Тема любви в рассказах И.А.Бунина (по сборнику «Тёмные аллеи»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Власова Татьяна Александровна

Конспект урока литературы для 11 класса в формате веб-квеста. Можно проводить урок, используя вместо презентации  материал сайта  https://viva-00.wixsite.com/mysite/my-lessons

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Автор материала

Власова Татьяна Александровна

  1. Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

 г. Магнитогорска

  1. Предмет

Литература

  1. Класс

11 класс

  1. Название

   материала

Тема любви в рассказах И.А.Бунина (по сборнику «Тёмные аллеи»)

  1. Вид ресурса

 Урок в формате веб-квеста

  1. Название раздела учебного курса

-

  1. УМК, авторы

образовательной программы

УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я.

  1. Цель и задачи

   материала

Цель: анализируя рассказы, определить, что есть любовь в понимании писателя; подготовка к ЕГЭ по литературе.

Задачи:

1. Познавательные:

познакомиться с рассказами о любви И. Бунина;

знать жанровые особенности эпитафии, сонета.

Развивающие:

развивать образное и логическое мышление, развивать чувство языка, аналитические и творческие способности обучающихся, умение свободно ориентироваться в Интернет-пространстве.

 Воспитывающие:

осознать взаимосвязь языка и культуры;

научить бережно относиться к чувствам людей.

  1. Как реализуется

На уроках литературы

  1. Комплектация

конкурсной работы

Пояснительная записка

Урок-веб-квест

Форма проведения урока: урок в формате веб-квеста

Цель работы: создание презентации, интерактивного плаката, подготовка к ЕГЭ, написание сочинения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т.д.)

Учащиеся заранее  знакомятся с произведениями И. Бунина, делятся на группы, получают задание, находят дома необходимый материал.


Ход урока

  1. Введение

 «Из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу…» И.  Бунин

 Из года в год, изо дня в день писатель жил и творил в ожидании любви. Он любил и был любим, но именно ожидание  этого великого чувства позволило ему создать  такие замечательные произведения.

Любовь… Это то чувство, которое невольно заставляет человека действовать, творить, создавать шедевры искусства. Именно любовь к Родине, к Женщине стала стержнем творчества И.Бунина. Сегодня мы попытаемся проникнуться чувствами писателя, анализируя его рассказы из цикла «Темные аллеи»,  и в конце занятия составим кластер «Что есть любовь  в понимании  И. Бунина?»

Приступим к нашему уроку, который  мы проведем, используя технологию веб-квеста. Сегодня мы не просто обучающиеся, а сценаристы, собирающие материал для  документального фильма «Живешь надеждой» (по творчеству И.Бунина).

К этому уроку вы разделились на группы(биографы, лингвисты, литературоведы)  и получили задания.

  1. Задания ( см. Порядок работы и необходимые ресурсы)

  1. Порядок работы и необходимые ресурсы

1 группа. Биографы.

Подготовить сообщение  «Биография И.А. Бунина» по плану.

План:

1.  Язык писателя.

2. Внешность И.Бунина.

3. Манера письма /архаизм/.

4. Бунин-поэт и прозаик.

5. А.Цакни.

6. В.Н. Муромцева.

7. «Тёмные аллеи».

8. Г. Кузнецова

Интернет-ресурсы:

  1. Иван Бунин. Эмигрантские годы https://www.culture.ru/movies/1157/ivan-bunin-emigrantskie-gody        
  2. Иван Бунин. Биография. Ранняя лирика https://www.culture.ru/movies/1158/ivan-bunin-biografiya-rannyaya-lirika 
  3. Русская литература для презентаций, уроков и ЕГЭ

https://a4format.ru

Биографы просматривают материал, отбирают важное  и составляют презентацию и/или интерактивный плакат  по биографии писателя.

2 группа.  Лингвисты.

Проанализируйте  стихотворение И. Бунина «Эпитафия» по предложенному плану, используя  каталог интерактивных дидактических материалов РЭШ по предмету "Литература 5-9"и другие Интернет-ресурсы.

