Бунин. Сборник "Тёмные аллеи".
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

К сегодняшнему уроку каждый ученик брал на выбор один из рассказов Бунина цикла "Тёмные аллеи".  Изучал и делал на выбор работу: презентация, доклад анализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_krasavitsa_temnye_allei.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Алексеевич бунин Сборник рассказов «Тёмные аллеи»: «Красавица» Презентацию выполнила ученица 9 класса Б Волкова Ангелина

Слайд 2

Тёмные аллеи « Тё́мные алле́и » — сборник рассказов о любви Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953 ). Над «Тёмными аллеями» Бунин работал в эмиграции с 1937 по 1944 гг. Многие рассказы были написаны во время Второй мировой войны на юге Франции (г. Грас ), в очень стеснённых условиях вишистского режима . Позже, в 1953 году, добавив к своему сборнику два рассказа, автор стал считать «Тёмные аллеи» своим лучшим произведением . Произведение входит в программу изучения литературы в российских общеобразовательных школах.

Слайд 3

Что такое красота? Красота́ — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Но что важнее: внешняя или внутренняя красота? Ведь можно иметь невероятную внешность, но при этом черствый характер. Настоящая красота – душевная. Так всё же, что такое красота? «Сосуд она, в котором пустота , или огонь, мерцающий в сосуде?», - говорил Заболоцкий. Она может быть и тем, и другим. Но только душевная красота может этот огонь согреть по-настоящему.

Слайд 4

«Красавица» Рассказ «Красавица» один из 38 новелл цикла «Тёмные аллеи». Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где всё – о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора.

Слайд 5

«Красавица» Тема - Огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому ненужным. Тема одиночества, подлинной и мнимой красоты. Идея – Детей часто называют цветами жизни, без внимания и заботы, они, может быть, и выживут, но вряд ли когда-нибудь расцветут.

Слайд 6

Почему рассказ носит такое название? Идея связана именно с красавицей. И Бунин хочет показать то, что не может красивой женщина, которая так сурова или жестока с детьми, пусть даже не с родными.

Слайд 7

Портреты героев в словах Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло, срывался в фистулу», «казался не интересен во всех отношениях». Скромный, заурядный, но, вроде, порядочный человек. Отстраненность от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её.

Слайд 8

Портреты героев в словах Красавица – «знала себе цену», «молоденькая», «невелика», «отлично и крепко сложена», «всегда хорошо одета», «очень внимательна и хозяйственна по дому», «взгляд имела зоркий». Образ Красавицы пока не прояснён: знать себе цену хорошо одета потенциально могут получить и тот, и другой смысл. Отметим внешнюю красоту. Чиновник и Красавица - разные люди.

Слайд 9

Портреты героев в словах Мальчик – «семилетний», «живой», «ласковый». Положительная, одобрительная окраска. Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая сделала этого ребёнка одиноким человеком. Она не просто злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела ребёнка, а «сделала вид, что совершенно не замечает его»(со своим зорким взглядом). А как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека . Это самое жестокое наказание .

Слайд 10

Роль изобразительно выразительных средств языка Антитеза : «вдовец» – «женился», «пожилой» – «молоденькой», холод атмосферы дома – кадка с пальмой. Эпитеты : «живой» мальчик, «ласковый» мальчик, «беспокойный» сон, «круглое» одиночество. Метафора : «Он… срывался в фистулу» Анафора : «он был молчалив», «он был худой» Инверсия : «И мальчик, от природы живой и ласковый…», «…зажил жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день».

Слайд 11

Сходство между Чиновником и Красавицей Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. Сходство : и отец «притворился»(сделал вид, что у него никогда не было сына.

Слайд 12

Развязка Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается – воспоминание о покойной матери, которой он остается вечно предан: «постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», «а все добришко его спрятано в мамином сундуке – том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме».

Слайд 13

Жизнь мальчика «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «читает шёпотом», «смотрит в окно», «стелет себе постельку», «сам прилежно убирает, свертывает, уносит». Ключевые слова: «круглое одиночество», «совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь».

Слайд 14

Глубина трагедии Сидит, рисует, читает, смотрит. «диванчик», «тюфячок», «уголок», «домик», «книжечка», «постелька», «добришко». Субъективная позиция автора. Пространство – его комната, кадка с пальмой – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что-то растёт, цветёт и радуется.

Слайд 15

Красотою спасается мир? Если эта красота добрая и искренняя, а не только внешняя, то может быть. Ведь бывает красота обманчивая, ледяная, которая приносит другим, как правило, только горе. Значит, название рассказа «Красавица» – ирония.

Слайд 16

Хотелось бы закончить словами мастера коротких рассказов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А. П. Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Эссе "Сентиментальные размышления" (по рассказу И.Бунина "Тёмные аллеи")

Эссе содержит анализ рассказа И.Бунина "Тёмные аллеи". Проводит ряд музыкальных, поэтических, художественных ассоциаций....

Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...

Презентация И. Бунин "Темные аллеи"

Разбор произведения И. Бунина "Темные аллеи"...

Презентация к рассказу И.Бунина "Темные аллеи"

Презентация к урокам литературы в 9, 11 классах  по рассказу И.Бунина "Темные аллеи"...