Конспект урока по литературе "Чичиков - антигерой. Эволюция его образа в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе для 9 класса
Урок: 56
Дата: 29.01.2018
Тема: Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Эволюция его образа в замысле поэмы.
Планируемые результаты: Отрабатывать умение анализировать эпическое произведение.
Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки работы с текстом художественного произведения. Учить рассуждать и доказывать свою точку зрения, делать выводы, обобщения.
Формирование умения извлекать нравственные уроки из произведений классики.
Оборудование: учебник, текст произведения, рабочие тетради
Ход урока
2. Мотивация. 1)Кроссворд.
- Догадайтесь: о ком идет речь?
Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).
6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс).
… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка).
…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).
Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)
Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).
с | о | б | а | к | е | в | и | Ч | ||||||
а | л | к | И | д | ||||||||||
к | о | р | о | б | о | Ч | к | а | ||||||
м | а | н | И | л | о | в | ||||||||
п | л | ю | ш | К | и | н | ||||||||
ф | е | м | и | с | т | О | к | л | ю | с | ||||
н | о | з | д | р | е | В |
2.Вступительное слово учителя.
Итак, мы продолжаем работу с поэмой Н.В.Гоголя «Мёртвые души». На предыдущих уроках мы рассматривали образы помещиков, выявляли авторскую позицию и логику создания характеров этих персонажей. Анализируя текст глав поэмы, посвященных описанию визитов Чичикова к помещикам, мы составили определенную схему создания характеров помещиков, которой пользуется автор на протяжении 2-6 глав. Вспомним ещё раз, какова эта схема.Какие способы создания характеров помещиков использует автор?
(слайд «Способы создания характеров помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»)
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как эта схема работает при создании образов помещиков?
(как портрет Манилова помогает в создании его образа, как интерьер Собакевича характеризует его владельца и т. д. по схеме слайда)
Учитель. Лишь один раз автор отступает от намеченной им схемы характеристики помещиков. Вспомните, когда это происходит? Какова авторская логика?
( в характеристике Плюшкина есть биография, это герой с развитием, пусть и отрицательным, что даёт автору возможность для его возрождения)
А теперь послушайте биографию ещё одного героя поэмы Гоголя
(подготовленное сообщение о биографии Чичикова (не называя имени героя, от первого лица))
Узнали героя. А какая связь с предыдущим рассказом о Плюшкине?
(герои с историей, пусть и данной в прошлом, есть перспективы развития с точки зрения авторской логики)
Запись темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о Чичикове, главном герое произведения. Мы должны будем посмотреть, как Гоголь создает этот образ. Если мы захотим воспользоваться схемой, с которой работали на предыдущих уроках, мы придём к положительному результату?
Почему эта схема не работает при создании образа Чичикова? В чём будет заключаться сложность при работе над этой проблемой? ( герой необычный, неоднозначный, сложный, при его восприятии сложно работать по шаблону, материал для характеристики разбросан по тексту всего произведения)
Итак, цели нашей сегодняшней работы - 1.Отрабатывать умение анализировать эпическое произведение.
2.Развивать устную и письменную речь , навыки работы с текстом художественного произведения. Учиться рассуждать и доказывать свою точку зрения, делать выводы, обобщения.
3. Учиться извлекать нравственные уроки из произведений классики.
Слово учителя.
Мы уже отметили с вами, что Чичиков – герой необычный и поэтому логика создания его образа потребовала от автора новых средств, по сравнению с другими персонажами поэмы. Традиционных средств создания образа героя оказалось недостаточно.
Вернёмся к образу Плюшкина, о котором мы вспоминали сегодня, прочитаем его портретное описание его и сравним с портретом Чичикова.
Кому могла прийти в голову столь безумная идея — приобретать мертвые души с тем, чтобы потом совершать с ними сделки? Только человеку, жадно стремящемуся “приобретать”, не представляющему своего существования вне приобретения и умеющему изыскивать любые способы для того, чтобы стать владельцем богатства. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят ему солидные барыши. Спекуляции с мертвыми душами нагляднее всего раскрывают коммерческий, предпринимательский склад характера Чичикова. Его восхищение вызывает не тот, кто обладает высоким саном, а тот, кто владеет значительным капиталом.
Гоголь раскрывает образ Чичикова другим способом, нежели образы остальных героев поэмы. Ведь он не мог характеризовать Чичикова через его отношение к крепостнической собственности и через описание его быта. Гоголь показывает этого героя в действии, в процессе претворения им в жизнь своих замыслов. Чичиков, пожалуй, единственный персонаж, биографию которого мы узнаем очень подробно
К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния.
Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на “ты”, и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноздрёва, который явно собирается его надуть.
При встрече с Собакевичем “прямота” и “непосредственность” Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.
Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.
Сопоставляя Чичикова с владельцами крепостных душ, Гоголь ярко показывает те новые черты, которые могли сформироваться только вне атмосферы барской усадьбы. Это — необыкновенные жизненная цепкость, приспособляемость и энергия. Чичикову чужды мечтательность Манилова и примитивное простодушие Коробочки. Он не мелочится, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую и прямолинейную деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве . Однако деятельность Чичикова сопоставляется Гоголем не только с бытием помещиков, но и с жизнью страны. Как и обитателей усадеб, Чичикова нисколько не волнуют социальные проблемы. Он совершенно равнодушен к тому, что не касается его самого, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя “гражданином земли своей”, которому близки и дороги ее судьбы.
Д/з Эволюция образа автора, живые и мертвые души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)
Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...
КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА; "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"
УРОК ПОСВЯЩЁН ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ КОМПОЗИТОРОВ И РАЗНЫХ ЖАНРОВ...
Конспект урока ОБЖ в 10 классе "Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий"
Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».Задачи:Образовательная:сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», обеспечить учащихся необходимой информ...
Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".
Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...
План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс
Тема урока Главные направления эволюции.I. Организационный момент.II. Повторение изученного материала.Устный ответ: Что тако...
Конспект урока 9 класс.Селекция-эволюция,направляемая человеком.
.Урок формирует у учащихся знания о селекции животных и растений....
конспект урока литературы в 9 классе «Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души"
В процессе урока учащиеся заняты поиском ответа на вопросы - проблемы: " Почему првым помещиком, с кем встречается Чичиков, Манилов"? является ли Манилов "мертвой душой?"...