Интернет-ресурсы:

  1. Русская литература для презентаций, уроков и ЕГЭ

https://a4format.ru

  1. Каталог "Литература 5-9" (5 класс). Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/materialy-dlya-prohozhdeniya-veb-kvesta-po-literature-na-temu-hudozhestvennoe

Урок № 7  (10:23 – 19:44)

Урок № 8

Урок № 9 (03:50 – 10:48)

Урок № 10

Урок № 11(10:32)

Урок № 12

Урок № 13 (10:00 – 14:21)

Урок № 14 (8:15 – 17:42)

Урок № 15 (05:26 - 10:16)

Урок № 20

Урок № 32

Урок № 33

Урок № 34 (14:30 – 15: 38)

Урок № 35

Урок № 40 (12:15– 17:44)

Каталог "Литература 5-9" (6 класс).

Урок № 5

Урок № 21

Каталог "Литература 5-9" (7 класс).

Урок № 12 (10:57–11:14)

План анализа лирического произведения

  1. Автор, дата написания стихотворения.
  2. История создания.
  3. Жанровое своеобразие.
  4. Тема и идея лирического произведения..
  5. Лирический герой.
  6. Основные образы.
  7. Сюжет и композиция  произведения.
  8. Эмоциональная окраска произведения.
  9. Средства художественной изобразительности.
  10. Языковые средства.
  11. Особенности ритмики стихотворения.

В результате анализа  появляется таблица или презентация:

1.        Автор, дата написания стихотворения.

1902 г.

2.        История создания.

-

3.        Жанровое своеобразие.

Сонет

4.        Тема и идея лирического произведения..

Заглавие  определяет тематику текста. Эпита́фия — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпитафия)

5.        Лирический герой.

Умершая девушка.

6.        Основные образы.

Влюбленный, девушка, небеса

7.        Сюжет и композиция  произведения.

Искренняя и кроткая героиня, жила ожиданием будущего счастья и стала объектом поклонения для романтически настроенного молодого человека, имя которого осталось неизвестным. После её смерти любовь в его сердце  продолжила жить. Любовь вечна , как бесконечны небеса.

8.        Эмоциональная окраска произведения.

Дисгармоничные отношения молодой пары

9.        Средства художественной изобразительности.

Краткие надежды(эпитет)

Бессмертная грусть(эпитет)

Ветер веет в полусне (метафора)

Все говорит(олицетворение)

От людей ушла (метафора)

10.        Языковые средства.

«Но о любви я лишь мечтала страстно…»( инверсия)

«В апрельский день я от людей ушла…»

«Ушла навек покорно и безгласно…» (звукопись)

11.        Особенности ритмики стихотворения.

АВВА кольцевая, неточная, смешанная, мужская и женская и т.д.

3 группа. Литературоведы.

          Проанализируйте   рассказ «Лёгкое дыхание», отвечая на вопросы и используя при этом каталог интерактивных дидактических материалов РЭШ по предмету "Литература 5-9"и другие Интернет-ресурсы.

          Интернет-ресурсы:

1.        Русская литература для презентаций, уроков и ЕГЭ

https://a4format.ru 

2.Каталог "Литература 5-9" (5 класс).

Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/materialy-dlya-prohozhdeniya-veb-kvesta-po-literature-na-temu-hudozhestvennoe

Урок № 20

Урок № 32

Урок № 33

Урок № 34 (14:30 – 15: 38)

Урок № 35

Каталог "Литература 5-9" (6 класс).

Урок № 35

  1. Библиотека  учебной и научной литературы http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=115

Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов:

  1. Какой мы видим главную героиню произведения?
  2. Как в тексте решается проблема жизни и смерти?
  3. Какие образы способствуют раскрытию сюжета произведения?
  4. Почему произведение названо «Легкое дыхание»?

       Какой мы видим главную героиню произведения(работа с цитатами текста)? ( «…Она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек… шаловлива и очень беспечна …стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. ..ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней …изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство. Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии…»

         Как в тексте решается проблема жизни и смерти? (Жизнь скоротечна: разговор  с начальницей - минуты, смерть – мгновение, дневник – дни, кладбище и легкое дыхание  – вечность и т.д.)

         Какие образы способствуют раскрытию сюжета произведения? (Образ начальницы, которая живет не своей, а навязанной ей жизнью, и классной дамы,забывшей  о себе и эмоционально переживающей судьбу воспитанницы. Образы-символы: крест, монастырь, острог.)

