Конспект урока 9 класс.Селекция-эволюция,направляемая человеком.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
.Урок формирует у учащихся знания о селекции животных и растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selektsiya-evolyutsiya_napravlyaemaya_chelovekom.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Селекция – эволюция, направляемая человеком
Образовательные цели : познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Рассмотреть предковые формы современных сельскохозяйственных растений и животных, с центрами их происхождения и одомашнивания. Познакомить с работами Н. И. Вавилова и И.В. Мичурина. Рассмотреть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Сравнить действие естесственного и искусственного отбора
Развивающие цели: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно- следственные связи, отработать умение учащихся работать с дополнительной литературой.
Воспитательные цели: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска
Форма организации познавательной деятельности: сочетание коллективной и индивидуальной
Ход урока
Взгляните на доску, все это многообразие было сформировано в течении миллионов лет в ходе изученного ранее процесса. (Демонстрация биологического разнообразия). Какого? Какие основные эволюционные факторы привели к биоразнообразию. Что является направляющим фактором эволюции? Почему говорят, что естественный отбор играет творческую роль?
(Демонстрация пород животных и сортов растений) А под действием какого фактора возникли эти организмы? Как называется наука изучающая выведение новых пород животных и сортов растений?
Объявление темы урока. Как тема урока у нас высказывание селекционера Вавилова. Как вы понимаете это высказывание?
Начиная изучать новую биологическую дисциплину, что в первую очередь мы должны узнать? Определим цели урока.
Селекция –от лат от лат. «selectio» - отбор . Что же это за наука? Формулируем определение понятия « селекция».
Селекция - наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.
Штамм – чистая культура микроорганизмов
Сорт, порода – совокупность особей одного вида, созданные человеком в процессе искусственного отбора
Как вы считаете, давно ли зародилась селекция?
Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием.
Начало сельскохозяйственной деятельности было положено примерно 10 тысяч лет назад, когда перешел к оседлому образу жизни, начал осваивать новые территории, приступил к культивированию ряда растений и содержанию животных. С переходом к оседлому образу жизни человек поставил свое благополучие в полную зависимость от ограниченного набора видов растений и животных.
Какой процесс предшествовал выведению пород животных?
Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы – одомашнивание.
Как началост одомашнивание? Широкое одомашнивание начинается с 8- 7 тыс. до н.э.
Какие дикие животные стали предками домашних?
Волк – собака, тарпан – лошадь, банкивская курица – домашняя курица, дикий тур – крупный рогатый скот, муфлон, архар и аргали – овцы.
Чем отличаются дикие формы от домашних?
Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.
Как вы считаете, какая наука является теоретической базой селекции?
Научная селекция базируется на работах Ч. Дарвина и Г. Менделя.
В 1868 г. вышла работа Ч. Дарвина « Изменение животных под влиянием одомашнивания», в которой домашние голуби заняти одно из центральных мест. Изучая породы птиц и проводя работы по их скрещивания, ученый пришел к выводу, что их многообразие – результат селекции., а предком голубей был дикий сизый голубь.
Пионером в разработке научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.
Доклад учащихся о селекционерах Н.И. Вавилове и И.В. Мичурине.
Николай Иванович Вавилов выдающийся генетик и селекционер.
В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов.
В настоящее время эта уникальная коллекция хранится во всероссийском институте растениеводства и используется селекционерами в их практической работе.
Так, например, известный сорт озимой пшеницы Безостая-1 был получен в результате гибридизации аргентинской пшеницы из коллекции Н.И. Вавилова с отечественными сортами.
Анализируя собранный материал, Николай Иванович Вавилов заметил, что в некоторых районах наблюдается очень большое разнообразие сортов определенных видов культурных растений, а в других районах такого разнообразия нет. Ученый предположил, что район наибольшего генетического разнообразия является центром его происхождения и одомашнивания. На карте показаны восемь центров происхождения важнейших культурных растений. Эти центры совпадают с очагами человеческой культуры.
Вопросы классу:
1. С какой целью Вавилов Н.И. организовал в 20-30 годы десятки экспедиций по всему миру?
2. Какой вывод был сделан ученым, после анализа собранного материала?
Работа в тетради: Сейчас вам предлагается на основе текста ст.123-125 учебника заполнить таблицу: (10 мин.)
Центры происхождения | Название растений |
1.Индийский | Рис, цитрусовые, огурцы, баклажаны |
2. Китайский | Просо, соя, гречиха, вишня, слива |
3. Среднеазиатский | Пшеница, горох, бобы, лен, чеснок |
4. Преднеазиатский | Рожь, ячмень, инжир, роза |
5. Средиземноморский | Капуста, маслины, свекла, клевер |
6. Абиссенский | Сорго, бананы |
7. Центральноамериканский | Кукуруза, тыква, хлопчатник, перец |
8. Южноамериканский | Томаты, картофель, ананас, фасоль |
Какими же методами пользовались ученые-селекционеры?
Работа с раздаточный материалом и дальнейшее составление схемы: Методы селекции растений.
Явление гетерозиса у растений
А отличаются ли методы в селекции животных? А какие особенности у селекции животных?
- Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
- Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
- Высока селекционная ценность каждой особи
Селекция животных и растений – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки. Успешная работа селекционеров – основа благосостояния страны.
Как вы понимаете это высказывание?
Селекционная работа имеет огромное народнохозяйственное значение. Замена малоурожайных сортов высокопродуктивными селекционными сортами представляет собой один из основных путей повышения урожайности. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом селекционно-генетическая работа приводит к замечательным результатам.
Вопросы для закрепления
1. Что такое инбридинг? 2 В чем недостаток инбридинга?
3 . Что такое аутбридинг?4. В чем состоит явление гетерозиса и каковы его генетические основы?
5. Что такое массовый и индивидуальный отбор в селекции растений?
Домашнее задание: выучить конспект и параграф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"
Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....
План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...
Конспект урок по английскому языку "Внешность человека и его характер" в 6 классе общеобразовательной школы"
Данная методическая разработка направлена на активизацию, развитие и совершенствование у учащихся речевой компетенции, коммуникативных умений в следующих видах деятельности: чтение, аудирование,...
План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".
План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...
Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)
Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....
Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"
Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...
Конспект урока английского языка по теме "Человек - творец", 10 класс, углубленный курс.
Цель урока: способствовать осознанию учащимися значимости искусства в нашей жизни в процессе формирования коммуникативных компетенций....