План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_5_kl_basni.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 5 классе
Тема: Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра
Цели:
- показать историю развития басенного жанра;
-развивать интерес к литературному творчеству;
-формировать навыки инсценирования, выразительного чтения и чтения наизусть
Оформление: рисунки-иллюстрации к басням, заранее подготовленные учениками; лента времени (экран)
Ход урока
Слово учителя.
-С баснями мы уже встречались на уроках чтения, но мы обратимся к ним вновь, для того чтобы выяснить, почему басня - вечный жанр.
-Эллада-мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
- Основоположником басенного жанра считают Эзопа. Кто же это такой?
(Сообщение ученика о жизни Эзопа и легенда о его смерти)
- Почему же басня вызывала недовольство окружающих?
(Высмеивала человеческие пороки и недостатки)
-Со времен Эзопа басня делится на две части: описательную(эпическую) и нравоучительную. В первой описывается обыкновенный или выдуманный факт. Она может быть короткой (сжатой) или пространной (с диалогами описаниями, шутками). Во второй - заключено нравоучение.
МОРАЛЬ-..(Определение с доски переносим в тетрадь).
-«Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше и велел он Прометею часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался, но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную. Басня направлена на человека грубого и глупого.»
- Автор этой басни Эзоп, подобно Прометею, часть людей переделал и животных. Такой приём в литературе до сих пор называют "ЭЗОПОВЫМ ЯЗЫКОМ" или АЛЛЕГОРИЕЙ.
АЛЛЕГОРИЯ-..(Определение с доски переносим в тетрадь)
Задание: ослу приписывали глупость, лисе-...ягнёнку-…волку-...и т.д.
-Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов. В первом в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельным сборником. Так родилась латинская стихотворная басня.
-В 3 в. к басне обращался Бабрий (работа с лентой времени), в 4 в. - Авен.
- В 15 веке к жанру басни обращался Леонардо да Винчи (великий живописец и инженер). (Чтение басен подготовленными учениками)
- В 17 в. басня ярко засверкала во Франции в творчестве Лафонтен
(Ученики о Лафантене и выразительное чтение басни Лафонтена)
-Работа с аллегорией и моралью басни Лафонтена.
- В 18 в. басня появилась в России. Утвердил этот жанр Сумароков.
(Ученики о Сумарокове,чтение его басни)
- Назидательные басни писали Хемницер и Дмитриев. (Чтение басен, работа с учебником)
"Удел его сиять в веках"
-Эти слова, по праву, можно отнести к личности известного русского баснописца 19 в. Кто это, по-вашему? (Биография И.А. Крылова)
-Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни Букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Задание: закончить крылатое выражение из басни Крылова.
Дмитриев писал:
Сердится Лафонтен иль нет,
А я с ним не могу расстаться,
Что делать? Виноват,
своё на ум не идёт,
Так за чужое приниматься
Так или иначе, но многие обращались к сюжетам басен предшественников. (Чтение басни Эзопа "Волк и Ягнёнок.")
- Определим мораль басни.
- Итак, миром должен править разум, а не грубая сила.
-Достигнув столь блистательного рассвета в творчестве И.А.Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы. Но в 20в. вновь возродилась. Этот жанр использовали многие, в том числе С.Михалков и братский поэт Жернаков.
-Мы с вами проследили путь жанра из древних веков в наше время.
- Почему жанр басни можно назвать вечным?
(Мини-сочинение).
Проверка сочинений-рассуждений. Анализ.
Итог урока.
-Что же такое, аллегорический рассказ в прозе или стихах нравоучительного характера? (Басня)
-Басня может быть написана прозой или стихами, и в том, и в другом случае не требуется очень поэтического языка, но зато важны чёткость, образность, ясность, меткость выражений и остроумие.
Домашнее задание: - Проявите своё остроумие и напишите басню любого объёма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанр басни в мировой литературе
На уроке можно будет углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников - познакомить их с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни; обучить элементам сравни...
"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"
На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и развивают свои творческие способности....
Жанр басни в мировой литературе
Урок-обобщение по теме "Басни" . Формирование коммуникативных компетенций....
И.А. Крылов. Жанр басни. Презентация по литературе.
Презентация по литературе для 5 класса. И.А.Крылов. Жанр басни....
Интегрированный урок .Тема:Жанр басни в мировой литературе.
Урок предназначен для проведения в пятом-шестом классах....
Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.
Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...