Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов с целью развития функциональной (читательской) грамотности у школьников
статья по литературе

Князева Анна Андреевна

В современном мире, в XXI веке настало время высоких компьютерных технологий. Современный учащийся, ребёнок, живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы продуктивно общаться на одном языке с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_tsifr_volna_knyazeva_aa.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Князева А.А.

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей г. Истра»

Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов с целью развития функциональной (читательской) грамотности у школьников

В современном мире, в XXI веке настало время высоких компьютерных технологий. Современный учащийся, ребёнок, живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы продуктивно общаться на одном языке с учащимися.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. В частности, читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Целью проведения диагностической работы по выявлению уровня функциональной грамотности именно в 9 классе − выявить умения, связанные как с пониманием прочитанного, так и развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе нестандартных. Кроме умений на осмысление и оценку информации, в диагностическую работу включаются умения обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач. На основании выполнения данной работы оценивается овладение девятиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности школьника.

Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого  читателя должны быть сформированы умения: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. К числу источников учебной информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы как средства коммуникаций − локальные компьютерные сети или Интернет.

Рассмотрим на примере Национального корпуса русского языка практическую значимость современных цифровых образовательных ресурсов как инструмента для анализа текста русского языка. Сайт представляет собой масштабную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову. Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялась «мода» на то или иное слово в течение столетий. Например, этот график показывает, как устаревал глагол «извольте». График составился за несколько секунд.

Использование электронных образовательных ресурсов имеет ряд особенностей:

1) повышение мотивации учащихся к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;

2) повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения;

3) возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;

4) реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у учащегося чувство критической самооценки выполненной работы;

5) обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовки к урокам.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено − компьютер, а в школьное сознание − компьютерное обучение.

Зачем нужно применение ЦОР учителю?

Что даёт ЦОР ученику?

экономия времени на уроке

содействует росту успеваемости
учащихся по предмету

глубина погружения в материал

позволяет учащимся проявить себя в новой роли

повышенная мотивация обучения

формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов

способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика

привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать

делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся работают творчески, становятся увереннее в себе в роли ученика

Только систематическая работа по формированию функциональной грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования развитой личности школьника. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» в 6 классе

Набор электронных образовательных ресурсов при изучении темы "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе...

Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования

Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...

Использование "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" на уроках химии

Тематическое планирование по химии 9 класса по теме "Неметаллы" УМК Габриелян О.С. 9 класс (базовый уровень)В настоящее время во многих учебных заведениях, и в нашем в том числе, наблюдается смещение ...

Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

Презентация и выступление для РМО учителей английского языка....

Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся

Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся...

Развитие функциональной читательской грамотности при работе над текстом для 8-9 классов. Краеведческая деятельность

Используемый УМК: Spotlight. Английский язык. 8-9 класс: учебник для общеобразоват. организаций/О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева, М: Express Publishing: Просвещение, 2014. Цель-развитие функци...

Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности 6 класс

Использование  заданий по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроке русского языка в 6кл....