что интересно, чем дальше от нас во времени Достоевский, тем ближе и нужнее он становится нам, современным людям. Глубоко убеждена в том, что Достоевского нужно читать и перечитывать. А еще нужно вчитываться, вникать, понимать и внимать. О чем нас предупреждает писатель? О чем заставляет задуматься? Конечно, в случае с Достоевским, вопросов больше, чем ответов. И все же попробуем разобраться.
Во многих романах Достоевский описывает убийства. В чем причины преступлений? В какой момент человек становится преступником? Причины любого убийства в голове. Когда человек разрешает своей совести переступить через закон, тогда он становится преступником. Значит, дело в психологии и сознании. Разделив всех людей на две категории: «тварей дрожащих», нужных для создания себе подобных и «право имеющих пролить кровь по совести», Раскольников задумался, а он-то кто? И решил, что он право имеет. Согласитесь, как-то обидно быть тварью дрожащей, да и не хочется. Очень заманчивая теория. А если спросить современного человека, к какой группе он себя отнесет. Думаю, в обществе, в котором Я важнее общественного, ответ очевиден. Кто же такие право имеющие? Это Ликург, основатель Спарты, Наполеон. Таких людей в 20 веке Лев Гумилев назовет пассионариями, сильными личностями, творящими историю. И Раскольников решает, что он «право имеет». Значит, причина убийства идеологическая. Студент Раскольников задавлен бедностью; возможно, причина убийства все-таки в кармане? Нет, Разумихин, друг Раскольникова, не богаче Раскольникова, у него самого в кармане вошь на аркане, но ему не приходят в голову такие мысли. Значит, причина убийства не экономическая.
Итак, теоретически обосновав убийство, идея вышла на улицу с топором. Раскольников тщательно рассчитал свое преступление: и детали одежды продумал, и топор заранее положил, и 730 шагов посчитал, и пробу сделал. Для чего? Раскольников убежден в том, что убьет не человека, а зловредную вошь, а на украденные деньги сделает тысячу добрых дел.
Человек, с шаткими понятиями, не имеющий внутреннего стержня, становится легкой добычей «недоконченных» идей. И что самое страшное, эти идеи витают в воздухе. В трактире как бы в подтверждение правильности своих мыслей Раскольников случайно услышал разговор офицера и студента.
«– ...Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, – с жаром прибавил студент.
Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно!
– Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, – загорячился студент. – Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
– Ну, понимаю, – отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.
– Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает…»
Как все логично. Но только убийство остается убийством.
Каковы же причины преступности в современном обществе? Преступления совершаются только потому, что люди бедны? Это совершенно не так. Хватает зажиточных и очень богатых людей, которые совершают преступления, в том числе корыстные. Значит, не следует преувеличивать значение материального фактора. Значит, прав Достоевский в том, что причина преступлений не в кармане, а в голове.
Раскольников не раскаивается в убийстве и называет Соне истинные причины своего поступка.
«- Ты был голоден! ты... чтобы матери помочь? Да?
- Нет, Соня, нет, - бормотал он, отвернувшись и свесив голову, - не был я так голоден... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно...если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь... счастлив был!... я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил..»
Есть еще один важный момент в психологии этого преступника – он не хочет ждать, зарабатывая уроками небольшие деньги, он хочет разом решить проблему. «... ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, - и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать... ну, вот и все...»
Не напоминает ли такой подход современное молодое поколение, страдающее синдромом «Все и сразу». Почему многие хотят всего, сразу и просто так! Современная молодёжь старается жить по этому принципу во всех сферах деятельности: и в работе, и в семье. Не желая работать, большинство хочет сразу устроиться на высокооплачиваемую работу и получать достойную зарплату. А некоторые и этого не хотят – вот бы найти сразу мешок с деньгами. Слово «рационально» стало синонимом к слову «правильно». И на этой морали строится вся этика, всё нравственное поведение человека.
