Конспект открытого урока "Особенности жанра притчи"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель: актуализировать навык смыслового чтения с помощью использования приёма интеграции и интерпретации информации.
Задачи урока:
1. Познавательные: закрепление знаний о видах чтения; умение использовать приёмы смыслового чтения; работа с текстом.
2. Развивающая: обогащение словарного запаса; развитие речевых навыков; формирование коммуникативной компетенции.
3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающему миру; осмысление морально-нравственного выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otk_urok_lit-ra_12.05._knyazeva_aa.docx | 597.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Притча. Особенности жанра»
Тип урока: обсуждение с элементами самостоятельной работы с текстом.
Цель: актуализировать навык смыслового чтения с помощью использования приёма интеграции и интерпретации информации.
Задачи урока:
1. Познавательные: закрепление знаний о видах чтения; умение использовать приёмы смыслового чтения; работа с текстом.
2. Развивающая: обогащение словарного запаса; развитие речевых навыков; формирование коммуникативной компетенции.
3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающему миру; осмысление морально-нравственного выбора.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки с вопросами и заданиями).
Ход урока
Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном очень интересном жанре литературы. Но для начала я предлагаю вам прочитать текст, который вы видите на экране проектора.
Притча «***» (слайд 1)
Когда-то давно Старик открыл своему Внуку одну жизненную истину:
— В каждом из нас идет борьба, очень похожая на борьбу двух Волков. Один Волк – чёрный − олицетворяет гнев, зависть, ревность, жалость к себе, эгоизм, гордыню, ложь. Другой – белый – несёт радость, мир, любовь, надежду, истину, спокойствие, сострадание, доброту и верность. Оба волка постоянно борятся внутри каждого из нас.
Внук, тронутый до глубины души словами Старика, задумался, а потом спросил:
— А какой Волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- На какой жанр похож данный текст? А чем отличается?
(На басню. Отличается от басни тем, что написан в прозе, а также имеет более глубокий смысл)
- Да, вы правы. Такой жанр называется притчей. Попробуйте сформулировать определение этого жанра.
(Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме)
Давайте откроем тетради. Запишем число и тему урока «Особенности жанра притчи».
- Ребята, притча – это не просто текст, не просто какой-то рассказ. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложен определённый урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём. Притча – это своеобразный источник мудрости.
Давайте обратимся к тексту и попробуем выбрать подходящую иллюстрацию к этой истории (слайд 2). Вы можете выбрать только один номер. Голосуем!
Отлично! Перед вами на столах лежат рабочие карточки, подпишите их и запишите номер понравившейся вам иллюстрации. Сравните свой выбор с вашим партнёром по лицу.
В этих карточках мы будем отмечать важные элементы анализа текста притчи. А теперь мы приступаем к работе с текстом.
Работа с притчей
1.Кто главные герои притчи?
Старик и Внук
2. Что представляет собой каждый волк?
Один волк представляет зло: зависть, ревность,
гордыню, эгоизм, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину,
доброту и верность.
3. Что представляет собой борьба двух волков?
Внутренний мир человека
4. Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука
Каким я буду человеком - Добрым или Злым -
зависит от меня самого
5. В чем нравственный урок притчи?
Эта притча заставляет меня задуматься:
какой я – добрый или злой?
Она учит нас воспитывать в себе добро
6. Какое название можно придумать к этой поучительной истории? Запишите его в карточке ответов.
- У данной притчи есть своё название – «Два волка». Как вы думаете, в каком значении автор представляет нам персонажей? В прямом или переносном, иносказательном смысле?
Работа в парах
Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, посовещайтесь с партнёром по плечу и аргументируйте свой выбор. Вы должны стремиться прийти к общему ответу.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро не лихо — ходит тихо.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добро сеять — добро и пожинать.
Доброе семя — добрый и всход.
За доброе жди добра, за худо худа.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Умный от зла бежит, а глупый его догоняет.
Учись доброму — худое на ум не пойдет.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Подведение итогов
Подведем итог. Что на самом деле значит притча в жизни человека?
- Притча всегда поучительна.
- Притча – это одновременно и мудрость, и путь к мудрости.
- Притча – это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт
Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Действительно, слово, а в нашем случае притча, обладает невероятным могуществом.
Притча - это искусство слов попадать прямо в сердце.
Притчи – «это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы».
И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому нам необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.
Резерв. Творческое задание. Раскрась, ту картинку, которая больше всего походит к прочитанной притче или нарисуй свою
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Малые жанры фольклора
Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку...
План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...
открытый урок "Жанр героического эпоса"
Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...
План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"
Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...
План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"
План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...
Конспект открытого занятия "Малые жанры фольклора"
План-конспект открытого занятия с учащимися второго года обучения творческого объединения "Татарский фольклор"....