         Почему произведение названо «Легкое дыхание»?( Уместно акцентировать внимание обучающихся на эпитете «легкое». Что нужно понимать под этим словом?  В «Толковом словаре» Ожегова дается следующее определение : «ЛЁГКИЙ  - 1. Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак. 2. Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая задача, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога. 3. Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. Л. ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка. 4. Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая фигура (стройная). Лёгкая походка (быстрая, бесшумная и плавная). 5. Не напряжённый, не затруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон. Легко (нареч.) дышится. Легко (в знач. сказ.) на сердце у кого-н. (спокоен, ничем не огорчён). 6. Не суровый, не строгий. Лёгкое наказание. 7. О болезненных, физиологических состояниях: не опасный, не серьёзный. 8. полн. ф. Уживчивый, покладистый. Л. человек. Л. характер. 9. Поверхностный, несерьёзный, легкомысленный, неглубокий. Лёгкие нравы. Лёгкое отношение к жизни. 10. полн. ф. Без тяжёлого вооружения, подвижный».

Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BB%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9

 Нужно подискутировать  с обучающимися по словарной статье  и прийти к выводу, что в произведении  И. Бунина  дыхание  легкое, а значит, чистое, свежее, свободное, неуловимое, определяющее непосредственное отношение к жизни, радость, смех, открытость миру.)

Анализ рассказа «Чистый понедельник».

 - Определите, когда происходят описываемые в рассказе действия? (1912-1914 гг.)

 - Автор не дает имен героям, как вы думаете, почему? (Его не интересуют личности, он должен раскрыть духовную жизнь своих героев.)

- Охарактеризуйте героев. /Можно сделать это в виде таблицы/

Герой

Героиня

Светская жизнь

Религия

Внешность, портрет

Характер

Цвет и свет

На чем основано влечение

- Какие эпитеты, на ваш взгляд, раскрывают истинную сущность героев? Почему вы так считаете?

-Почему герои не могут быть счастливы вместе?

-Почему героиня уходит в монастырь?

- В чем заключается трагедия героев?

Данный анализ произведения можно дополнить подготовкой к ЕГЭ по литературе.  Текст и задания   взяты  с сайта «Решутест» https://reshutest.ru/tasks/theme/530.

             «В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским…

И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?»   (И.А. Бунин «Чистый понедельник».)

Задания:

 - К какому жанру принадлежит «Чистый понедельник» И.А. Бунина?(рассказ)

- Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта.( любовный)

- Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием?( сравнение)

- Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует И.А. Бунин.( диалог)

- Как называется резкое противопоставление предметов или явлений в произведении («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским»)?( антитеза)

- Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»).(портрет)

- Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»)?( интерьер)

4. Оценка

Критерии оценки веб – квеста (если учащиеся оформляют свою работу в виде презентации, интерактивных плакатов, таблицы.)

 https://nsportal.ru/user/955211/page/materialy-dlya-prohozhdeniya-veb-kvesta-po-literature-na-temu-hudozhestvennoe

  1. Заключение

На сегодняшнем занятии мы познакомились с двумя из тридцати восьми рассказов И.Бунина из цикла «Тёмные аллеи», с лирическим произведением и биографией писателя. Попытаемся сейчас ответить на вопрос : «Что есть любовь в жизни И. Бунина?» - и составить кластер к ответу.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинения на одну из выбранных тем.

С1.В чём заключается  разность духовного мира героя и героини, и как она определила их дальнейшую судьбу?

С2.В чём сходство «Чистого понедельника» И.А.Бунина с другими произведениями русских классиков 19-20 вв. о любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов)

7. Использованные материалы:

1. Иван Бунин. Эмигрантские годы https://www.culture.ru/movies/1157/ivan-bunin-emigrantskie-gody           

2. Иван Бунин. Биография. Ранняя лирика https://www.culture.ru/movies/1158/ivan-bunin-biografiya-rannyaya-lirika

3. Русская литература для презентаций, уроков и ЕГЭ

https://a4format.ru 

4.Каталог «Литература 5-9»

https://nsportal.ru/user/955211/page/materialy-dlya-prohozhdeniya-veb-kvesta-po-literature-na-temu-hudozhestvennoe

  1. Библиотека  учебной и научной литературы http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=115 
  2. «Решутест»

https://reshutest.ru/tasks/theme/530 

  1. Толковый словарь Ожегова https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BB%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  2.   Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпитафия   
  3.   Конструктор интерактивного плаката

http://didaktor.ru/konstruktor-interaktivnogo-plakata/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...

Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...

Бунин. Сборник "Тёмные аллеи".

К сегодняшнему уроку каждый ученик брал на выбор один из рассказов Бунина цикла "Тёмные аллеи".  Изучал и делал на выбор работу: презентация, доклад анализ....

Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...