Раскольников не случайно выбрал в качестве жертвы старуху-процентщицу. Ростовщица дает деньги в долг под проценты. «Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…злая, капризная… стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц …»
Итак, всем очевидно, что Алена Ивановна нажила свое богатство неправедным путем. Поэтому, можно назвать еще один фактор преступлений - зависть к богатым и обеспеченным, а особенно к тем, кто добился достатка, наживаясь на несчастье других.
Сейчас мы наблюдаем резкое социальное расслоение общества. И у людей, испытывающих зависть к богатым и чувство справедливого возмездия, появляется психологическая причина к совершению преступлений.
У Раскольникова есть двойники. Петр Петрович Лужин живет по принципу «целого кафтана»:
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел». Он считает, что с ближним делиться не надо, иначе оба будут полуголые. А будут ли делиться с кем-то дети, воспитанные на рекламе «Бери от жизни все, ведь ты этого достоин»? Это проблема общества потребления.
Еще один двойник Раскольникова, Свидригайлов, убежден в том, что человеку с миллионом можно все (убивать, насиловать, прожигать жизнь, унижать других, шантажировать, доводить до самоубийства).
Газета «Комсомольская правда» 28 мая 2012 года сообщила об аттракционе невиданной щедрости. Основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров вместе со своим заместителем разбрасывал в толпу, собравшуюся по случаю праздника города, из окна офиса в центре Санкт-Петербурга пятитысячные купюры, прикрепленные к самолетикам, и смеялся от души, наблюдая, как собравшиеся внизу люди первыми пытаются добраться до денег, пуская в ход кулаки. Сам миллионер так прокомментировал свои действия: «Коллеги решили поддержать атмосферу праздника в виде небольшой акции, но пришлось быстро прекратить — народ стал звереть». Всего таким способом «в полет» было отправлено 50 тыс. российских рублей. Интересно, кем себя считал Дуров в этот момент? Благодетелем? Творцом? Такой поступок трудно назвать благотворительностью.
О чем же предупреждает нас Достоевский? Совершая убийство, человек прежде всего убивает все человеческое в себе. Вспомните одну маленькую деталь: Раскольников убивает старуху обухом топора, значит, острие направлено на самого себя. Когда Раскольников признается Сонечке в преступлении, он говорит: «Я не старуху убил, я себя убил». Раскольников не в силах вынести страдания, ему необходимо, чтобы кто-то разделил с ним эти муки. Раскольникову еще только предстоит встать на путь раскаяния. Без помощи Сони ему не справиться. Вспомните сцену из 4 главы 5 части, в которой Соня хочет надеть крестик Раскольникову.
«- Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вдруг вспомнила.
Он сначала не понял вопроса.
- Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный, Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми... ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!»
Из этой сцены нам становится понятно, что Соня и убитая Раскольниковым беременная Лизавета (сводная сестра Алены Ивановны) являются назваными сестрами. А обменявшись крестами с Соней, Раскольников становится ей названым братом.
Таким образом, Достоевский предупреждает нас о том, что любое убийство - это братоубийство. И никакие высокие цели оправдать убийства не могут. Эта мысль Достоевского архиактуальна как никогда в связи с последними событиями на Украине и в Казахстане.
В эпилоге романа Достоевский полностью развенчивает идею о «сверхчеловеке», которому позволено переступить нормы морали. На каторге Раскольникову снится сон о конце света, «будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе… Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше». Конечно, речь идет о «коричневой чуме». В этом гениальное предвидение Достоевского. Если каждый будет считать, что он вправе решать, кому можно жить, а кому нет, то начнется война всех против всех. Сейчас неофашизм снова набирает большую популярность. Сегодня, когда некоторые страны намеренно и продуманно пытаются по-своему подкорректировать произошедшие более 75 лет назад события, сохраняется угроза распространения неофашизма. Об этой опасности предостерегал нас великий писатель 156 лет назад. Усвоили ли мы уроки Достоевского?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Современный урок современного учителя"
Материалы педсовета...
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.В современных условиях о...
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...