Конспект урока 9 класс.Селекция-эволюция,направляемая человеком.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Вдовиченко Елена Александровна

.Урок формирует у учащихся знания о селекции животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selektsiya-evolyutsiya_napravlyaemaya_chelovekom.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Селекция – эволюция, направляемая человеком

Образовательные цели : познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Рассмотреть  предковые формы современных сельскохозяйственных растений и животных, с центрами их происхождения и одомашнивания. Познакомить с работами Н. И. Вавилова и И.В. Мичурина.  Рассмотреть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Сравнить действие естесственного и искусственного отбора

Развивающие цели: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно- следственные связи, отработать умение учащихся работать с дополнительной литературой.

Воспитательные цели: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Тип урока: комбинированный 

Оборудование:  ноутбук, интерактивная доска

Форма организации познавательной деятельности: сочетание коллективной и индивидуальной

Ход урока

Взгляните на доску, все это многообразие было сформировано в течении миллионов лет в ходе изученного ранее процесса. (Демонстрация биологического разнообразия). Какого? Какие основные эволюционные факторы привели к биоразнообразию. Что является направляющим фактором эволюции? Почему говорят, что естественный отбор играет творческую роль?

(Демонстрация пород животных и сортов растений) А под действием какого фактора возникли эти организмы? Как называется наука изучающая выведение новых пород животных и сортов растений?

Объявление темы урока.  Как тема урока у нас высказывание селекционера Вавилова. Как вы понимаете это высказывание?

Начиная изучать новую биологическую дисциплину, что в первую очередь мы должны узнать? Определим цели урока.

Селекция –от лат от лат. «selectio» - отбор . Что же это за наука? Формулируем определение понятия « селекция».

Селекция - наука  о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Штамм – чистая культура микроорганизмов

Сорт, порода – совокупность особей одного вида, созданные человеком в процессе искусственного отбора

Как вы считаете, давно ли зародилась селекция?

Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием.
Начало сельскохозяйственной деятельности было положено примерно 10 тысяч лет назад, когда перешел к оседлому образу жизни, начал осваивать новые территории, приступил к культивированию ряда растений и содержанию животных. С переходом к оседлому образу жизни человек поставил свое благополучие в полную зависимость от ограниченного набора видов растений и животных.

Какой процесс предшествовал выведению пород животных?

Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы – одомашнивание.

 Как началост одомашнивание? Широкое одомашнивание начинается с 8- 7 тыс. до н.э.

Какие дикие животные стали предками домашних?

Волк – собака, тарпан – лошадь, банкивская курица – домашняя курица, дикий тур – крупный рогатый скот, муфлон, архар и аргали – овцы.

Чем отличаются дикие формы от домашних?

Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.

 Как вы считаете, какая наука является теоретической базой селекции?

Научная селекция базируется на работах Ч. Дарвина и Г. Менделя.

В 1868 г. вышла работа Ч. Дарвина « Изменение животных под  влиянием одомашнивания», в которой домашние голуби заняти одно из центральных мест. Изучая породы птиц и проводя работы по их скрещивания, ученый пришел к выводу, что их многообразие – результат селекции., а предком голубей был дикий сизый голубь.

Пионером в разработке научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.

Доклад учащихся о селекционерах Н.И. Вавилове и И.В. Мичурине.

Николай  Иванович  Вавилов  выдающийся  генетик  и  селекционер.

В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов.

В  настоящее  время  эта  уникальная  коллекция  хранится  во  всероссийском  институте  растениеводства  и  используется  селекционерами  в  их  практической  работе.

Так,  например, известный  сорт  озимой  пшеницы Безостая-1  был  получен  в  результате  гибридизации  аргентинской  пшеницы  из  коллекции  Н.И. Вавилова  с  отечественными  сортами.

Анализируя  собранный  материал, Николай  Иванович  Вавилов  заметил, что  в  некоторых  районах  наблюдается  очень  большое  разнообразие  сортов  определенных  видов  культурных  растений,  а  в  других  районах  такого  разнообразия  нет.  Ученый  предположил,  что  район  наибольшего  генетического  разнообразия  является  центром  его  происхождения  и  одомашнивания.  На  карте  показаны  восемь  центров  происхождения  важнейших   культурных  растений. Эти  центры совпадают  с  очагами  человеческой  культуры.

Вопросы  классу:

1. С  какой  целью  Вавилов Н.И. организовал  в 20-30 годы  десятки  экспедиций  по  всему  миру?

2. Какой  вывод  был  сделан  ученым,  после  анализа  собранного  материала?

Работа  в тетради: Сейчас  вам  предлагается  на  основе  текста  ст.123-125  учебника  заполнить  таблицу:  (10 мин.)

Центры  происхождения

Название  растений

1.Индийский

Рис,  цитрусовые,  огурцы,  баклажаны

2. Китайский

Просо,  соя,  гречиха,  вишня, слива

3. Среднеазиатский

Пшеница,  горох,  бобы,  лен,  чеснок

4. Преднеазиатский

Рожь,  ячмень,  инжир,  роза

5. Средиземноморский

Капуста,  маслины,  свекла,  клевер

6. Абиссенский

Сорго,  бананы

7. Центральноамериканский

Кукуруза,  тыква,  хлопчатник,  перец

8. Южноамериканский

Томаты,  картофель,  ананас,  фасоль

Какими же методами пользовались ученые-селекционеры?

Работа с раздаточный материалом и дальнейшее составление схемы: Методы селекции растений.

 Явление гетерозиса у растений

А отличаются ли методы в  селекции животных? А какие особенности у селекции животных?

  • Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
  • Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
  • Высока селекционная ценность каждой особи

Селекция животных и растений – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки. Успешная работа селекционеров – основа благосостояния страны.

Как вы понимаете это высказывание?

Селекционная работа имеет огромное народнохозяйственное значение. Замена малоурожайных сортов высокопродуктивными селекционными сортами представляет собой один из основных путей повышения урожайности. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом селекционно-генетическая работа приводит к замечательным результатам. 

Вопросы для закрепления

1.  Что такое инбридинг?  2 В чем недостаток инбридинга?

3 . Что такое  аутбридинг?4. В чем состоит явление гетерозиса и каковы его генетические основы?

5. Что такое массовый и индивидуальный отбор в селекции растений?

Домашнее задание: выучить конспект и параграф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

   В   настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...

Конспект урок по английскому языку "Внешность человека и его характер" в 6 классе общеобразовательной школы"

Данная методическая разработка направлена на активизацию, развитие и совершенствование у учащихся речевой компетенции, коммуникативных умений в следующих видах  деятельности: чтение, аудирование,...

План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".

План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...

Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....

Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...

Конспект урока английского языка по теме "Человек - творец", 10 класс, углубленный курс.

Цель урока:   способствовать осознанию учащимися значимости искусства в нашей жизни в процессе формирования коммуникативных компетенций....